Научная статья на тему 'Проблемы развития малых исторических городов России и пути их решения'

Проблемы развития малых исторических городов России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6288
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / ЕДИНОЕ ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ ГОРОДОВ / SMALL HISTORIC TOWN / COMMON TOURIST SPACE / SMALL TOWN PROBLEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кудрякова Светлана Олеговна

Статья посвящена характеристике и анализу уровня развития малых городов России, в том числе исторических, выявлены специфические проблемы малых городов, рассматривается перспектива развития туризма в малых городах страны. Автор указывает в качестве одного из способов развития и продвижения малого города как туристской дестинации инновационный проект «Живая карта России», раскрывает сущность проекта, его перспективы и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the characteristics and analysis of the level of development of small towns of Russia, including historical. Specific problems of small towns are paid attention to. The perspective of tourism development is examined. The author considers the innovative project Live map of Russia to be one of the ways of small town development and promotion of a small town as a tourist destination and explains the main points, its perspectives and peculiarities.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малых исторических городов России и пути их решения»

УДК 338.48

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ РОССИИ И

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Кудрякова Светлана Олеговна, ассистент кафедры «Туризм», spade88@yandex.ru, Институт туризма и гостеприимства, филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный

университет туризма и сервиса, Москва

The article is devoted to the characteristics and analysis of the level of development of small towns of Russia, including historical. Specific problems of small towns are paid attention to. The perspective of tourism development is examined. The author considers the innovative project “Live map of Russia ” to be one of the ways of small town development and promotion of a small town as a tourist destination and explains the main points, its perspectives and peculiarities.

Статья посвящена характеристике и анализу уровня развития малых городов России, в том числе исторических, выявлены специфические проблемы малых городов, рассматривается перспектива развития туризма в малых городах страны. Автор указывает в качестве одного из способов развития и продвижения малого города как туристской дестинации инновационный проект «Живая карта России», раскрывает сущность проекта, его перспективы и особенности.

Keywords: small historic town, common tourist space, small town problem

Ключевые слова: малый исторический город, единое туристское пространство, проблемы малых городов

Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения. В большинстве случаев это город, который имеет численность населения до 50 тыс. человек [4].

Малые города — это самая многочисленная группа городских поселений во всем мире, в том числе в России. Это устойчивая категория, необходимый элемент «городского каркаса» нашей страны. Специфика такого города кроется даже в самом названии категории - «малый город». Приведенное определение подразумевает, во-первых, небольшую численность жителей города, во-вторых, незначительную площадь, которую он занимает.

Малые города играют заметную роль в экономике многих регионов. Здесь расположены небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия по переработке

сельскохозяйственной продукции, предприятия тяжелой промышленности, машиностроения. Часто малые города - это специализированные центры науки и научного обслуживания, транспортно-распределительные центры, в них размещены филиалы или подразделения предприятий крупных центров. Они функционально дополняют экономическую базу региональных центров. В социально-экономическом развитии малые города также играют не последнюю роль: в России насчитывается целый ряд динамично развивающихся малых городов, каждый из которых вносит свой вклад в общественное развитие: насчитывается около 70 городов-наукоградов, около 257 городов являются историческими, 56 - шахтерские города.

Большинство малых городов имеют статус исторических. В отличие от сравнительно недавно образованных малых городов (промышленных, курортных, научных центров и т. п.), малый исторический город — это особый тип сообщества, в котором в значительной мере сохранился отечественный историко-культурный потенциал. Во-первых, малые города являются своеобразной переходной ступенью от городской культуры с ее значительной профессиональной составляющей к традиционной сельской. Небольшой город ценен, прежде всего, тем, что он крепкими узами связан с сельской периферией, окружающей территорией, окрестными селами и деревнями, являясь своего рода «столицей» сельского района. Во-вторых, важнейшая особенность небольшого центра — взаимодействие с живой природой, первозданным ландшафтом в отличие от практически полностью искусственной среды большого города. В-третьих, социальная организация жизни в малом городе характеризуется такими параметрами, как неспешность и размеренность повседневности, близкое знакомство жителей друг с другом. В связи с этим социальная информация, оседающая на протяжении многих лет в среде малого города (традиции, обычаи, мифы, фольклор и т.д.), сохраняется дольше и всегда востребована.

Все перечисленные особенности визуализируются в архитектурном облике малого города. В образе малого исторического поселения сильна «архитектура земли». Главные параметры архитектурного пространства малого города ориентированы на соотнесенность с масштабом человека [3].

К сожалению, потенциал малого исторического города нередко не используется на должном уровне, отчего в итоге страдает его социально-культурное развитие в целом. Среди самых актуальных проблем развития малых исторических городов — комплексное выявление историко-культурных ресурсов, то есть идентификация места и разработка самой концепции охраны культурного наследия, изучение и популяризация его среди местного населения, профессиональная организация культурного туризма. Решение этих

задач сокращает риск культурной изоляции исторических центров, повышая одновременно их жизненный уровень.

Кроме того, малым городам присущи особые, специфические проблемы:

1) неблагоприятная демографическая ситуация - миграция молодежи в более

крупные города, естественная убыль населения, низкий уровень развития

здравоохранения;

2) недостаточный уровень развития социально-культурной сферы и низкий уровень развития инженерно-инфраструктурных объектов;

3) ограниченность экономической базы и невыгодные конкурентные позиции в привлечении квалифицированных кадров и инвестиций;

4) технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов, недостаток мест приложения труда и рост безработицы.

Уже сегодня индустрия туризма и отдыха стала источником пополнения бюджета для десятков малых городов. Этому способствовали богатые культурные ресурсы региона, местный колорит, изобретательность и предприимчивость жителей. Люди стали активно изучать историю своих городов, воссоздавать прежние и предлагать новые традиции, праздники. К уникальным историческим архитектурным памятникам, благодаря творческой инициативе жителей малых городов, добавились оригинальные современные музеи. В народной культуре, в легендах черпали идеи для них. Сейчас в туризме делают ставку на индивидуальность объектов показа. Именно это помогает малым городам уже сегодня получить туристический статус и привлечь деньги на реконструкцию памятников истории, культуры, архитектуры, строительство объектов инфраструктуры. Население малых городов не столь равнодушно к месту, где живет, как в крупных мегаполисах. Люди искренне гордятся своей малой родиной.

Для развития малых городов с ценным историко-культурным наследием туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений. Критерием благоприятности поселений для развития туризма является наличие в них объектов, отвечающих следующим требованиям:

• высокая художественная ценность самого объекта и его окружения;

• широкая известность;

• удобство и доступность расположения;

• познавательная ценность, связь с важными историческими событиями, выдающимися личностями мировой истории;

• уникальность, необычность, отсутствие аналогов в других регионах;

• сохранность и подготовленность к показу.

Таким образом, развитию туризма в малых городах будет способствовать то, что их туристские ресурсы станут узнаваемыми и привлекательными для населения. Необходимо подчеркнуть необычность, самобытность этих ресурсов. Подобного рода информация должна быть доступна, для этого могут быть использованы информационные компьютерные сети.

Во многих странах мира существует тенденция превращения информационных сетей, содержащих информацию об историко-культурном потенциале и природных ресурсах территорий, в основной инструмент ведения научной, образовательной и просветительской деятельности на высокотехнологичном уровне. Инициатива создания таких проектов, как правило, исходит от государственных органов управления, которые выступают их основным заказчиком, обеспечивают их финансированием, в том числе, через механизмы государственно-частного партнерства. Пока ни одна страна мира не имеет полноценной официальной базы данных по туристским ресурсам, хотя глобальное информационное пространство перегружено самодеятельными сайтами, отчетами туристов о путешествиях и т.д.

Все территории Российской Федерации могут быть объединены в единое туристское информационное пространство на основе создания крупных региональных инновационных проектов. Один из таких инновационных проектов - это проект ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» «Живая карта России».

Главной идеей проекта является сочетание возможностей современных информационных технологий с систематизированной информацией о туристской территории, направленное на изучение туристских ресурсов регионов РФ. В рамках проекта создается общедоступная база данных, открытая для свободного доступа пользователей Интернета к информации о туристских ресурсах России. Проект основывается на интерактивной карте РФ, позволяющей находить информацию о достопримечательностях, объектах туристской инфраструктуры, памятных местах, туристских маршрутах и многом другом, что может заинтересовать путешествующего по регионам России [2].

Все зарегистрированные пользователи могут дополнять и редактировать базу данных, предлагая информацию о дорогих именно им местах России. Используя эту систему, потребитель может не только заранее спланировать маршрут путешествия и посетить больше интересных ему объектов, но и заранее выбрать подходящие предприятия питания, развлекательные учреждения, места торговли сувенирной продукцией, получит возможность on-line бронирования необходимых услуг. С

социальной точки зрения проект будет активно способствовать укреплению внутренних и межрегиональных связей в области бизнеса и культуры.

«Живая карта России» - гуманитарный проект, объединяющий широкие слои общественности идеей изучения туристских ресурсов регионов РФ. Проект направлен на создание глобальной и общедоступной базы данных, открытой для свободного доступа всех граждан к информации о туристских ресурсах России. Это новый способ изучения туристского пространства страны, формирующий методику комплексной характеристики туристского потенциала российских регионов. Проект может стать основой формирования государственной федеральной электронной базы данных туристских ресурсов РФ.

Проект реализуется с помощью особой методики изучения российских туристских территорий - категории «туристское пространство». Его можно рассматривать с разных точек зрения: географической, экономической, культурной, исторической, этнической и

пр. [5].

Туристское пространство (tourism space) - это особый вид пространства, существующего как логическая форма (структура), состоящая из элементов или конструкций разной природы, объединенных единой целью - удовлетворение потребностей людей в проведении досуга, отдыха и рекреации [1].

Туристское пространство составляют разнообразные элементы:

достопримечательности, туристская инфраструктура, туристские маршруты, продукты, услуги и многое др. Все эти элементы имеют разную природу, функциональные и иные особенности, но вместе с тем совокупно они формируют туристское пространство каждой территории (континента, страны, региона, города и пр.).

Туристские объекты, находящиеся в базе данных «Живой карты России», отнесены к тому или иному туристскому пространству. Выделено 7 туристских пространств: природное, культурно-историческое, событийное, рекреационное, мифологическое, антропологическое, сервисное. Возможно выделение новых видов туристских пространств, например, научного.

Естественное (природное) туристское пространство сохранено в практически первозданном виде и привлекает туристов богатыми природными туристскими ресурсами, дающими возможность заниматься активными видами туризма, контактировать с нетронутой природой и малоизмененными природными ландшафтами.

Такой тип пространства составляют особо охраняемые природные территории (ООПТ):

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады и пр.

Культурно-историческое туристское пространство насыщено различными историко-культурными объектами: памятники истории, культуры, архитектуры,

дворянские усадьбы, дачи, выставочные центры парки (тематические, аквапарки, зоопарки и пр.), музеи, галереи, выставочные залы, театры, кинотеатры, остатки материальной культуры прошлых эпох, сакральные объекты (церкви, храмы, монастыри, старинные кладбища, часовни, могилы известных людей и пр.).

Рекреационное туристское пространство способствует восстановлению духовных и физических сил людей. Включает курорты и лечебно-оздоровительные местности, а также расположенные на них объекты лечебного туризма: санатории, пансионаты, лечебницы, ванные корпуса, бюветы, курортные галереи, терренкуры, стадионы, спортивные комплексы, спортивные площадки, бассейны и прочие спортивные сооружения и объекты.

Сервисное туристское пространство способствует удовлетворению потребностей туристов и местного населения в услугах (размещения, питания, транспорта, бытовых, и пр.). Включает предприятия: гостиницы, пансионаты, отели, мотели, рестораны, кафе, закусочные, столовые, предприятия автосервиса, предприятия сферы бытовых услуг, предприятия торговли и пр.

Антропологическое (этническое) туристское пространство дает возможность туристам изучать национальную культуру, фольклор, эпос, гастрономию, а также заниматься ремеслами, декоративно-прикладным искусством и пр. Включает: этнокультурные центры, этнические деревни, этнические парки, центры и мастерские ремесел, народные художественные промыслы и пр.

Событийное туристское пространство - особый тип туристского пространства, предлагающий комплексный туристский продукт, основанный на событийном календаре территории, включает выставки, фестивали, ярмарки, форумы, слеты, спартакиады, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны и др. события.

Мифологическое туристское пространство - особый тип туристского пространства, основанный на искусственно созданных туристских аттракциях на основе мифологизации территории. Основой для формирования мифологического пространства являются: легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и места (благоприятные и «гиблые» места) [2].

Основная информация об объектах должна отражаться на «этикетках» (краткое описание объектов) и в «паспортах» (полное описание объектов).

Перечислим основные направления работы портала:

• электронная база данных туристских ресурсов России;

• электронные каталоги по различным регионам и типам туристского пространства;

• электронные путеводители по памятникам природы, истории и культуры;

• виртуальные экскурсии и выставки;

• аннотированная подборка ссылок на самодеятельные электронные ресурсы в сети Интернет;

• электронные событийные календари;

• электронные форумы и чаты для разных целевых аудиторий;

• обучающие тесты и электронные учебники, каталоги мультимедийных файлов;

• электронные периодические издания: газеты, журналы, бюллетени и др.

В рамках проекта необходимо создать поисковую систему, специализированные серверы, ориентированные на разные целевые аудитории.

Главной опорой проекта должна стать инициатива широких масс - пользователей и общественных организаций.

Главной проблемой проекта является формирование методики изучения туристского пространства и создание стандартов классификации, описания и графического изображения различных объектов показа (туристских ресурсов), а также разрозненность информации по туристским дестинациям и ресурсам.

Весь проект носит долговременный характер и с учетом обновлений может реализовываться в постоянном режиме.

Экономические и социальные выгоды от реализации данного проекта связаны, в первую очередь, с ускоренным инновационным развитием туризма в регионах в рамках концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» и перспективами интеграции России в мировые общекультурные процессы развития образования, науки, культуры и туризма.

Таким образом, инновационные подходы и процессы в туризме могут стать способствовать развитию отдельных туристских территорий России.

В частности, туризм может стать движущей силой для развития малых городов России через создание новых туристских маршрутов, объединяющих потенциал наиболее интересных и развитых с туристской точки зрения малых городов РФ. Это особенно актуально для малых исторических городов. Впрочем, это касается и промышленных, курортных, научных центров и т. п.

Основой развития туристской деятельности в малых городах может стать культурно-познавательный туризм, привлекающий наиболее образованных потребителей с достаточно высокими доходами. Однако для полноценного развития малого города необходимо создание комплексного туристско-рекреационного пространства. Малые города имеют следующие перспективы: они могут развивать событийный, дачный, тематический, паломнический и другие виды туризма. Многие малые города принимают меры по разработке новых подходов к позиционированию своего культурного и природного наследия, диверсифицируют традиционные туристские продукты, включают в них новые компоненты, формируют единое городское туристское пространство на основе природных ландшафтов, музеев, памятников истории, культуры, архитектуры. Малый город ставит целью объединить все свои ценные ресурсы в единый ансамбль, подчеркивающий его культурную этническую самобытность и уникальность. Туризм может стать основой для решения типичных проблем малых городов (они изложены выше).

Таким образом, использование инновационных проектов, таких как «Живая карта России», может способствовать активному развитию внутреннего туризма в целом в России, улучшению имиджа регионов страны, туристских дестинаций, созданию единого информационного поля, объединяющего и систематизирующего туристские ресурсы, а также способствовать развитию отраслей, связанных с туризмом. Указанный эффект особенно благоприятно повлияет на малые города страны. Названные мероприятия требуют определенных инвестиций как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2008.

2. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУВПО «РГУТиС «Живая карта России». // Научно-практический журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». 2010. № 3.

3. Лысова Н.Ю. Малый исторический город: культурные параметры и актуальные проблемы // Журнал «Регионология». 2000. № 3.

4. http://www.osi.ru/web/smtowns.nsf (дата обращения 27.03.2011).

5. http://touristspaces.ru/ - сайт проекта «Живая карта Росси» (дата обращения 30.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.