Научная статья на тему 'Проблемы развития малых инновационных предприятий России'

Проблемы развития малых инновационных предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АССИГНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заручникова Наталья Олеговна

Для обеспечения процесса коммерциализации научных достижений необходим структурированный анализ проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности малый инновационный бизнес. Предложена классификация проблемных факторов в блоки, структурированные по критерию природы возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заручникова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To develop measures aimed at ensuring the commercialization of scientific achievements, you need a structured analysis of the problems faced in their work small innovative businesses. The article proposes a classification problematic factors in blocks, structured by the nature of the criterion. This classification made it possible to develop solutions to overcome difficulties in small innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малых инновационных предприятий России»

УДК 330.34

Н.О. Заручникова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Долгое время в отечественной экономической науке да и в общественном сознании преобладала точка зрения, согласно которой развитие экономики в основном определяет крупное промышленное производство. Упускалось из вида то обстоятельство, что рядом с гигантами индустрии существуют и, более того, успешно работают многие тысячи малых предприятий. Однако на современном этапе научно-технического развития (НТР) важное место в экономике многих промышленно развитых стран стало отводиться малому наукоемкому бизнесу. Это произошло по следующим причинам:

- малые фирмы стали рассматриваться как перспективный источник создания новых рабочих мест, что имело важное место в условиях обострения проблем безработицы;

- развитие предпринимательства превратилось в инструмент региональной промышленной политики, нацеленной на обновление и диверсификацию промышленного производства в экономически отсталых регионах;

- использование аутсорсинга в виде промышленной кооперации;

- росло убеждение, что малый бизнес обладает более высоким инновационным потенциалом по сравнению с крупными промышленными компаниями;

- малые инновационные предприятия (МИП) часто выступают в качестве связующего звена между наукой и производством.

При разработке новых продуктов и технологий именно МИП часто принимают на себя риски, связанные с превращением знаний в товар. Вследствие большего количество рисков их состав постоянно меняется: одни предприятия исчезают, другие появляются [1].

Процесс формирования МИП может быть различным и состоять из нескольких этапов. Проведенный анализ успешно развивающихся

МИП показал, что становление малой наукоемкой фирмы укладывается, как правило, в рамки одной из четырех следующих форм:

1) ученые или инженеры разрабатывают технологию (продукт), который, по их мнению, имеет коммерческий потенциал. Они создают МИП и пытаются найти потребителей (покупателей) своего продукта. Это классическая ситуация, когда разработки (а не потребности рынка) дают импульс процессу коммерциализации;

2) создание фирмы предваряется патентованием разработки, а начало ее функционирования связано с грамотной лицензионной политикой;

3) ученые уходят из науки, занимаются тор-гово-посреднической деятельностью, зарабатывая первоначальный капитал, а затем создают МИП;

4) представители бизнеса, заинтересованные в производстве наукоемкой продукции, изучают потребности рынка, находят разработчиков, развивают НИОКР и затем собственное производство. В данном случае спрос диктует заказ на разработку технологий. Как правило, такой подход оказывается наиболее успешным, поскольку основывается на потребностях рынка.

В ходе проведенного анализа установлено, что наиболее распространенными являются первая и третья формы создания МИП в России. Чаще всего начальным капиталом МИП выступают собственные средства организаторов предприятия, а инициаторами организации таких предприятий чаще всего становятся ученые-изобретатели, инженеры, у которых может возникнуть идея о создании нового товара, технологии или услуги. Эти люди работают, как правило, в научных организациях разных ведомств и министерств, где получили богатый опыт творческой, научной и инженерной деятельности. До определенного времени они развивали и обосновывали свои идеи в лабораториях

^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^

и отделах своих научных организаций, однако по разным субъективным и объективным причинам дальнейшие развитие идей в рамках своей организации стало невозможным. Поэтому одним из вариантов дальнейшего развития своих идей становится для них организация малого предприятия. Во многих странах создание малого предприятия не требует больших затрат и времени.

По данным на 1 января 2009 г. в России действовало 1,37 млн малых предприятий, что на 20 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 г. За 2009 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства в России увеличилось на 143,6 тыс. При этом вклад продукции малых предприятий в совокупный объем ВВП России составлял 21 %, что на 4 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 г. [2].

Для разработки мер, направленных на обеспечение процесса коммерциализации научных достижений, необходим структурированный анализ проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности малый инновационный бизнес. В этой связи предлагается классификация проблемных факторов в блоки, структурированные по критерию природы возникновения проблем, с выделением четырех блоков (см. схему).

Главный упрек потенциальных инвесторов России состоит в том, что нет хороших проектов. Нередко малые фирмы не могут составить убедительные бизнес-планы, опасаются передавать активы в управление внешним менеджерам и стремятся удержать контрольный пакет акций. Тем не менее, для многих МИП остается вопрос - кому принадлежат права на интеллектуальную собственность. На сегодняшний день инвесторы согласны финансировать лишь краткосрочные проекты со сроком окупаемости в несколько месяцев, что для высокотехнологичного бизнеса абсолютно неактуально [3].

К сожалению, в России организаторы малых предприятий сталкиваются с трудностями из-за бюрократизации и коррумпированности чиновников. Объективным фактором, определяющим выбор изобретателя, можно считать отсутствие финансирования по данной тематике, что заставляет его искать новые пути. Во многих слу-

чаях, особенно при отделении научных организаций от государственных, руководство этих организаций с пониманием относится к интересам изобретателя и помогает ему в создании малого предприятия. Вновь создаваемое предприятие может быть как самостоятельным, так и филиалом научной организации. Коллектив такого предприятия формируется, как правило, из соратников предпринимателя-изобретателя, с которыми он начинал разработку своей идеи. При этом следует иметь в виду, что хороший изобретатель или научный работник не обязательно окажется хорошим руководителем предприятия. Его интересы могут быть направлены в основном на научную или исследовательскую деятельность, а не на вопросы финансового управления. При этом небольшой капитал, который собран для создания МИП, может быстро иссякнуть.

Малое инновационное предприятие также может быть создано в пределах научной организации. При этом руководитель малого предприятия остается сотрудником данной организации, а работы по обоснованию и развитию инновационных идей проводятся на оборудовании научной организации. Инновационные достижения, полученные в рамках малой организации, могут принадлежать как малому предприятию, так и научной организации. Малые предприятия служат также посредниками для продвижения инновационных продуктов на рынок.

Руководитель малого предприятия, разрабатывая предложенную им инновационную идею, как правило, уверен в успехе. Тем не менее, по статистике, работа успешна над 10 % всех идей. Поэтому основная проблема для ведущего менеджера малого предприятия состоит в том, чтобы правильно оценить потенциальные возможности инновационной идеи, поскольку инновацией становится только то новшество, которое в будущем принесет предпринимателю прибыль [4]. Управление инновационным процессом отличается от управления в других производственных областях. Это связано с тем, что инновационный процесс предполагает наличие у сотрудников малого предприятия обширных знаний и творческих способностей.

Проблемы взаимодействия с государством:

- проблема предсказуемости действий власти;

- отсутствие понятной структуры государственной поддержки МИП;

- низкая степень восприятия;

- отсутствие эффективного механизма обратной связи;

- административные барьеры;

- нарушение принципов состязательности

-А-

Проблемы окружающей среды:

- макроэкономические проблемы;

- недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы;

- незрелость финансовых рынков;

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инновационных процессов;

- слабые связи между малым и крупным бизнесом;

- невосприимчивость крупных предприятий к инновациям в условиях сложившегося кризиса;

- особенности национальной культуры

Проблемы, вытекающие из природы инновационной деятельности:

- высокие экономические риски;

- высокие сроки окупаемости;

- проблема стоимости нововведений (высокие издержки инновационного проекта);

- проблема восприятия новаций (инертность потребителя);

- проблема внутриорганизационной восприимчивости к нововведениям

Проблемы малого инновационного бизнеса

Проблемы взаимодействия с наукой:

- отсутствие взаимодействия объекта-инновации с субъектом-покупателем;

- низкая степень завершенности разработок;

- недоступная цена научных разработок;

- низкая мотивация исследователей;

- незнание форм и методов сотрудничества;

- низкий уровень доверия к партнерам

-Л—

Проблемы взаимодействия участников инновационной деятельности

Проблемы, связанные с привлечение ресурсов:

- кадры; финансы;

производственные мощности;

информационные ресурсы; сбытовые сети

Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2011. Экономические науки

Проблемы финансирования инновационных проектов устраняются благодаря тщательному планированию. Следует заранее предусмотреть использование государственной помощи и вероятность ее получения, использование долевого участия финансирования проекта крупными заинтересованными в проекте корпорациями. К числу источников возможных инвестиций следует отнести также фирмы и фонды венчурного капитала, специализированные фонды по поддержке малых компаний, работающих в научно-технической сфере, инвестиционные компании, промышленно-финансовые группы, транснациональные венчурные фонды, коммерческие банки.

Расширение рынка МИП обычно происходит за счет диверсификации их деятельности либо путем выхода на внешний рынок. Выход на внешний рынок чаще всего осуществляется благодаря партнерству с западными фирмами -дистрибьюторами, знакомству с потенциальными заказчиками на выставках и конференциях, освоению новых ниш за западными партнерами -лидерами определенных рынков. Влияние производственной инфраструктуры на деятельность малых инновационных фирм не столь существенно: чаще всего технопарки и другие подобные структуры рассматриваются руководством

МИП лишь как выгодные места для сдачи в аренду.

На основе вышеприведенной классификации выделены основные проблемы, препятствующие развитию МИП - неразвитость инфраструктуры (финансовой, производственной, кадровой), нехватка оборотных средств (доступ к кредитам), невысокий спрос со стороны промышленных предприятий - и сформулированы предложения для решения основных проблем, мешающих развитию малых инновационных предприятий в России. Необходимо также внести поправки в действующее законодательство. Для эффективной деятельности МИП нужен либеральный подход к распределению прав на интеллектуальную собственность. Целесообразно разработать нормативно-методическую документацию, где определялся бы статус ИТЦ и технопарков, критерии их создания и аккредитации, а также условия предоставления услуг МИП. В частности, следует ввести систему срочных контрактов (между руководством инновационных центров и малых фирм), где бы оговаривались сроки нахождения МИП в составе ИТЦ (технопарков) и обязательства сторон. Для обеспечения связи МИП с крупным бизнесом необходимо также задействовать эффективную систему субконтрактации при выполнении госзаказов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басов, А.И. Инновации - главное направление инвестиционного процесса [Текст] / А.И. Басов // Финансы и кредит. - 2006. - № 5. - С. 24.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

3. Круглова, А.С. Формирование механизма инфраструктурного обеспечения малых инновационных

предприятий [Текст] / А.С. Круглова. - СПб., 2009. -С. 10.

4. Бабкин, А.В. Формирование стратегии инновационного развития предприятия [Текст] : [моногр.] / А.В. Бабкин. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. - 372 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.