ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Программа «Старт»
в развитии сектора малых инновационных предприятий Алтая
А. А. Максименко,
д. т. н., профессор, проректор по научноинновационной работе АлтГТУ
С. В. Новоселов,
к. т. н., доцент, заместитель проректора по научно-инновационной работе АлтГТУ
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
В статье представлен анализ работы федеральной программы «Старт» на Алтае. Показаны направления развития сектора малых инновационных предприятий региона. Сделано сравнение с развитием научно-инновационной деятельности в других областях Сибирского Федерального округа в стратегии экономически основанной на знаниях.
In the article the analysis of work of the federal program «Start» on Altai is presented. Directions of the development of sector of the small innovative enterprises of the region are shown. Comparison with the development of scientifically-innovative activity in other areas of the Siberian Federal district in strategy economically based on knowledge is made.
ТТ инамичные изменения в России определяют I I и задают темпы всех сфер жизни, в том числе У 1 процессам развития инновационной деятельности в Алтайском регионе. Государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Алтайском крае и республике Алтай три года работает по программе «Старт». Основная цель программы — содействовать
Рис. 1. Количество поданных и отобранных заявок за 2004-2006 гг.
ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, аспирантам, молодым ученым, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологии) или услуги на основе результатов своих научных исследований при образовании наукоемкой компании. В Алтайском регионе работу программы координирует региональный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере.
Ежегодно по программе «Старт» в стране подается около 2500 заявок, из них проходят конкурсный отбор и финансируется примерно 450. Два главных критерия отбора заявок — наукоемкость и коммерциализация. При этом если по завершению программы останутся только 10% МП, значит, программа свою задачу выполнила. Тогда появится 10% реальных наукоемких МП, а это решает сразу несколько вопросов: востребованность науки и занятость населения. Главным достоинством программы в Алтайском регионе является то, что она обеспечивает инновационную активность и развитие сектора малого наукоемкого бизнеса в крае.
Положительные результаты реализации программы «Старт» на Алтае говорят о том, что последовательно решается важнейшая задача программы — в значительной части снижаются сомнения потенциальных инвесторов еще до начала финансирования ими проектов по разработке к производству новых товаров (технологий, продуктов, услуг), предложенных учеными и специалистами.
За три года участники программы «Старт» в Алтайском регионе подали 229 заявок, из них отобрано
Рис. 2. Распределение заявок, поданных для участия
в конкурсе программы «Старт» за 2004-2006 гг. в Сибирском федеральном округе
по конкурсу 41. В динамике процесс подачи и отбора заявок на участие в программе «Старт» представлен на рис. 1.
Административный центр Алтайского края — Барнаул — в числе наиболее активный городов — участников программы, занял 8-е место в 2004 г. и 4-е место в 2005 г. по количеству поданных заявок и заявок победителей. В Сибирском федеральном округе (СФО) Алтай разделяет 1-3 позиции с признанными лидерами в научно-инновационной сфере — Томской и Новосибирской областями (рис. 2, 3).
Распределение поданных и отобранных заявок в программе «Старт» по типам организаций в Алтайском крае представлено на рис. 4. Количество заявок в зависимости от типа организации примерно совпадает с аналогичными показателями в других регионах СФО и незначительно изменяется от года к году. Как и в других регионах СФО в крае наблюдается невысокая активность временных творческих коллективов и некоммерческих организаций. Наилучшие показатели эффективности участия в программе «Старт» показывают организации РАН, расположенные на территории края. Так, из 5 поданных в течение трех лет заявок от таких организаций число отобранных составило 2, то есть 40%.
Распределение поданных и отобранных заявок по тематическим направлениям программы «Старт» за 2004-2006 гг. в Алтайском регионе представлено в табл. 1.
Наибольшее количество заявок на участие в программе «Старт» за три года поступило по направлению Н4 (81), однако самыми эффективными оказались заявки, поданные по направлению Н5, среди которых конкурсное жюри программы отбирает каждую третью заявку для участия в первом этапе.
Для организаторов программы «Старт» на Алтае важно было оценить активность, результативность и эффективность участия в программе, сравнить эти показатели с показателями наиболее успешных регионов СФО с тем, чтобы определить меры и пути развития программы. Такой анализ на основании показателей программы «Старт» за 2004-2006 гг. в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях представлен на рис. 5.
Из рис. 5 следует, что в трех регионах — Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях — подается 81,7% заявок от общего их числа в СФО, и
Рис. 3. Распределение заявок, отобранных в конкурсе программы «Старт» за 2004-2006 гг. в Сибирском федеральном округе
отбирается 77,4% заявок. Наряду с признанными лидерами в науке и инновационной сфере — Новосибирской и Томской областью, — Алтайский край имеет примерно равные относительные и абсолютные показатели, оценивающие степень успешного участия в программе «Старт». В то же время базовые показатели научного потенциала края, по данным приведенным в статистическом сборнике «Научный потенциал вузов СФО» за 2004 г., значительно отличаются от лидеров (например, кадровый потенциал вузовской науки — 0,7 от кадрового потенциала Томска и 0,6 — Новосибирска; кадровый потенциал академической науки Алтая отличается от Томска и Новосибирска).
Однако есть обстоятельства, которые уравнивают показатели участия в программе «Старт» Алтая с
Рис. 4. Распределение поданных и отобранных заявок по программе «Старт» за 2004-2006 гг. в Алтайском крае
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Таблица 1
Распределение поданных и отобранных заявок по тематическим направлениям программы «Старт» за 2004-2006 гг. в Алтайском регионе
показателями регионов СФО, располагающих несравненно более весомыми возможностями. Это обстоятельство можно назвать организационным фактором. На первый взгляд, ответственный за работу по программе «Старт» в регионе региональный фонд содействия развитию малых форм предприятий в НТС, как и ответственные за эту работу в других регионах, проводит комплекс организационных мер, направленных на совершенствование существующего порядка поиска, отбора, повышения качества оформления заявок, содержательного представления и защиты проектов по программе «Старт», а также проведения мониторинга и сопровождения проектов в период их выполнения.
Отличие заключается в организационных формах сотрудничества администрации края, и регионально-
40
30
20
10
29,2 28,8
23,4 23,7
9,8
22,8
25,2
12,1
10,6
□
■
□
0 Алтайский Новосибирская Томская
край область область
Активность (количество заявок, поданных в регионе/общее количество поданных заявок в Сибирском федеральном округе)
Результативность (количество заявок, отобранных в регионе/общее количество заявок, отобранных в Сибирском федеральном округе)
Эффективность (количество заявок, отобранных в регионе/общее количество заявок, поданных в Сибирском федеральном округе)
Рис. 5. Показатели активности, результативности и эффективности регионов СФО за 2004-2006 гг., участвующих в программе «Старт»
го фонда на базе АлтГТУ с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в НТС. Важным этапом становления сотрудничества с государственным Фондом было создание регионального фонда. Наиболее плодотворным началом в совместной работе стала организация Федеральной программы «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты». Таким образом, участники программы «Ползуновские гранты» уже в течение 10 лет имеют возможность непосредственного общения с представителями государственного фонда. Студенты и аспиранты, молодые ученые, представляющие университеты, академические и отраслевые НИИ собираются на слеты для того, чтобы сделать доклады, обменяться опытом, отметить лучшие проекты, обсудить наиболее рациональные способы перехода от прикладных и ОКР к использованию полученных результатов в реальном секторе экономики. Поэтому, часть участников программы «Ползуновские гранты» представляет свои проекты для участия в конкурсе программы «Старт».
В 2004 г. проект «Система удаленных заказов и VAN-selling» «Мобильный агент» был представлен для участия в конкурсе программы «Старт». Суть проекта — в создании специализированной информационной системы (ИС) как подсистемы комплексной КИС. Современный уровень развития портативной техники позволяет использовать карманные персональные компьютеры (КПК) в качестве мощных информационных систем, в частности, для решения проблем российских фирм, осуществляющих свою деятельность с помощью таких бизнес единиц, как торговые представители.
Разработка концепции использования карманных персональных компьютеров, на которых установлена часть ПО ИС, в основном, была выполнена в 2003 г. при реализации проекта «Создание специализированной ИС как подсистемы КИС» в рамках программы «Студенты и аспиранты — малому наукоемкому бизнесу» — «Ползуновские гранты».
Тщательная и добросовестная проработка темы в рамках программы «Ползуновские гранты» позволила развить тему в проекте «Старта»: собрать данные о бизнес процессах на предприятиях, провести их анализ и классификацию, разработать программное обеспечение включая прикладные средства, такие как модули печати и связи через GSN сети и т. д. Это позволило торговому представителю получить on-line доступ к БД фирмы и организовать взаимодействие в реальном режиме времени.
Созданное для реализации проекта ООО «Инте-ра» успешно завершило бизнес-план первого года, заключило контракт на реализацию бизнес-плана второго года по программе «Старт». Имеются и другие примеры подобного сотрудничества
Оценивая перспективы малых наукоемких предприятий, участвующих в программе «Старт», с точки зрения имеющегося опыта; нельзя не отметить, что по существу, реально формируется схема трансформации малых наукоемких предприятий, созданных в крупных университетах, НИИ и НПО в наукоемкие малые инновационные предприятия (МИП). Ранее
такие предприятия не получив поддержки, как правило, со временем прекращали свое существование и лишь небольшая их часть находила свое место на рынке. При государственной поддержке структуры малого наукоемкого бизнеса появились механизмы, способные решить эту проблему.
Становление МИП в Алтайском регионе обретает вполне реальные черты в соответствии с процессом, предложенным программой «Старт». Фактически формируется сектор малого наукоемкого бизнеса.
Часть созданных в 2004 г. предприятий в 2005 г. завершили выполнение государственных контрактов на первый этап и заключили контракты на второй. Среди первых предприятий вышедших на третий год по стране — предприятие Алтайского региона.
Федеральный научно-производственный центр «Алтай», расположенный в г. Бийске Алтайского края, способствовал созданию условий для деятельности ООО «Элла+», которые направлены на развитие научно-производственной деятельности. Суть проекта, которое реализуется этим предприятием — разработка и создание производства противопожарной техники нового поколения — автоматической модульной установки пожаротушения на основе генератора холодного газа и тонкораспыленной воды.
Потребность в компактных автоматических системах пожаротушения постоянно растет, а использование порошковых, аэрозольных и пенных установок ограничено в местах пребывания людей. Поэтому заинтересованность потенциального потребителя в применении средств на основе тонкораспыленной воды велика, причем большую роль в этом играет способность таких систем создавать завесы из плотного водяного тумана, защищающей людей от высокой температуры, дыма и угарного газа. Прогноз по реализации на 2004-2010 гг. — 10000 изделий в год, объем реализации — 20,0 млн руб.
Предприятие продолжает поисковые работы: на основе уже разработанного модуля пожаротушения планируется создание взрывозащищенного варианта для использования его в шахтах, на нефтеперерабатывающих предприятиях и других взрывоопасных объектах. Проектируются установки газового пожаротушения для использования на объектах электронной промышленности, банках, других учреждений с ценными бумагами и документами.
Руководители ООО «Элла+» считают, что благополучие предприятия целиком будет зависеть от уровня продаж. Продукция предприятия качественно отличается от имеющейся на рынке и уже на этапе отработки пользуется интересом у потребителей, имеется патентная защита.
В мае 2004 года для коммерциализации научноисследовательской и опытно-конструкторской разработки «Оригинальная технология изготовления фасонных архитектурно-строительных тел вращения из декоративного бетона» образовано ООО «Ардиз». К этому времени были отработаны основные технологические этапы, изготовлено необходимое специальное технологическое оборудование, организована опытно-промышленная технологическая линия и апробировано освоение выпуска 30 наименований
новой продукции. Работы выполнялись на базе ИТЦ, АлтГТУ им. И. И. Ползунова.
Новизна и уникальность продукции ООО «Ар-диз» определяется возможностью получения фасонных изделий из бетона с глянцевой поверхностью без шлифовки, затирки, шпаклевки и окраски, имитирующей полированный природный камень. При этом себестоимость изделий ниже традиционной. Потребители оценили высокое качество, архитектурную выразительность и эксплуатационную надежность изделий.
К настоящему времени решены организационнотехнические вопросы развития производства, но при этом предприятие продолжает отработку новой технологии и выпуск опытно-промышленных партий новых и модифицированных изделий на площадях ИТЦ.
Гибкое приспособление к рыночным условиям, диверсификация, разумная ценовая политика, предпродажный и послепродажный сервис, постоянный поиск путей совершенствования товара должны обеспечить лидерство на ближайшие годы и утвердить репутацию предприятия на перспективу.
Обязательным условием перехода на второй и третий годы по программе «Старт» является привлечение внебюджетных инвестиций на реализацию проекта. Руководители проектов почти единодушно признают, что государственная поддержка, наличие стабильного бюджетного финансирования, тщательно разработанные бизнес-планы и организация мониторинга за ходом реализации проектов являются в большинстве случаев определяющим фактором, снимающим сомнения инвестора в способности компании добиться успеха.
В основном инвесторы избирают пассивную степень участия в проекте, заключая договора об инвестировании проекта сроком не менее чем 5 лет под низкую учетную ставку (менее 10%).
По предварительной оценке (01.06.06 г.) в результате реализации программы «Старт» на Алтае в области реальной экономики создано 40 новых инновационных предприятий, примерно 170 рабочих мест, и около 50 новых объектов интеллектуальной собственности.
Оценка результатов программы приводится в регулярно появляющихся публикациях, как работников Фонда, так и мониторов, организующих работу по программе в регионах. Основные положения оценки: высокая востребованность программы, убежденность научно-технического сообщества в реальность государственной поддержки; возможность получить высококвалифицированную оценку технических идей; стабильность программы и т. д., не вызывают сомнений.
К этому следовало бы добавить: участие в программе «Старт» становится отличной школой менеджмента в сфере наукоемкого предпринимательства, прежде всего, за счет прекрасно организованного мониторинга проектов высококвалифицированными работниками Фонда и общения с экспертами. Так же совершенно очевидны изменения менталитета участников программы. Принимая на себя существенные
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
финансовые обязательства, расширяя круг работников, участвующих в реализации проектов, руководители проектов проявляют лучшие качества менеджеров — умение и способность брать на себя финансовые и социальные риски.
Анализ показывает, что на второй год этапа выполнения инновационных проектов МИП края успешно выполнившие этап первого года не выходят из-за отсутствия инвестора, инвестиционных ресурсов, которые в других регионах предоставляют. При этом МИП Алтая и других регионов выполняют проекты, направленные на решение местных, региональных задач.
Целесообразно активизировать МИП края, по программе «Старт», которые за три года программы уже получили более 40 млн руб. Программа формирует инфраструктуру инновационной деятельности края (ИИД).
В развитии инновационной деятельности инфраструктура должна быть средством обеспечения реализуемости конкретных наукоемких проектов и их развития. Она должна быть ориентирована на инновационно-инвестиционный механизм финансирования инновационной деятельности, основываться на формировании и развитии сектора наукоемкого бизнеса. Инфраструктура инновационной деятельности призвана объединить в единый инновационный цикл деятельность научных организаций, университетов и предприятий, которые имеют инновационный потенциал. Она должна работать с местными органами исполнительной и законодательной власти, быть интегрированной с другими регионами и, выражая интересы инновационной деятельности, динамично развиваться в решении приоритетных направлений развития региона. ИИД приоритетно работает в интересах решения государственных задач и должна осуществлять следующие основные функции: н создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата (законы, налоги, льготы и т. п.);
продвижение инновационных проектов, научнотехнических разработок на рынок, включая выставки, ярмарки;
информационное обеспечение, предоставляющее доступ к базам и банкам данных;
н
н
н подготовку и переподготовку предпринимателей, сотрудников предприятий промышленности и других организаций-участников инновационноинвестиционной деятельности, инфраструктура инновационной деятельности; н консалтинговую поддержку инфраструктуры инновационной деятельности, консультации, экспертиза и оценка проектов, патентно-лицензионную защиту и т. д.; н экспертизу научно-технических проектов предложений и заявок; н финансово-экономического обеспечения инфраструктуры инновационной деятельности, активно использующие различные бюджетные и внебюджетные источники средств; н производственно-технологическую поддержку создания наукоемкой продукции и высоких технологий и их практического освоения; н сертификацию наукоемкой продукции и предоставление предприятиям услуг в области метрологии, стандартизации и контроля качества. Исходя из этих задач ИИД края взаимодействует и объединяет в систему научные организации, предприятия промышленности и малого наукоемкого бизнеса Алтая. Осуществление основных функций ИИД выполняют многие годы университеты, АлтГТУ. Университеты Алтайского края — основа ИИД, которая организует свою работу в координации с другими инновационными структурами и интегрирована в регионах страны.
Литература
1. М. В. Шубин, О. А. Соловьева. Итоги первого тура программы «Старт»//Инновации, № 8, 2004. С. 16-22.
2. С. Н. Ершов, А. С. Ершов. Программа «Старт» — первые итоги по Приволжскому федеральному округу//Инновации, № 8, 2004. С. 22-32.
3. Н. Н. Ермилов. «Старт» на Северо-Западе//Инновации, № 8, 2004. С. 32-34.
4. М. В. Шубин, О. А. Соловьева. «Старт» в развитии — итоги второго тура//Инновации, № 5, 2005. С. 39-43.
5. М. Толстолобов. Опыт классификации малых научно-производственных предприятий//Инновации, № 1, 2005. С. 40-44.
6. И. Г. Демина. Новые инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности//Инновации, № 4, 2005. С. 30-37.
7. М. В. Шубин. О ходе выполнения программы «Старт» в 20042005 гг.//Бюллетень Союза инновационно-технологических центров, №14, 2006.
ш
8000
книг по экономике, бизнесу и праву
Дом деловой КНИГИ
Санкт-Петербург, Литовский пр., 99 Тел. (812) 764-5069
www.bpressa.ru
Обслуживание организаций Тел./факс: (812) 764-7482; 764-5601; 764-5700
е-таіі: [email protected]