Научная статья на тему 'Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России'

Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / РАНОК СБЫТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Ю.А.

В статье рассматриваются факторы, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России. На ряд с факторами рассматривается значимость малого инновационного бизнеса для национальной экономики. На основе имеющихся факторов формируются основные задачи, стоящие перед государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России»

В России сертификация происходит в следующих этапах: подача заявки в центр сертификации; предоставление необходимого пакета документов; проведение сертификационных лабораторных испытаний; оформление гигиенического сертификата (на некоторые виды продукции); оформление сертификата соответствия декларации о соответствии.

Порядок сертификации продукции заключается именно в такой расстановке действий. При подаче заявки, органом по сертификации рассматривается схема сертификации, по которой будет выдан сертификат соответствия. Далее типовые образцы продукции передаются в аккредитованную лабораторию для проведения испытаний. При условии, что испытуемый образец соответствует требованиям определенных стандартов - выдается протокол испытаний, данные о котором будут отражены в сертификате или декларации соответствия. Следовательно, порядок проведения сертификации продукции не может быть нарушен и документы должны оформляться в надлежащем порядке. То есть нельзя оформить сертификат раньше, чем будут проведения. Исключением является проведение сертификации по схеме № 9. В данном случае порядок сертификации не предполагает проведение испытаний, так как сертификат оформляется на единичную партию до десяти единиц оборудования или продукции.

Сертификация же СЕ включает в себя определение процедуры сертификации, анализ технической документации, составление отчета процедуры сертификации, подготовка требуемой документации, заявления и один образец продукта на лабораторные испытания (если потребуется), получение всех результатов и отчетов лабораторных испытаний (если потребуется), составление и предоставление технического досье заказчика, приобретение и предоставление норм, директив Евросоюза, для заказчика описание порядка экспорта и дистрибуции продукции на рынки стран Евросоюза, предоставление Декларации соответствия СЕ, предоставление образца этикетки СЕ для нанесения на изделия.

Проанализировав две системы сертификации и сравнив их, можно прийти к выводу, что европейская система сертификации является более полной и тщательной, чем в России, поскольку помимо самой продукции проверяется прежде всего сама компания. В российской системе сертификации для получения сертификата качества необходим сравнительно небольшой пакет документов, тогда как в европейской системе нужно предоставить намного больше документов. Это показывает, что российская система сертификации проводит проверки поверхностно, а из-за отсутствия в перечне некоторых позиций, которые имеются в европейской системе, импортные товары трудно проверить на качество.

Список использованной литературы:

1. Центр сертификации РОСПРОМТЕСТ | Сертификация продукции в РФ, оформление сертификатов соответствия: [Электронный ресурс] URL: http://www.rospromtest.m/content.php?id=2

2. Европейская сертификация продукции (международная сертификация) International Center for Quality Certification [Электронный ресурс] URL: http://www.icqc.eu/ru/index.php

© Сапунова Т.А., Милюкова А.В., 2016

УДК 334.02

Сафронова Ю.А.

Студент 1 курса СПбГЭУ г. Санкт-Петербург, Российская федерация

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются факторы, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России. На ряд с факторами рассматривается значимость малого инновационного бизнеса для национальной экономики. На основе имеющихся факторов формируются основные задачи, стоящие перед государством.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Малые предприятия, инновационный бизнес, государственная поддержка, субсидии, налоговая политика, инфраструктура, ранок сбыта.

В настоящее время основной движущей силой экономического роста ведущих стран мира стали инновации. Без инновационного развития страна не способна конкурировать с другими государствами на международных рынках товаров и услуг. Инновационный путь развитие страны предполагает активное участие в данном процессе предприятий малого бизнеса, который по своей природе чаще всего является источником инноваций и каналом трансферта технологий в производство. В соответствии с имеющимися оценками именно малому бизнесу требуется значительно меньше времени, чем предприятиям другого образца, для разработки экономических новшеств и претворения их в жизнь. Благоприятствует небольшому сроку реализации новшеств такие преимущества малого бизнеса как: простота в управлении, возможность быстро реагировать на изменения на рынке, быстрый процесс принятия решений, мобильность, высокая скорость оборачиваемости капитала. Таким образом, наглядно видна необходимость развития малого бизнеса в России, обоснованная спецификой стоящих перед национальной экономикой задач системного и структурного обновления и тенденциями мирового рынка по включению сектора малого и среднего бизнеса в общие механизмы социально-экономического развития.

Инновационное развитие представляет собой одну из самых актуальных и непростых проблем в России, ведь малый бизнес в национальной экономике значительно отстает по своим объемам и характеру развития от западных стран. Так, доля малого бизнеса в производстве ВВП развитых стран составляет 50% и более, в то время как в России - всего лишь около 10-11%. Так же стоит отметить, что доля инновационного бизнеса в общем объеме малых предприятий не превосходит за последние годы и 1,5%. К 2020 году Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачу повысить долю инновационного малого бизнеса до 10%. Но на данный момент потенциал малого бизнеса в инновационной сфере остается полностью нереализованным, что следует из приведенного выше анализа.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ в 2013 году, по установлению факторов, препятствующих развитию инновационного малого бизнеса в России, для респондентов особо значимы следующие барьеры:

• нехватка финансовой поддержки со стороны государства;

• высокая стоимость введения инноваций;

• недостаток законодательных и нормативно-правовых актов, по регулированию и стимулированию инновационной деятельности;

• малоразвитость инновационной инфраструктуры.

В результате исследования ООО «Опора России», связанным с опросом российских технологических компаний, были выявлены следующие факторы, препятствующие инновационной деятельности:

• 56% респондентов отметили недостаточность финансового обеспечения;

• 23% административное регулирование;

• 19% налоговая политика;

• 18% высокий уровень коррупции;

• 15% незащищенность интеллектуальной собственности;

• 6% внешнеторговое регулирование;

• 2% плохая инфраструктура.

Рассмотрев эти два анализа можно сделать вывод, что основным фактором, сдерживающим появление на рынке новых и развития уже существующих инновационных малых предприятий, является недостаточность финансового обеспечения. Зачастую внутренних источников инвестиций, таких как чистая прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы, резервы предстоящих расходов и платежей и других, бывает недостаточно. По статистике около 90% малых предприятий не имеют возможности начать производство без заемных средств и кредитов. Но по данным Министерства экономического развития и торговли Российской федерации, только 10-15% нуждающихся в кредитовании малых предприятий получает

заветный кредит. В основном это микрокредиты, в то время как инновационная деятельность требует больших капиталовложений. Поэтому инновационная деятельность не может нормально развиваться без активной финансовой поддержки со стороны государства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2014 г. №981 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере" на предоставление грантов малым инновационным предприятиям...» гранты и дотации предоставляются на конкурсной и безвозмездной основе инновационным проектам, результаты которых имеют перспективу коммерциализации. Субсидии выдаются до 5 млн. рублей. Но стоит отметить, что хоть право на получение субсидий имеют многие, получить её не так легко. Необходимо иметь стартовый капитал и один из лучших стартапов, который, конечно же, будет выгоден государству. Так же предприниматели могут рассчитывать на имущественную помощь со стороны государства на условиях аренды по низким тарифам или даже бесплатно. Среди доступного имущества имеется не только недвижимость, но и техника, объекты землепользования.

Кроме того, перед государством в целях развития малого инновационного бизнеса всё ещё стоит вопрос решения следующих задач:

1. Создание инфраструктуры развития инновационной деятельности (отраслевой, территориальной, функциональной).

2. Заключение договоров и государственных контрактов по государственным заказам в целях поддержки малого инновационного бизнеса.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы.

4. Проведение политики ускоренной амортизации.

5. Проведение налоговой политики поддержки инновационного малого предприятия.

6. Формирование рынков сбыта инновационной продукции.

Таким образом, наглядно видны проблемы малого инновационного бизнеса в России, которые, несомненно, сдерживают его развитие. В основном, это обусловлено тем, что система государственной поддержки инноваций только формируется.

Список использованной литературы:

1. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в России: учебное пособие / Е.А.Боркова. -СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - с.41-53.

2. Агаян Ш.А. Проблемы кредитования малого предпринимательства в РФ // Молодой учёный. - 2012. - №3. -с.138-141.

3. Орлова Е.П. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. ХХХУШ междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). -Новосибирск: СибАК, 2014.

© Сафронова Ю.А., 2016

УДК 338.43

Н.В. Святохо, к.э.н., доцент Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

Аннотация

Продовольственная безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.