Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в педагогическом исследовании'

Информационные и коммуникационные технологии в педагогическом исследовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2691
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / PEDAGOGICAL RESEARCHES / INFORMATION TECHNOLOGY / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THE INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стариков Сергей Александрович

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в области педагогических наук. В статье рассматривается использование информационных и коммуникационных технологий в процессе педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Стариков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promptly developing process of information of all spheres of life of a society does possible to lift on new level the organization and quality of research work in the field of pedagogical sciences. In article use of information and communication technologies in the course of pedagogical research is considered.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в педагогическом исследовании»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

СТАРИКОВ С.А.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в области педагогических наук. В статье рассматривается использование информационных и коммуникационных технологий в процессе педагогического исследования.

Promptly developing process of information of all spheres of life of a society does possible to lift on new level the organization and quality of research work in the field of pedagogical sciences. In article use of information and communication technologies in the course of pedagogical research is considered.

Наибольшее распространение информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) получили при организации обучения с использованием дистанционных технологий, при создании онлайновых ОУ и оказании помощи системе управления образованием, при создании программ и виртуальных учебников и учебных пособий по различным предметам, поиске в сети информации для организации и содержания учебного процесса, при разработке компьютерного тестирования знаний учащихся и студентов, создания электронных библиотек, формирования единой научной электронной среды, а также в издании виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведении телеконференций и расширении международного сотрудничества в сфере интернет-образования.

ИКТ - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, а также аппаратное и программное обеспечение (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [2, 3].

Педагогический аспект вопроса обусловлен необходимостью определения тех условий, которые в наибольшей мере способствуют реализации важнейших целевых установок применения современных информационных технологий в качестве средства научно-исследовательской и самообразовательной деятельности.

Реализующий аспект рассматривает вопросы обеспечения условий внедрения средств ИКТ в исследовательский процесс, а также выбор критериев для поэтапной оценки педагогической полезности (целесообразности и эффективности) их использования.

Применение ИКТ в педагогических исследованиях - одна из наиболее слабо освещенных в информационном плане тем и требует дальнейшей разработки.

Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования. Напомним, что логика каждого из этих этапов вариативна и своеобразна [4].

Первый этап - стадия накопления знаний и фактов:

- выбор проблемы и темы исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности;

- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;

- изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;

- определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Второй этап - стадия теоретического осмысливания фактов:

- выбор методологии - исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;

- построение гипотезы исследования;

- выбор методов исследования и разработка методики исследования. Третий этап - опытно-экспериментальная работа:

- построение гипотезы исследования - теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;

- организация и проведение констатирующего эксперимента;

- организация и проведение уточняющего эксперимента;

- проверка гипотезы исследования;

- организация и проведение преобразующего эксперимента;

- окончательная проверка гипотезы исследования;

- формулировка выводов исследования.

Четвертый этап - анализ и оформление результатов педагогического исследования:

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

- научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;

- плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования. Пятый этап - пропаганда и внедрение результатов исследования:

- выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;

- публикации в средствах массовой педагогической информации.

Рассмотрим возможность применения ИКТ на различных этапах (подэтапах) педагогического исследования.

Компьютер становится инструментом исследования при ознакомлении с теорией и историей проблемы исследования и изучении научных достижений в данной и смежных областях. Во-первых, это поиск литературы:

- в электронном каталоге библиотеки, а также упрощенный способ заказа литературы через локальную (внутреннюю) сеть библиотеки;

- в Интернете с применением браузеров типа Internet Explorer, Opera, Netscape Navigator и использованием различных поисковых машин и поисковых систем Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Search.com, Yahoo.com и т.д. Они позволяют проверить наличие информации в сети, а также просмотреть отдельные документы.

На сегодняшний день через Интернет из русскоязычных ресурсов доступны электронные версии многих газет и журналов, посвященных вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, виртуальные учебники, учебные и методические пособия, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес представляют собой электронные библиотеки, такие как Российская Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках www.gpntb.ru,www.sigla.ru. Интернет предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, например, Молодёжном Научном Форуме www.scientific.ru [5].

Однако большинство педагогических работ продолжает издаваться на бумажных носителях и хранится не в виртуальных библиотеках, а в обычных реальных публичных и специализированных библиотеках, что, естественно, ограничивает доступ к ним, усложняет поиск и обработку информации.

Развитие в России единой образовательной информационной среды значительно облег-

чает доступ через сеть к информационным ресурсам различных учебных заведений.

Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе составления библиографии, реферирования, конспектирования, аннотирования и цитирования. Для этих целей используется Microsoft Office - пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows и Apple Mac OS X. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др.

Компьютер (ПК) служит для исследователя накопителем и хранилищем информации исследования и помогает в осуществлении всех вышеназванных операций, хотя значительная часть времени при этом тратится на ввод информации в память ПК, так как большинство информации представлено на бумажных носителях. Обычно ввод информации осуществляется с помощью клавиатуры с применением текстовых редакторов (например, Microsoft Word) или используя сканер и систему автоматического распознавания текста (например, Abby Fine Reader).

Microsoft Office Word - текстовый редактор - доступен под Windows и Apple Mac OS X. Позволяет подготавливать документы различной сложности. Наиболее распространенный - двоичный формат файлов Microsoft Word 97-2000 с расширением .doc. Продукт занимает ведущее положение на рынке текстовых процессоров, и его форматы используются как стандарт де-факто в документообороте большинства организаций.

Если же необходимая литература представлена в цифровом варианте, все данные операции и ряд других (упорядочивание, перекомпоновка и редактирование) можно выполнять с применением текстовых редакторов и некоторых его встроенных функций частично или полностью автоматически.

Отметим еще один аспект применения компьютера в педагогическом исследовании при работе с литературой - возможность автоматического перевода текстов с помощью PROMT XT и других подобных программ или с использованием электронных словарей типа Abby Lingvo.

Система управления Microsoft Outlook может использоваться в планировании процесса исследования, хранения и предоставления информации о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию, приложение Microsoft Office OneNote - для записи заметок и управления ими. Microsoft Office Outlook (не путать с Outlook Express) - персональный коммуникатор. В состав Outlook входят: календарь, планировщик задач, записки, менеджер электронной почты, адресная книга. Поддерживается совместная сетевая работа.

На этапе опытно-экспериментальной работы компьютер применим: во-первых, для фиксации информации о предмете; во-вторых, для обработки полученной информации.

Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-экспериментальной стадии осуществляется, как правило, в форме рабочего дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино- и видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т.д.). Благодаря развитию мультимедиа технологий компьютер может осуществлять сегодня сбор и хранение не только текстовой, но и графической, и звуковой информации об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука (например, Media Player Classic, ACDSee, PhotoShop и др.). Запись и хранение информации в этом случае рациональнее производить на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с помощью устройства CD- и DVD-Writer, либо хранить ее на жестком диске компьютера. Хранение фотодокументов исследования в цифровом варианте позволяет без особых трудностей использовать их в качестве иллюстраций к статьям в периодических изданиях или к докладам на научных и научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.

Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации возможно применение ИКТ в

процессе сбора эмпирических данных.

В настоящее время происходит становление новой для психолого-педагогической диагностики области исследований - компьютерной психодиагностики как междисциплинарного направления. Использование возможностей Интернета для планирования, организации и проведения психолого-педагогических исследований стала актуальной проблемой в области компьютерной психодиагностики Интернет - весьма гибкий инструмент психолого-педагогического исследования и в некоторых случаях проводить его через Интернет значительно удобнее, чем традиционными способами. Хотелось бы отметить, что нарушение стимульной ситуации (в силу особенностей пользовательской аппаратно-программной базы) и, как следствие этого, возможное искажение результатов тестирования - основная проблема при создании компьютерных версий диагностических методик и проведения исследований в Интернете.

Технология интернет-анкетирования позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных. Один из возможных вариантов оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом, используя знакомый браузер (например, Internet Explorer, Opera). Сама анкета или тест может размещаться как в Интернете, так и на сервере локальной сети образовательного учреждения.

Тестовая форма может содержать встроенную систему ввода данных, используя которую респондент вводит коды ответов на вопросы анкеты. Система осуществляет контроль ввода данных (чтобы избежать ошибок). По завершению ввода первичных данных каждой анкеты данные добавляются в специальный файл и становятся доступными для статистической обработки.

Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по умолчанию. Автоматически формируется письмо на электронный адрес лица, заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Интернету происходит соединение и немедленная отправка данных на электронный почтовый адрес.

Обработка полученных данных происходит в автоматическом режиме, для определения значимости и надежности результатов анкетирования используются стандартные статистические критерии, о которых речь шла в пятой главе.

В любой поисковой системе можно найти ресурсы, в рамках которых отдельные пользователи пытаются самостоятельно проводить психолого-педагогические исследования. Естественно, что для создания веб-формы опроса или исследования необходимо знать HTML, PHP, Java Script и т.п. или обратиться к специалисту, что не всегда возможно.

Проведение психолого-педагогических исследований через Интернет (в рамках курсовой, дипломной работы или диссертации) возможно, используя сервер виртуальных исследований http://virtualexs.ru, представляющий аппаратно-программную среду для создания профессиональных опросов, анкет и тестов, проведения на их основе разнообразных исследований, в том числе и педагогических.

Все исследования обслуживаются в реальном времени соответствующим программным обеспечением. Служба точных интернет-исследований ExSurveyS - это технология, которая позволяет:

1. Проводить полноценные интернет-исследования по теме исследования, курсовой и дипломной работы, в области профессиональных интересов или бизнеса.

2. Проводить экспресс-исследования или блиц-опросы посетителей сервера.

3. Строить диаграммы многомерного распределения участников исследования в он-лайне.

4. Получить ответы участников исследования для дальнейшего, детального анализа в SPSS, STATISTICA, MS Excel или в других статистических пакетах.

Для обработки количественных данных, полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы обработки результатов исследования с использованием компьютера.

Применение методов математической или статистической обработки информации педагогических исследований требует проведения большого числа простых арифметических операций над большим числом исходных данных. Сократить трудоемкость расчетов и уменьшить число ошибок помогает использование персональных компьютеров. Для проведения статистических расчетов обычно используют готовые вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются неспециалистами в области компьютерных технологий. Простейшая из таких программ, которая называется «Калькулятор», создает на экране компьютера изображение калькулятора. С помощью этой программы можно проводить простые и некоторые статистические расчеты: нахождение среднего арифметического и стандартного отклонения. Более подробную информацию о работе «Калькулятора» можно найти меню «Справка» - «Вызов справки», а о функциях отдельных клавиш - щелкнув правой клавишей мыши на любой из кнопок «Калькулятора».

Сложные статистические расчеты поводятся с помощью специальных программ для статистических расчетов, например, STADIA, STATISTICA, SPSS (1). Для проведения вычислений с помощью этих программ достаточно ввести исходные данные (численные значения наблюдений) в блок редактора данных, имеющего вид таблицы. Все сложные вычисления программа проводит по командам пользователя автоматически.

Необходимо также отметить возможность использования для статистической обработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Microsoft Office Excel - табличный процессор - поддерживает все необходимые функции для создания электронных таблиц любой сложности.

Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными данными также можно проводить статистические операции, если к Microsoft Excel подключен пакет анализа данных.

Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также дает возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования.

Для работы с базами данных используются:

- Microsoft Office Access - приложение для управления базами данных;

- Microsoft Office InfoPath - приложение сбора данных и управления ими - упрощает процесс сбора сведений;

- Microsoft Query - просмотр и отбор информации из баз данных.

На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде реферата, курсовой или дипломной работы, диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий и т.п. по теме исследования компьютер также практически незаменим. При этом могут использоваться уже упоминавшиеся ранее текстовый редактор Microsoft Word и табличный редактор Microsoft Excel.

Использование ИКТ в педагогических исследованиях направлено на повышение качества исследований и соответствие современным требованиям, предъявляемым к обработке экспериментальных данных.

Библиографический список: 1. Быкадоров Ю.А. Компьютерные методы математической обработки психологической ин-

формации: Методические рекомендации [Текст] / Ю.А. Быкадоров, Э.В. Шалик. - Минск: Белорус. гос. пед. ун-т. - Минск, 1999.

2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учеб.-метод. пособие [Текст] / Д.П. Тевс [и др.]; Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2006.

3. Кораблёв А. А. Сила. Второй закон Ньютона [Текст / А.А. Кораблев // Школа. - 2006. - № 2.

4. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю.З. Кушнер. - Могилёв: Могил. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2001.

5. Бурмистрова А.С. Научная коммуникация в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица, № 9, 2008. С. 38-40

Ключевые слова: педагогические исследования, информационные технологии, коммуникационные технологии, информационная среда.

Keywords: pedagogical researches, information technology, communication technologies, the information environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.