Научная статья на тему 'Проблемы развития международных транспортных коридоров на территории российской Федерации'

Проблемы развития международных транспортных коридоров на территории российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1997
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ / TRANSPORT CORRIDOR / INTERMODAL TRANSPORTATION / INTERNATIONAL TRANSIT / RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамзаде Минаввар Намиг Кызы, Фаттахов Рафаэль Валиахметович

в условиях перехода ведущих стран мира на инновационный путь развития транспорт рассматривается как один из самых значимых факторов социально-экономического роста России, который способствует усилению единства экономического пространства страны, совершенствует межрегиональные и международные транспортно-экономические связи, повышает эффективность использования природных ресурсов, развивает предпринимательство и международное сотрудничество. Однако перед реализацией транспортного и транзитного потенциала России стоит ряд препятствий. В статье рассмотрены особенности развития международных и транспортных коридоров на территории России, а также ключевые проблемы их функционирования и возможные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in the transition of the leading countries of the world on an innovative way of development, transport is considered as one of the most important factors of socio-economic growth in Russia. Transport contributes to strengthening the unity of the economic area of the country, improves the interregional and international transport and economic relations, increases the efficient using of natural resources, develops entrepreneurship and international cooperation. However, there is a number of obstacles before implementation of transport and transit potential of Russia. The paper deals with features of international and national transport corridors on the territory of Russia and the key problems of their functioning and possible ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития международных транспортных коридоров на территории российской Федерации»

Econimics

УДК 334

РС! 10.21661^г-117996 М.Н. Рустамзаде, Р.В. Фаттахов

Проблемы развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации

Аннотация

В условиях перехода ведущих стран мира на инновационный путь развития транспорт рассматривается как один из самых значимых факторов социально-экономического роста России, который способствует усилению единства экономического пространства страны, совершенствует межрегиональные и международные транспортно-экономические связи, повышает эффективность использования природных ресурсов, развивает предпринимательство и международное сотрудничество. Однако перед реализацией транспортного и транзитного потенциала России стоит ряд препятствий. В статье рассмотрены особенности развития международных и транспортных коридоров на территории России, а также ключевые проблемы их функционирования и возможные пути их преодоления.

I Ключевые слова: транспортный коридор, транспортная инфраструктура, интермодальные перевозки, международный транзит, железнодорожные перевозки.

M.N. Rustamzade, R.V. Fattakhov

The problems of international transport corridors development

on the territory of the Russian Federation

Abstract

In the transition of the leading countries of the world on an innovative way of development, transport is considered as one of the most important factors of socio-economic growth in Russia. Transport contributes to strengthening the unity of the economic area of the country, improves the interregional and international transport and economic relations, increases the efficient using of natural resources, develops entrepreneurship and international cooperation. However, there is a number of obstacles before implementation of transport and transit potential of Russia. The paper deals with features of international and national transport corridors on the territory of Russia and the key problems of their functioning and possible ways to overcome them.

I Keywords: transport corridor, transport infrastructure, intermodal transportation, international transit, railway transportation.

Международные транспортные коридоры имеют важное значение для социально-экономического развития страны. Это обусловлено не только с позиции коммерческой выгоды, но и с точки зрения вопроса о национальной безопасности страны, а именно военной, экономической, промышленной, технологической, продовольственной, демографической. Для эффективного функционирования МТК необходима развитая транспортная инфраструк-

тура, но не только на собственной территории, но и в тех государствах, где лежит их продолжение.

В российской практике возможно использование национальных транспортных коммуникаций для развития международного сотрудничества, в состав которых входят постоянные устройства (объектов инфраструктуры) различных видов транспорта, относимых к МТК: железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их оборудованием, морские пор-

Экономика

Таблица 1

Объем рынка транспортной инфраструктуры в России в 2007-2015 годах, млрд руб. (без НДС)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

566,5 594,4 591,8 660,1 654 648,8 623,8 594,5

Источник: Отчеты PMR, Отчет EMBS Group [1].

Как можно увидеть из таблицы, за период с 2013 года по 2015 годы наблюдается падения этого рынка на 10%.

ты, расположенные на границах российских участков коридоров, аэропорты гражданской авиации транспортные терминалы, располагаемые в зонах коридоров и влияющие на их работу.

Международные транспортные коридоры включают в свой состав наиболее оборудованные магистрали и инфраструктурные объекты, на которых сосредоточены внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки, и звенья российской транспортной сети, обладающие благоприятными перспективами для привлечения на них указанных потоков.

В России абсолютно все МТК проходят по участкам наиболее загруженных национальных транспортных коридоров, что обуславливает необходимость комплексного подхода к решению задач в сфере международной транспортной системы.

Положительной стороной данного подхода являете возможность снижения себестоимости перевозок, повышение финансового потенциала для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры. Однако негативным моментом может являться растущие требования к синхронизации графиков движения, соблюдению мер безопасности, а также установление пределов для международных перевозок, которые не приведут к срыву внутреннего товарообмена, являющегося фундаментом для любой страны.

Непосредственными функциями МТК являются обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита. Все остальные функции проявля-

ются в мультипликативном эффекте при взаимном воздействии международных и национальных транспортных коридоров на составляющие национальной безопасности.

Совместное развитие международных и национальных транспортных коридоров оказывает влияние на промышленные, продовольственные, демографические аспекты, а также на военную и национальную безопасность нашей страны, что может быть связано не только с глобализацией мировой экономики и перемещением предприятий из Европы в Азию, но и с необходимостью соблюдения единых международных стандартов при всех видах обслуживания МТК. В особенности это касается транспортной инфраструктуры, с которой, на сегодняшний день, имеется ряд проблем, в частности на автомобильном и железнодорожном транспорте.

В первую очередь, это ограниченность пропускной способности. Четверть автомагистралей федерального значения работает в режиме перегрузок [6, с. 8]. Протяженность так называемых «узких мест», на сегодняшний день, составляет 8,4 тыс. км. - около 10% всей протяженности железнодорожной сети. Согласно прогнозом при сохранении сегодняшнего уровня финансирования модернизации и обновления объектов инфраструктуры рост протяженности «узких мест» может достигнуть 19,2 тыс. км [2].

Вторая проблема - это транспортная «разоренность». На сегодняшний день наблюдается отсутствие синхронного взаимодействия различных видов транспорта, что становится причиной, например, неэффективной конкуренции между железнодорожными и автодорожными перевозками, которая выражается в снижении эффективных расстояний перевозок. Особенно остро эта проблема проявляется в недостаточном развитии интермодальных перевозок и создания транспортно-перевалочных узлов (так называемых хабов), как, например, Роттердам и Гамбург, которую включают в себя портовую, железнодорожную и автодорожную инфраструктуру.

Таблица 2

Структура рынка транспортной инфраструктуры в России в 2015 году, млрд рублей (без НДС), %

Автодороги 438,5 74%

Железные дороги 36,5 6%

Аэропорты 76,5 13%

Порты и прибрежная инфраструктура 43 7%

Итого 594,5

Источник: Отчет EMBS Group [1].

МйСТЫИДАрйГИ

б

В

Содержание (мосты и дор-оги)

ЕЭ

Ж/£.

Морской речные

ПОрТЫ

Аэропорты

Рис. 1. Структура рынка транспортной инфраструктуры в 2015 г., %

Источник: Отчет EMBS Group [1].

166 Интерактивная наука | 13 • 2017

Econimics

В настоящее время для развития транспортной инфраструктуры выделяется недостаточно финансирования. Можно сказать, что данная проблема является основной. Вследствие недофинансирования инфраструктуры возникает проблема ограниченной пропускной способности и невывоза готовой продукции. Особенно эта проблема актуальна в условиях растущего дефицита федерального бюджета - основного источника финансирования модернизации и реконструкции инфраструктурных объектов. По оценкам «НИПИ территориального развития транспортной инфраструктуры» на строительство и развитие транспортной инфраструктуры выделяется более 1,3 трлн руб., или 3% от ВВП ежегодно.

В соответствии с данными EMBS Group значительная доля финансирования приходится именно на строительство и реконструкции автомобильных дорог. Конечно, данные цифры не свидетельствуют о качестве проделанной работы.

Особый дефицит финансирования, на сегодняшний день, испытывает железнодорожный транспорт. Согласно данным ОАО «РЖД» размер инвестиций на строительство инфраструктурных объектов сократилось на 31% по сравнению с 2014 годом.

Следующая проблема, которая имеет важное значение для развития транспортной инфраструктуры, это нехватки инженерно-строительных технологий и компетенций. Особенно это касается качества проектиро-

вания, строительства и современного обслуживания инфраструктуры. Так, только 64% от всей протяженности автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям [3].

Обобщая все выше названные проблемы, можно сказать о том, что нехватка финансирования связана с отсутствием условий для участия частного сектора в развитии транспортного сектора. И если в строительстве автомобильных дорог привлекаются частные капиталы, то в железнодорожном секторе финансирование за счет частных инвесторов практически отсутствует, за исключение нефтегазовых компаний, которые могут себе позволить прокладывать новые железнодорожные пути и то только за собственный счет. Например, это сделал «Газпром», чьи затраты на строительство 572 км железной дороги на Ямале, по словам, А.Б. Миллера, составили 130 млрд рублей [4].

Таким образом, на развитие главной составляющей транспортных коридоров (в том числе международных) влияет слабое развитие транспортной инфраструктуры, что является следствием недофинансирование данного сектора. Эту проблему можно решить с помощью механизмов государственно-частного партнерства, таких как концессионные соглашения и контракты жизненного цикла [5]. При этом частных инвесторов нужно привлекать на выгодных для них условиях и мотивировать на качественное выполнение своей работы.

Литература

1. EMBS Group - Business Intelligence [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.embs-group. com/#!home

2. Gudok.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1338958

3. МОСТОРЕСТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ir.mostotrest.ru/ru/o-kompanii/obzor-rynka.html

4. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/

5. Рустамзаде М.Н. Контракт жизненного цикла как инструмент государственно-частного партнерства на железнодорожной инфраструктуре / М.Н. Рустамзаде, С.Е. Конджария // Nauka-rastudent.ru. - 2017. -№01 (037) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/37/3971/

6. Тимофеев А. Развитие транспортной инфраструктуры России: игра на опережение // The Boston Consulting Group. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/ppp_ transport_sphere.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.