Научная статья на тему 'Проблемы развития почтовой службы г. Кызыла во второй половине 1940-х гг. (по материалам периодической печати)'

Проблемы развития почтовой службы г. Кызыла во второй половине 1940-х гг. (по материалам периодической печати) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кызыл / Тувинская автономная область / связь / почта / почтовая служба / «Тувинская правда» / повседневная жизнь / Kyzyl / Tuva autonomous region / communications / mail / postal service / “Tuvinskaya Pravda” / everyday life / periodical press

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Регина Олеговна Ширап

В статье рассматриваются основные проблемы развития почтовой службы г. Кызыла в первые годы после вступления Тувы в состав СССР в октябре 1944 года. Выбранные в качестве основного исторического источника материалы газеты «Тувинская правда» позволили наиболее полно охарактеризовать деятельность сотрудников почты, определить их влияние на повседневную жизнь горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MAIL SERVICE IN KYZYL IN THE SECOND HALF OF 1940'S. (BASED ON MATERIAL OF PERIODICAL PRESS)

The article is devoted the main problems of the development of the postal service of Kyzyl in the first years after Tuva integrated in the USSR in October 1944. The materials of the periodical press selected as the main historical source allowed us to more fully characterize the activities of the postal employees and determine their impact on the daily lives of citizens.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития почтовой службы г. Кызыла во второй половине 1940-х гг. (по материалам периодической печати)»

Источники и литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902147681. (дата обращения 02.07.2019).

2. Устав государственного автономного учреждения «Центр русской культуры» Республики Тыва: утв. 02.06.2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crktuva.ru/wp-content/uploads/2018/04/UstavCRK_2017.pdf . (дата обращения 02.07.2019).

3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»» от 29.12.2016 г. № 1532 (с изменениями на 29.03.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420388022 . (дата обращения 02.07.2019).

4. Государственное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://crktuva.ru/wp-content/uploads/2019/02/Goszadanie-2019-g.pdf. (дата обращения 02.07.2019).

5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»» от 29.12.2016 г. № 1532 (с изменениями на 29.03.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420388022. (дата обращения 02.07.2019).

6. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 6 декабря 2018 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902387360. (дата обращения 02.07.2019).

УДК: 656.8 (571.52)

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10051

Регина Олеговна Ширап Тувинский государственный университет

г. Кызыл, Россия

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ Г. КЫЗЫЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

В статье рассматриваются основные проблемы развития почтовой службы г. Кызыла в первые годы после вступления Тувы в состав СССР в октябре 1944 года. Выбранные в качестве основного исторического источника материалы газеты «Тувинская правда» позволили наиболее полно охарактеризовать деятельность сотрудников почты, определить их влияние на повседневную жизнь горожан.

Ключевые слова: Кызыл, Тувинская автономная область, связь, почта, почтовая служба, «Тувинская правда», повседневная жизнь.

Regina Shirap Tuvan state University, Kyzyl, Republic of Tyva, Russia

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MAIL SERVICE IN KYZYL IN THE SECOND HALF OF 1940'S. (BASED ON MATERIAL OF PERIODICAL PRESS)

The article is devoted the main problems of the development of the postal service of Kyzyl in the first years after Tuva integrated in the USSR in October 1944. The materials of the periodical press selected as the main historical source allowed us to more fully characterize the activities of the postal employees and determine their impact on the daily lives of citizens.

Keywords: Kyzyl, Tuva autonomous region, communications, mail, postal service, "Tuvinskaya Pravda", everyday life, periodical press.

В современных условиях, когда коммуникационные технологии получили активное развитие и ценность передаваемой информации напрямую зависит от скорости ее передачи, традиционные средства связи, такие как почта, телеграф и телефон значительно уступают мобильной связи и

электронной почте. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что средства связи являются неотъемлемой частью жизни общества, детальное изучение этого вопроса позволяет определить степень проникновения средств связи в повседневную жизнь общества, их социальную и политическую активность, а также особенности развития самой отрасли.

Появление почтовой службы в Туве было связано с образованием независимого государства Тувинской Народной Республики (1921-1944). В 1925 году в Кызыле было создано Главное управление почты и телеграфа, имевшее также отделение в Туране. В Управлении начали работу молодые ученики, которым советские связисты помогали осваивать почтовое дело. Так началась подготовка кадров для служб связи.

Постепенно почтовые отделения начали повсеместно появляться на территории всей Тувинской Народной Республики. А в 1930 году в Кызыле была создана телефонная сеть и установлена телефонная связь с селом Усинским и городами Минусинск, Чадан и Шагонар.

На момент добровольного вхождения Тувы в состав СССР в октябре 1944 года согласно паспорту Тувинской автономной области на территории области проживало 95 024 человек, в области имелось 5 городов. Население столицы Тувинской автономной области насчитывало 6047 человек [8, л. 2]. Шеститысячное население столицы обслуживало единственное почтовое отделение с пятью почтальонами. На качестве оказываемых услуг также сказывалось то, что все эти сотрудники, доставлявшие корреспонденцию и письма, были пешими [8, л. 28].

Качество работы кызылской почтовой службы оставляло желать лучшего и по другим причинам. Так, корреспондент газеты «Тувинская правда» В. Межова сообщала, что город могли оставить на две недели без центральных газет, более того, телеграмма, передающаяся по телеграфу, попадала к адресату только через 15-20 дней со времени отправки, независимо от того из Москвы она или из Абакана. «Объясняется это просто: телеграммы, как простые письма перевозились от Минусинска на автомашине, курсирующей 2-3 раза в месяц. Еще хуже было со связью в районах, где иной раз в течение месяца не видели газет» [4, с. 4]. Причину всего этого В. Межова видела в «плохой работе «горе-руководителей» тувинского областного управления связи, которые, начиная с начальника управления Ширап и кончая заведующими отделами, занимались чем угодно, только не улучшением работы связи» [4, с. 4]. Однако руководители управления связи ссылались на то, что возникшие проблемы были связаны, прежде всего, с транспортным фактором. Поэтому следовало обращаться непосредственно к начальнику транспортной конторы Зыранову. В статье также указывалось, что вместо организации ремонта трех неисправных автомашин, стоящих на усадьбе управления связи, и образцовой организации движения почты - Зыранов часто садился за руль и использовал машину не по назначению [4, с. 4]. Однако В. Межова была не согласна с тем, что виновным в недостатках работы почты являлся один Зыранов. Она подчеркивала, что руководители управления связи не делали ничего для улучшения ее работы. «Растолковав связистам их обязанности», она надеялась улучшить ситуацию.

Через месяц после выхода этой статьи последовала реакция со стороны руководства почтовой службы. Начальник областного управления связи Ширап сообщал в редакцию, что корреспонденция была обсуждена и были приняты меры по устранению имеющихся недостатков в работе связи [5, с. 4]. В результате чего начальник почтового отдела и начальник транспортной конторы были освобождены от своей работы. Был заключен договор на доставку почты из Кызыла в другие населенные пункты области, однако, не до конца была налажена доставка почты из Кызыла в Минусинск и обратно, хотя для последнего тракта наркомат связи выделил областному управлению четыре автомашины. Для улучшения работы телеграфа начали использовать радиосвязь Кызыл-Красноярск и телеграфный провод Кызыл-Минусинск, после чего больше не было необходимости в перевозке телеграмм почтой из Минусинска. Руководители областного управления связи также заявляли, что с помощью увеличения количества рассыльных улучшена доставка телеграмм по городу.

Несмотря на принятые меры, качественного улучшения работы связи не произошло, поскольку не все сотрудники добросовестно выполняли свои обязанности. Интересно, что это находило отражение на страницах газеты. Так, в №56 газеты «Тувинская правда» сообщалось о «преступлении письмоносца» Е. С. Арчумаевой, которая с 1 января по май 1946 года систематически не доставляла письма и газеты адресатам. Корреспонденцию и письма она прятала в квартире, под крыльцо и в сарай. В результате расследования у нее в квартире было найдено 143 недоставленных писем и 51 экземпляр газеты. Народным судом 19 мая 1946 года ей было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на один год [6, с. 2]. Таких случаев было несколько. Здесь же можно отметить халатное отношение к своей работе разносчицы корреспонденции Рассохиной. Получив

50 телеграмм для разноски, 23 из них она порвала и сожгла, чтобы лишний раз не утруждать себя работой. В газете сообщалось, что «за преступно-халатное отношение к работе народный суд приговорил Рассохину к двум годам лишения свободы» [3, с. 4].

Еще о плохой работе почты и телеграфа города Кызыла мы узнаем из письма И. Ероцкого в редакцию газеты «Тувинская правда». Он был серьезно обеспокоен работой служб связи, поскольку центральные газеты, поступающие на почту, доставлялись лишь через 10-15 дней.

Нередко разносчики вручали корреспонденцию не тем, кому она предназначена. Например, «письмо, адресованное областным военкоматом М. Котову и сданное на почту 13 июля, было отдано письмоносцем гражданке Карповой, откуда оно в частном порядке было доставлено адресату» [2, с. 4]. И. Ероцкий считал, что «самым страшным было то, что выяснение причин недостатков в работе почты и телеграфа начальник областного управления Министерства связи Мамонтов считал «мелочью» и не желал уделять этому должного внимания».

Парадокс кызылской конторы связи заключался и в том, что письма из центральной части страны, Дальнего Востока и Прибалтики доставлялись в срок 10-15 дней, однако, отпущенные в почтовые ящики в самом Кызыле письма иногда могли исчезнуть на несколько недель. Так, М. Васильева 13 февраля 1949 года опустила в почтовый ящик в центре Кызыла пять писем. На третий день адресат получил только три письма из пяти, а остальные два так и не дошли до места назначения [1, с. 4]. Работники конторы утверждали, что такие случаи невозможны, поскольку имелось расписание, по которому письма из ящиков должны выниматься не реже трех раз в день и своевременно отправляться по адресу. М. Васильева не спорит, что существует расписание, «но письма все-таки не дошли». Свое письмо автор заканчивал риторическим вопросом: «Сколько же еще нужно говорить о неудовлетворительной работе связи, чтобы доставка почты в городе и области перестала требовать разгадки тайн?» [2, с. 4].

Письмо М. Васильевой было обсуждено на собрании работников конторы связи [7, с. 3]. В результате этого обсуждения за задержку корреспонденции и отсутствие контроля над очисткой ящиков помощнику начальника конторы Дудкиной было сделано предупреждение. Был также усилен контроль над очисткой почтовых ящиков и своевременной доставкой местной корреспонденции.

Таким образом, мы можем сделать вывод о неудовлетворительной работе почтовой службы. Несмотря на меры, принимаемые руководством, к сожалению, ситуация оставляла желать лучшего. Среди основных проблем, которые были присущи почтовой службе в рассматриваемый период, выделим несвоевременную доставку почтовой корреспонденции, не всегда вежливое обслуживание клиентов, халатное отношение со стороны руководства. Немаловажным фактором, который существенно тормозил развитие связи в Туве в рассматриваемый период, являлась географическая удаленность региона от ближайших городов СССР, отсутствие железнодорожного транспорта.

Источники и литература

1. Васильева М. «Тайны» кызыльской конторы связи // Тувинская правда. 1949. 2 марта. С. 3.

2. Ероцкий И. Еще о плохой работе почт и телеграфа // Тувинская правда. 1946. 21 сентября. С. 4.

3. Кураев И. Преступно-халатное отношение // Тувинская правда. 1946. 12 января. С. 4.

4. Межова В. Еще раз о связи // Тувинская правда. 1945. 27 сентября. С. 4.

5. По следам наших выступлений // Тувинская правда. 1945. 3 ноября. С. 4.

6. Понамарев. Преступление письмоносца // Тувинская правда . 1946. 29 мая. С. 2.

7. Тайны кызыльской конторы связи // Тувинская правда. 1949. 27 апреля. С. 3.

8. ЦАДПОО ГАРТ (Центр архивных документов партий и общественных организаций Государственного архива Республики Тыва). Ф. 2. Оп. 1. Д. 9.

УДК 343.163(571.52)

doi: 10.24411/9999-02^-2019-10052

Ирина Дарый-ооловна Шмит Кызылское президентское кадетское училище,

г. Кызыл, Россия

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В данной статье рассматриваются правовые основы организации деятельности прокуратуры в Тувинской Народной Республике, ее место в конституциональной системе новообразованного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.