Научная статья на тему 'Проблемы развития молодежного туризма в Российской Федерации'

Проблемы развития молодежного туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1327
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития молодежного туризма в Российской Федерации»

Староладожская крепость на Ладожском мысу на берегу р. Волхов унаследовала местоположение первой крепости, построенной Вещим Олегом на рубеже IX-X вв., и второй, возведенной новгородским князем Мстиславом Великим в 1114 г. Это первая столица Руси, один из важнейших международных центров евразийской торговли и судоходства, самый северный порт Руси. Сюда направляется самый большой поток туристов, привлекаемых 160 памятниками музея-заповедника: древние курганы, крепость, церкви и соборы, колокольни, монастырские постройки и т. д.

Крепость Корела, построенная в 1310 г., находится на острове между двумя рукавами реки Вуоксы. Это северный форпост Русского государства. Памятник новгородского оборонительного зодчества.

Для каждого региона характерна эволюция образа. Это происходит в связи с тем, что меняются пространственные представления и пространственные приоритеты. Образ Ленинградской области был бы неполным без культовых сооружений, которые возникают, начиная с XIV в. Развитие православия создает условия для формирования нового образа - Православного монастырского. Это Тихвинский Большой Успенский мужской монастырь, СвятоТроицкий Александра Свирского мужской монастырь, Рождество -Богородичный Коневский мужской монастырь, Покрово-

Тервенический женский монастырь и др.

Особая сложность процесса формирования и развития образа туристской территории объединена с событийными процессами в регионе, происходившими за историческое время, с чем связаны приоритетные направления в региональных дестинациях.

Е.А. Гаджиева

Проблемы развития молодежного туризма в Российской Федерации

В настоящее время, когда основными чертами современного общества являются рациональность, доминирование материальных ценностей, кризис духовного восприятия мира, на первый план должна выйти забота о духовном развитии молодого поколения. Молодежь является одной из самых важных групп современного общества, которая отражает в своей жизни и деятельности всю социальную жизнь. Молодежь - это тот образ, в котором общество отображает представление о своем настоящем и будущем. Проблема развития личности человека всегда находилась в центре внимания общества. Воспитание, основанное на приобщении моло-

218

дого поколения к духовному, художественному творчеству, является наиболее важным элементом воспитания личности и формирования определенного мировоззрения. Вовлечение молодого человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни способствует саморазвитию и самореализации личности. Итогом такого воспитания является гармонично развития личность.

В настоящее время развитие молодежного туризма и сферы социально-культурного сервиса представляется наиболее перспективным направлением деятельности. Сфера туристических услуг -это своеобразная и многогранная отрасль экономики страны, которая объединяет организации, производящие материальные и нематериальные продукты. Эффективное функционирование индустрии туризма предполагает зависимость от большого количества факторов: экономических, политических, социальных, культурных, экологических и так далее. С одной стороны, развитие сферы молодежного туризма зависит от предпочтений и желаний потребителей - туристов, а с другой - от влияния внутренних и внешних факторов. Именно поэтому в молодежном туризме необходимо учитывать не только особенности собственной страны, но и использовать опыт зарубежных стран.

Актуальным вопросом в деятельности туристических организаций является задача организации досуга детей и молодежи. Личностно-ориентированный подход к туристическому отдыху

предполагает обеспечение обучающимся позиции субъекта познания, общения, творчества. При этом наиболее благоприятным условием для перехода ребенка из позиции объекта образовательного процесса в его субъект является создание целенаправленной и системно организованной досуговой деятельности в туристической сфере.

По мнению российского исследователя Г.Е. Зборовского, если произойдет соединение двух дисциплин - социологии культуры и социологии досуга, то возможно создание отраслевой социологической дисциплины, которая «будет изучать свободное время и культуру как подсистемы общества в их взаимосвязи, тенденции их функционирования и изменений».

В настоящее время проблемы развития молодежного туризма для граждан Российской Федерации как фактора оздоровления и развития никак не обозначены в программах развития туристской отрасли. В этой связи является весьма правомерной постановка вопроса о создании федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации. Заметим, что такая программа принималась Правительством РФ в 1996 г. и была рассчитана на период до 2005 г. Однако соответствующим распоряжением Прави-

219

тельства она была в 2003 г. досрочно прекращена и поэтому речь идет о возвращении к этому весьма эффективному методу стратегического планирования туристской отрасли.

В настоящее время туризм на территории России развивается во многом стихийно. Опыт организации туристских путешествий накоплен такими специализированными организациями, как Туристско-спортивный союз России, Центр детско-юношеского туризма Федерального агентства образования. Однако для широкого распространения этого опыта необходима государственная поддержка. Внедрение методов спортивно-оздоровительного и детскоюношеского туризма в реальную социально-культурную практику широких социальных слоев и возрастных групп - оптимальный вариант обеспечения условий сохранения физической активности и здорового образа жизни, формирование рекреационной культуры, а также основ самовоспитания, и самодеятельности личности.

Под детско-юношеским туризмом понимают путешествия, походы, слеты и другие рекреационные мероприятия, осуществляемые в целях духовного, физического и интеллектуального развития человека и общества. В соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятым в 1996 г., приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Исходя из понятий детско-юношеского туризма и реализуя приоритетные направления общественно-государственной поддержки в области туризма, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на возрождение в Российской Федерации инфраструктуры многоотраслевого туристского комплекса и туристского движения социальной направленности.

В настоящее время в России действуют более 24 тыс. туристских предприятий. В то же время потребности населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %, в результате большая часть предприятий обслуживает туристов, выезжающих за рубеж, и, соответственно, выводящих финансовые ресурсы за границу.

За последнее десятилетие в силу ряда причин часть социальных туристско-оздоровительных ресурсов и объектов туристской инфраструктуры РФ утрачены. Из-за постоянно растущих цен на проезд по железной дороге перестали функционировать «поезда здоровья», сокращаются выезды детей и молодежи на образовательные туры. Существующие экономические рычаги регулирования и поощрения занятий детско-юношеским туризмом, активным досугом неэффективны.

220

Дополняют характерные черты современного состояния социального туризма следующие аспекты:

• разобщенность туристских фирм и предприятий, отсутствие концентрации усилий по совместной взаимовыгодной деятельности;

• отсутствие государственной поддержки туроператоров и турагентов, ориентированных в своей работе на внутренний, социальный, въездной и самодеятельный туризм и способствующих притоку иностранной валюты в страну;

• мощная реклама зарубежного туризма и недостаточное представление интересов внутреннего детско-юношеского, спортивного, оздоровительного туризма в средствах массовой информации.

Однако, государственная система детско-юношеского туризма все же продолжает развиваться и совершенствоваться. Создана уникальная в мире разветвленная сеть детских учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, которая осуществляет обучение, воспитание, оздоровление и

профессиональную ориентацию подрастающего поколения. Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает около 400 центров, станций и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 6480 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 442 тысяч детей. В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 425 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях,

организованных ими, участвуют около 5 миллионов. В Российской Федерации успешно развивается туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», в рамках которого решаются следующие задачи: воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; приобщение учащихся к краеведческой и поисковоисследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный туризм в Российской Федерации находится на стадии развития. В настоящее время существуют определенные проблемы функционирования и реализации молодежных туров, однако предпринимаются важные шаги по созданию определенной базы организации молодежного отдыха и досуга.

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.