Научная статья на тему 'Проблемы развития предприятий нефтедобывающей отрасли на современном этапе'

Проблемы развития предприятий нефтедобывающей отрасли на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1808
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аристархов Антон Леонидович

В статье рассмотрены текущие, наиболее серьезные проблемы нефтедобывающей отрасли непредсказуемые колебания ценовой конъюнктуры на нефть в целом и, в частности, на внутреннем рынке и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития предприятий нефтедобывающей отрасли на современном этапе»

ЭКОНОМИКА

УДК 33.658

А. Л. Аристархов

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассмотрены текущие, наиболее серьезные проблемы нефтедобывающей отрасли - непредсказуемые колебания ценовой конъюнктуры на нефть в целом и, в частности, на внутреннем рынке и возможные пути их решения.

О богатстве недр России за последние годы сказано очень много. Да, действительно, Россия занимает первое место по ресурсам газа и одно из первых мест - по нефти. На территории страны располагается ряд крупнейших нефтегазоносных провинций. Но тем не менее с сожалением приходится констатировать, что минерально-сырьевая база нефтегазового комплекса России в последние годы оказались в опасности.

В последние годы нефтедобыча в России интенсивно растет. В феврале-марте 2002 г. наша страна вновь вышла на первое место в мире по суточной добыче нефти, опередив Саудовскую Аравию. Однако по потреблению нефти Россия занимает только пятое место, газа - второе место в мире. А по энергопотреблению в пересчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в три-пять раз. По уровню душевого потребления газа наша страна также уступает крупнейшим газодобывающим развитым странам (США, Канаде, Нидерландам) [1].

Возникает вопрос: какова потребность России в энергоносителях на перспективу? Хорошо известно, что уровень и качество жизни населения страны определяются валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Последний показатель связан, в свою очередь, с потреблением энергии на душу населения [2]. Связь между двумя этими экономическими категориями непростая, нелинейная и в значительной степени зависит от структуры экономики страны, ее территории и природно-климатических условий.

Интенсивное проведение геологоразведочных работ, наращивание запасов нефти и газа является абсолютно необходимым условием возрождения российской экономики и подъема уровня и качества жизни населения. Без решения этой задачи никакие прогнозы не станут реально достижимыми. При этом необходимо знать, что от момента открытия крупного нефтяного или газового месторождения до момента, когда оно будет готово к разработке, обычно проходит не менее 8-10 лет. Значит, для решения проблемы обеспечения сырьевой базы, устойчивого развития нефтяной и газовой промышленности России времени больше не осталось. Необходимо, собрав все силы, начать интенсивно развивать геологоразведку, иначе наши сырьевые возможности будут неумолимо сокращаться [3].

Сегодня все проблемы малых и средних нефтедобывающих предприятий связаны с особенностями их деятельности, т.е. с низким качеством ре-

сурсной базы и монотоварным характером производства. При этом проблемы этих компаний можно разделить на системные и специфические, временные.

Коснемся сначала системных проблем. С 2002 г. введен единый налог на добычу нефти, не предусматривающий дифференциацию ставки в зависимости от горно-геологических условий. Здесь уместно вспомнить, что в прежние годы Миннефтепром всегда применял дифференцированный подход к своей ресурсной базе по укрупненным районам нефтедобычи в пределах среднеотраслевых цен. Эти цены дифференцировались по семи (в дальнейшем трем) представительным районам нефтедобычи [4]. Это и позволило, наряду с приоритетным государственным финансированием, создать тот ресурсный потенциал в нефтедобыче, который до сих пор востребован государством.

Понятно, что в рыночных условиях говорить о прямом регулировании цен - нонсенс. Но непонятно другое: почему бы не задействовать механизмы гибкого стимулирующего налогообложения разработки уже открытых месторождений, по которым государством уже понесены огромные затраты, а также ценового регулирования через экспортные рынки сбыта?

Теперь же налогом на добычу облагается как рентабельная добыча нефти, так и сырье из «трудных», малорентабельных и нерентабельных скважин: все равно, извлекается ли черное золото из скважин глубиной 3500 м или 500 м; расположенных в средней полосе около НПЗ или за Полярным кругом; при средних дебитах 150 т в сутки или 5 т в сутки. Совершенно очевидно, что эксплуатация «трудных» скважин прекратится (этого до сих пор не произошло из-за инертности отрасли и ожидания высоких цен), чем будет нанесен ущерб государству не только за счет безвозвратных потерь углеводородов в недрах, но и в результате прекращения начисления прямых налогов на продукцию, которую давали остановленные скважины. Это осложнит социальные проблемы, связанные с безработицей и необходимостью переселения высвобождающихся работников и членов их семей в обжитые районы, созданием для них новых рабочих мест. Эти расходы будут покрываться за счет бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

Отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль тоже крайне болезненно сказалась на работе малых компаний [5].

Вторая системная проблема - доступ малых и средних предприятий к рынкам сбыта. Малые компании не имеют своих перерабатывающих мощностей ни внутри страны, ни за ее пределами. Это не результат их «недоработки» или плохого, неэффективного хозяйствования, а особенность, соответствующая мировой практике. Вследствие этого они лишены возможности «продуктового маневра» в случае ухудшения ценовой конъюнктуры на сырую нефть, т.е. переноса центра прибыли на производство нефтепродуктов и продажу их на внутреннем и внешнем рынках. У малых и средних компаний нет доступа к размещению своей нефти на рынках ближнего зарубежья, а равные пропорции экспорта нефти применяются, вопреки законодательству, только для рынков дальнего зарубежья.

Из текущих проблем наиболее серьезная - непредсказуемые колебания ценовой конъюнктуры на нефть в целом и в частности на внутреннем рынке.

Очевидно, что сегодня государство стоит перед выбором: либо игнорировать наличие малых и средних нефтедобывающих компаний, что приведет к их исчезновению уже в течение короткого времени, либо разработать программу мер государственной поддержки этого сектора.

Эксперты «Ассонефти» предлагают следующие меры поддержки малых и средних нефтедобывающих предприятий. Прежде всего, необходимо отказаться от сложившегося уравнительного подхода ко всем нефтедобывающим предприятиям, работающим на принципиально разных месторождениях, в различных регионах по всей территории России. Такой подход применяется только в небольших странах с однородными природными, геологическими и экономическими условиями. В большинстве же стран с развитой рыночной экономикой законодательство предусматривает разветвленную систему льгот для малых и средних нефтепроизводителей.

Сохранению и развитию сектора малых и средних нефтяных предприятий мог бы поспособствовать ряд мер в области совершенствования принципов недропользования:

1) введение уступки права пользования отдельными участками месторождений на бесконкурсной основе при согласии владельца лицензии и органов, выдавших лицензию, с целью стимулирования освоения остаточных запасов малопродуктивных участков, восстановления простаивающего фонда скважин, а также инновационной деятельности;

2) проведение закрытых конкурсов (аукционов) на право пользования недрами для малых и средних нефтедобывающих компаний;

3) определение одинаковых для всех нефтяных месторождений условий доступа к производственной инфраструктуре в нефтедобывающей промышленности, что позволило бы решить проблему доступа к системе магистральных нефтепроводов.

Основные проблемы российской системы недропользования обусловлены действующей системой платежей за пользование недрами, которая не позволяет финансировать воспроизведение запасов, и полной неразберихой в законодательстве по вопросам лицензирования в части распределения лицензий, контроля за выполнением лицензионных соглашений и мер воздействия на нарушителей.

Помимо ухудшения минерально-сырьевой базы, на показателях работы отрасли негативно сказались старение технического потенциала промышленности, сокращение профилактического и капитального ремонта скважин, систем нефтегазосбора и магистральных нефтепроводов, нефтепромыслового и бурового оборудования.

Из-за безденежья резко сократились геологоразведочные работы. Объемы бурения упали. Доля активных (высокопродуктивных) запасов в балансе многих нефтяных компаний составляет не более 45 % и имеет тенденцию к уменьшению [6].

Сегодня основная задача геологоразведочных работ на нефть -подготовить запасы на уровне 300 млн т добычи в год. Лишь при таком раскладе можно обеспечить независимость страны. Но при сложившейся структуре финансирования геологоразведки вряд ли можно достигнуть коренного перелома и выйти на требуемый уровень подготовки новых запасов.

Более того, значительно ухудшается структура пластов: растет доля «трудноизвлекаемых» запасов, которые, по мнению большинства специалистов, уже достигли 55-60 % и продолжают расти, уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях [7]. Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых зале-

жах необходимы другие технологии со значительно большими затратами финансовых и материально-технических ресурсов, нежели при использовании традиционных систем разработки. Особая категория «трудноизвлекаемых» запасов характеризуется изначально более низкими дебитами скважин и сравнительно невысокими темпами отбора нефти.

Острой проблемой в развитии нефтяной отрасли является ее слабая оснащенность современной техникой и оборудованием. Существующие технические средства сильно изношены, отечественное нефтяное машиностроение практически не развивается, а импортные поставки не могут быть осуществлены в достаточной степени из-за дефицита валютных средств. Положение с их поставками на предприятия особенно усугубилось после распада СССР.

Нефтяная промышленность представляет многоотраслевой комплекс с большим капиталоемким производством, отличающимся сложными технологическими процессами, нарушения регламента которых могут привести к большим осложнениям, в том числе экологического характера. Однако обстановка нестабильности в стране, затянувшаяся структуризация в отрасли вызвали снижение ответственности главных специалистов за результаты своей работы и принятие квалифицированных решений по устранению дестабилизирующих факторов. В конечном счете все это привело к снижению производственной и технологической дисциплины во всех звеньях производства [8].

Причинами сложившегося положения, помимо объективных, вызванных общим экономическим кризисом в стране, явились продолжающиеся негативные тенденции: ухудшение сырьевой базы; старение производственных мощностей и сокращение профилактического и капитального ремонта скважин, систем нефтегазосбора и магистральных трубопроводов, нефтепромыслового и бурового оборудования; жесткая финансовая политика правительства по отношению к предприятиям-производителям, а также резкое снижение цен на нефть на мировом рынке.

Основными резервами снижения затрат как в мировой практике, так и в недавнем прошлом в российской нефтяной промышленности является поиск и ввод в эксплуатацию новых, более рентабельных месторождений и скважин, применение новых прогрессивных технологий добычи, сокращение потерь при добыче нефти и ее транспортировке. Реализация этих факторов требует значительных инвестиций, что для российских компаний сегодня неосуществимо.

Они могут позволить себе практически несколько путей уменьшения затрат, одним из которых стало закрытие нерентабельных предприятий, месторождений, скважин. Правда, закрытие в одночасье всех нерентабельных нефтяных предприятий чревато негативными последствиями. Особенность отрасли состоит в том, что можно быстро сократить добычу нефти при плохой конъюнктуре, но потом, в случае повышения мировых цен, также быстро ее увеличить будет невозможно. Восстановление однажды закрытой скважины требует инвестиций в размере 300-400 тыс. долларов (сейчас в целом по стране брошено 40 тыс. скважин). Бурение и запуск новой скважины стоит еще дороже - около 2 млн долларов [9].

Другим фактором снижения себестоимости является избавление от социальной сферы, находящейся на балансе нефтедобывающих предприятий. Процесс передачи ее на баланс местных администраций активизировался. Это вызвало конфликты с руководителями регионов, на территории которых ведется добыча сырья. Близко примыкает к мероприятиям по передаче объектов соци-

альной сферы на баланс регионов и другой путь сокращения затрат - массовые увольнения и сокращение заработной платы работникам предприятий.

Банкротство средних и крупных предприятий нефтяной промышленности, чаще всего градообразующих, резко обостряет социальную обстановку на местах, приводит к нарушению нормального энерго-, тепло- и газоснабжения и к разрушению единых производственно-технологических комплексов.

Итак, нефтяная промышленность - одна из наиболее капиталоемких и фондоемких отраслей. Однако фактически в последние годы средства из отрасли изымались и государством, и новыми владельцами приватизированных компаний. Отрасль находится на грани технической деградации, нарушения схем разработки месторождений и безвозвратной потери запасов. Консервация нерентабельных скважин, ставшая в последнее время чуть ли не единственным средством сокращения затрат, не беспредельна. С какого-то момента происходит перераспределение нефти в пластах, падение дебитов всех остальных скважин и порча месторождения. Между тем на месторождениях, которые годятся для разработки или подготовлены к вводу в разработку, свыше половины запасов относятся к категории трудноизвлекаемых. Потерю добычи невозможно возместить. Особую остроту приобрела проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ). Для того чтобы повысить эффективность геологоразведочных работ, необходимо сохранить на ближайшие годы целевой источник финансирования - фонд воспроизводства МСБ и действующий норматив отчисления в этот фонд, обеспечить централизацию основной части фонда на федеральном уровне и на уровне нефтяных компаний, отменить налог на добавленную стоимость, на выполняемые геологоразведочные работы (за счет средств фонда и за счет собственных источников финансирования нефтяных компаний, предприятий), ввести механизм капитализации затрат на геологоразведочные работы, финансируемые из собственных источников нефтяных компаний и предприятий.

Список литературы

1. Вертлюгина, А. Е. Российская нефтяная промышленность: состояние и перспективы развития / А. Е. Вертлюгина // Нефть, газ и бизнес. - 2003. - № 1. - С. 10.

2. Бендиков, М. А. Конкуренция: некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 1. - С. 37.

3. Куликова, О. Е. Российская нефтяная промышленность: перспективы роста и забота о будущем / О. Е. Куликова // Нефтегаз. - 2004. - № 1. - С. 20.

4. Корзун, Е. Нуждаются ли малые и средние нефтедобывающие предприятия в особом подходе со стороны государства / Е. Корзун // Нефть России. - 2002. -№ 6. - С. 11-12.

5. Линник, А. И. Инвестиционный профиль ТЭК: опыт и перспективы развития в XXI веке / А. И. Линник // Нефть, газ и бизнес. - 2003. - № 1. - С. 44.

6. Прудникова, Н. Новые горизонты нефтяной науки / Н. Прудникова // Твоя компания. - 2004. - № 12. - С. 23.

7. Непримеров, Н. Неизвлекаемой нефти нет. Есть неграмотная разработка месторождений / Н. Непримеров // Нефть и капитал. - 2002. - № 9. - С. 41-42.

8. Уманский, Л. М. Экономика нефтяной и газовой промышленности / Л. М. Уманский, М. М. Уманский. - М. : Недра, 2004. - 528 с.

9. Макаров, О. Дело за малым / О. Макаров // Нефть России. - 2002. - № 7. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.