УДК 94.377 (470.42)
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1918-1922 гг.
© 2018 P.A. Мухамедов, Е.С. Федорова, P.P. Краснова, Г.Р. Сафиуллина
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Статья поступила в редакцию 05.06.2018
В статье предпринята попытка проанализировать характерные черты формирования системы народного образования в Симбирской губернии в 1918-1922 гг. В ходе работы был проведен анализ почерпнутых из фондов ГАУО и ГАНИУО материалов, впервые введенных в научный оборот, что способствовало воссозданию детальной картины проведения кГмпании по ликвидации безграмотности жителей Симбирской губернии. Авторы осветили такие ключевые моменты, как реформирование образовательной системы, просветительскую деятельность, организацию курсов эсперанто и т.д. Ключевые слова: Симбирская губерния, система народного образования, Пролетарская гимназия, школы I-й и II-й ступени, ликвидация неграмотности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Ульяновской области в рамках научного проекта № 18-49-730005р_а.
В реалиях современной Российской Федерации наблюдается процесс поиска новых идей осуществления преобразования структур и ключевых областей общественной жизни. Незаменимым условием при исследовании ранее не применявшихся подходов в ключевых системах, таких как образовательная, здравоохранительная и экономическая - является использование фундаментальной опытной базы, полученной представителями минувшего поколения. Становление и последующее совершенствование системы образования в условиях советского государственного строя в Симбирской губернии вплоть до настоящего момента времени в научной среде освещалось на слабоизученном уровне. Исследователями, затронувшими становление народного образования в губернии, были главным образом представители педагогической направленности: Л.А. Ляшенко1, Л.Г. Шум-кова2, Т.Г. Алексеева3. В своих научных трудах они акцентировали внимание преимущественно на развитии образовательной программы, в результате чего история становления советской системы была ими освещена достаточно поверхностно.
Исследование неопубликованных источников из фондов Государственного архива Улья -новской области и Государственного архива но-
Мухамедов Рашит Алимович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории. E-mail: [email protected]
Краснова Рамиля Рефкатьевна, аспирантка кафедры истории. E-mail: [email protected] Федорова Екатерина Сергеевна, аспирантка кафедры истории. E-mail: [email protected] Сафиуллина Гульнара Рифкатьевна, аспирантка кафедры истории. E-mail: [email protected]
вейшей истории Ульяновской области позволило достоверно и детально реконструировать положение образовательной системы в ключевую веху Отечества - момент строительства государства, основанного на коммунистических идеях.
После краха имперского строя в Симбирской губернии стало уделяться значительно большее внимание системе образования. Ключевыми проблемами в период с февраля по октябрь 1917 года стали: отсутствие необходимых для проведения занятий зданий, нехватка канцтоваров, низкая квалификация педагогических кадров. Образовательный процесс был скорректирован таким образом, чтобы успеть провести наиболее важные дисциплины до наступления темноты и холодов, так как своевременно не была осуществлена заготовка дров4. В Симбирской губернии к октябрю 1917 года было 1456 учебных заведений5, в которых обучалось около 13000 учащихся6. Занятия проводили учителя, получившие в имперское время преимущественно церковное образование. Финансовое обеспечение педагогов оставалось достаточно скудным - около 330 рублей7.
Из этого следует, что несмотря на то, что местные структуры нового буржуазного правительства всячески стремились поддерживать развитие образования, надвигавшаяся разруха и всеобщий коллапс фактически сводили на нет любые начинания. Согласно сентябрьскому отчету о развитии образования: «В учебных заведениях обучалось сравнительно мало детей, большая часть из них находилась в крайне тяжелом материальном положении и зачастую попросту не могла посещать школу в зимнее время из-за отсутствия теплых вещей»8.
Советское правительство фактически с первых дней октября 1917 года стало рассматри-
вать различные идеи, способные осуществить эффективное реформирование в сфере образования в соответствии с коммунистическими представлениями. По мнению В.И. Ленина и A.B. Луначарского, именно образовательное учреждение и его работники являлись ключевым звеном, служащим своеобразным транслятором советских идей через отлаженный воспитательный процесс со стороны представителей пролетарской среды на остальные категории граждан для взращивания будущей личности, способной внести значительный вклад в построение коммунистического общества9.
Декрет СНК от 11 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению» стал первым актом в нормативно-правовой базе, который регламентировал первые фундаментальные изменения в образовательной среде. Согласно законодательному акту, господствовавшее в Российской империи церковное влияние на образовательные учреждения было нивелировано, а сами заведения были переведены в ведомство местным Советам10.
Большевики при осуществлении реформирования в образовательной системе как в стране, так и на местах первое время использовали структуры предыдущего правительства.
Однако вскоре были вынуждены отказаться от их использования, так как служащие данных структур не поддерживали идею построения коммунистического общества. Этот факт побудил большевиков ускорить процесс реформирования и создать эффективное советское ведомство, которое бы чутко следило и контролировало работу образовательной системы. В результате 18 июня 1918 года был сформирован Наркомпрос, а ведущие должности в нем заняли партийные деятели: A.B. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. Бонч-Бруевич и др. Летом 1918 года на большей части подконтрольной советскому правительству территории был завершен также и процесс организации подконтрольных губернских ведомств.
В Симбирской губернии первые шаги по построению новой советской образовательной системы были начаты с введением в марте 1918 года бесплатного обучения. Стоит отметить, что Таблица 1. Школы 1-й ступени Симбир
данная мера была предпринята по собственной инициативе местных органов власти, не дожидаясь соответствующего распоряжения из столицы. В правовом поле отсутствие платы за обучение было закреплено в вышедшем «Положении о единой трудовой школе РСФСР»11. Однако в губернии назвать обучение полностью бесплатным было бы не совсем корректно, так как получила массовое распространение такая форма оплаты, как сбор с жителей «налога для развития отдела, заведовавшего образованием». Данная мера была предпринята Коллегией губернского отдела образования в сентябре 1918 года, сразу же после освобождения города от сторонников КОМУЧа. Основным аргументом в пользу введения налога стало «отсутствие в распоряжении местных структур власти каких-либо денежных средств»12.
Государственный комитет по просвещению принимает 31 мая 1918 года постановление, впервые разрешившее во всех учебных заведениях совместное обучение учащихся обоего пола13. Данное решение также затронуло и существовавшую ранее систему контроля учащихся: отменялась балльная система оценок, а перевод в другой класс и выдача итогового свидетельства об окончании школы теперь производились только на основании решения педагогического совета14. В августе 1918 года в Москве прошел 1-й Всероссийский съезд, где вновь был рассмотрен вопрос реформирования образовательной системы. Согласно решениям съезда, школа стала девятилетней общеобразовательной и подразделялась на две ступени: первая - с пятилетним сроком обучения и вторая - с четырехлетним15.
В Симбирской губернии в 1918-1920 гг. подавляющее количество учащихся посещало образовательные заведения I ступени (см. табл.1). Обучение в данной школе позволяло овладеть необходимыми навыками для работы секретарем, писцом, а также счетоводом16.
Школа второй ступени не снискала большой популярности у детей, так как она предназначалась для углубления полученных в начальном учреждении знаний (см. табл. 2).
Всего в образовательных учреждениях Симбирской губернии преподавало 2559 учителей - таким образом, в среднем один учитель при-ой губернии в 1918 - 1920 учебном году
№ Вид местности Школы I-й ступени
Число учреждений Учащихся Учителей
1 В городах 107 16306 496
2 В сельской местности 1349 89395 2063
3 Всего 1456 105701 2559
Составлено по материалам: Статистический ежегодник. 1918-1920 гг. Вып.1. М., 1921. С.117-129.
Таблица 2. Школы 2-й ступени Симбирской губернии в 1918 - 1920 учебном году
№ Вид местности Школы 11-й ступени
Число учреждений Учащихся Учителей
1 В городах 40 7685 374
2 В сельской местности 46 2554 148
3 Всего 86 10239 522
Составлено по материалам: Статистический ежегодник. 1918-1920 гг. Вып.1. М., 1921. С.117-129.
ходился на 41 ученика17. В последующие годы Гражданской войны ряд заведений по причине неудовлетворительного состояния был закрыт. К 1922 году осталось лишь 1094 образовательных учреждения, что на 25% ниже, чем в 1918 г.18. Особой популярностью в эти годы пользовалась первая советская пролетарская гимназия, открытая в Симбирске 15 мая 1918 года. Гимназия расположилась в здании бывшего Кадетского корпуса, а ее нововведением стало то, что она предназначалась для детей рабочих, которые должны были приниматься в нее без дополнительных экзаменов и подготовки19.
Материальное состояние педагогов в губернии было достаточно скудным. Постановление СНК, установившее фиксированную прибавку заработной платы педагогам до 100 рублей в месяц и назначившее оклад в 150-200 рублей, зачастую в губернии игнорировалось, так как было значительно сокращено финансирование школ. К примеру, если в 1913 году на одного учащегося выделялось 60 рублей, то в 1921 году всего 3 рубля20. Поэтому возникали различные ситуации, когда учеников пускали в школу лишь в том случае, если родители предоставляли «воз дров» или ряд других хозяйственных товаров. Учителя же находились в нищенском состоянии и главным образом работали за еду21.
Большевики считали, что советское общество непременно должно стать грамотным и образованным, поэтому правительство поставило перед органами управления образованием Симбирской губернии краткосрочную задачу по повышению уровня образования. После проведения летней переписи в 1919 году было выявлено, что число жителей губернии, способных читать и писать, составило только 13% от их общего числа - 165665222. Если сравнивать эти значения с общероссийскими показателями, то по числу грамотных Симбирская губерния уступала соседним - Самарской и Саратовской - примерно в три раза. Органы управления образованием Симбирской губернии после полученных результатов переписи стали предпринимать активные меры для ликвидации неграмотности. Например, одной из ключевых мер стала агитаторская деятельность среди представителей пролетариата. Для выполнения этой задачи для агитаторов были разработаны специальные по-
собия, в которых приводилось множество примеров, подробно разъясняющих необходимость повышения грамотности ради победы Революции. Часть этих инструкций была опубликована в печатных изданиях. Основными темами проводимых лекций были: «Борьба с невежеством для победы Мировой Революции», «Делу - время, учебе - час», «К свету!» и многие другие23.
Кроме агитаторской деятельности в Симбирской губернии представителями структур управления образования использовались также и различные меры давления. Одним из первых в губернии Мелекесский уисполком принял постановление, согласно которому все население, а также члены партии и члены их семей в возрасте от 14 до 50 лет, должны были незамедлительно приступить к учебе. В случае игнорирования данного постановления гражданин лишался пайка. Впоследствии постановление распространилось на всю территорию губернии. Данная мера, предпринятая местными властями при решении вопроса о просвещении, не отличалась уникальностью. Например, в соседней Самарской губернии местные структуры поставили жителей от 17 до 45 лет на учет и обязали пройти обучение.
На территории Симбирской губернии массовое распространение получили курсы искусственного языка — эсперанто. Возросшая популярность этого языка была вызвана тем, что большевики ставили перед собой задачу добиться осуществления мировой революции. Для достижения поставленной задачи необходимо было продвижение искусственного языка, который должен был способствовать коммуникации с представителями других народов мира. Начиная с 1919 года органами власти ведется пропагандистская работа с целью увеличения числа слушателей. Для этого привлекались и специалисты из других крупных городов. К примеру, 4 января с визитом прибыл из Москвы Благо-видов, который выступил с лекцией на тему: «Международный язык эсперанто и его значение для пролетариата»24. Вскоре после этого начался первый набор слушателей, который приостановился через пару недель. Это было связано с тем, что количество слушателей было очень большим, а помещений и специалистов не хватало для проведения занятий25.
Правительство, подводя итоги летом 1920 года, было вынуждено сообщить, что несмотря на ряд принятых усилий и мер по борьбе с неграмотностью, большинство учеников до сих пор не умеют читать, считать и пишут с ошибками. Значительно осложнял процесс ликвидации неграмотности целый ряд причин. Наиболее значимыми из них были низкий уровень грамотности среди самих педагогов, а также полное отсутствие дисциплины на занятиях26. С целью исправления сложившейся ситуации Наркомпрос принимает решение по созданию инспекторских комиссий, которые должны были проверять учебные заведения и выявлять нарушения. Результаты проверки в большинстве заведений оказались достаточно неутешительны. Подтверждением этому может служить доклад инспекторов о проверке состояния учебного процесса во 2-й трудовой школе, находившейся на улице Гончарова. Согласно докладу: «в учебном заведении совершенно отсутствует какая-либо дисциплина, большая часть обучающихся бесцеремонно прогуливалась во время занятий по коридорам, а в классах находилось лишь 5 человек, все обнимались и здесь же курили. При попытке сделать нарушителям замечание, один из учеников выхватил нож и стал угрожать им инспектору»27.
Просветительской деятельностью занимались также и культурные учреждения. Для обслуживания духовных нужд населения создавались специальные клубы. По плану большевиков, в этих клубах должна была вестись пропагандистская работа. Основное внимание при этом уделялось бойцам Красной армии как главной опорной силе новой власти28. Для них было решено проводить театральные представления, водить в кинотеатр, показывая фильмы революционного содержания. Достаточно показательна статистика, которая наиболее ясно представляет всю проводимую политику в сфере культуры. Только за пять неполных месяцев в 1919 году было прочитано 115 лекций, показано 200 спектаклей и прослушано 50 концертов29.
Таблица 3. Внешкольные у
Стоит отметить, что местные органы власти не ограничились лишь созданием клубов и проведением спектаклей, различных мероприятий. Большевики прилагали огромные усилия, чтобы открыть на территории губернии различные культурно-просветительские организации, которые могли бы скрасить досуг рабочего населения. В удаленных уездах и селах открываются новые библиотеки, клубы для молодежи (см. табл. 3).
Таким образом, в 1917-1922 годы советское правительство сумело воплотить в жизнь масштабный план по реформированию системы народного образования Симбирской губернии. После Октябрьской революции была создана новая модель советского образовательного учреждения - объединена начальная и средняя школа. К просветительской деятельности были приобщены не только граждане детского возраста, но также их родители и представители более старшего поколения. В культурно-просветительской деятельности проводилась агитация и пропаганда культурных преобразований в обществе с помощью организации праздников, бесед, а также распространения листовок. Именно эти меры позволили повысить уровень грамотности, а также сформировать новое мировоззрение у населения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ляшенко Л.А. Создание и развитие системы национального школьного образования в Симбирской (Ульяновской) губернии в начальный период Советской власти: начало 1918-1921 гг.: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 200 с.
2 Шумкова Л.Г. Становление системы школьного образования на примере Симбирской губернии: 19171928 гг.: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 220 с.
3 Алексеева Т.Г. Становление системы среднего и начального профессионально-технического образования в период 1917-1928 гг.: на материалах Симбирской (Ульяновской) губернии: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 190 с.
4 Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО). Ф. Р-190. Оп.3. Д.164. Л.5.
:еждения за 1919-1922 годы
Библиотеки и клубы Прочие виды внешкольных учреждений
Число библиотек стационарных и подвальных Число изб-читальней Число клубов Число народных домов Число студий, театров Число музеев и выставок Школы грамоты и ликвидации безграмотности
418 182 197 167 6 11 154
Составлено по материалам: Статистический ежегодник. 1918-1920 гг. Вып.1. М., 1921. С.155-156.
5 ГАУО. Ф. Р-190. Оп.1. Д.3. Л.7.
6 Там же. Оп.2. Д.4. Л.2.
7 ГАУО. Ф. Р-390. Оп.2. Д.5. Л.4.
8 Пашкин А.Г., Забалухина Н.В. Симбирский - Ульяновский край в новейшей истории России. 1917-1991. Люди, события, факты. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. С.21.
9 О начальной и средней школе // За высокое качество советской школы. Л., 1934. С.4.
10 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М., 1942. С.129.
11 Известия ВЦИК Советов. 1918. 16 октября.
12 ГАУО. Ф. Р-190. Оп.1. Д.2. Л.4.
13 Государственный архив новейшей истории Улья -новской области (далее - ГАНИ УО). Ф.1. Оп.1. Д.1. Л. 21.
14 Пашкин А.Г., Забалухина Н.В. Симбирский - Улья -новский край в новейшей истории России. 19171991. Люди, события, факты. Ульяновск: Корпора-
ция технологий продвижения, 2012. С. 22.
15 ГАНИ УО. Ф.1. Оп.1. Д.1. Л.21об.
16 Там же. Д.4. Л.11об.
17 ГАУО. Ф. Р-2326. Оп.4. Д.3. Л.6.
18 Статистический ежегодник. 1922-1923 гг. Вып.1. М., 1924. С.125.
19 ГАНИ УО. Ф.1. Оп.1. Д.1. Л.21.
20 Там же. Ф.13. Оп.1. Д.371. Л.62.
21 Экономический путь. 1922. 14 декабря.
22 Статистический ежегодник. 1921 г. Вып.1. М., 1922. С.42.
23 ГАУО. Ф. Р-2326. Оп.1. Д.2. Л.9.
24 Известия Симбирского губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 1919. 19 января.
25 ГАУО. Ф. Р-3140. Оп.1. Д.2. Л.10.
26 ГАНИ УО. Ф.13. Оп.1. Д.74. Л.64.
27 Известия Симбирского губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 1919. 6 февраля.
28 ГАУО. Ф. Р-306. Оп.1. Д.12. Л.14.
29 ГАНИ УО. Ф.13. Оп.1. Д.136. Л.6.
FORMATION OF THE SYSTEM OF SOVIET PEOPLE'S EDUCATION IN THE SIMBIRSK PROVINCE IN 1918-1922
© 2018 R.A. Mukhamedov, E.S. Fedorova, R.R. Krasnova, G.R. Safiullina
Ulyanovsk State University named after I.N. Ulyanov
The authors focus on the features of the formation of the system of public education in Simbirsk province in 1918-1922. The study is based on the analysis of the previously unknown materials drawn from the funds of State Archive of Ulyanovsk oblast and State Archive of Modern History of Ulyanovsk oblast, which contributed to the reconstruction of the detailed picture of the eradication of illiteracy campaign in Simbirsk province. The authors concentrated on such key issues as the reform of the educational system, educational activities, organization of the Esperanto courses, etc.
Keywords: Simbirsk province, public education system, Proletarian gymnasium, schools of the 1st and 2nd level, eradication of illiteracy.
Rashit Mukhamedov, Doctor of History, Professor, Department of History. E-mail: [email protected] Ramilja Krasnova, Post-Graduate Student, Department of History. E-mail: [email protected] EKaterina Fedorova,Post-Graduate Student,Department of History. E-mail: [email protected] Gulnara Safiullina, Post-Graduate Student, Department of History. E-mail: [email protected]