процедуру оценки вариантов генерального плана поселения, городского округа. В то же время, представляемая система достаточна для комплексной оценки решений и способствует выявлению преимуществ и недостатков вариантов проектов.
Основным отличием системы показателей от ранее разработанных систем, применяемых при индикативном планировании, является включение террито-
риальной составляющей как важного инструмента управления регионом. Система характеризуется гибкостью и адаптивностью к современным экономическим условиям. Использование представленной системы позволит при относительно небольших затратах повысить качество и реализуемость градостроительной документации.
Библиографический список
Статья поступила 15.11.2013 г.
1. Беленький В., Кулакова Н., Самойлова Н. Об оптимизации российского экономического пространства // Вопросы экономики. 2007. № 6.
2. Ветров Г.Ю., Визгалов Д.В., Шанин А.А., Шевырова Н.И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.urbaneconomics.ru/
3. Ершова С.А., Митягин С.Д. Стратегический менеджмент в градостроительстве: градоэкономическое зонирование поселений в целях безопасного и устойчивого развития. СПб.: СПбГАСУ, 2009. 130 с.
4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1261038&subID =100126845,100126846#text.
5. Ксенофонтов В.И. Теория и методология управления сбалансированным развитием регионов. Краснодар: Изд-во Краснодарский ЦНТИ, 2010. 192 с.
6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; авт кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. М.: ОАО «НПО Изд-во «Экономика», 2000. 421 с.
7. Моисеев Ю.М. Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте // Международный электронный научно-образовательный журнал по научно-техническим и учебно-методическим аспектам современного архитектурного образования и проектирования с использованием видео и компьютерных технологий. 2009. №2 (7).
8. Об оптимизации российского экономического пространства / В. Беленький [и др.] // Вопросы экономики. 2007. № 6. С.133-138.
9. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». [Электронный ресурс]. URL: http ://www.rg. ru/2010/12/17/budget-main-dok.html.
УДК 330
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОТРАСЛЕВОМ ФОРМАТЕ © Н.Ю. Яськова1
Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Исследованы вопросы перспективных направлений деятельности отраслевого центра управления. Частичная реализация его функций осуществлялась в режиме саморегулирования. Создание Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства придает системность развитию отрасли, но и требует глубокого научного осмысления Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: строительство; перспективы развития; методы; стратегия; экономические стимулы; саморегулирование; жилищная программа; жилищно-коммунальное хозяйство; ипотека; стандарты; техническое регулирование; контроль.
INDUSTRY-SPECIFIC PROSPECTS OF CONSTRUCTION DEVELOPMENT N.Yu. Yaskova
Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The article studies the issues of prospective activity courses of an industry management center. Its functions have been partially implemented within a self-regulation mode. Organization of the Ministry of Construction and Housing and Public Utilities introduces the element of systemacity into the industry development, on the other hand it requires deep scientific interpretation.
Key words: construction; development prospects; methods; strategy; economic incentives; self-regulation; housing program; housing and public utilities; real estate mortgage; standards; technical regulation; control.
1Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, тел.: 89265270340, e-mail: mcua3@yandex.ru
Yaskova Natalya, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: 89265270340, e-mail: mcua3@yandex.ru
По прошествии года принято подводить итоги. В 2013 г. строительство не показало рекордных темпов решения жилищной проблемы, инфраструктурные сподвижки также не дотянули до ожидаемых, законы, не успев войти в силу, по-прежнему требовали дополнений, разъяснений и пр.... Градостроительные смыслы ускользали, идеи оставались на бумаге. Диалог застройщиков, властей, фондов, инвесторов, страховых компаний явно буксовал. Словом, общий фон оставался приемлемым, по ряду параметров даже чуть лучше, чем в 2012 г., но гораздо хуже ожидаемого. Основные тенденции традиционно оставались в тени формальных обобщений.
Дискуссионный накал поиска причин пробуксовки отраслевого развития явно поубавился. При том что в отрасли появились реальные диалоговые режимы и в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), и в Национальном объединении застройщиков жилья, и на площадке Агентства стратегических инициатив. Так, начиная с 2011 г. НОСТРОЙ исследовал административные барьеры в жилищном строительстве. Как отметил в своем интервью Всероссийскому отраслевому журналу «Строительство» Басин Е.В.: «Весь 2012 год прошел «под знаком» формирования и согласования этого списка. К сожалению, постановление о его утверждении лежит в аппарате Правительства и до сих пор не подписано, но мы надеемся на его скорый выход. Тем более что количество административных процедур теперь является одним из критериев оценки деятельности губернаторов» [2].
Законодательные инициативы и активность Национального объединения застройщиков жилья также не могут быть не замечены. С целью недопущения роста стоимости жилья при внедрении страхования гражданской ответственности застройщиков предложены изменения в законодательные акты РФ. Застройщики активно участвуют в создании форматов государственно-частного партнерства в сфере создания объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры при реализации проектов комплексного освоения территорий для целей строительства жилья эконом-класса. Представляет интерес систематизация условий для строительства жилья на территориях, занятых ветхим и аварийным жилым фондом, предложения по развитию института негосударственной экспертизы проектной документации и др.
Попытки создания действенных экономических стимулов прослеживаются в решении проблемы внедрения энергоэффективных технологий и материалов в строительной отрасли. Усилия в этой области приобретают все более системный характер. Продолжается работа по актуализации СНиПов, гармонизации Евро-кодов, созданию стандартов НОСТРОя. В целом, можно согласиться с Е.В. Басиным, что техническое регулирование в строительстве было спасено только благодаря саморегулированию. В настоящее время узаконено и актуализировано 90 СНиПов обязательного применения, утверждено 122 стандарта на виды работ, еще 70 находится в разработке. Подписаны соглашения с руководством 18 субъектов Российской Федерации о том, что стандарты НОСТРОя на этих
территориях становятся обязательными, - а эти регионы формируют половину экономики нашей страны.
Из сказанного следует, что НОСТРОЙ по существу восполнял годы отсутствия отраслевого центра управления. Так, НОСТРОЙ даже заключил соглашения с крупными компаниями, такими как «Автодор», «Российские железные дороги», «Росавтодор» и др., по совместной разработке стандартов и повышению квалификации кадров. Кроме того, НОСТРОЙ и сейчас занимается программой создания ресурсных центров для обучения рабочих строительных специальностей. А через Единую систему аттестации НОСТРОя прошли уже более 160 тысяч инженерно-технических работников. Аттестационная система реально работает! Чем вряд ли могут похвастаться другие отрасли национальной экономики.
Активизация саморегулируемых организаций и профессионального сообщества свидетельствует о том, что несмотря на отсутствие очевидных признаков роста деловой активности, застоя в отрасли не наблюдается. Об этом свидетельствует и тот факт, что по объемным показателям превышен уровень докризисного периода. Формируется тенденция увеличения ввода нового жилья, особенно эконом-класса. Этому способствует и политическая воля руководства страны. Принимаются законодательные акты, способствующие привлечению инвестиций именно в этот сектор. В 2012 г. было сдано порядка 66 млн кв. м жилья. При этом, почти половина - это индивидуальное малоэтажное строительство. В 2013 г. оно должно увеличиться его еще на 4-5%.
Современный деловой портрет страны во многом определяет характер создаваемой строительной продукции. За последние годы построено множество интереснейших объектов - реализован проект АТЭС, сданы в действие объекты Универсиады, Олимпиады в Сочи и др. «Во всем этом большая доля участия и заслуги строителей, хотя это нигде и не афишируется. А ведь мы много сил положили, чтобы эти мероприятия состоялись на мировом уровне», - отмечает Е.В. Басин [2].
Олимпийское строительство явилось не только амбициозным проектом мирового класса, сорвать реализацию которого было недопустимо как с точки зрения международного имиджа страны, так и с позиции демонстрации готовности национальной экономики к решению масштабных задач по реализации высокотехнологичных, уникальных по многим параметрам проектов. Важность найденных комплексных технологических решений, выдержавших к тому же экологическую экспертизу, неоспорима. Но пока технологические и организационные инновации не систематизированы, не тиражируются, равно как и наработанные управленческие, технологии рискуют быть утерянными. Судьба Государственной корпорации «Олимп-строй» пока неизвестна, а беспрецедентный командный опыт требует осмысления и распространения. Важен также тщательный анализ допущенных ошибок. Превентивные механизмы их предупреждения обречены стать повседневной практикой управления инвестиционно-строительной деятельностью на современ-
ном этапе развития экономики.
Знаковым событием 2013 г. стал 600-ый Указ Президента Российской Федерации. После 9 лет управленческого вакуума на отраслевом уровне создано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Оно должно обеспечить реальное улучшение жилищных условий, повысить доступность жилья и качественных жилищно-коммунальных услуг.
Проанализируем стратегические направления деятельности, декларируемые Министерством в качестве основных.
Решение хронической проблемы обеспечения жильем видится отраслевым центром в контексте развития жилищного строительства. Традиционные миллионы квадратных метров жилья и бравады их приростных характеристик в отличие от риторики Министерства регионального развития дополняются структурным анализом динамики видовых характеристик жилья. Индивидуальное жилье в 2013 г. подтягивается к планке 50% от общего объема ввода жилья, а элитное домостроение не превышает десятой доли, все больше уступая место строительству жилья эконом-класса, на сегодняшний день занимающего более 37%. Ценовые характеристики указанных видов жилой недвижимости констатируются с демонстрацией разбросов по регионам. «Посягнуть» на исследование структуры цены 1 квадратного метра жилья, в настоящее время составившей 47,4 тыс. руб., отраслевой центр пока не смог. Зато во исполнение Послания Федеральному Собранию с целью снижения стоимости и повышения доступности жилья Минстрой погружен в активную разработку программы «Жилье для российской семьи». В рамках реализации данной программы до конца 2017 года планируется ввести в эксплуатацию 25 миллионов квадратных метров жилья дополнительно к запланированным объемам. При этом предусматривается, что не менее половины этого жилья будет предоставляться гражданам, имеющим право на приобретение такого жилья, по цене не более 80% от рыночной. Это примерно 30 тысяч рублей за 1 квадратный метр. Льгота несомненно важная, но не подкрепленная оценкой платежеспособного спроса. В связи с этим трудно снова и снова не посетовать на отсутствие отраслевой науки, способной быстро сфокусировать и структурировать спрос с ресурсным сопровождением в региональном срезе.
Весьма расплывчатые характеристики платежеспособности компенсируются Минстроем оптимистичными ожиданиями расширения применения ипотеки. По состоянию на 1 ноября 2013 года выдано 639 тысяч ипотечных кредитов более чем на 1 триллион рублей. Средняя ставка по ипотечным кредитам, выданным за девять месяцев текущего года, составляет 12,6%, что по сравнению с 2004 годом в среднем на 3% ниже. Объем ипотечных кредитов десятилетней давности составил 20 миллиардов рублей в год, т.е. в пятьдесят раз меньше сегодняшнего уровня. Но не будем торопиться с выводами. Корректные сопоставления роста объемов ипотечного кредитования и цен квадратного метра жилья за десятилетний период
пока никто не представил. Отсутствие глубокого анализа компенсируется программным размахом, т.к. во всех регионах действуют программы льготного ипотечного кредитования с пониженной процентной ставкой - такие, как «Молодые учителя», «Материнский капитал». Более того, по данным Пенсионного фонда, свыше 90% средств материнского капитала направляется на улучшение жилищных условий, в том числе на оплату ипотечных кредитов.
Несомненно, существенное значение имеет утверждение Правительством Российской Федерации комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей. Установлено первоочередное право многодетных семей на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий, а также обязанность субъектов часть средств, выделяемых им в рамках подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства», направлять на обеспечение инженерной инфраструктуры земельных участков, в том числе для многодетных семей. Подготовлен и законопроект по альтернативным мерам их поддержки. Он внесен в Государственную Думу и ждет своей очереди.
Неоспорима важность еще одной законодательной инициативы, а именно внесения в Государственную Думу проекта закона, направленного на формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов. В настоящее время данный законопроект готовится к принятию во втором чтении.
Аналитическая работа и попытка структурировать проблему через призму экономических интересов участников инвестиционно-строительной деятельности и в этом случае осталась за скобками усилий отраслевого центра. Именно поэтому не вызывает сомнения, что и эти законодательные инициативы потребуют множества поправок и уточнений.
В то же время невозможно не отметить попытку вновь созданного Министерства разработать управленческий инструментарий в сфере ликвидации аварийного жилья. До конца 2017 г. при участии Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет расселено 10,7 миллиона квадратных метров жилья, признанного аварийным по состоянию на январь 2012 года. В планах Фонда ЖКХ в 2014 г. планируется расселить порядка 2 миллионов квадратных метров, в 2015 и 2016 гг. - по 2,5 миллиона квадратных метров и в 2017 г. -3 миллиона квадратных метров [1]. Масштаб задачи, трудности ее реализации в целом ряде регионов потребовали организации постоянного контроля за ходом работ. Формируемая система оперативного контроля должна позволить своевременно принимать меры по выполнению намеченных планов.
Таким образом, для выполнения поставленных задач по расселению аварийного жилья планируется обеспечить, во-первых, запуск принципиально новой системы контроля за реализацией региональных программ расселения аварийного жилья, которая сфокусирована не только на введенные квадратные метры,
но и на факт заселения человека в новое жилье. Контролю будет подлежать и степень удовлетворенности решением этой проблемы. И, во-вторых, предусматриваются меры синхронизации программ расселения и строительства жилья экономического класса в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» и проектов, реализуемых в настоящее время. Министерство считает, что это обеспечит необходимый синергетический эффект, в том числе снизит затраты на подготовку инженерной инфраструктуры.
Одной из ключевых задач Минстроя является привлечение в отрасль профессионального бизнеса, обладающего необходимыми ресурсами и готового работать на перспективу. Однако его структура и потенциал капитализации совместно создаваемых объектов также оказались вне поля зрения Министерства.
Внушителен блок в т.ч. законодательных мер по наведению порядка в сфере ЖКХ. Тарифное регулирование, механизмы привлечения инвестиций, специальные инструменты для финансирования кредитов -вот лишь самый общий перечень разрабатываемых мер в жилищно-коммунальной сфере.
Помимо усиления государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по мнению отраслевого центра, должен развиваться и общественный контроль. В Госдуме РФ рассматривается специальный закон о наделении дополнительными правами объединений потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, сформирована сеть региональных центров общественного контроля, которые не только помогают контролировать качество услуг, но и обучают жителей всем тонкостям законодательства в сфере ЖКХ. Анализируя сложившуюся ситуацию, нельзя не обратить внимание на неудовлетворительную работу управляющих компаний. С целью исправления данной ситуации и усиления контроля в данной сфере подготовлен законопроект, предусматривающий введение лицензирования данной деятельности. В настоящее время проект закона проходит процедуру согласования. Ну как в этой связи не вспомнить слова классика: «Он метил в умники, попался в дураки. Ну, стоило ли ехать для того с Оки!».
В общей картине стратегической фокусировки инвестиционно-строительной деятельности просматривается совершенно очевидная преемственность подхода Министерства регионального развития в отноше-
нии решения абсолютного большинства вопросов. С одной стороны, это позволяет использовать накопленный опыт, с другой, грешит все той же фрагментарностью подхода, оторванного от интересов участников инвестиционно-строительной деятельности, лишенного системной целевой фокусировки и синхронизации деятельности. Таким образом, пресловутому синергетическому эффекту объективно неоткуда взяться. А перед наукой подобная задача пока никем не ставится! Решение локальных задач использует тот самый единственный невоспроизводимый ресурс -время! Нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. Нужен один. Это потребует концентрации сил и объединения возможностей науки в актуализации и развитии управленческого потенциала в строительстве. Его исследованию посвящались специальные работы [3, 4]. В частности, его задачи должны быть сосредоточены на:
разработке и реализации научно-технической политики в строительстве;
развитии мощностей участников инвестиционно-строительной деятельности (строительно-монтажных организаций, проектных компаний, предприятий стройиндустрии и др.);
обеспечении контроля в реальном масштабе времени за выполнением стратегических заданий в области капитального строительства, отвечающего структуре и динамике сложившихся потребностей;
совершенствовании хозяйственного механизма управления строительством и усилении его воздействия на конечные результаты ввода в действие производственных мощностей и объектов, жилых домов и других объектов социального назначения в нормативные сроки;
обеспечении проведения единой политики цен на строительную продукцию, усилении воздействия цен и других сметных нормативов на внедрение достижений научно-технического прогресса в строительство, повышение его качества, снижение издержек строительного производства;
оперативном тиражировании и внедрении передового отечественного и зарубежного опыта в проектирование, строительство и эксплуатацию объектов недвижимости;
целевой фокусировке и синхронизации деятельности участников инвестиционно-строительной деятельности на базе современных механизмов согласования их экономических интересов.
Статья поступила 29.12.2013 г.
Библиографический список
1. Отчет Совместного заседания Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/19882 (дата обращения 23.12.2013
г.).
2. Басин Е.В. Приоритеты страны - жилье и дороги [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://rcmm.ru/interview/3.html
(дата обращения 23.12.2013 г.).
3. Яськова Н.Ю., Каменецкий М.И. Кризис отечественной модели управления строительством и рынком недвижимости // Экономика строительства. 2009. №3.
4. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М.: МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009.