Научная статья на тему 'Проблемы развития регионального управления строительными предприятиями'

Проблемы развития регионального управления строительными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РЕГИОНА / THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE REGION / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / CONSTRUCTION ENTERPRISES / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / DEVELOPMENT MANAGEMENT / РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СРО / REFORM OF THE SRO INSTITUTE / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шленов Н.А.

На примере Нижегородской области показано, что правительство и министерство строительства региона практически не управляют развитием строительных предприятий. Обозначена системная ошибка законодательства о саморегулировании в строительстве, которая препятствует объективному объединению строительных предприятий по субъектному принципу и развитию строительной отрасли. Дана информация о структуре и результатах работы основных групп строительных предприятий региона: крупных, средних, малых. Выявлено, что наиболее слабой группой являются крупные предприятия. Представлены все общественные организации строителей на территории региона и декларируемые ими цели и задачи. Предложены мероприятия по реформированию системы саморегулирования и совершенствованию работы министерства строительства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of regional management of construction enterprises

The article on the example of the Nizhny Novgorod region shows the lack of development management of construction enterprises by the Government and the Ministry of construction of the region. System error is indicated by the legislation on self-regulation in the construction, which prevents of objective unification of construction companies on subject principle and thus the development of the construction industry. The article contains information about the structure and results of construction companies of the region: large, medium, small. The large enterprises identify as the weakest group of companies. All public organizations build ers of the region and their aims and objectives are represented. Author proposes measures to reform the system of selfregulation and to improve the work of the Ministry of construction of the region.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития регионального управления строительными предприятиями»

Н. А. Шленов 1

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Строительная отрасль современной России характеризуется экономической и организационной обособленностью строительных предприятий от государственных управленческих структур, общественных объединений и друг от друга, а также отсутствием достаточной, систематизированной и объективной информации о фактическом состоянии дел в отрасли в целом и в разных группах предприятий (крупных, средних, малых). Экономические школы России не предложили научно обоснованных подходов к решению проблем организационного объединения, увеличения мощностей и управления развитием строительных предприятий. Отчасти поэтому правительство России и власти регионов занимаются созданием и реализацией программ развития без учета реального состояния различных групп строительных предприятий и их возможностей. Введение в конце 2008 г. института саморегулирования привело к тому, что руководящие позиции в СРО и НОСТРОЙ заняли представители крупного строительного бизнеса и чиновники. СРО сосредоточили свою деятельность на выдаче свидетельств о допуске к строительным работам и контроле за квалификацией своих членов, т. е. на бюрократической работе, и не приступили к важной практической деятельности по объединению, защите и реализации интересов своих основных членов. Информация о деятельности строительных предприятий доводится до строителей и населения в обобщенном виде, что не позволяет понять реалии происходящего в строительной отрасли и создает иллюзию некоторого благополучия. Наиболее наглядно низкая эффективность подхода к управлению строительной отраслью как к управлению только развитием территорий без организационного объединения и управления развитием самих строительных предприятий, а также ошибки системы саморегулирования и их последствия видны на региональном уровне.

Нижегородская область по эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 г. вошла в число 20 регионов-лидеров (15-е место) и находится в пятерке лидеров по уровню и динамике развития экономики за трехлетний период [4]. По данным Минрегиона России, инвестиционный потенциал области постоянно растет [3].

Организационная структура строительной отрасли Нижегородского региона (как и любого другого) представлена четырьмя самодостаточными и условно независимыми на данном этапе группами организаций. Это органы управления регионом, которые оказывают или могут оказывать воздействие на предприятия и отрасль в целом для решения инвестиционно-строительных задач; СРО строителей, осуществляющие допуск предприятий на строительный рынок; общественные организации строителей и строительные предприятия, которым необходимо понимание общих целей, возможностей развития своих организаций и управление взаимодействием.

1 Николай Александрович Шленов, председатель совета директоров, директор по развитию ООО «Гидроэнер-гострой», аспирант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, e-mail: nikolay. ax76@yandex.ru

К органам управления относится правительство региона, в составе которого министерство строительства должно управлять строительной отраслью и решать следующие задачи:

1. Формирование и реализация государственной политики, государственное управление, определение приоритетных направлений развития строительного комплекса и промышленности строительных материалов на территории области.

2. Создание правовых и экономических основ эффективного и устойчивого функционирования и развития организаций строительного комплекса и промышленности строительных материалов.

3. Повышение эффективности деятельности организаций строительного комплекса и промышленности строительных материалов путем содействия внедрению инноваций, прогрессивных технологий (в том числе ресурсосберегающих), современных методов управления и повышения профессионального уровня кадров.

На территории области работают 10 СРО строителей, 4 из которых имеют нижегородскую регистрацию, а 6 являются представительствами СРО других регионов (Москвы, Саратова, Омска, Санкт-Петербурга). По неофициальным данным Союза нижегородских строителей и СРО НП «Объединение Волго-Вятских строителей», в 2013 г. в нижегородских СРО находилось 967 строительных предприятий, в представительствах СРО других регионов — 926.

В соответствии с уставами СРО к своим основным целям, кроме предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и т. д., относят объединение усилий и координацию предпринимательской деятельности членов организации для укрепления и развития строительной отрасли и Российской Федерации в целом за счет укрепления и экономического развития каждого члена организации.

В Нижегородской области также работают три общественные организации: Объединение работодателей «Союз Нижегородских строителей» — ОР « СНС» (создано в 2005 г.), Нижегородское региональное отделение Международной академии инвестиций и экономики строительства — НРО МАИЭС (организовано в 1993 г.) и созданный в 2011 г. Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли Нижегородской области.

«Союз Нижегородских строителей» своей первой задачей определяет содействие совершенствованию рыночной инфраструктуры на территории области, созданию преимущественных условий для деятельности нижегородских работодателей — членов ОР «ОНС», защите нижегородского инвестиционного рынка от внешних конкурентов.

НРО МАИЭС — это региональное отделение так называемой общественной академии, членами которой являются представители строительной науки и руководители строительных предприятий и организаций региона, которые стремятся наладить взаимодействие науки с практикой по широкому спектру инвестиционно-строительной деятельности.

Координационный совет является коллегиальным совещательным органом, образованным для координации государственной политики в строительной отрасли области и оказания методической помощи саморегулируемым организациям. Он взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, саморегулируемыми организациями и другими некоммерческими организациями строительной отрасли, а также с научными и образовательными учреждениями.

Строительные предприятия Нижегородского региона можно разделить на три группы: крупные — численностью свыше 250 человек; средние — от 101 до 250 человек; малые предприятия без микропредприятий — от 16 до 100 человек и микропредприятия с численностью до 15 человек. Информация по ним [5] без учета работ, выполненных предприятиями других регионов, представлена в таблице.

Экономическое возрождение России. 2014. № 3 (41)

Структура и объемы работ, выполненных предприятиями области за 2008-2012 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Предприятия, всего

Количество, ед. 5678 3843 3577 4713 3259

Среднегодовая численность, чел. 116603 93213 90834 89325 86558

Объемы работ, млн р. 79316 84484 79569 87583 Нет данных

Крупные

Количество, ед. 32 38 24 27 24

Численность сотрудников, чел. 20880 19043 15559 14133 12536

Объемы работ, млн р. 9767 6028 5506 10707 Нет данных

Средние

Количество, ед. 55 31 39 38 38

Численность сотрудников, чел. 7322 6118 6055 6069 6084

Объемы работ, млн р. 12183 14200 11752 7774 Нет данных

Малые (от 16 до 100 чел.)

Количество, ед. 1055 1049 834 769 845

Объемы работ, млн р. 9811 6111 17586 19503 22381

Малые (до 15 чел.)

Количество, ед. 4503 2678 2629 3845 2352

Объемы работ, млн р. 47555 58145 44725 49599 59898

Малые предприятия, общая численность, чел. 88401 68052 69220 69123 67938

Анализ таблицы показывает, что в Нижегородском регионе наиболее проблемной является группа крупных предприятий. Объемы выполненных ими работ в общем объеме работ за 2011 г. составляют только 12,2 %, объемы работ на одно предприятие — 397 млн р. в год, а выработка на одного сотрудника в 2011 г. — 76 % от выработки на одного рабочего на малом предприятии. Это очень низкие показатели, и выглядят они странно, так как владельцы и руководители таких компаний работают в тесном контакте с представителями власти, а некоторые из них являются депутатами разных уровней и имеют возможность использовать административный ресурс. По мнению экспертов, в российских условиях именно крупный строительный бизнес формирует основной тренд развития отрасли [2]. Объемы инвестиций в экономику региона растут, а потенциал и конкурентоспособность строительной отрасли снижаются из-за отсутствия и недостаточного развития крупных предприятий. Это означает, что в строительной отрасли Нижегородского региона имеются серьезные скрытые от общественности и строительного сообщества проблемы. Для понимания происходящего рассмотрим следующие вопросы:

1. За какие показатели отчитывается и чем управляет министерство строительства Нижегородского региона?

В качестве отчетных используются в основном два показателя: объемы работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» на территории области за год, и общая площадь введенного в действие жилья. При этом никогда не расшифровывается, кем выполнены строительные работы: нижегородцами или строителями из других регионов России? Какими группами строительных предприятий: крупными, средними, малыми? Какие дома относятся к жилью, построенному населением за счет собственных и заемных средств? Отсутствие в открытой прессе и официальных отчетах такой информации говорит об искус-

ственном формировании положительного имиджа отрасли в области и не позволяет понять суть проблемы. Возьмем для примера вводимое жилье. Статистика ежегодно фиксирует рост общих объемов — от 1 % и более. При этом до 65 % вводимого жилья построено населением, и в нем, по данным Нижегородстата, присутствуют площади без оборудования системами отопления и водоснабжения [6]. В привычном для России понимании это, вероятно, садовые домики, но в отчетности и статистике — это жилье. Отсюда возникают сомнения в достоверности ежегодной общей информации по строительной отрасли.

Наличие программ развития региона («Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года», «Строительство жилых домов для молодых специалистов», «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов», «Развитие транспортной инфраструктуры» и др.) позволяет предполагать, что министерство строительства управляет реализацией этих нужных региону программ. Но в программах нет связи целевых задач с исполнителями. Вероятно, предполагается, что исполнителей достаточно и о них можно не беспокоиться. Тем самым министерство строительства и правительство Нижегородской области не принимают на себя управление функционированием и развитием организаций строительного комплекса региона, не руководствуются задачами, определенными Положением о Министерстве строительства региона. В результате отрасль, в том числе из-за недостатка внимания со стороны власти, теряет свои мощности и конкурентоспособность на строительном рынке даже внутри региона. Это показывает изучение нижегородских журналов «Строительный эксперт», «Столица Нижний», газеты правительства области «Нижегородская ПРАВДА» и др. В них нет статей об участии нижегородских строителей в реализации инвестиционных проектов, одобренных и принятых на инвестиционном совете при губернаторе области. Правительство понимает, что в регионе не осталось строительных предприятий для реализации серьезных проектов, но не обращает на это внимания и никаких мер для исправления положения не принимает.

2. Какова роль СРО строителей в деятельности строительных предприятий региона?

Она в основном сводится к выдаче «Свидетельств о допуске ...» и ежегодному контролю

за соответствием членов СРО «Требованиям к выдаче свидетельств ...». Эту функцию в свое время успешно выполнял лицензионный центр региона, но стоило это примерно в 10 раз дешевле. Сказать, что со строительного рынка региона удалены фирмы, не имеющие требуемого кадрового состава по основному месту работы, нельзя, так как «... по самым скромным подсчетам, свыше 30 % обращающихся в сфере стройиндустрии допусков на выполнение строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданы незаконно» [1]. Проблемы коммерциализации СРО государством не решаются. На этом фоне даже добросовестные СРО усвоили, что, «получив» на волне перехода строительной отрасли на саморегулирование необходимое количество членов, они обеспечили руководителям и аппарату СРО стабильное финансирование и довольно комфортное существование. Государство их, в принципе, больше ни к чему не обязывает, а задача — помогать своим членам в продвижении производственных тем законодательством даже не упоминается. Внутренняя мотивация СРО на объединение интересов строителей региона, формулирование совместных предложений и реализация их через правительство не просматриваются.

3. Какова роль общественных организаций строителей в регионе?

Союз нижегородских строителей пытается занять активную позицию в вопросах объединения строительных организаций, но с вводом системы саморегулирования он работает на общественных началах, без финансовых средств. В апреле 2010 г. руководители СНС и министерства строительства области сделали попытку объединить на своей общественной площадке СРО региона для координации совместной деятельности, но теоретически поддержанное предложение реализовано не было. Интерес к совместной деятельности у СРО был только на словах.

НРО МАИЭС — самая представительная на сегодня общественная организация строителей региона, насчитывающая более 100 представителей строительной науки и бизнеса. Она регулярно, 3-4 раза в год, собирается на заседания, рассматривает различные вопросы инвестиционно-строительной деятельности и доводит свои предложения до правительственных организаций региона.

Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли является коллегиальным совещательным органом, рассматривает проблемные вопросы отрасли, но, являясь структурой чиновников, вырабатывает удобные для них решения.

4. Что происходит со строительными предприятиями региона?

В результате либерального рыночного регулирования экономических отношений в инвестиционно-строительной сфере в условиях несовершенного законодательства и пассивной позиции правительства региона утрачены крупные строительные предприятия, а малые, как и во всех регионах России, ведут ежедневную борьбу за выживание и, по данным статистической информации (см. таблицу), в целом работают стабильнее, и показатели их деятельности значительно весомее, чем у крупных. Основная часть крупных предприятий работает в нефтегазовой отрасли и дорожном строительстве, и лишь небольшая часть строит жилые дома.

Отметим, что в организационной структуре строительной отрасли Нижегородской области присутствуют все организации, нужные для совместной эффективной и целенаправленной работы строительных предприятий. Но на практике эта организационная структура работает неэффективно и реально структурные организации не объединяет. В результате организационно-экономический механизм управления деятельностью и развитием строительных предприятий региона функционирует в стихийном режиме. Для решения системных проблем необходимы реформирование саморегулирования и кардинальное изменение политики правительства региона в вопросах управления строительной отраслью.

С этой целью, на наш взгляд, следует:

1. Изменить п. 4 ст. 55 7 Градостроительного кодекса РФ (ГК РФ) и разрешить строительным предприятиям при переходе в другие СРО переводить в их компенсационный фонд взносы, уплаченные в прежний СРО. Тем самым будет устранено нарушение ст. 30 Конституции России и закончится крепостное закрепление строительных предприятий за СРО, в которые они вступили первоначально и откуда выйти без финансовых потерь не могут. Появится элемент конкуренции между СРО. До настоящего времени никто из руководителей СРО и НОСТРОЙ не осмелился поставить такой вопрос перед строительным сообществом и законодательной властью России.

2. Ввести в ГК РФ норму о членстве строительных предприятий в СРО по субъектно-тер-риториальному принципу, который используется практически всеми массовыми общественными организациями России. Это ослабит влияние коммерческих СРО на строительный комплекс и позволит поставить все строительные предприятия на учет и контроль в регионах. Основная масса строителей работает в своих регионах — субъектах Федерации, поэтому учитывать, контролировать, объединять и развивать их нужно через региональное объединение и управление.

3. Поскольку в Нижегородском регионе 98 % предприятий относятся к группе малых, а в целом по России малых предприятий более 90 %, считаем справедливым законодательно закрепить пропорциональное представительство групп строительных предприятий в коллегиальных руководящих органах СРО и НОСТРОЙ. Прошедший пятилетний период показал, что под руководством крупного бизнеса и чиновников саморегулирование не работает на основную массу своих членов, а просто используется как источник финансирования, без ответственности за израсходованные средства.

4. В соответствии с региональным принципом построения системы саморегулирования строительной отрасли создать орган для координации деятельности СРО региона и взаимодействия с региональными организациями для представительства интересов членов СРО во властных

структурах. В настоящее время НОСТРОЙ назначил в федеральных округах своих руководителей, которые оторваны от реальной жизни строителей и тратят их деньги на бесполезные совещания. Строительная отрасль имеет конкретную региональную привязку и попытка ее координации с уровня федеральных округов не имеет смысла.

Правительство Нижегородской области, в частности министерство строительства, в соответствии с положением о министерстве, по мнению автора, должно решать вопросы эффективного функционирования и развития строительных предприятий региона. Для этого необходимо:

1. Дополнить программу «Стратегия развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года» разделом, обозначающим стратегию укрупнения строительных предприятий и политику поддержки нижегородских строителей на всех объектах региона: местных, федеральных и пр.

2. Наладить учет работ, выполненных разными группами нижегородских строительных предприятий, в общих объемах работ, в строительстве жилья, в программах развития региона, на федеральных объектах на территории области, в инвестпроектах, прошедших через инвестиционный совет при губернаторе. Принять данные показатели в качестве основных при оценке работы министерства строительства региона и регулярно доводить такую информацию до строителей и населения области.

3. Совместно с СНС и СРО региона содействовать созданию нескольких крупных объединений строителей и оказывать им поддержку в получении крупных строительных заказов.

4. Совместно с министерством инвестиционной политики разработать программу поддержки нижегородских строителей на новых инвестиционных объектах с материальной заинтересованностью инвесторов. Потери бюджета от налоговых и прочих льгот окупятся поступлениями от строителей.

5. Ежегодно публиковать в СМИ информацию о 250 строительных предприятиях региона (топ-250), имеющих наибольшие объемы выполненных работ за год, а также о предприятиях, имеющих наибольшие объемы работ по строительству жилья на территории региона (топ-25, к примеру).

Список литературы

1. Мозолевский, В. Саморегулирование состоялось пока лишь для коммерческих СРО/В. Мо-золевский // Вестник Российского Союза строителей. — 2013. — № 6. — С. 96-97.

2. Деловой климат в строительстве России во 2-м квартале 2014 года: аналит. обзор // Строительная газета. — 2014. — № 29. — С. 12.

3. В Минрегионе России проанализирован инвестиционный потенциал Нижегородской области. — Режим доступа: http://www.minregion.ru/news_ йеш8/4719

4. О рейтинге регионов по результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации с учетом динамики показателей за трехлетний период. — Режим доступа: http://www.government.ru/orders/12290

5. Строительный комплекс Нижегородской области в 2008-2012 гг.: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Нижегор. обл. — Н. Новгород, 2013.

6. Жилищное строительство Нижегородской области в 2008-2012 гг.: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Нижегор. обл. — Н. Новгород, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.