Научная статья на тему 'Опыт регулирования строительной деятельности в экономически развитых странах и проблемы Российской практики'

Опыт регулирования строительной деятельности в экономически развитых странах и проблемы Российской практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КООРДИНИРУЮЩИЙ ОРГАН СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / CONSTRUCTION REGULATION / SELFREGULATION / NON-GOVERNMENT ORGANIZATIONS / REGIONAL COORDINATION AGENCIES / DEVELOPMENT STRATEGY / DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шленов Н.А.

Дан анализ опыта регулирования и саморегулирования строительной деятельности в основных экономически развитых странах: США, Великобритания, Германия и Япония. Сделан вывод об общем подходе в этих странах к вопросам регулирования через негосударственные саморегулируемые ассоциации (союзы, федерации и т. д.), деятельность которых направлена на решение реальных проблем их членов. Выявлены два принципиальных отличия от российской практики: по инициатору создания структур саморегулирования и по направленности целей и задач, решаемых негосударственными объединениями. Обосновано направление совершенствования деятельности СРО и региональных союзов строителей России. Даны предложения по совершенствованию саморегулирования строительной деятельности в России, по основам регулирования структуры и развития строительных предприятий в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of construction activity regulation in the economically developed countries and problems of Russian practice

The article analyzes regulation and self-regulation of construction activity in major developed countries, such as the U.S., U.K., Germany and Japan, which generally approach regulation through the creation of non-government self-regulating associations (unions, federations, etc.) that focus on solving real problems of their members. Russian regulatory practices feature two major differences: the initiator of the creation of self-regulatory organizations (SROs) and the goals and tasks of these organizations. The author establishes the direction for the development of SROs and regional builder associations in Russia and provides suggestions on the improvement of construction self-regulation, the foundations of structural regulations and the development of construction companies in Russian regions.

Текст научной работы на тему «Опыт регулирования строительной деятельности в экономически развитых странах и проблемы Российской практики»

Н. А. Шленов1

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] до 1 января 2017 г. должны быть разработаны документы стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. До 2030 г. строительные комплексы 85 регионов России должны решить многие организационные задачи, успешно реализованные в экономически развитых странах. Опыт регулирования строительной деятельности и управления развитием строительных предприятий в таких странах, как США, Великобритания, Германия и Япония, формировался, совершенствовался и закреплялся на протяжении почти 100 лет. Экономика России за это время прошла через две революции, пока не освоила весь арсенал эффективных инструментов рыночной системы. Социалистический период способствовал изменениям в мировоззрении населения, существенно ослабив способности к самостоятельности, открытой активности, саморегулированию производственной деятельности. Россия может использовать опыт развитых стран с учетом отличий и особенностей исторического пути субъектов экономики, развития человеческого капитала, а также завершающегося переходного периода и потребностей в улучшении самоорганизации и развитии саморегулирования.

Научных исследований и публикаций по теме регулирования строительной деятельности, направленных на интеграцию и развитие строительных предприятий в регионах России, явно недостаточно. Структура СРО строителей, созданная государством в 2009 г., оказалась недостаточно эффективной, ее деятельность была направлена на решение довольно простых (лицензионных), бюрократических задач и оторвана от реальных потребностей ее членов.

Результаты проведенных исследований говорят о серьезных различиях в задачах, которые решают саморегулируемые организации в России и за рубежом. Строительная отрасль США включает 1,4 миллиона строительных компаний, из них примерно 60...65 % - это мельчайшие организации семейного или кооперативного типа, не использующие наемную рабочую силу [3, 9, 15]. В государственном масштабе роль регулирующего органа выполняет Министерство жилищного строительства и городского развития. Его основная задача - координация создания объектов, финансируемых за счет федерального бюджета, и строящихся частных домов, также кредитуемых из этого бюджета.

Разработкой и распространением строительных правил и стандартов занимаются три негосударственные организации: Ассоциация специалистов по строительному

1 Николай Александрович Шленов, председатель совета директоров, директор по развитию ООО «Гидроэнергострой», аспирант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

нормированию (ВОСА), учрежденная в 1915 г. и объединившая специалистов строительных организаций восточных и среднезападных штатов; Международная конфедерация специалистов строительных организаций (ICBO), в которую вошли представители западных штатов, и Ассоциация южных штатов по нормированию (SBCC), созданная в 1945 г. Эти организации фактически создают строительные нормы и правила одинаковой тематики и структуры. Наличие элементов конкурентных отношений способствует совершенствованию строительных норм и правил. Координацию разработки стандартов и устранение дублирования обеспечивает Американский национальный институт стандартов (ANSI) [12].

Основными регулирующими органами являются различные объединения (ассоциации) строителей и специалистов смежных профессий. Наиболее известные из них: Объединенные генеральные подрядчики Америки, Национальная ассоциация подрядчиков, Объединенные строительные подрядчики, Корпус военных инженеров, Ассоциация американских архитекторов, Американское общество инженеров гражданского строительства.

Первой большой совместной организацией генеральных подрядчиков США (создана в 1918 г.) была ассоциация Объединенные генеральные подрядчики Америки (The Associated General Contractors of America - AGC), которая на 2015 г. включает более 26 тысяч членов [19]. Она имеет 94 отделения по всей стране и представляет интересы местных подрядчиков, не располагающих техническими и организационными возможностями, чтобы строить «под ключ» без субподрядчиков. AGC руководит переговорами с национальными ассоциациями подрядчиков по специализированным видам строительных работ (бетонным, каменным, электротехническим, малярным, декоративным и др.) и с независимыми группами строительных предприятий, которые не входят ни в одну ассоциацию. К компетенции AGC относятся также переговоры по заработной плате и контрактам с местными отделениями профсоюзов по всей стране.

В 1947 г. была организована Национальная ассоциация подрядчиков (National Contractors Association - NCA) для представления интересов больших подрядных фирм, занимающихся преимущественно тяжелым индустриальным строительством и имеющих достаточные мощности для выполнения проектно-строительных и проек-тно-управленческих контрактов «под ключ». Ассоциация ведет переговоры с профсоюзами и вырабатывает соглашения для наиболее крупных строек по вопросам шкалы расценок на зарплату и улучшения условий труда [2].

В 1950 г. группа предпринимателей, обеспокоенная контролем профсоюзов над строительной отраслью, создала ассоциацию Объединенные строительные подрядчики (Associated Builders & Contractors - ABC). Члены этой организации стремятся быть независимыми от влияния профсоюзов на рост заработной платы в отрасли и занимаются, в основном, строительством жилых и иных объектов в пригородах. В 2014 г. ассоциация насчитывала около 21 тысячи членов в 70 отделениях по всей стране [18]. К преимуществам АВС для подрядчиков относятся: доступность услуг по страхованию, пособиям, обучению, информации о рабочих вакансиях и по другим программам, которые не по силам отдельным строительным предприятиям. АВС существенно смягчила давление профсоюзов на рост заработной платы, что увеличило продуктивность и результативность работы предприятий.

В некоторых районах США небольшие локальные ассоциации строителей, например Строительная биржа (Builder's Exchange), предоставляют своим членам аналогичные услуги.

Американское общество инженеров гражданского строительства занимается развитием строительной науки и продвижением ее новейших достижений; сотрудничает с различными строительными и общественными организациями; защищает права инженеров-строителей; распространяет инженерные знания (проводит семинары и издает специальные журналы). Общество участвует во многих комплексных программах развития экономики США в целом и отдельных регионов страны, а также в выработке и принятии стратегических решений государственного масштаба правительством страны.

В США имеются ассоциации собственников строительных предприятий (Owner Associations), в которые входят владельцы отдельных групп предприятий водо-, электроснабжения, шоссейных дорог и др. Интересы этих объединений направлены больше на решение технических проблем выполнения проектов, чем на трудовые отношения с рабочими.

В строительном комплексе США насчитывается около 200 ассоциаций. Их бюджет на 90 % состоит из взносов строительных компаний и приблизительно на 10 % -из доходов от издательской деятельности и государственных субсидий. Бюджет ассоциации составляет в среднем 150...200 тыс. долларов; в исполнительный аппарат более 60 % таких объединений входят обычно не больше четырех человек [15]. Они создают, печатают и распространяют нормативные документы, положения и инструкции; пропагандируют и помогают применять передовой опыт; проводят конференции, семинары и курсы повышения квалификации; выпускают специальные журналы. При необходимости они выступают в роли консультантов правительственных органов.

Самое большое влияние на строителей США в конце 1970-х гг. оказало объединение наиболее крупных заказчиков - Антиинфляционный круглый стол потребителей строительной продукции (the Construction Users Anti-Inflation Roundtable). Оно было создано с помощью правительства в 1968 г. для изучения и решения проблем быстрого роста цен на строительные работы на общей американской конференции по строительству и имело местные отделения. Эта организация помогла установить постоянные взаимосвязи строителей и заказчиков (потребителей) строительной продукции для выработки антиинфляционных мер. Главное внимание уделялось разъяснению вредности и убыточности традиционных методов, применяемых профсоюзами (стачки, требование чрезмерных доплат и т. п.). В 1972 г. это объединение стало одним из трех основателей общеамериканской ассоциации Круглый стол бизнеса (Business Roundtable (BRT)). Ассоциация объединяет ведущие американские компании и продвигает идеи разумной публичной политики и развития американской экономики [16].

В 1980-е гг. в США проводилось масштабное исследование, в результате которого были выявлены многочисленные факторы (в дополнение к трудовым отношениям), способные влиять на производительность и результативность строительства в будущем, и разработаны рекомендации по повышению эффективности ценовой политики. Для проведения регулярных исследований и выработки рекомендаций по основным проблемам строительной отрасли страны в 1983 г. был создан Институт строительной индустрии (Construction Industry Institute - CII) [20].

В строительный комплекс Великобритании входят около 170 тысяч фирм [5]. Органом государственного управления строительством и регулирования строительной деятельности является Министерство строительства и общественных работ. При наличии достаточно подробного общего законодательства по вопросам строительной деятельности большое влияние на регулирование и развитие строительной индустрии

оказывают саморегулируемые строительные федерации и ассоциации. К наиболее крупным из них относятся: Федерация подрядчиков по гражданскому строительству, которая представляет интересы строительных компаний, занимающихся строительством подземных сооружений; Национальная федерация предпринимателей в строительстве, представляющая интересы организаций, выполняющих строительство наземных сооружений; Федерация зарубежного строительства, объединяющая предприятия, которые ведут строительство за рубежом; Федерация строительных подрядчиков, членами которой являются мелкие и средние компании, ведущие наземное строительство, работы по реконструкции и ремонтно-строительные [6].

В системе саморегулирования и развития строительной деятельности целенаправленную работу проводят различные профессиональные организации: Институт гражданского строительства, Институт инженеров-строителей, Королевский институт архитекторов Британии, Королевский институт оценщиков, Лицензированный (привилегированный) институт строительства, Чартерный институт строительного сервисного проектирования, Консульство строительной индустрии, Британская сталелитейная строительная ассоциация, Ассоциация строительного производства, Ассоциация строительного оборудования [12]. Это говорит о высоком уровне развития и сложившейся системе отношений между всеми участниками строительного процесса.

Строительные ассоциации, являясь самостоятельными и саморегулируемыми организациями, выстраивают открытые отношения со строительными предприятиями, анализируют и координируют деятельность своих членов, помогают совершенствовать и улучшать их деятельность. Они организуют обучение и повышение квалификации персонала строительных компаний; представляют интересы своих членов в органах власти; обеспечивают правовую защиту их интересов; устанавливают критерии и показатели деятельности для желающих вступить в ассоциацию.

При приеме в члены ассоциации малых и средних компаний Федерация строительных подрядчиков (создана в 1941 г., включает почти 10 тысяч предприятий) рассматривает, как минимум, 12 месяцев коммерческой деятельности строительной фирмы [21]. При этом проверяются отсутствие финансовых задолженностей и судебных исков против предприятия, обязательная страховка общей ответственности и ответственности работодателя, кредитная история организации, квалификация и опыт руководителей фирмы, наличие у сотрудников документов о профессиональной пригодности строителя (карты CSCS), уровень NVQ - дипломы о профессиональных навыках, система контроля качества выполняемых строительных работ. По результатам оценки ассоциация решает вопрос о присвоении строительной организации «марки качества».

Для понимания разнообразия методов саморегулирования представляет интерес деятельность Национального совета домостроительства (National House Building Council - NHBC), созданного в 1936 г. и включающего более 12,5 тысяч строительных компаний [22]. Совет устанавливает стандарты строительства новых домов и принимает жалобы от покупателей. Нормы и правила разрабатываются комитетом (в него входят представители профессиональных организаций, строительных компаний и потребителей) с учетом юридических требований строительных стандартов, норм и правил, действующих в Великобритании. NHBC выдает покупателям страховой сертификат, который является гарантией завершения работ либо выплаты суммы, необходимой для их завершения, если строительная организация прекратит свою деятельность до того, как дом будет построен. Сертификат гарантирует устранение недостатков в первые два года эксплуатации дома, а крупных дефектов - в срок до 10 лет.

По указанной схеме в частном секторе Великобритании построено и строится более 80 % домов. Это объясняется тем, что выдача ипотечных кредитов на покупку новых домов осуществляется при наличии страхования, которое предусмотрено данной моделью. Строительные организации, желающие участвовать в работе по такой схеме, проходят тщательную проверку строительной деятельности и аудиторскую проверку состояния финансовых вопросов. Они должны соблюдать установленные стандарты и регулярно проходят проверки в процессе выполнения работ.

Строительная отрасль Германии включает около 80 тысяч компаний. Государственное регулирование строительной деятельности имеет децентрализованную структуру. На федеральном уровне управлением строительными задачами занимаются Министерство строительства, планирования, жилищного и городского хозяйства, межведомственный Комитет по строительству и Комитет по строительству в землях (регионах). На региональном уровне на органы управления земель, наряду с общими вопросами территориального строительства, возложен контроль за соблюдением технических норм и стандартов. Новые строительные материалы и стандарты также подлежат согласованию и утверждению этими органами власти.

Значительное влияние на строительные предприятия, регулирование и развитие отношений в строительной сфере оказывают сильные разветвленные структуры (объединения и ассоциации), построенные по принципу отраслевого саморегулирования и существующие много десятилетий. Среди них следует выделить Главный союз немецкой строительной индустрии (НУВВ), включающий 37 региональных и подотрас-левых союзов крупных и средних предприятий с 2,7 млн сотрудников, и Центральный союз немецкого строительного предпринимательства ^ЦОВ) - 35 тысяч строительных компаний малого бизнеса. Их история уходит корнями в XIX век.

К более «молодым» ассоциациям относятся: Федеральное объединение средних строительных компаний (В"УМВ), в которое входят малые и средние предприятия, Союз специализированных субподрядчиков и другие профильные ассоциации строителей тоннелей, асфальтировщиков, производителей готовых деревянных домов, строителей подвальных помещений, производителей кровельных материалов и конструкций [14].

Общую формальную основу развития строительного комплекса на долгосрочный период составляют прогнозы, выполняемые Институтом экономических и социальных исследований Германии. Как правило, такие прогнозы предлагают несколько вариантов альтернативного развития строительной отрасли [6].

Строительный комплекс Японии насчитывает около 500 тысяч строительных компаний [17]. На государственном уровне строительную отрасль возглавляет Министерство строительства, при котором имеются два научно-исследовательских института.

Основу строительного законодательства составляют несколько законов и актов, принятых в конце 1940-х гг., в том числе постановление 1947 г., в котором определены требования к проведению торгов на право заключения строительного контракта; закон 1949 г., который устанавливает основные принципы организации строительной отрасли в Японии, и постановление о стандартах, регулирующих нормы и правила в строительстве. Перечисленные нормативные акты определяют общее направление строительного законодательства. Конкретная работа зависит от рекомендаций, которые разрабатывают влиятельные профессиональные ассоциации и организации: Японское общество инженеров гражданского строительства, Архитектурный институт, Ассоциация архитекторов, Ассоциация генеральных подрядчиков и др.

Главная особенность строительного законодательства Японии, как и всего законодательства в целом, состоит в том, что разрешение конфликтов между двумя сторонами в большинстве случаев осуществляется без привлечения судебных органов, путем саморегулирования [6].

Важная роль в развитии строительных предприятий и отрасли в целом отводится системе профессиональных строительных обществ и ассоциаций, которые объединяет и возглавляет Японская федерация строительных подрядчиков (Japan Federation of Construction Contractors). Среди профессиональных объединений наиболее крупными ассоциациями являются Японское общество инженеров гражданского строительства, занимающееся развитием строительной науки, продвижением ее последних достижений, созданием необходимых нормативов и стандартов; Ассоциация генеральных подрядчиков, объединяющая 23 тысячи организаций, и Ассоциация подрядчиков по строительству инженерных сооружений [8].

В Японии несколько шире, чем в других странах, представлено прогнозирование развития строительных компаний. Планы развития разрабатываются на среднесрочную перспективу (3.. .5 лет). Для Японии характерно наличие больших исследовательских лабораторий при крупных строительных предприятиях [10].

Во всех перечисленных странах саморегулирование в строительстве имеет почти вековую историю и является устойчивой традицией, оказывающей влияние на развитие конкуренции услуг и качества и сдерживание ценовой конкуренции. В США, Великобритании и Германии организации саморегулирования через различные ассоциации способствовало мировоззрение многочисленной активной части населения, основанное на протестантской морали - самостоятельность, равноправие, трудолюбие, бережливость и честность [2]. Японское правительство в послевоенный период использовало положительный опыт наиболее развитых стран, провело экономические реформы с учетом вековых традиций и вывело государство на передовые позиции в мире по конкурентоспособности создаваемой продукции.

Отметим более чем полувековую историю и широкое распространение системы консультационных услуг в области управления, оказываемых специализированными организациями. Консультационные фирмы привлекают профессорско-преподавательский персонал технических колледжей и университетов, что способствует повышению эффективности работы и консультантов-профессионалов, и преподавателей благодаря приобщению первых к современным достижениям науки, а вторых - к практическим задачам строительных предприятий. Наиболее сложными и востребованными задачами управленческого консультирования являются вопросы маркетинга и организационного проектирования, непосредственно связанные с постоянным анализом строительного рынка, созданием стратегий развития, изменениями структуры внутрифирменного управления, поиском путей развития строительных организаций [4, 6, 10, 11].

Общей характеристикой строительных отраслей экономически развитых стран является организационно-техническое единство на основе создания, развития и взаимодействия разнообразных строительных ассоциаций. Строительные предприятия вступают в ассоциации, отвечающие их экономическим интересам, добровольно и получают информационную и организационную помощь и поддержку, соответствующую уровню членских взносов.

В зависимости от функционально-производственных признаков строительных фирм ассоциации можно разделить на три вида:

1. Ассоциации предприятий, выполняющих один специализированный вид строительных работ, например: Национальная ассоциация строительных подрядчиков по изоляционным работам в США, Японское общество механики почв и строительства фундаментов и т. п.

2. Ассоциации, в которые входят организации, ведущие строительные работы в одном из крупных секторов, например: Национальная ассоциация коммунального строительства США, Японская ассоциация энергетического строительства и пр.

3. Ассоциации компаний, объединившихся по типу контрактных договоров: генеральных подрядных предприятий, субподрядных организаций и пр.

В зависимости от масштабов деятельности предприятий создаются национальные, региональные или местные строительные ассоциации либо сеть региональных отделений крупной ассоциации. Любая строительная компания может быть членом одной или нескольких ассоциаций в зависимости от своих экономических интересов и планов.

Для координации своей деятельности ассоциации объединяются в союзы. Например, Японская федерация строительных подрядчиков объединяет и возглавляет все строительные ассоциации страны; Национальный совет строительных предпринимателей США объединяет более 20 национальных строительных ассоциаций. Крупные национальные ассоциации и их союзы представляют интересы своих членов в государственных, региональных и местных органах власти; обеспечивают их правовую защиту в конфликтных ситуациях; организуют обучение и повышение квалификации персонала; консультируют по вопросам законодательства, налогообложения, трудовых отношений, техники безопасности, страхования, контрактной документации и т. д. Через своих представителей они получают информацию, анализируют имеющиеся проблемы, формируют предложения по их решению и проводят необходимые законопроекты через правительственные учреждения. Такие ассоциации создают исследовательские фонды; инициируют и финансируют научные исследования по строительной тематике; регулярно организуют конференции для инженерно-технического и управленческого персонала строительных организаций; помогают совершенствовать управление, внедрять и применять технические новшества.

В Российской Федерации, по данным Росстата, строительную деятельность ведут около 218 тысяч предприятий. Общие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, созданное в конце 2013 г.

Первой попыткой саморегулирования в строительной отрасли в России условно можно считать создание в конце 1990 г. общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский союз строителей» (ОМОР «РСС»). Мы говорим условно, потому что РСС открыто такие задачи на себя не возлагал, но цели, записанные в Уставе: «Объединение усилий и координация деятельности членов Объединения работодателей, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы строительной отрасли в России ...» и т. д., - говорят о наличии задач саморегулирования. ОМОР «РСС» был создан (в какой-то степени интуитивно) фактически бывшими крупными чиновниками для ведения диалога от имени строительного сообщества России с органами власти в целях решения проблем и защиты интересов строителей.

За прошедшее время по примеру РСС в большинстве субъектов Федерации были созданы региональные союзы. Сегодня в ОМОР «РСС» входят 63 региональных союза

строителей, 43 саморегулируемые организации и 155 индивидуальных членов (предприятий). Деятельность этого крупного негосударственного объединения практически не повлияла на развитие строительной отрасли России и регионов - оно не решает реальные задачи подавляющего большинства строительных предприятий России. РСС ведет постоянный диалог с государственными структурами, работая практически на собственное воспроизводство, с непрозрачным для строителей результатом.

Особо отметим, что среди большого количества членов РСС есть одна организация - Санкт-Петербургский союз строительных компаний «Союзпетрострой», деятельность которой отвечает нуждам строителей. Она была создана в 1995 г. и состоит из 524 различных компаний инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга. Основные цели этого союза - представление и защита общих интересов его членов в органах власти; содействие в получении подрядных работ и услуг; создание консорциумов для участия в тендерах; аналитические исследования и информирование членов союза о состоянии и развитии инвестиционно-строительной сферы; установление деловых связей с зарубежными ассоциациями и партнерами, с банками, риэлтерами, девелоперами и др.; организация и проведение учебы, конференций, деловых встреч [13].

Вторая попытка - в данном случае «управляемого» саморегулирования в строительной отрасли (по инициативе государственной власти) - была предпринята в 2009 г. В соответствии с Федеральным законом № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ ...» созданы и работают в настоящее время 275 СРО строителей, которые входят в национальное объединение НОСТРОИ, включающее более 120 тысяч строительных предприятий. НОСТРОИ создано в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство; обеспечения представительства и защиты интересов СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления и т. д. Однако в миссии и уставе НОСТРОИ отсутствуют конкретные цели, направленные на решение реальных задач строительных предприятий, которые через свои СРО оплачивают деятельность НОСТРОЙ в полном объеме [7].

В уставах (в целях и задачах) всех СРО строителей присутствуют практически одинаковые формулировки: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде вследствие недостатков работ; повышение качества выполнения строительства; содействие созданию условий для развития саморегулирования; содействие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; обеспечение представительства и защиты интересов членов в органах власти; иные общественно полезные цели. Как видим, такая форма саморегулирования - это простая техническая замена лицензирования строительной деятельности с некоторыми расширенными функциями. Цена за эту бюрократическую работу не соответствует ни количеству, ни качеству получаемых услуг, имеет мало общего с саморегулированием и регулирует только допуск предприятий на рынок строительных работ и услуг.

Сравнение систем регулирования в строительных отраслях экономически развитых стран и России позволяет выявить два принципиальных различия: 1) по инициатору создания структур саморегулирования; 2) по целям и задачам, решаемым созданными организациями. За рубежом ассоциации строителей создавались, в основном, по инициативе самих строительных предприятий, а в России - по инициативе государственных органов власти. В экономически развитых странах деятельность СРО

направлена на непосредственную помощь предприятиям в решении многочисленных, практически ежедневных задач: непрерывное обеспечение информацией о состоянии рынка строительных работ и услуг, который интересует членов ассоциации; содействие в получении заказов; помощь в установлении деловых связей и создании объединений для получения и выполнения работ; защита общих интересов и решение реальных задач через органы власти; проведение учебы, конференций и др. В России СРО, входящие в НОСТРОИ, и все негосударственные объединения, входящие в Российский союз строителей (за исключением «Союзпетростроя»), вписали в свои уставы и ведут обычную бюрократическую работу вокруг общих глобальных задач всего строительного комплекса России, которые далеки от реальных потребностей их членов.

Что касается первого пункта различий, в России даже в долгосрочной перспективе (до 2030 г.) что-либо изменить здесь не представляется возможным. Экономическая революция в начале 1990-х гг. совершена по инициативе власти; мировоззрение населения деформировано социалистическим периодом и доминированием правящей элиты во всех сферах жизни; не сформированы устойчивые традиции самостоятельной, эффективной и результативной деятельности общественных организаций. Поэтому на данном этапе развития экономики нужно совершенствовать деятельность имеющихся структур - систему СРО и региональных союзов строителей.

Второе различие показывает, в каком направлении нужно развивать деятельность СРО и региональных союзов строителей. Важно учитывать, что Россия состоит их 85 регионов, поэтому деятельность строительных предприятий разумно регулировать и развивать с единого регионального уровня. В каждом регионе, за исключением самых экономически развитых (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и некоторые другие), за время реформ накопились серьезные диспропорции в структуре строительных предприятий (в соотношении крупных, средних и малых компаний), которые необходимо корректировать. У экономически развитых стран такой проблемы никогда не было, так как они развивались в основном эволюционным путем. Данная задача требует координации деятельности негосударственных объединений, строительных предприятий и органов власти субъектов Федерации на уровне региона.

Для регулирования структуры строительных предприятий, развития строительных организаций и совершенствования саморегулирования строительных отраслей регионов России необходимы:

1. Переориентация приоритетов деятельности СРО и региональных союзов строителей на обеспечение их членов услугами в соответствии с реальными постоянными потребностями предприятий в информации, организации, координации, обучении и развитии. Для решения общих вопросов строительной отрасли России достаточно двух крупных объединений - НОСТРОИ и РСС.

2. Создание общей структуры с единым координирующим органом для регулирования деятельности и развития строительных организаций регионов в каждом субъекте Федерации для всех негосударственных объединений строителей и строительных предприятий либо использование для этой цели региональных союзов строителей, что, по нашему мнению, более целесообразно.

3. Подготовка региональными координирующими органами совместно со своими членами, органами власти и всеми заинтересованными организациями «Стратегии развития строительных предприятий субъектов Федерации до 2030 года»; реализация разработанной стратегии и развитие реальных строительных предприятий.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон N° 172-ФЗ от 28.06.2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666.

2. Дикман, Л. Г. Организация строительства в США: учеб. пособие для строит. вузов / Л. Г. Дикман, Д. Л. Дикман. - М.: АСВ, 2004. - 376 с.

3. Дмитриев, М. Н. Стратегия и тактика развития инвестиционно-строительного комплекса / М. Н. Дмитриев, Б. В. Щуров, С. А. Кошечкин; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2009. - 183 с.

4. Зарубежные строительные фирмы, структура и управление: обзор / ЦИНИ по строительству и архитектуре. - М., 1971. - 98 с.

5. Каплан, М. Л. О ситуации в малом и среднем строительном бизнесе в Санкт-Петербурге / М. Л. Каплан. - Режим доступа: http://www.gilforum.ru/ upload/iblock/dce/KaplanLM.pdf.

6. Ковальский, М. И. Управление строительством: опыт США, Японии, Великобритании, ФРГ, Канады / М. И. Ковальский. - М.: Стройиздат, 1994. - 416 с.

7. Миссия НОСТРОЙ. - Режим доступа: http://nostroy.ru/nostroy/ob_ obedinenii/ mission.

8. Опыт организации управления строительством в экономически развитых капиталистических странах. - Режим доступа: http://www.125130.ru/index.php? categoryid=68&p2_ articleid=2308.

9. Организация и управление инвестиционным процессом: зарубежный опыт. - Режим доступа: http://www.stroymart.com.ua/ru/publications/4597.

10. Рахман, И. А. Зарубежный опыт регулирования инвестиционно-строительной деятельности / И. А. Рахман // Экономика строительства. - 2001. - № 6. - С. 45-52.

11. Рекитар, Я. А. Долговременные тенденции развития строительного комплекса (опыт ведущих зарубежных стран и некоторые выводы для России) / Я. А. Рекитар, Н. А. Сидорова // Экономика строительства. - 1999. - № 9. - С. 2-20.

12. Самойлов, А. Саморегулирование строительной деятельности в Великобритании и США: баланс ответственности между государством и общественными организациями / А. Самойлов. - Режим доступа: http://autozhurnaly7.info.

13. Санкт-Петербургский союз строительных компаний (Союзпетрострой). - Режим доступа: http://spbssk.ru/deyatelnost.

14. Строительное бизнес-сообщество Германии лоббирует интересы реальной экономики в целом. - Режим доступа: http://asninfo.ru/asn/58/12523.

15. Строительный комплекс в капиталистической экономике: Функционирование экономического механизма и новые явления в развитии / Я. А. Рекитар, В. Б. Кондратьев, Н. А. Сидорова [и др.]. - М.: Наука, 1991. - 273 с.

16. Business Roundtable (BRT). - Режим доступа: http://businessroundtable.org.

17. Japan Country Report. - Режим доступа: http://www.rice.or.jp/english/ index.html.

18. The Associated Builders & Contractors (ABC). - Режим доступа: http://www.abc.org.

19. The Associated General Contractors of America (AGC). - Режим доступа: http://www. agc.org.

20. The Construction Industry Institute (CII). - Режим доступа: https://www.construction-institute.org/scriptcontent/index.cfm.

21. The Federation of Master Builders (FMB). - Режим доступа: http://www.fmb.org.uk.

22. The National House Building Council (NHBC). - Режим доступа: http://www.nhbc.co.uk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.