Научная статья на тему 'Проблемы развития машиностроительного комплекса Красноярского края на современном этапе'

Проблемы развития машиностроительного комплекса Красноярского края на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ДИНАМИКА / ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова М. В., Парфенова С. Л.

Проведено исследование современного состояния и проблем развития предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие машиностроительных предприятий на современном этапе. Разработаны предложения, основанные на реализации системных подходов к решению выявленных проблем и направленные на устойчивое развитие предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития машиностроительного комплекса Красноярского края на современном этапе»

УДК 332.1

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

М. В. ПИМЕНОВА, доцент кафедры международного кадрового и проектного управления E-mail: [email protected]

С. Л. ПАРФЕНОВА, доцент кафедры международного кадрового и проектного управления E-mail: [email protected] Международная высшая школа инновационного бизнеса и администрирования Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева

Проведено исследование современного состояния и проблем развития предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие машиностроительных предприятий на современном этапе. Разработаны предложения, основанные на реализации системных подходов к решению выявленных проблем и направленные на устойчивое развитие предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, развитие, проблемы, динамика, факторы, эффективность функционирования.

Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые секторы экономики, поэтому оно определяет состояние производственного потенциала страны. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), эффективность и производительность общественного труда, уровень экологической

безопасности промышленного производства, обороноспособность и экономическая независимость государства. Оттого, как развивается машиностроение, во многом зависит, сможет ли Россия войти в число мировых технологических лидеров, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевую базу экономик развитых стран мира.

Красноярский край — крупный индустриальный регион России, одной из базовых отраслей промышленности которого является машиностроение, занимающее 4-е место по объему производства после металлургии, энергетики и добывающей промышленности. В структуре промышленного производства края доля машиностроения составляет 7,4 %. В состав машиностроительного комплекса Красноярского края входит 14% предприятий промышленности края, на которых занято около 20% всех работающих в промышленности. Машиностроение края — многоотраслевая система предприятий: 65 % в объеме выпуска машиностро-

ительной продукции приходится на производство машин и оборудования; 12% — на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 23 % — на производство транспортных средств и оборудования.

Машиностроительные предприятия края производят самую разнообразную продукцию:

• ракетно-космическую технику;

• технологическое оборудование для нефтегазовой отрасли и топливно-энергетического комплекса;

• технологическое оборудование для производства солнечного и электронного кремния;

• перерабатывающее оборудование для агропромышленного комплекса;

• теплообменное и емкостное оборудование;

• мостовые краны;

• зерноуборочные и кормоуборочные комбайны;

• лесозаготовительную технику;

• бытовые холодильники и морозильники;

• торговое и медицинское оборудование;

• электрическую низко- и высоковольтную аппаратуру, электроприборы и многое другое. Особое место принадлежит предприятиям

оборонно-промышленного комплекса.

Машиностроение — системообразующая отрасль экономики. Машиностроительный комплекс является крупным потребителем продукции металлургии, энергетики, химической промышленности, транспорта, связи и других отраслей и способствует их развитию. Опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является основным источником инновационного развития и устойчивого роста экономики края и страны в целом.

Машиностроительный комплекс в крае формировался в соответствии с текущими потребностями советской экономики и обороны страны. В результате были созданы специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства. Важной особенностью красноярского машиностроения являлась высокая доля оборонных производств. Машиностроение Красноярского края формировало фундамент экономического развития региона, являясь крупнейшим источником и потребителем инноваций в экономике. Продукция ведущих предприятий отрасли была известна не только в стране, но и за ее пределами. В 1990-е гг. машиностроение испытало гораздо больший спад по сравнению с промышленностью края в целом.

Радикальные рыночные реформы и конверсия военно-промышленного комплекса 1992—1996 гг. еще больше усилили кризис. Либерализации цен и сокращение государственных закупок резко снизили емкость рынков потребительских товаров, вооружения и военной техники. Падение спроса на продукцию привело к резкому сокращению производства сложных изделий, требующих глубокой кооперации, и переходу к выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции. Как следствие — спад производства, снижение темпов научно-технического прогресса, разрыв хозяйственных связей, падение конкурентоспособности изделий, старение основных фондов. Возникло несоответствие между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Кризисные процессы усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Спад инвестиционной активности обусловил снижение потребностей экономики в продукции машиностроения края. Ситуация в этот период характеризовалась тем, что при некотором оживлении конъюнктуры в отдельных сегментах рынка машинотехнических товаров продолжалось падение производства отраслевой продукции в целом. Общее падение физических объемов производства в 1998 г. составило почти 80 % от уровня 1990 г. [5]. Значительное подорожание импорта в 1998 г. привело к освобождению значительных ниш на рынке и подъему производства. Рост объемов инвестиций в 1999 г. позволил постепенно наращивать физические объемы выпуска в машиностроительном комплексе, однако уровень производства 1990 г. не достигнут до сих пор.

В 2005—2008 гг. происходит увеличение объемов отгрузки машиностроительной продукции (рис. 1). Однако в среднем индексы по машиностроению ниже индекса промышленного производства в крае (рис. 2). Наибольший рост как в стоимостном (более чем в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом), так и в натуральном выражениях произошел в 2007 г., а индексы производства в большинстве секторов машиностроения превысили индекс промышленного производства в крае. Рост объемов в секторе «Производство машин и оборудования» связан с увеличением производства мостовых электрических кранов, бумагоделательного оборудования, оборудования для переработки полимерных материалов и запасных частей к нему, технологического оборудования для организаций торговли, холодильного оборудования, морозильников бытовых. В это же время произошел спад

Рис. 1. Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг машиностроительного комплекса Красноярского края в 2005—2009гг., млн руб. [1]

2005 2306 2Э07 2003 2003

Производство машин и оборудования Шт Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | ' Производство транспортных средств и оборудования —»— Промышленность всего

Рис. 2. Индексы производства продукции машиностроительного комплекса Красноярского края, в процентах по отношению к предыдущему году [1]

производства зерноуборочной и кормоуборочной техники, обусловленный переналадкой производственного процесса на серийный выпуск новых видов продукции. Увеличение показателей в секторе «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» обусловлено увеличением объемов производства электрических машин и электрооборудования низковольтной и высоковольтной аппаратуры, при этом сократились объемы производства контрольно-измерительных приборов, медицинской техники, оптических приборов и аппаратуры, электрической распреде-

лительной и регулирующей аппаратуры, счетчиков однофазных и трехфазных. Рост объемов отгруженных товаров в производстве транспортных средств и оборудования обусловлен увеличением выпуска литых алюминиевых дисков (колес) при снижении производства летательных и космических аппаратов, прицепов и полуприцепов, судов [3].

В 2008 г. сохранилась положительная динамика в производстве машиностроительной продукции. Рост производства машин и оборудования достигнут в результате увеличения выпуска зерноуборочных комбайнов, оборудования для металлургии, машин

для лесного хозяйства; в то же время сократилось производство подъемно-транспортного, промышленного холодильного и вентиляционного оборудования. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования увеличилось за счет роста объемов производства медицинской техники, аппаратуры для радио и телевидения. Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры сократилось. Производство транспортных средств выросло за счет увеличения производства прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, объема оказанных услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Однако в связи со снижением спроса потребителей во второй половине 2008 г. приостановлено производство зерноуборочных комбайнов, лесозаготовительной техники, прицепов и полуприцепов [4]. В 2009 г экономика края развивалась под воздействием экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. В начале 2009 г. машиностроение оказалось наиболее пострадавшим сектором экономики, о чем свидетельствует резкое сокращение индексов производства. Произошло падение спроса на все виды техники. Общий объем заказов на поставку продукции машиностроения по сравнению с докризисным периодом существенно снизился, в результате объемы производства по большинству видов продукции упали ниже уровня 2007 г. Это повлекло за собой резкое сокращение денежных поступлений, уменьшение объемов производства и снижение загрузки производственных мощностей. Доля машиностроения в промышленном производстве сократилась за год с8,8до7,4%.

Экономические реформы последних десятилетий и финансовый кризис 2008—2009 гг. имели неблагоприятные последствия для машиностроения Красноярского края. Потерян ряд предприятий, а сохранившиеся — переживают период достаточно противоречивого развития, не позволяющий слишком уверенно прогнозировать даже среднесрочные перспективы. Сложившаяся ситуация обусловлена целым комплексом проблем.

Важнейшей и самой сложной проблемой, стоящей перед машиностроением края, является неудовлетворительное состояние активной части основных производственных фондов, связанное с критическим моральным и физическим устареванием парка технологического оборудования. Степень износа оборудования — более 45 %.

Подавляющее большинство производств использует технологии 1970-1980-хгг., не позволяющие производить в требуемых объемах высокотех-

нологичную конкурентоспособную продукцию, соответствующую современным требованиям рынка. Данные технологии производства имеют высокие метало- и энергоемкость, низкую фондоотдачу, обеспечивая высокий уровень расходов.

Уровень загрузки производственных мощностей в машиностроительном комплексе края ниже среднего уровня по экономике. Не загружена большая часть производственных мощностей по основным видам продукции машиностроения. Избыточные производственные мощности, атакже наличие морально устаревшей конфигурации и архитектуры производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) влекут за собой крайне высокие издержки на их содержание.

В машиностроении края занят практически каждый пятый работник промышленности. В 2009 г. произошло сокращение численности занятых в машиностроении на 6,7 %, что составляет более четверти всего сокращения численности в промышленности края. Существуют проблемы и в сфере кадрового обеспечения. Предприятия испытывают недостаток в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах. По-прежнему остается недостаточным престиж рабочих профессий, низкая заработная плата и тяжелые условия труда. В 2008 г. число вакансий в отрасли составило 2% от численности занятых в промышленности. Вместе с тем количество ежегодно принимаемых на работу значительно меньше числа выбывших в течение того же года работников.

Производительность труда (выработка продукции на одного работающего) в машиностроении — одна из самых низких в крае, ее уровень почти в 3 раза ниже, чем в среднем по промышленности и составляет в 2009г. 848,4тыс. руб./чел. (в машиностроении России этот показатель выше — 959,5 тыс. руб./чел.).

Финансовые результаты отрасли демонстрируют негативную динамику. Продукция машиностроения традиционно имеет относительно низкий уровень рентабельности. В 2009 г. произошло ее резкое сокращение: в секторе «Производство машин и оборудования» — с 8 % до отрицательного уровня — 0,3 %, в «Производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования» с 7,9 до 0,4%, в «Производстве транспортных средств и оборудования» — с6,5до4,7%. Сальдированный финансовый результат в 2008г. составил 1 890 млн руб., из них около 54 % — доходы сектора «Производство машин и оборудования». В 2009 г. получена отрицательная

Рис. 3. Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг машиностроительного комплекса; импорта и экспорта машиностроительной продукции Красноярского края

в 2005—2009гг., млнруб. [1]

величина сальдированного финансового результата (убыток) — 1 214 млн руб., обусловленная убытками сектора «Производство машин и оборудования» в размере 1253,6млн руб. Увеличилась и доля убыточных организаций в секторах машиностроительного комплекса: в производстве машин и оборудования — с 45,0 до 68,4%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — с 18,8 до 29,4%, в производстве транспортных средств и оборудования — с 28,6 до 44,4 % от общего числа организаций сектора.

У большинства предприятий машиностроения края отсутствуют собственные оборотные средства: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в производстве машин и оборудования имеет отрицательное значение: —10,1 % в 2008 г. и —42,1% в 2009 г., в производстве транспортных средств и оборудования: —25,6 и —17,2% соответственно.

В 2009 г. объем инвестиций, направленных на развитие машиностроительных предприятий, составил 1 393,9 млн руб., что на 21 % больше, чем в предыдущем году. Однако эта сумма занимает менее 1 % всех инвестиций в промышленность края. Необходимо отметить, что формирование источников инвестиций происходит в основном за счет собственных средств предприятия. Длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возврата инвестиций не поз-

воляет использовать для инвестирования заемные или привлеченные средства.

Импорт продукции машиностроения превышает экспорт. Этот разрыв в крае постоянно увеличивается: в 2005 г. импорт превышал экспорт в 1,7 раза, а в 2009г. — уже в 3,4 раза (рис. 3). Более половины (53 %) импортируемой в край продукции в 2009 г. занимают машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты. Доля машиностроительной продукции в экспорте не превысила 3%. Сокращается разрыв между внутренним производством и импортом (в 2005 г. показатели различаются в 4 раза, в 2009 г. — почти в 2 раза). Сформировалась устойчивая тенденция удовлетворения внутреннего спроса на продукцию машиностроения в основном за счет импорта. Импортеры используют ценовые преимущества, более высокое качество и технологичность продукции.

Нельзя забывать о том, что именно машиностроение формирует инновационно-технологический потенциал всех остальных отраслей промышленности. Для стабильного развития и прочного положения на рынке требуется качественное совершенствование технологической базы. Конкурентоспособность машиностроительной продукции в наибольшей степени зависит от инновационной активности предприятий.

Масштабы инновационной деятельности машиностроительных предприятий в Красноярском

крае сокращаются (табл. 1): доля организаций, осуществляющих технологические инновации, уменьшилась с 2007 г. почти в 2 раза, практически на 2/3 сократились затраты предприятий на технологические инновации и объем производства инновационных товаров.

Инновационную деятельность в 2009 г. осуществляли 14% машиностроительных предприятий, в целом по промышленности края этот показатель еще ниже — 12,5 % (табл. 2). Только 4 %

Таблица 1

Динамика показателей машиностроительных предприятий Красноярского края, занимающихся инновационнойдеятельностью [1]

Показатель Год

2007 2008 2009

Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % 26,2 22,7 14,0

Затраты на технологические инновации, млн руб. 520,2 270,6 184,4

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 3 344,4 2 240,4 1 172,7

Показатель Машиностроительный комплекс Промышленность, всего

Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, % 14,0 12,5

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 2,0 5,3

Таблица 2

Основные показатели предприятий Красноярского края, занимающихся инновационной деятельностью в 2009 году [1]

IXccitc до^тпи я

Обучении [I пгягатиБН* ■црсОНИ

Д|1 Vl'IlL- El IГД| -I

додпжшя

ЩКИШЩК 1]1 11,1 л

ИрвЦПЬЭДЕТЫННйС rtpDi^TBpDMHïli

програатш

Ч>СДЧЬ. О -Го

Рис. 4. Структура затрат на технологические инновации предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края [1]

всех затрат на технологические инновации в промышленности края приходится на машиностроительный комплекс. Больше половины этой суммы (60,6%) составляют затраты на исследования и разработки (рис. 4). На приобретение новых машин и оборудования приходится 17,8 %, а на приобретение новых технологий — лишь 2,2 % от суммы затрат на технологические инновации. Доля инновационной продукции в общем выпуске машиностроения незначительна — всего 2%, наибольшая доля инновационной продукции — в производстве машин и оборудования (7 %). В промышленности края этот показатель составил 5,3 %.

В крае работает региональная программа, которая носит одновременно и антикризисный характер, и характер поддержки модернизации и инноваций. В ее основе лежит краевой закон о государственной поддержке предприятий машиностроительного комплекса, принятый в июле 2009 г. [2]. Закон позволил субсидировать часть затрат:

• на приобретение новых основных средств в рамках технического перевооружения с целью производства инновационной продукции;

• на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

• по погашению процентной ставки по кредитам, привлеченным для производства инновационной продукции и продукции, которая идет на экспорт;

• на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, произведенного и реализованного организациями машиностроительного комплекса края.

В 2009 и 2010 гг. на эти цели было направлено почти 185 млн руб. Субсидии получили ОАО «ДЗН-ВА», ЗАО «ПО Сибтяжмаш», ФГУП «НПП «Радиосвязь», ОАО «ЭВРЗ», ОАО «Восточно-Сибирский завод металлоконструкций» и ОАО «Красмаш». Оказанная помощь позволила предприятиям машиностроительного комплекса сохранить производство и рабочие места, погасив задолженность по заработной плате. Кроме того, государственная поддержка позволила приобретать новое оборудование, раз-

ЩдтоДрутетте

IIIИШ

ТеХКОПОГПВ.

Приобретши

»Ы1ИШ1 II

оборудования. ") s4.,

рабатывать и реализовывать новые проекты, осваивать выпуск новых видов продукции, наращивать объемы производства, создавать новые рабочие места.

Нужно признать, что несмотря на принятые меры, инновационные процессы в машиностроительном комплексе края осуществляются на низком уровне. В результате увеличение объемов производства машиностроительной продукции в крае в последние годы в большинстве случаев происходит за счет традиционной продукции, основанной на эксплуатации прошлых достижений, без осуществления долгосрочных инвестиций в развитие. И в настоящее время выпуск конкурентоспособной продукции возможен лишь для очень узких сегментов рынка. Текущее состояние отрасли в крае характеризуется общим сворачиванием деятельности предприятий в сфере выполнения разовых заказов и ремонтных услуг.

Проведенный анализ проблем позволил выделить основные факторы, сдерживающие развитие предприятий машиностроительного комплекса. Данные факторы можно разделить натри основные группы (табл. 3).

Повышение эффективности функционирования предприятий машиностроительного комплекса возможно только при условии ликвидации названных факторов.

Одной из первоочередных задач, стоящих перед машиностроением, является ускоренный переход на выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной современным рынком. Такой продукцией является новое поколение оборудования, обеспечивающее внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и значительный рост производительности труда в экономике. Поэтому необходимым элементом развития машиностроения является масштабное инновационно-технологическое перевооружение производства.

Однако у большинства предприятий отсутствует информация о потребностях рынка, о существующих научных разработках и опыте их внедрения. Для успешной разработки и внедрения инноваций необходимо объединение усилий образования, науки, инжиниринга, бизнеса, производства, исполнительной и законодательной властей на всем протяжении инновационного цикла от фундаментальных исследований до производства конкурентоспособного инновационного товара. Но из-за неразвитости инновационной инфраструктуры отсутствуют эффективные взаимосвязи между заинтересованными лицами. В роли специализи-

Таблица 3

Основные факторы, сдерживающие развитие предприятий машиностроительного комплекса

Группы факторов Факторы

Экономические Низкий уровень конкурентоспособности продукции. Опережающий рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Удаленность от рынков сбыта. Высокие ставки по кредитам. Низкая инвестиционная привлекательность предприятий

Технические Высокий уровень физического и морального износа основных средств и предприятий. Преобладание морально устаревших технологий четвертого технологического уклада. Высокая ресурсоемкость производства. Низкая инновационная активность предприятий

Организаци-онно-управ-ленческие Неразвитая инфраструктура рынка инноваций. Отсутствие института внедрения в производство достижений науки и техники. Слабые межотраслевые и внутриотраслевые связи между предприятиями

Социально-правовые Отсутствие обоснованной государственной промышленной политики и стратегии развития машиностроения в регионе. Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную и инвестиционную деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рованной коммуникационной площадки для выработки стратегии развития машиностроительного комплекса может выступать машиностроительная технологическая платформа.

Одним из основных путей решения многих проблем машиностроения является развитие регионального рынка машиностроительной продукции на основе расширения и углубления производственной и технологической кооперации с предприятиями добывающего, топливно-энергетического, металлургического, лесного комплексов. Реализация в Красноярском крае таких проектов, как «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и освоение Ванкорской группы нефтегазовых месторождений формирует колоссальный источник спроса на машиностроительную продукцию, а в дальнейшем — и на ее техническую поддержку и сервисное обслуживание. Для решения этой задачи необходима поддержка государства в плане координации стратегии развития машиностроительного комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей.

Важным условием инновационного развития предприятий отрасли является создание благоприятного экономико-правового климата на основе совершенствования действующей нормативно-правовой базы в сфере налогообложения и в финансово-инвестиционной сфере.

Важно отметить, что только реализация системных подходов при решении выявленных проблем позволит повысить эффективность функционирования предприятий машиностроения. Кроме того, для обеспечения долгосрочного развития отрасли необходима комплексная государственная поддержка, основанная на стратегии устойчивого развития машиностроительного комплекса края, сформированной на базе сбалансированной региональной инновационной и технической политики.

Список литературы

1. Красноярский краевой статистический ежегодник 2010 // Территориальный орган феде-

ральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. URL: http://www. krasstat.gks.ru.

2. О государственной поддержке организаций машиностроительного комплекса края в 2009—2010 годах: закон Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3500 // Официальный портал «Красноярский край». URL: http://www. krskstate.ru.

3. Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края в 2007 году // Официальный портал «Красноярский край». URL: http://www.krskstate.ru.

4. Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края за 2008 год // Официальный портал «Красноярский край». URL: http://www. krskstate. га.

5. Социально-экономическая ситуация в Красноярском крае в 2005 году // Официальный портал «Красноярский край». URL: http://www. krskstate.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.