УДК 94:629.33(470.42)"1945/1955"
https://doi.org/10.24158/fik.2017.3.12
Николаев Евгений Евгеньевич
аспирант Ульяновского государственного университета
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1955 ГГ.)
Аннотация:
В статье раскрывается деятельность руководства Ульяновской области по модернизации автомобильных заводов в послевоенный период. Рассказывается о героизме и трудовых свершениях дирекции и инженерно-технического персонала. Подчеркивается связь событий послевоенного времени с современностью.
Ключевые слова:
промышленность, промышленный подъем, обороноспособность, автомобилестроение, управленческие структуры, военное производство, конверсия, автомобильные двигатели, инженерно-технические работники, послевоенный период, автомобильная промышленность Ульяновской области.
Nikolaev Evgeny Evgenyevich
PhD student, Ulyanovsk State University
THE AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE ULYANOVSK REGION IN THE POST-WAR PERIOD (1945-1955)
Summary:
The article deals with the leadership activities of the Ulyanovsk region on modernization of automotive plants in the post-war period. The paper reviews the heroism and the labour achievements of the directors and the engineering technicians. The article emphasizes the connection of the post-war period with the present one.
Keywords:
industry, industrial development, defense capacity, automotive industry, management structure, military production, conversion, automobile engines, engineering and technical workers, post-war period, automotive industry of the Ulyanovsk region.
По окончании Великой Отечественной войны СССР был поставлен перед необходимостью решить следующие сложные задачи: во-первых, перевести промышленность на мирные рельсы, то есть провести конверсию военного производства; во-вторых, восстановить разрушенные фабрики и заводы; в-третьих, обеспечить новый промышленный подъем. Выполнять указанные задачи приходилось быстро, так как разгоралась холодная война с США и другими западными странами и Советскому Союзу требовалась высокотехнологичная продукция, чтобы поддерживать обороноспособность государства на высоком уровне.
Актуальность предлагаемого материала заключается в том, что в условиях широкомасштабной экономической реформы в современной России крайне важным является изучение организационно-практического опыта, который накопили советские управленческие структуры в условиях послевоенного времени.
Проблемы послевоенного времени всегда находились в центре внимания исследователей, которые не только скрупулезно изучали саму советскую политику послевоенного возрождения экономики страны, но и достаточно красочно описывали примеры ее эффективного претворения в жизнь, в частности в Ульяновской области. Такими являются работы Р.А. Мухамедова, С.В. Карцева [1], А.Г. Пашкина [2], Р.Р. Маллямова [3], В.В. Ситникова и И.А. Чуканова [4]. Энергетические проблемы автозавода в послевоенный период описал Е.А. Бурдин [5].
Крайне тяжело отразилась война на экономике Ульяновской области. Например, выработка продукции на предприятиях пищевой и легкой промышленности составила только 60 % от уровня предвоенного 1940 г. [6]. Правда, если быть до конца справедливыми, в 1945 г. предприятия машиностроения и металлообработки увеличили выпуск продукции на 25-30 % по сравнению с 1940 г., что в первую очередь было обусловлено военными заказами [7].
Советское правительство в директивах четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) поставило задачу в течение ближайших 2-3 лет провести конверсию венного производства и обеспечить переход большинства предприятий от выпуска продукции военного назначения к производству мирной продукции [8].
В соответствии с ориентиром, заданным правительством страны, руководство Ульяновской области потребовало от Ульяновского автомобильного завода в кратчайшие сроки перестроить на постоянной основе то, что в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны было сделано на скорую руку, основательно и капитально модернизировать предприятия.
Коллектив Ульяновского автомобильного завода взялся за решение поставленной задачи со всей серьезностью. Рабочие, административный персонал, инженерно-технические работники трудились по 16-18 часов, причем добровольно. Все сотрудники понимали, что, как только они
переоборудуют предприятие, запустят новые линии, увеличится выход продукции мирного назначения, будут перевыполнены планы и, соответственно, возрастут паек и заработная плата, что повысит уровень жизни (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Иллюстрация, демонстрирующая рост количества выпускаемых автомобилей на Ульяновском автозаводе за период с 1948 по 1950 г.
Коллектив воспринял поставленные задачи с воодушевлением. Огромное значение имел тот творческий и душевный подъем, который охватил коллектив предприятия в конце 1944-го - начале 1945 г. Уже все чувствовали надвигающуюся победу, знали, что близок разгром фашизма. Душевный подъем умело поддерживался руководством предприятия. Тон задавали члены ВКП(б) и комсомольцы, которые становились на самые сложные участки, подавали другим пример.
В конце 1945 г. на заводе прошло собрание трудового коллектива, посвященное принятию так называемых «повышенных трудовых обязательств». Выступили ветераны предприятия, директор и его заместители, секретари партийной и комсомольской организации завода, простые рабочие. Все было 24 выступающих. Ветеран производства, сборщица, многодетная мать В.А. Сидорова предложила поддержать почин ленинградских рабочих, которые призвали страну завершить пятилетку в четыре года. Выступили другие работники предприятия. Они предложили ряд мер, которые позволили поднять производительность труда. Каждый цех принял встречные трудовые обязательства, а для их исполнения были разработаны так называемые «внутрицеховые планы» внедрения передовых методов труда.
Огромную роль во всем этом начинании сыграл так называемый человеческий фактор, когда сами инженерно-технические работники, рабочие оказались заинтересованы в повышении производительности и эффективности труда как ключа к выполнению повышенных производственных планов. Именно рабочие проявляли чудеса изобретательности. Так, расточник инструментального цеха автомобильного завода И. Иванов, например, взял обязательство бережно относиться к своему станку и проработать на нем не менее пяти лет без капитального ремонта [9].
К чести коллектива автомобильного завода можно отметить, что перестройка производства, модернизация конвейера и станковой базы были завершены уже через полтора года, к концу 1946 г., что было вдвое быстрее срока, установленного руководством страны и области. Производство автомобилей по итогам 1946 г. превысило плановые показатели на 20 %, 1947 г. - уже на 30 %.
В 1954 г. в Ульяновске были запущены первые цеха завода автомобильных двигателей, начала работать линия по производству поршней для послевоенного грузовика ЗИЛ-150. Это было новое слово в науке и практическом применении ее результатов. За опытом в Ульяновск приезжали из соседних стран, в частности из Италии. Новое научное достижение заключалось в том, что все производственные операции, начиная от загрузки металла в плавильные печи и заканчивая упаковкой продукции, выполнялись автоматически при помощи объединенных в одну технологическую цепочку взаимодействующих агрегатов, станков и машин. Рабочие только наблюдали за их исправностью.
Все послевоенные производственные успехи ульяновских автомобильных предприятий основывались на героизме и самоотверженности рабочих и инженерно-технических работников. Люди работали с полной отдачей, так как знали, что страна окружена врагами и от того, как сработает каждый из них, будет зависеть обороноспособность государства. Значительную роль в механизации и автоматизации Ульяновского автомобильного моторного завода сыграли рационализаторы, изобретатели и передовики производства, которые выступали в качестве «маяков» и увлекали за собой всех остальных. На заводе было развернуто движение за сокращение трудоемкости производственных операций. Его зачинателями были сборщики Григорий Муханов и Мария Левченко. Моторный автомобилестроительный завод за период с 1951 по 1956 г. во многом благодаря инициативе и старанию сотрудников предприятия сумел увеличить выпуск валовой продукции в 2,6 раза, одновременно снизив трудоемкость при изготовлении одного двигателя Л-3 на 30 % (см. рис. 2) [10].
Рисунок 2 - Иллюстрация, показывающая рост выпуска малолитражных двигателей на Ульяновском моторостроительном автомобильном заводе в период с 1947 по 1950 г.
На Ульяновском автозаводе развернулось движение за звание «бригады отличного качества». Так, бригада А. Савельева завоевала это звание в конце 1954 г., доведя выпуск продукции отличного качества до 95 % при плане 90 % [11].
Таким образом, автомобильная промышленность Ульяновской области в послевоенный период совершила качественный рывок в своем развитии. Руководству предприятий, инженерно-
техническим работникам, несмотря на все послевоенные трудности, удалось не только повысить качественные показатели работы своих предприятий, но и значительно увеличить объем выпускаемой продукции. Это в значительной мере было обусловлено соединением трех факторов: эффективного применения производственных мощностей, своевременного проведения модернизации предприятий и умения дирекции предприятий с полной мощностью использовать человеческий фактор, мобилизовав сотрудников предприятия на большие трудовые свершения.
Ссылки:
1. Мухамедов Р.А., Карцев С.В.: 1) Планирование и начальный этап строительства заводов оборонного значения в Ульяновском районе Куйбышевской области в 1939-1941 гг. // Марийский археографический вестник. 2015. № 25. С. 92-96 ; 2) Промышленность Ульяновской губернии и ее влияние на региональные административные реформы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 104-107.
2. Мухамедов Р.А., Пашкин А.Г. Криминализация социальных групп периода Великой Отечественной войны (на документах и материалах Ульяновской области) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 3-2. С. 449-453.
3. Мухамедов Р.А., Маллямов Р.Р. Практические подходы к созданию и управлению комплексной маркетинговой системой автотранспортного предприятия // Симбирский научный вестник. 2011. № 3. С. 130-133.
4. Ситников В.В., Чуканов И.А. Идеологический пресс и советская экономика. Реализация экономической программы большевистской партии в период становления Советского государства (1917-1930-е годы). Саарбрюккен, 2012. С. 67-68, 403-433.
5. Бурдин Е.А. Исторические аспекты и динамика развития российской гидроэнергетики в 1900-1980-х гг. (на примере Волжского каскада гидроузлов) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 7, № 2. С. 301-311 ; Его же. Использование принудительного труда заключенных на объектах гидроэнергетики Поволжья в 1930-1950-х гг. // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 8-15 ; Бурдин Е.А., Прохоров А.В. Модернизация региональной промышленности: ульяновский опыт (1961-1991 гг.) // История науки и техники. 2015. № 2. С. 76-87.
6. Ульяновская правда. 1952. 27 сент.
7. Там же.
8. Некоторые итоги развития народного хозяйства Ульяновской области за 1947-1950 гг. // Ульяновская правда. 1951. Прил. 1. 12 янв. С. 9-10.
9. Там же. С. 10.
10. Ульяновская правда. 1956. 24 дек.
11. Герасин Ф. По пути, указанному партией. Развитие экономики Ульяновской области за 40 лет // Ульяновская правда. 1957. 7 июня.