Научная статья на тему 'Проблемы развития промышленности Ульяновской области в послевоенные годы (1946-1960-е гг. )'

Проблемы развития промышленности Ульяновской области в послевоенные годы (1946-1960-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
726
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИКА / УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД / INDUSTRY / MODERNIZATION / PRODUCTION / ULYANOVSK REGION / ECONOMY / ULYANOVSK AUTOMOBILE PLANT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамедов Рашит Алимович, Голубев Евгений Андреевич

Данная статья посвящена проблемам развития промышленности Ульяновской области в 1946 1960-е гг. Актуальность статьи обусловливается потребностью в изучении и осмыслении опыта осуществления восстановительных мероприятий в области промышленности местными органами власти в послевоенные годы. Не вызывает сомнений факт, согласно которому ускоренное восстановление промышленности в послевоенные годы во многом стало возможным благодаря заинтересованности самих рабочих в превышении плановых показателей. В статье характеризуются основные этапы реализации государственный политики по развитию промышленности, а также приводятся данные, свидетельствующие как о положительных, так и отрицательных ее итогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мухамедов Рашит Алимович, Голубев Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF ULYANOVSK REGION IN THE POST-WAR YEARS (1946 - THE 1960S)

This article is devoted to problems of industrial development of Ulyanovsk region in 1946 the 1960s. The relevance of article is caused by the need for studying and estimating experience of industrial recovery held by local authorities in post-war years. The authors argue that the accelerated industrial recovery in post-war years had become possible because the workers themselves were interested in over-fulfillment of the plan. The authors highlight the main stages of implementation the state policy on industrial development and provide the data testifying its positive and negative consequences.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития промышленности Ульяновской области в послевоенные годы (1946-1960-е гг. )»

УДК338.45:67; 930.1 (470.42)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1960-е гг.).

© 2018 Р.А. Мухамедов, Е.А. Голубев

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Статья поступила в редакцию 13.03.2018

Данная статья посвящена проблемам развития промышленности Ульяновской области в 1946 -1960-е гг. Актуальность статьи обусловливается потребностью в изучении и осмыслении опыта осуществления восстановительных мероприятий в области промышленности местными органами власти в послевоенные годы. Не вызывает сомнений факт, согласно которому ускоренное восстановление промышленности в послевоенные годы во многом стало возможным благодаря заинтересованности самих рабочих в превышении плановых показателей. В статье характеризуются основные этапы реализации государственный политики по развитию промышленности, а также приводятся данные, свидетельствующие как о положительных, так и отрицательных ее итогах. Ключевые слова: промышленность, модернизация, производство, Ульяновская область, экономика, Ульяновский автомобильный завод.

Модернизационные процессы в промышленности СССР в послевоенный период времени в настоящий момент становления и формирования нового общества в Российской Федерации занимают одну из ключевых ниш среди вопросов, касающихся истории советского периода, и приобретают большую актуальность. Обращение непосредственно к модернизационным процессам формирует благодатную научную почву для глубокого и детального изучения, а также выработки прогнозов развития социальной и экономической сфер как в масштабах всей страны в целом, так и в каком-либо конкретном ее регионе.

Исходя из этого возникает потребность в анализе и осмыслении опыта советского периода в рамках Ульяновской области в 1946-1960 годах, характеризовавшегося как ускоренный этап восстановления промышленности на довоенном уровне, так и крайне эффективный отрезок времени по достижению значительных показателей в кратчайшие сроки.

В конечном счете значимость данной научной статьи обусловливается сравнительно малой степенью изученности развития промышленности в Ульяновской области в период, получивший название «послеиндустриальная модернизация». Краеведами, а также другими специалистами в области истории осуществлялись многократные подходы к изучению этого вопроса с отличныхдруг от друга точек зрения. Но общенаучный интерес продолжительное время носил фрагментарный характер. Данная особенность была вызвана прежде всего отсут-

Мухамедов Рашит Алимович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории. E-mail: rasit56@mail.ru Голубев Евгений Андреевич, магистрант.

ствием источников, содержащих необходимые для работы сведения, а также тем, что советские исследователи не могли выйти за рамки идеологического подхода, что значительно сужало поле их деятельности. На сегодняшний день, в связи с возникновением отличного от советского времени подхода изучения, появилась потребность изучения проблемы промышленного развития СССР в первые послевоенные годы как конкретной стадии в развитии советского общества.

К изучению проблем, связанных с восстановлением советской экономики на примере Ульяновской области, в современный период времени обращались в своих трудах следующие исследователи: Р.А. Мухамедов1, С.В. Карцев, А.Г. Пашкин2, Р.Р. Маллямова3, Е.А. Бурдин4.

Основной и самой многочисленной группой источников по обозначенной проблеме, несомненно, являются газетные материалы исследуемого периода. Так как средства массовой информации, помимо всего прочего, также использовались в качестве эффективного государственного инструмента в деле восстановления промышленности, пропаганде преимуществ социалистического типа хозяйствования над капиталистическим, повышения производительности труда5, то следует скептически относиться к полученной из них информации. В настоящей работе использованы только те статистические данные, которые нашли отражение не только в советских газетах, но и ряде других источников. Такими источниками могут служить, например, данные Государственного архива Ульяновской области, а именно стенограммы областных конференций КПСС, переписка партийных деятелей и др.

Целью настоящей работы является обозначение проблем в экономическом развитии региона и выявление причин их возникнове-

ния. Вне всякого сомнения, экономика СССР, и Ульяновской области в частности, совершила невероятный подъем в послевоенные годы. Так, в 1950 году, завершающем году пятилетки, промышленность области по производству валового продукта возросла в два с половиной раза с 1940 года. Особенно существенный рост в машиностроении и металлообработке - в 4,2 раза6. Серьезных успехов за истекшие три года добились труженики сельского хозяйства Ульяновской области. Посевная площадь колхозов с 1947 г. по 1950 г. возросла на 67%, или на 388,7 тысячи гектаров, в том числе площадь под зерновыми культурами на 58%, под яровой пшеницей более чем в два раза7. Площадь под техническими культурами возросла в 2,4 раза и т.д.8

Но также существовал и ряд проблем, который замедлял темпы экономического роста, требовавший грамотного и своевременного решения. Именно им и посвящена данная статья.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон экономике Советского Союза. По самым грубым подсчетам, ущерб СССР в материальном выражении составил 679 млрд руб. Государственным предприятиям и учреждениям был нанесен урон на сумму в 287 млрд руб., колхозам - 18 млрд руб., сельским и городским жителям - 192 млрд руб., профсоюзам и общественным организациям - 19 млрд руб.9 В Ульяновской области в военные годы среди многих отраслей промышленности значительный спад отмечался главным образом в станкостроении. Если в 1940 году было произведено 749 металлорежущих станков и 130 прессов, то уже в 1944 году станков и прессов произведено было 448 и 44, а в 1945 - 110 и 74. Таким образом, объем производства станков составил лишь 14,6% от довоенного показателя, а прессов - 57%10.

Перед страной встала новая масштабная и грандиозная задача: в максимально короткие сроки восстановить промышленное производство и превзойти довоенный уровень выпуска продукции, перевести экономику Советского Союза на мирные рельсы.

Процесс восстановления промышленности в Ульяновской области осуществлялся под контролем Ульяновского обкома ВКП(б) в соответствии с следующими постановлениями Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 года «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.», от 19 сентября того же года «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана»11. Основными рекомендациями к обкому ВКП(б) были: необходимость учета общего состояния промышленности в области и военных потерь, что должно было привести к намеченной цели, а именно восстановлению промышленности первоначально на довоенном уровне, а в даль-

нейшем и значительному превышению статистических показателей12.

Рост промышленности в Ульяновской области главным образом произошел за счет эвакуированных заводов и фабрик из других областей и за счет выпуска продукции вновь строящегося автомобильного завода. Несмотря на то, что промышленность края получила свое развитие именно во время войны, это не освобождало ее от поставленной задачи. Наибольших успехов регион смог добиться по таким направлениям, как машиностроение и металлообработка, незначительные улучшения по сравнению с уровнем военных лет можно отметить в сельском хозяйстве и легкой промышленности13. К первым месяцам 1950 года в Ульяновской области отмечались значительные успехи в плане развития промышленности - запланированную норму удалось перевыполнить. Например, в завершающем году пятилетки промышленность области по производству валового продукта выросла в два с половиной раза по сравнению с показателями 1940 года. Особенно существенный рост отмечался в машиностроении и металлообработке - в 4,2 раза.

В результате исходя из полученных показателей было принято решение направить усилия на увеличение производственных площадей. Внимания заслуживает также и тот факт, что с каждым годом отмечался определенный рост экономических показателей, что говорит о постоянном развитии предприятий и увеличении выработки отдельно взятого рабочего14. Сталинскую премию за лучшие трудовые показатели получили трое рабочих завода им. Володарского15. Всего в области к середине 1950 года было около 25000 стахановцев, среди которых 3% сумели досрочно перевыполнить установленные нормы пятилетки16.

Стоит отметить, что объем промышленной продукции увеличился непосредственно после проведения восстановительных работ на железнодорожных путях17. Именно работоспособность железнодорожных путей позволила осуществлять регулярную поставку необходимого для производства сырья18.

После окончания пятилетки, основываясь на успешных показателях промышленности, правительство увеличило выделяемые для ее развития денежные средства. В 1952 году было выделено на развитие промышленности 306 млн рублей, в то же время на развитие сельского хозяйства было выделено - 32,15 от общей суммы (451 млн рублей)19.

В лидеры по производству продукции в 1950 году вышел Ульяновский автозавод, который добился среднестатистического ежегодного показателя - около 15 тысяч автомобилей20. Данные успехи были отмечены секретарем обкома ВКП(б) А.П. Бочкаревым21.

Через два года в области вновь отмечалось перевыполнение плановых требований, что объяснялось процессом модернизации ряда промышленных предприятий. Например, в 1953 году в области было произведено промышленной продукции больше, чем за 1952 год, на 17,6%. За этот период выпуск продукции предприятий машиностроения увеличился на 40%, лесоразработки на 28 %, текстильной продукции на 8,6%. Выработка на одного рабочего по сравнению с 1952 годом увеличилась на 13, 2%22.

Реализация проекта модернизации позволила значительно повысить технический уровень, а также внедрить новые, ранее не используемые технологические процессы и станки. Благодаря этому на Ульяновском автомобильном заводе были разработаны новые виды автомобилей -санитарный, однотонный, промтоварный, грузовик, а также восьмиместный автобус. На предприятиях легкой и пищевой промышленности отмечалось увеличение состава продукции по видам и сортам23.

Несмотря на значительные успехи ульяновской промышленности было бы глубоко ошибочным не замечать очевидных недостатков в ее работе24.

Как уже отмечалось ранее, изначально план послевоенного восстановления промышленности предполагал переведение ее на мирные рельсы, однако с началом холодной войны руководство партии частично отказалось от этих планов. Эта непоследовательность, начало раскручивания ВПК и акцентирование внимания партии в основном на отраслях тяжелой промышленности легли в основу возникновения многих проблем советской экономики, отразившихся и на экономике Ульяновской области.

В истекшем 1947 году не выполнила план пищевкусовая, легкая и кооперативная промышленность. Не выполнили планов такие крупные предприятия, как завод №280, цемза-вод, комбинат «Ударник», мельзаводы и крупозаводы, предприятия треста Росглавхлеб, Сель-хозмукомолье25.

Главную причину неудовлетворительной работы пищевой промышленности можно увидеть в следующем. По данным того же заседания, всего в системе Облпищепрома Ульяновской области имелось 48 предприятий, из которых коров имели лишь 9, свиней - 26, а птицу - 5. Также отмечалась незаинтересованность предприятий в улучшении своего положения, так как, судя по данным отчетов, остальные предприятия обладали необходимой базой для разведения скота и птицы, но активных мер к этому не принима-ли26. Налицо отсутствие необходимой базы для производства, неиспользование внутренних ресурсов, незамотивированность, отсутствие внимания к созданию сырьевой базы. План был не выполнен по многим важнейшим номенклату-

рам, таким как металлорежущие станки, обувь, цемент, и по ряду пищевых продуктов27.

К этому времени многие отрасли промышленности так и не превзошли довоенных показателей. К ним относятся текстильная, пищевкусовая, кооперативная. Например, уровень производства текстильной промышленности к довоенным показателям составляет лишь 65%. Пищевая промышленность в 1947 году выпустила продукции на 38% меньше, чем в 1940 году28.

В годы послевоенной пятилетки в Ульяновской области не было начато нового промышленного строительства, за исключением переходящего строительства автомобильного завода. Одной из причин этого можно считать отсутствие в городе Ульяновске достаточной энергетической базы, а также очень слабо развитую промышленность строительных матери-алов29. Перед Ульяновской областью в процессе выполнения задач по развитию промышленности остро встала проблема энергообеспечения предприятий30. Куйбышевский гидроэлектрический узел находился только в начальной стадии проектирования31. Энергообеспечение города осуществлялось от 14 энергоустановок суммарной мощностью 28,9 тыс. кВт, из них 12 крайне изношенных дизельных32. Из-за этого многие основополагающие предприятия региона не могли развиваться должными темпами. Например, Мелекесский механический завод испытывал большую нужду в электроэнергии и просто не мог наращивать мощности производства. Решение проблемы силами региона было попросту невозможно, и Ульяновский обком ВКП(б) лишь запросил техническую документацию на строительство дизельной электростанции33. Завод также не имел возможности оплачивать местные строительные материалы из-за отсутствия финансирования на эти цели. Даже в случае наличия необходимых средств строительные организации региона решили бы проблему лишь частично, так как были недостаточно оснащены механизмами, транспортом, материа-лами34. Например, дефицит в кирпиче на 1953 год составил более 50 млн штук, из-за чего не выполнялся план промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства35.

Предприятия рассчитывали на получение фондового сырья36. Исходя из этого можно сделать вывод, что местные сырьевые ресурсы использовались крайне плохо, что также отразилось на выработке предприятий.

Отдельно стоит коснуться вопроса качества производимых изделий. Например, по предприятиям металлообработки в 1947 году брак составил 10 миллионов рублей, что к общему валовому выпуску составляет 4%. В некоторых отраслях промышленности дело доходило до того, что потребитель, узнав, что нужная ему вещь изготовлена в Ульяновской области, отворачи-

вался, не спросив даже цены37. В 1947 году на Сенгилеевском цементном заводе в карьерах по добыче сырья работало 85 человек, отмечалась нехватка рабочей техники, в частности экскаваторов38. Доля ручного труда в промышленности города составляла до 50%39. Низкий коэффициент использования оборудования, предпочтение ручного труда рабочих являлись очередной проблемой развития промышленности и причиной низких показателей производства.

Ассортимент выпускаемых изделий практически не расширялся и был очень ограничен, не вырабатывались изделия, пользовавшиеся большим спросом у потребителя, например, мебель, гончарная и металлическая посуда, чемоданы, школьные и письменные принадлежности, клеи, щетки, домашняя утварь и т.д. В целом выпускаемые изделия были преимущественно низкого качества. Так, сапожный крем, сделанный артелью «Победа», только портил обувь и больше походил на колесную мазь, чем на обувной крем. Плохо использовались и местные сырьевые ресурсы, были сильно распространены иждивенческие настроения40.

Все это негативным образом отразилось на процессе роста промышленности и потребовало внимания местных властей41.

В конце 1958 года председатель Ульяновского облисполкома И.М. Серегин на очередной конференции озвучил планы по выходу из сложившейся ситуации, а также меры, которые должны были поспособствовать росту тяжелой промышленности. По его мнению, ключевой отраслью машиностроения должен был оставаться Ульяновский автомобильный завод, для поддержания производства которого в кратчайшие сроки необходимо было построить в непосредственной близости от него крупные и средние заводы, что поспособствует созданию масштабной кооперации автозавода с прочими предприятиями Ульяновской области42. Кроме этого, он вынес на повестку дня предложение о необходимости оказывать содействующие меры для интенсивного развития промышленности строительных материалов, используя преимущественно сырье, полученное главным образом в области. Также, по мнению И.М. Серегина, необходимо было обратить внимание и на проблему, касавшуюся низкого уровня развития группы заводов пищевой и легкой промышленности, которая в Ульяновской области была развита слабо. Именно незамедлительное решение данной проблемы жизненно необходимо для активного строительства промышленных предприятий в Ульяновской области43.

Стоит отметить, что данные предложения были выслушаны, а план по их реализации ввиду некоторых существовавших трудностей был отложен на начало 1960 года.

Подводя итоги на основании изученного материала, можно выделить причины, тормозившие развитие промышленности Ульяновской области и создавшие большое количество серьезных проблем. Государственный акцент на тяжелой промышленности оставил без внимания те сферы экономики, которые напрямую влияли на ее эффективность и стабильность развития. Предприятия Ульяновской области слабо развивали местные сырьевые ресурсы, всецело полагаясь на поддержку государства и широкие поставки фондового сырья. Ввиду экстренного характера эвакуации предприятий энергетические мощности региона не были взяты во внимание, их было достаточно лишь для поддержания их работы на прежнем уровне. Недостаток стройматериалов и слабость транспортной системы также затрудняли процесс развития промышленности. Кроме этого дополняли обозначенные выше причины преобладание ручного труда, низкое качество товаров широкого потребления, а также нерешенная жилищная проблема44.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мухамедов Р. А., Карцев С.В. Планирование и начальный этап строительства заводов оборонного значения в Ульяновском районе Куйбышевской области в 1939-1941 гг. // Марийский археографический вестник. 2015. №25. С.92-96.

2 Мухамедов Р.А., Пашкин А.Г. Криминализация социальных групп периода Великой Отечественной войны (на документах и материалах Ульяновской области) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т.13. №3 (2). С.449-453.

3 Мухамедов Р.А., Маллямов Р.Р. Практические подходы к созданию и управлению комплексной маркетинговой системой автотранспортного предприятия // Симбирский научный вестник. 2011. №3. С.130-133.

4 Бурдин Е.А. Использование принудительного труда заключенных на объектах гидроэнергетики Поволжья в 1930-1950-х гг. // Вестник Чувашского университета. №1. Чебоксары, 2011. С.8-15.

5 Абалкин Л.И., Иванов Е.А. Судьбы, противоречия и периодизация развития советской экономики // Экономическая история СССР: Очерки. М.: ИНФРА-М, 2007. С.75.

6 Там же. С.79.

7 Государственный архив новейшей истории Улья -новской области (далее - ГАНИ УО). Ф.8. Оп.1. Д.194. Л.54.

8 Ульяновская правда, 27 сентября 1952 г. С.2.

9 Адамеску А.А. и др. Комплексные региональные исследования производительных сил СССР. Ч.2. Научный центр размещения производительных сил СССР. М.: СОПС при Госплане СССР, 1991. С.37-42.

10 Народное хозяйство СССР. Статистический сборник. М.: Госстатиздат, 1956. С.41-65.

11 Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. М.: ОГИЗ, 1946. С.3-11.

12 Там же. С.12-17.

13 Пашкин А.Г., Забалухина Н.В. Симбирский - Улья -новский край в новейшей истории России. 19171991. Люди, события, факты. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. С.88-96.

14 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.8. Д.1. Л.19.

15 Ложкина Е.В. Передовики промышленности Улья -новской области в 1953 году. Ульяновск: Дворец книги им. В. И. Ленина, 1953. С.3-5.

16 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.8. Д.1. Л.21, 22.

17 Там же. Оп.10. Д.1. Л.11.

18 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.8. Д.1. Л.24.

19 Там же. Оп.10. Д.1. Л.17.

20 Пашкин А.Г., Забалухина Н.В. Симбирский - Улья -новский край в новейшей истории России. 19171991. Люди, события, факты. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. С.103.

21 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.8. Д.1. Л.19.

22 Там же. Оп.16. Д.1. Л.11., 12.

23 Там же. Оп.16. Д.1. Л.11., 12.

24 ГАНИ УО. Ф.13. Оп.1. Д.2484. Л.4-6.

25 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.16. Д.1. Л.5.

26 Там же. Оп.8. Д.194. Л.54.

27 Там же. Д.194. Л.55-57.

28 ГАНИ УО. Ф.13. Оп.1. Д.2848. Л.3-9.

29 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.8. Д.410. Л.28.

30 Там же. Оп.12. Д.1. Л.12.

31 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.15. Д.118. Л.38, 39.

32 Там же. Оп.1. Д.194. Л.47.

33 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.8. Д.410. Л.37.

34 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.1. Д.194. Л.4.

35 Там же. Л.54.

36 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.1. Д.194. Л.55-56.

37 Там же. Оп.12. Д.123. Л.5-9.

38 Развивать и укреплять местную промышленность // Ударник. №26. 1948. 24 июня.

39 ГАНИ УО. Ф.13. Оп.1. Д.2774. Л.14.

40 Там же. Л.15-16.

41 Пашкин А.Г., Забалухина Н.В. Симбирский - Ульяновский край в новейшей истории России. 19171991. Люди, события, факты. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. С.105.

42 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.17. Д.236. Л.30.

43 Там же. Оп.16. Д.1. Л.115., 116.

44 ГАНИ УО. Ф.8. Оп.11. Д.194. Л.5.

PROBLEMS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF ULYANOVSK REGION IN THE POST-WAR YEARS (1946 - THE 1960s)

© 2018 R.A. Mukhamedov, E.A. Golubev

Ulyanovsk State University named after I.N. Ulyanov

This article is devoted to problems of industrial development of Ulyanovsk region in 1946 - the 1960s. The relevance of article is caused by the need for studying and estimating experience of industrial recovery held by local authorities in post-war years. The authors argue that the accelerated industrial recovery in post-war years had become possible because the workers themselves were interested in over-fulfillment of the plan. The authors highlight the main stages of implementation the state policy on industrial development and provide the data testifying its positive and negative consequences. Keywords: industry, modernization, production, Ulyanovsk region, economy, Ulyanovsk Automobile Plant.

Rashit Mukhamedov, Doctor of History, Professor of the Department of History. E-mail: rasit56@mail.ru Evgenij Golubev, Undergraduate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.