Научная статья на тему 'Проблемы развития педагогической науки в современных условиях'

Проблемы развития педагогической науки в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучепатова Лариса Геннадьевна, Хазраткулова Анжелика Валерьевна

Рассмотрены некоторые этапы педагогических исследований в современных условия, а также возможность использования статистических методов для оценки качества знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучепатова Лариса Геннадьевна, Хазраткулова Анжелика Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития педагогической науки в современных условиях»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378

Л. Г. КУЧЕПАТОВА, А. В. ХАЗРАТКУЛОВА

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены некоторые этапы педагогических исследований в современных условия, а также возможность использования статистических методов для оценки качества знаний.

Ключевые слова: педагогическая наука, практический опыт, информационные технологии.

Сл рем ител ь но раз в и ва ю щи й с я п ро цесс и н -форматизации всех сфер жизни общества создаёт возможность подня ть на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.

Плодотворное развитие педагогической науки может происходить только при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и практического опыта, т. е. в процессе исследовательской деятельности.

Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, более остро выдвигают на первый план проблемы развития педагогики как науки, закладывающей моральный и интеллектуальный фундамент будущего.

Известно, что педагогические исследования опираются на конкретные факты, которые можно получить только в ходе проведения экспериментов, опросов и наблюдений. Современной тенденцией в сфере исследований является повышение качества и количества поступающей в ходе исследования информации.

Применение информационных технологий в педагогических исследованиях - одна из наиболее слабо освещенных в информационном плане тем, требующих тщательной и глубокой разработки.

Согласно подходу Ю. 3. Куш мер, можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования.

Первый этап - накопление знаний и фактов:

- выбор проблемы и темы исследования,

- обоснование её актуальности, уровня разработанности;

- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;

- изучение практического опыта учебных

© Кучепатова Л. Г., Хазраткулова А. В., 2011

заведений и лучших педагогов;

- определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Для проведения обзора состояния рассматриваемой проблемы молодой учёный обычно шёл в библиотеку и там проводил поиск литературы по интересующему вопросу. Зачастую найти статьи (а тем более материалы конференций) по требуемой тематике в фондах крупных библиотек -работа непростая, трудоёмкая и не всегда дающая желаемый результат.

Изучение имеющейся литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы. На данном этапе мы видим несколько возможностей использования информа-цион ных технологи й:

1. Для поиска литературы:

а) в электронном каталоге реальной библиотеки вуза, а также заказ литературы через внутреннюю сеть библиотек;

б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т. д.).

На сегодняшний день через Internet из русскоязычных ресурсов доступны электронные версии многих российских газет и журналов, посвященных вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, виртуальные учебники по некоторым предметам высшей школы для дневной и дистанционной форм обучения, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес представляют собой электронные библиотеки, как например Российская государственная

4

Вестник УлГТУ 3/201 1

библиотека www.rsl.ru, Электронная библиотека института философии РАН www.philosophy.ru/ library, Научная электронная библиотека www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, как, например, на Молодёжном научном форуме, или педагогическом форуме http://eureka.ok.club.org.

2. Для работы с литературой в ходе:

° составления библиографии - составления перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

° реферирования - сжатого изложения основного содержания работы;

° конспектирования - ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;

• аннотирования - краткой записи общего содержания книг или статей;

в цитирования - дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

С помощью текстового редактора M S Word можно автоматизировать все вышеперечисленные операции.

3. Для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XX) с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.О.).

4. Хранения и накопления информации.

Педагог-исследователь может хранить и обрабатывать большие массивы информации с помощью CD-, DVD-дисков, внешних накопителей на магнитных дисках, Flash-дисков.

5. Для планирования процесса исследования.

Система управления Microsoft Outlook позволяет хранить и вовремя предоставлять информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию.

6. Общения с ведущими специалистами.

Желательно списаться с ведущими специалистами в интересующей области, узнать об их новых достижениях. Для этого необходимо ознакомиться с их публикациями, знать место работы и адрес для переписки. Используемые на данном этапе информационные технологии: глобальная сеть Internet, почтовые клиенты (The Bat!), электронная почта, поисковые системы Internet.

Второй этап - стадия теоретического осмысления фактов:

- выбор методологии - исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;

- построение гипотезы исследования;

- выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этап - опытно-экспериментальная работа:

- построение гипотезы исследования — теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;

- организация и проведение констатирующего эксперимента;

- организация и проведение уточняющего эксперимента;

- проверка гипотезы исследования;

- организация и проведение формирующего (контрольного) эксперимента;

- окончательная проверка гипотезы исследования;

- формулировка выводов исследования.

На этом этапе исследования применяются:

- эмпирические методы: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение; беседа; интервью;

- социологические методы: анкетирование, социометрия, тестирование, экспертные оценки;

- математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование, диагностика, прогнозирование.

На завершающей стадии организуется педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта.

Информационные технологии применяются на данном этапе исследовательской работы для фиксации информации о предмете и для обработки полученной информации.

Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-экспериментальной стадии осуществляется, как правило, в форме рабочего дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино- и видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т. д.). Благодаря развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня сбор и хранение не только текстовой, но и графической, и звуковой информации об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука:

- универсальный проигрыватель (Microsoft Media Player);

- аудиопроигрыватели (WinAmp, Apollo);

- видеопроигрыватели (WinDVD, zplayer);

- программы для просмотра изображений (ACD See, PhotoShop, CorelDraw,);

Вестник УлГТУ 3/2011

5

- программа для создания схем, чертежей, графиков (Visio) и др.

Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации, сегодня возможно применение компьютера в процессе сбора эмпирических данных. Чаще всего его используют при проведении анкетирования и тестирования. Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet-анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а также снизить трудовые затраты по обработке данных. Один из возможных вариантов оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом, используя знакомый браузер (например, Internet Explorer). Сама анкета или тест может размещаться как в Internet, так и на сервере в школьном компьютерном классе или на отдельном компьютере.

Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по умолчанию. Автоматически формируется письмо на электронный адрес лица, заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Internet происходит соединение и немедленная отправка данных па электронный почтовый адрес.

Для обработки количественных данных, полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента, часто применяются математические методы исследования с использованием статистических пакетов прикладных программ (Statistica, Stadia, SPSS, SyStat).

Необход и м о также отм ет ить возм ож н ость и с п о л ьзо ва и и я дл я стати сти ческой об работк и данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными данными также можно проводить статистические операции, если к Microsoft Excel подключён пакет анализа данных.

Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также даёт

возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования.

Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе.

Четвёртый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

- научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;

- плакаты, диафильмы, кинофильмы, презентации по теме исследования.

На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования также активно должны быть использованы информационные технологии. При этом могут использоваться уже упоминавшиеся ранее текстовый редактор Microsoft Word и табличный редактор Microsoft Excel. Для обработки графических изображений и изготовления плакатов подойдут программы типа Microsoft PhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Visio и др.

Пятый этап - пропаганда и внедрение результатов исследования:

- выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т. д.;

- публикации в средствах массовой педагогической информации;

- публикации в Internet.

Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах информационные технологии можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад. В этом случае можно использовать программу для создания презентаций и деловой графики Microsoft Power Point. Непосредственно демонстрация материала

6

Вестник УлГТУ 3/2011

осуществляется с помощью мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С помощью программы Microsoft Publisher можно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т. д.

Кроме того, сегодня существует возможность публиковать статьи и монографии в Internet с помощью пакетов Front Page. Flash MX, Dream Weaver для создания Web-страниц. Публикация в Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования заинтересованным лицам.

Информационные те хм ол о г и и та кже м о гут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, м у л ьтф и л ь м о в, г] ер еда ч, р о л и ко в соц нал ь н о й рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т. д.

Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без

применения информационных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее не/доступными для математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.

Ку ч еп атова Л ар аса Ген над ь ев/1 г/, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Ульяновского государственного технического университета. Хазр а т пулов а Анжелика Валерьевна, старший преподаватель Дэ/сизакского политехнического института, Узбекистан.

УДК 378

И. В. КОЧЕТКОВ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ 81РОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Определены основные направления совершенствования системы высшего профессионального образования в России.

Ключевые слова: образование, Болонский процесс, академическая мобильность, международное сотрудничество.

В эпоху интеграции глобальным фактором развития общества становятся высшее образование и наука, выдвижение которых в число важных национальных и общемировых приоритетов выступают особыми компонентами культурного, социального и экономически устойчивого развития общества и наций. Возникает очевидная необходимость изменений высшей школы России, несмотря на всю прочность её позиций. Должны меняться воззрения людей на профессиональные и образовательные стандарты, на содержание профессиональной подготовки, концептуальные и методологические подходы к проектированию

© Кочетков И. В., 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и развитию системы высшего образования.

Мировая практика показывает, что в условиях глобализации и развития рыночных отношений ни один вуз не сможет выжить в одиночку. В современной ситуации вузы делают попытки объединения и создания региональных и международных организаций, осуществляющих оценку качества и аккредитацию образовательных программ и вузов. Высшие учебные заведения стараются сохранить свою квалификацию, сделать её понятной не только студентам и работодателям в своей стране, но и привлечь иностранных студентов путём создания доброжелательного отношения.

В современной ситуации знания и умения выпускников вузов должны соответствовать

Вестник УлГТУ 3/2011

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.