Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса в условиях инновационного роста'

Проблемы развития малого бизнеса в условиях инновационного роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФУНКЦИИ БИЗНЕСА / РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова И. П.

В статье исследованы особенности развития малого бизнеса в региональном комплексе, уточнены сдерживающие факторы развития инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в условиях инновационного роста»

9. Lee, C., and Swaminathan, B. (2000). Price momentum and trading volume. Journal of Finance, 55(5): pp. 2017-69.

10. Liu, L.X and Zhang, L. (2008). Momentum profits, factor pricing and macroeconomic risk, Review of Financial Studies, doi: 10.1093/rfs/hhn090.

11. Lewellen, J. (2002). Momentum and autocorrelation in stock returns. The Review of Financial Studies, 15: pp. 533-73.

12. Menkho, L., Sarno, L., Schmeling, M., and Schrimpf, A. (2012). Currency Momentum Strategies. Journal of Financial Economics, 106 (3): pp. 660-684.

13. Moskowitz, T,.Ooi, Y,.&Pedersen, L. (2012). Time series momentum. Journal of Financial Economics 104: pp. 228-250.

14. Nijman, T., Swinkels, L and Verbeek, M. (2004). Do countries or industries explain momentumin Europe?, Journal of Empirical Finance, 25: pp. 461-81.

15. Sadeghi, S., Talaneh, A and Asgari, H. (2013). Momentum factor effect on descriptive power of three-factor pattern of Fama and French, evidence from Tehran stock exchange. Accounting knowledge journal. 4(12): pp. 59-88.

16. Sehgal, S., and Balakrishnan, I. (2002). Contrarian and momentum strategies in Indian capital market. Vikalpa, 27: pp. 13-19.

17. Sehgal, S and Jain, S. (2012). Short-term momentum patterns in stock and sectoral returns: evidence from India. Journal of Advances in Management Research, 8(1): pp. 99-122.

18. Shirazi pour, M., Moein e din, M and Dehghan, H. (2012). Investigation on george haung momentum strategy effect on investment success in Iran's stock exchange. Accounting MA theses. Azadi university of Yazd.

19. Siti Masitah, E., Nur Nabilah Hanis, N.A and Karmila Hanim, K. (2014). Industry Momentum Strategy in Malaysian Stock Market. International Journal of Business and Social Science, 5(11): PP 194-202.

20. Verma, S.Y. (2011). Testing forecosting power of the conditional relationship between beta and return. The Journal of Risk Finance, 12 (1): pp. 801-827.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА

© Беликова И.П.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье исследованы особенности развития малого бизнеса в региональном комплексе, уточнены сдерживающие факторы развития инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, функции бизнеса, развитие малого предпринимательства, деловой климат, конкуренция.

* Профессор кафедры Менеджмента, доктор экономических наук.

В условиях постоянно усиливающейся международной конкуренции и глобализации России невозможно обеспечить рост благосостояния общества только за счет экспорта имеющихся природных ресурсов. Необходим переход к созданию инновационной продукции. Поэтому успешность данного перехода будет зависеть не только от уровня научного и технологического развития страны, но и от ее возможности финансировать исследования, осуществлять коммерциализацию их результатов, внедрять инновации в процесс производства.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к изменяющейся экономической обстановке. Создание и развитие сектора малого предпринимательства становится для России основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны на развитую рыночную модель управления. Несмотря на множество проблем, малое предпринимательство развивается и набирает темпы.

На сегодняшний день малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую оборачиваемость ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов [1, с. 69]. Малый бизнес заполняет именно те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным. Эти предприятия получили широкое распространение и играют чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни регионов. К тому же важной функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест, что в условиях экономического кризиса неоценимо.

Развитие сектора малых предприятий является неотъемлемой, краеугольной составляющей экономической политики развитых стран. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью диверсификации экономики. Действительно, глобализация мирового хозяйства приводит к росту специализации стран, и, как результат, к росту зависимости экономики от внешней конъюнктуры. Россия и Китай, в частности, испытали на себе последствия снижения внешнего спроса и падения цен в результате мирового финансового кризиса. Малые предприятия, прежде всего, относящиеся к отраслям промышленности, используют все доступные на данной территории ресурсы, что расширяет внутриотраслевую торговлю, а значит, снижает безработицу. Вторая причина заключается в том, что малые предприятия являются неотъемлемым элементом национальной инновационной системы в силу имманентно свойственных малому бизнесу оперативности в принятии управленческих решений и высокой мотивации предпринимателя в результатах своего труда.

Переход российской экономики на инновационную модель развития является насущной необходимостью, поскольку именно инновации выступают потенциально-универсальным и долгосрочным импульсом роста [4, с. 138].

Данная позиция обусловила определение основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., а также нашла отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. и ряде других документов. Так, Стратегией инновационного развития РФ до 2020 г. планируется повышение доли предприятий промышленного производства, осуществляющей инновации, до 40-50 % (в 2009 г. их было 9,4 %); увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - до 25-35 % (в 2010 г. ее было только 4,9 %).

В рамках данной Стратегии особое значение уделяется позиции России на международном рынке. Так, предполагается, что доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигает 5-10 % и 5-7 % и более секторах экономики, а доля экспорта российских высокотехнологичных товаров повысится до 2 % [8].

Некоторые авторы небезосновательно считают, что список ключевых для малого бизнеса проблем, определяет дефицит кадров, а также риски на рынке труда [5, с. 92]. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56 % респондентов.

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

На второе место в 2012-2013 гг. выходит проблема высокого для малого и среднего предпринимательства уровня налоговой нагрузки. На третьем месте в списке основных проблем - низкая доступность финансовых ресурсов. Как и ранее, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина (48 %) респондентов отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются «неподъемно» высокие ставки по кредиту.

Среди других проблем, выявленных Индексом ОПОРЫ-2012 [9]:

- доступность земли и недвижимости (каждый второй производственный бизнес сталкивается как минимум со значительными трудностями в ходе покупки или аренды земельных участков и производственных помещений);

- доступность энергетической инфраструктуры (для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, а тарифы на электроэнергию слишком высоки);

- административные барьеры (треть компаний считает барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособиться к ним не получается, а наибольшие сложности, как и год назад, предприниматели испытывают при общении с таможенными органами);

- оборудование (каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование, что больше, чем в прошлом году).

Более 70 % предприятий малого и среднего бизнеса за последние три года не участвовали в каких-либо госпрограммах поддержки и не рассматривают возможность такого участия в дальнейшем.

На международном рынке наукоемкой продукции доля РФ также весьма мала (менее 1 %). В структуре торговли техники преобладают инжиниринговые услуги (85 % экспорта и 53 % импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3 % суммарного объема экспорта и 7 % импорта. В современных условиях Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза - в 12 раз, от Китая - в 6,4 раза, от Индии - в 1,5 раза. В развитых индустриальных странах государство обеспечивает приоритетное финансирование фундаментальных исследований, содействует передаче результатов НИР в промышленность, законодательно стимулирует научно-техническую и инновационную деятельность. Расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляют около 800 долл., а в США, Японии, Израиле и Финляндии - примерно 1,3 тыс. долл. [10].

Перечисленные основные факторы и ряд причин недостаточной экономической и социальной устойчивости регионов [2, с. 113; 3, с. 35] не позволяют малому инновационному бизнесу в России развиваться эффективно, вследствие этого наблюдается крайне низкий уровень объема научных исследований и разработок. Так по данным международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в настоящее время на долю малых инновационных фирм в промышленно развитых странах приходится до 30 % объема научных исследований и разработок, до 20 % всех создаваемых новшеств и более 50 % получаемых патентов. При этом доля расходов малых инновационных предприятий на нововведения составляет лишь 45 %. Проводимая в РФ политика в области регулирования малого бизнеса не обеспечивает необходимой поддержки и приоритетного развития малого инновационного бизнеса в стране, вследствие этого удельный вес инновационных предприятий составляет менее 6 % в этом секторе (в то время как удельный вес малого бизнеса в сфере торговли и услуг превышает 80 %).

Рост конкурентоспособности отечественной продукции тормозит инновационная пассивность предприятий. Только освоение инноваций позволяет повысить конкурентоспособность товаров высокой и низкой наукоемкости, хотя особое значение они имеют для высоких технологий.

Новые технологии и обеспечиваемый ими рост эффективности производства позволяют добиться главного условия национальной и отраслевой кон-

курентоспособности - производства товаров и услуг, соответствующих требованиям рынков при одновременном повышению реальных доходов населения. В этой связи существует необходимость формирования отечественными менеджерами новой, более эффективной бизнес-модели управления предприятиями, в том числе управления инновационной деятельностью, поскольку современное рыночное соперничество компаний есть конкуренция товаров -лишь ее внешнее проявление.

Решение этих непростых задач, дальнейшей поддержки и развития малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, предполагает концентрацию усилий и согласованность действий, как самих предпринимателей, так и законодательной и исполнительной власти, а также ученых и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового, кредитно-финансового и правового механизмов.

Назрела необходимость всесторонней разработки политики поддержки малого инновационного предпринимательства. На современном этапе развития общества, когда Россия претендует на роль развитого государства, стране крайне необходимо сменить имидж «сырьевого придатка» мировой экономики. Таким образом, переход страны в новое качество не возможен без всестороннего развития малого инновационного предпринимательства как основы научно-технического прогресса.

Список литературы:

1. Барсуков М.Г., Молчаненко С.А. Особенности и направления государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2 (53-2). - С. 66-72.

2. Молчаненко С.А. Основные показатели статистической идентификации социально-экономического развития региона // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 41-1. - С. 109-114.

3. Молчаненко С.А. Оценка экономического развития совместных предприятий в регионе // Актуальные вопросы науки. - 2015. - № XVII. - С. 32-35.

4. Молчаненко С.А. Система показателей оценки социально-экономической эффективности предпринимательских структур // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. - С. 135-138.

5. Скрипниченко Ю.С., Молчаненко С.А., Барсуков М.Г. Формирование центров опережающего развития в аграрной экономике Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 4. - С. 86-93.

6. Шуваев А.В. Концептуальные вопросы аграрного реформирования // Аграрная наука. - 2003. - № 12. - С. 2-3.

7. Шуваев А.В. Кадровый рынок информационных услуг // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 122-125.

8. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations.

9. http://www.opora.ru.

10. http://www.oecd.org.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СПА-УСЛУГ

© Ефремова Е.В.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В результате анализа выявлен стабильный спрос на спа-услуги на примере регионального рынка спа-услуг в республике Татарстан в сегменте «высокий и премиум класс». Разработан профиль клиента, выявлены особенности развития спа-сегмента в отсутствии мировых брен-дированных услуг и продуктов на региональном рынке.

Ключевые слова спа-услуги; спа-сегмент; санаторно-курортный комплекс; спа-объект.

Современный российский спа-рынок в основном представлен салонами красоты, ногтевыми спа-студиями, объектами с элементами спа, что совершенно не совпадает с западными тенденциями: принятое на Западе соотношение основных услуг к дополнительным 80 : 20 в России выглядит чаще всего наоборот, также довольно ограниченным выглядит и спектр медицинских услуг в спа-объектах [4, 9].

Понятие «спа» является для российского потребителя олицетворением высокого качества услуг и удовольствий в сфере оздоровления и приравнивается к понятию «не хуже, чем на Западе» [8]. Международных брендиро-ванных спа-услуг и продуктов в России практически не представлено, кроме того, существует определенный информационный «голод» по развитию этого сегмента как по разработке спа-продуктов, их сертификации, а также по подготовке кадров [1, 5]. Спрос на определенные брендированные услуги из-за низкой информированности как потребителей, так и организаторов спа-бизнеса практически отсутствует [7]. Но существует повышенный спрос на «отечественные» спа-услуги в сегменте «премиум и высокий класс» [8].

Нами исследован региональный рынок спа-услуг на примере республики Татарстан. Санаторно-курортный комплекс Татарстана является одним из наиболее динамично развивающихся. Оздоровительная база Республики Татарстан включает в себя сеть организаций санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, которая насчитывает 52 организации на 9159

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.