12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
УДК 341 О.С. ВНУКОВА
аспирант, ассистент, кафедра международного и международного частного права, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] В.А НИКИФОРОВ
доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой международного и международного частного права, Орловский государственный университет E.mail: [email protected]
UDC 341 O.S. VNUKOVA
Graduate student, Assistant, Department of international and private international law, Orel State University E-mail: [email protected] V.A. NIKIFOROV
Doctor of Law, Professor, head of the Department of international and private international law, Orel State
University
E.mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS
Развитие внешнеэкономических отношений между государствами требует создания развитой транспортной системы, а именно, международных транспортных коридоров, через которые могут осуществляться основные транзитные грузопотоки. На сегодняшний день выбранная тема актуальна в связи с постоянным расширением транспортного сообщения между государствами, развитием экономических и торговых отношений. Целью международного сообщества является «упрощение» процесса движения транспорта путем введения заниженных пошлин, установления льгот и улучшенной сферы обслуживания в коммуникационных узлах, сокращение времени на поставку грузов.
Ключевые слова: международный транспортный коридор, транспортная логистика, смешанная перевозка, коммуникационные узлы, европейские транспортные коридоры.
The development of foreign economic relations between states requires the creation of a developed transport system, namely, the international transport corridors, through which can be the main transit traffic. Today, the selected topic is relevant to the constant expansion of transport links between the countries, the development of economic and trade relations. The aim of the international community is «simplification» process traffic through the introduction of low duties, establish benefits and improved services in the communication nodes, reducing the time for delivery of goods.
Keywords: international transportation corridor, transport logistics, multimodal transport, communication nodes European transport corridors.
Международный транспортный коридор (МТК) -совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающих перевозки в международном сообщении на направлениях их большей концентрации. МТК, состоящие из нескольких транспортных модулей (транспортных единиц, предназначенных для смешанных комбинированных перевозок по принципу от отправителя до получателя), называют мультимо-дальными транспортными коридорами. Организация МТК ставит целью унифицировать национальные законодательства, гармонизировать транспортные системы Востока и Запада, создать международную транспортную инфраструктуру, имеющую единые технические параметры и обеспечивающую применение единой технологии перевозок. В настоящее время вопросы создания МТК из стадии обсуждения вошли в стадию практической реализации. Многие страны Европы и Азии стремятся добиться размещения МТК на своих территориях. Россия также принимает активные шаги в этом направлении. Проникновение иностранных товаров на российский ры-
нок становится все более масштабным, что создает спрос на транспортные услуги с новыми требованиями. В то же время следует отметить низкий уровень конкурентоспособности продукции, произведенной в России. Это связано с тем, что затраты на транспортно-экспедиционное обеспечение достаточно высоки, их величина в 2-3 раза превышает уровень развитых стран. Для снижения этих затрат доставка грузов и пассажиров зачастую выполняется с использованием различных видов транспортных средств. Основная цель такого подхода - снижение транспортных издержек, использование всех преимуществ, которые могут предоставить клиенту современные логистические технологии.[2]
В транспортной логистике, в системе внешнеторговых путей и действий участников транспортного процесса особое внимание уделяется:
- согласованности действий участников;
- минимизации звеньев в транспортной цепи по наилучшему маршруту;
- минимальной стоимости транспортных расхо-дов.[2]
© О.С. Внукова, В.А. Никифоров © O.S. Упикоуа, V.A. Nikiforov
Система транспортной логистики подразумевает: перемещение требуемого количества товара в нужную точку оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.[3]
Логистическая система предполагает использование:
- единой ставки перевозки;
- единого транспортного документа;
- последовательно-центральной схемы взаимодействия участников;
- наличие высокой ответственности за груз.
В российской науке нет точного определения понятий и четкого перечня документов, относящихся к транспортным перевозкам. Ученые в научных трудах предлагают разную терминологию. Возьмем для примера классификацию Н. С. Ускова и Н. Г. Вензика, которые привели определение Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где выработаны следующие основные понятия о видах перевозок.
1. Унимодальная (юнимодальная) перевозка - это перевозка грузов одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками.
2. Интермодальная перевозка - это перевозка грузов с перевалкой между несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю транспортировку от пункта происхождения через один или несколько пунктов перевалки до конечного пункта.
3. Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемую им самим.
4. Мультимодальная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей документа о мультимодальной перевозке.
5. Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации различных видов транспорта.[4]
Комбинированные мультимодальные перевозки можно объединить более общим понятием «смешанные перевозки». Смешанная перевозка может осуществляться как при участии предприятий транспортной инфраструктуры (например, терминалов), если такие предприятия являются связующими звеньями между перевозчиками, так и без такового, когда груз последовательно передается от перевозчика к перевозчику с одного вида транспорта на другой.[3] Посредством такой системы доставки выполняются условия «точно в срок» и «от двери до двери».
Выделяют следующие дополнительные особенности смешанных перевозок.
1. Согласованное использование в перевозке более одного вида транспорта.
2. Перевозка организуется и осуществляется одним лицом — оператором смешанной перевозки.
3. Отношения между заказчиком и исполнителем комплексной транспортной услуги (оператором смешанной перевозки) регулируются на основе одного договора.
4. Смешанная перевозка может иметь статус международной. В этом случае место приема груза к перевозке и предполагаемое место его сдачи находятся на территории двух различных государств.[3]
В составе инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК) на территории России рассматриваются постоянные устройства (инфраструктурные объекты) универсальных видов транспорта, отнесенных к МТК: железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством; морские порты, расположенные на границах российских участков коридоров; аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу. При этом в состав МТК включены, как правило, наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузопотоки и пассажиропотоки.
В Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2010-2020 годы)», основными целями которой можно назвать следующие:
- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
- улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.[5]
Достижение цели по повышению конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривает решение задач по развитию международных транспортных коридоров, транспортно-технологической инфраструктуры, обновлению парков транспортных средств.
Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, обеспечит интеграцию России в глобальную транспортную систему, ускорит рост национального валового продукта. Транспортные услуги превратятся в одну из крупнейших после нефтегазового сырья статью российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья. Будут существенно расширены возможности увеличения экспорта российских товаров на наиболее быстро развивающихся рынках стран Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие евразийских транспортных коридоров придаст дополнительный импульс
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ
развитию телекоммуникаций, повышению мобильности рабочей силы и грузов, оживлению промышленной и деловой активности, принесет ряд дополнительных экономических выгод.[5]
На сегодняшний день большое распространение получили мультимодальные транспортные коридоры (системы), сосредотачивающие на генеральных направлениях транспорт общего пользования — железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, а также телекоммуникации.[1] В точках пересечения таких коридоров создаются коммуникационные узлы, в пределах которых действует преференциальный режим, т. е. особо льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи стран. Такой порядок обеспечивает высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг, а также влияет на совершенствование и ускорение прохождения торгового, промышленного и финансового капитала, усиление информационного и культурного обменов. В последнее время роль международного сотрудничества возрастает. Государства заинтересованы в создании «облегченного пути» для поступления своих товаров и услуг за границу. На международных конференциях уделяется внимание вопросам, связанным с преодолением таможенных и налоговых барьеров, согласованным действиям при установлении портовых и других транспортных сборов.
С развитием новых компьютерных технологий все чаще наблюдается тенденция их использования при обмене информацией между странами-участницами торгового оборота, появляются все более совершенные информационные коммуникации. Индустрия средств связи в ведущих странах мира стала одной из самых динамичных отраслей хозяйства. Одним из стратегических ресурсов становятся телекоммуникации, включающие цифровые способы передачи и коммуникации сообщений, волоконно-оптические и космические каналы связи, сотовую радиотелефонную связь. Телекоммуникации и компьютерные технологии способствуют синхронизации стыковки различных систем транспортировки, хранения и перераспределения грузопотоков.
После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной интеграции. Этот стратегический курс Европейского Союза предложил усовершенствовать транспортные коридоры в связи с открывшимися перспективами для торговли и экономики между Западом и Востоком Европы. Вторая Общеевропейская конференция 1994 года, проходившая на острове Крит, определила девять приоритетных транспортных коридоров. Позже добавился десятый МТК.[1] Соответственно, для создания более упрощенной системы транспортных перевозок необходимо внедрить преференциальный режим в основных коммуникационных узлах, принимать меры по унификации международного транспортного законодательства, в том числе меры безопасности, ускорения
и синхронизации прохождения грузов и документации, совершенствование систем связи и подготовки персонала и так далее. Разработка и дальнейшее совершенствование этих средств продолжается и сегодня.
Раскроем подробнее «стратегию» Критских коридоров, предложенную Европейской Комиссией. Речь в первую очередь идет о дальнейшем развитии транспортной политики «Общего рынка».
Стратегия основана на соглашениях Организации Объединенных Наций о планировании европейской инфраструктуры автомобильного, железнодорожного и комбинированного транспорта, а также приоритетах среднесрочного развития на период до 2010 года. Исторически транспортные системы западноевропейских государств зачастую намеренно разрабатывались таким образом, чтобы не соответствовать друг другу. Поэтому ЕС осуществляет правовую политику по гармонизации технических стандартов и нормативов в целях создания единой европейской транспортной системы, обеспечивающей свободу передвижения пассажиров и грузов, ускорение оборачиваемости финансового, промышленного и торгового капитала.[1]
Стоит отметить, что данная стратегия в первую очередь направлена на удовлетворение интересов граждан различных государств пользоваться преимуществами единого европейского рынка, что позволит Европейским государствам поднять уровень конкурентоспособности. Осуществить замысел возможно в том числе при наличии современной транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Без этого немыслимо расширение ЕС на Восток, где многие автомобильные и железные дороги технически устарели. Без своевременной модернизации транспортной сети будут увеличиваться потери от медленной скорости перемещения грузов и пассажиров, ущерба окружающей среде.
Кроме того, с падением «железного занавеса» появилась возможность создать замкнутую коммуникационную сеть, эффективность которой при данном условии увеличивается.
Международные транспортные коридоры.[1]
Первый транспортный коридор Хельсинки -Таллинн - Рига - Калининград - Гданьск/Каунас -Варшава и далее на Берлин протяженностью 1000 км интегрирует Польшу и государства Балтии - Эстонию, Литву, Латвию в западноевропейское экономическое пространство. При подготовке этих стран к вступлению в ЕС были в короткие сроки реализованы проекты, предусматривающие создание автомобильного и железнодорожного коридоров. Одно направление маршрута пройдет через западный анклав Российской Федерации
- Калининградскую область.
Второй транспортный коридор Берлин - Варшава
- Минск - Москва - Новгород (автомобильный и железнодорожный) протяженностью 2241 км является основой коммуникационной оси Запад — Восток, соединяющей Германию с Россией. Транспортный коридор характеризуется относительно дешевым и быстрым передвижением пассажиров и грузов. Остается
открытым вопрос о качестве дорог и обслуживании. Если качество дорог в Германии и Польше улучшено, то в Белоруссии и России предстоит модернизация автомобильной и железной дорог. Автодороги требуют улучшения обслуживания и повышения безопасности, преодоления заторов вблизи Москвы и Бреста.
Третий транспортный коридор Берлин/Дрезден -Вроцлав - Катовице/Краков - Львов - Киев (автомобильный и железнодорожный) протяженностью 1640 км соединяет Западную Украину через Польшу с Германией.
Четвертый транспортный коридор Дрезден/Нюрнберг
- Прага - Вена/Братислава - Дьёр - Будапешт - Арад -Констанца/Крайова - София - Фессалоники/Пловдив
- Стамбул протяженностью 3285 км призван интегрировать страны Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию в единую сеть европейских коммуникаций и дать выход Западной Европе к Черному морю.
Пятый транспортный коридор Триест - Любляна -Будапешт - Львов/Братислава - Львов (автомобильный и железнодорожный) протяженностью 1595 км дает выход к свободному порту Триесту Словении, Словакии, Венгрии и Западной Украине.
Шестой транспортный коридор Гданьск - Катовице
- Жилина протяженностью 1520 км дает выход Словакии к Балтийскому морю и укрепляет коммуникационную ось север - юг Польши.
Седьмой транспортный коридор (река Дунай) протяженностью около 1600 км объединяет все придунай-ские страны и его будущее зависит от геополитической обстановки на Балканах. В результате военных конфликтов в бывшей Югославии дунайскому судоходству нанесен огромный урон.
Восьмой транспортный коридор Дуррес - Тирана
- Скопье - София - Пловдив - Бургас - Варна (автомобильный и желзнодорожный) протяженностью 905 км соединяет на Балканах порты Адриатического и Черного морей и дает к ним выход для Македонии. Девятый транспортный коридор Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва/Псков - Киев Любашевка -Кишинев - Бухарест - Димитровград - Александруполис (автомобильный и железнодорожный) является самым протяженным (около 3400 км), замыкает на востоке коммуникационную сеть Европы и является современным аналогом исторического пути «из варяг в греки».
На сегодняшний день железнодорожный маршрут транспортного коридора №9 представлен так: Хельсинки - Бусловская - Санкт-Петербург - Москва -Суземка - Киев - Любашевка (с ответвлением на Одессу)
- Кишинев - Бухарест - София - Александропулис (с от-
ветвлением на Киев) - Минск - Вильнюс - Калининград/ Вильнюс - Клайпеда.
Десятый транспортный коридор: Зальцбург -Любляна - Загреб - Белград - София/Скопье - Салоники - протяженность 1000 км.
В ХХ1 веке Западная Европа планирует получить непосредственный выход в Африку. По замыслу проектировщиков, первый тоннель под Гибралтарским проливом, связывающий Испанию и Морокко, сдадут в эксплуатацию не позднее 2025 года, по словам министра иностранных дел Испании Мигеля Анхеля Моратиноса, высказавшегося на форуме «Европа-Африка», проходившем в марокканском городе Аркила (АгсПа). Это позволит приступить к формированию мультимодаль-ного коридора вокруг Средиземного моря, также к созданию трансафриканской магистрали от Александрии до Кейптауна. Таким образом, в будущем станет возможным кругосветное путешествие железнодорожным транспортом из Южной Африки через Евразию в Латинскую Америку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международные транспортные коридоры (МТК) способствуют организации транспортного и торгового сообщения, развитию экономических отношений между государствами, увеличивают уровень их конкурентоспособности. МТК координируют на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. В точках пересечения МТК, называемых коммуникационными узлами, действует преференциальный режим, призванный упрощать процессы оборота капитала и прохождения товаров, документов, денежных средств; концентрировать материальные, финансовые и информационные потоки; обеспечивать высокое качество обслуживания и уровня безопасности.
После падения «железного занавеса» Европа получила возможность наладить торговые отношения с Востоком, расширив тем самым свой рынок и предоставив своим гражданам свободный доступ на территорию Российской Федерации. Ситуация осложнена отсутствием в РФ, Белоруссии качественного дорожного покрытия и соответствующих коммуникаций. Развитие отношений в этой сфере продолжается и сегодня. В будущем на Евразийском континенте развернутся основные события по созданию трансконтинентальных транспортных коридоров между мировыми полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе, АТР и Северной Америке.
Библиографический список (References)
1. Dergachev V.A. International economic relations. The textbook for universities, Moscow: UNITY-DANA, 2005. 368 p.
2. Mirotin L.B. Transport logistics. Textbook, Moscow: Exam, 2002. 511 p.
3. Nikiforov V.S. Multimodal transport and transport logistics. Textbook, Moscow: Translit, 2007. 324 p.
4. Uskov N.N., VenzikN.G. Management of foreign trade traffic: textbook, Moscow: state University of management, 2000. 115 p.
5. The Federal target program "Development of transport system of Russia (2010-2020), approved by the RF Government decree of 5 December 2001, N 848).