Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса'

Проблемы развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2080
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / SMALL BUSINESS / ENTERPRISE / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухова Марина Юрьевна

В статье исследуются причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основные из них автор определяет как: недостаточный спрос на внешнем рынке; высокая конкуренция на рынке со стороны зарубежных предприятий; высокий процент коммерческого кредита; отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы; высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий; недостаточный спрос на внутреннем рынке; высокий уровень налогообложения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of small-scale business development

In the paper causes braking small business development are investigated. The author defines such main causes as: insufficient demand in the foreign market; high competition of foreign enterprises in the market; high percent of commercial credit; absence or imperfection of necessary normative legal base; high competition of domestic enterprises in the market; insufficient demand in the home market; high level of taxation and others.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса»

очередь уровень осведомленности и опыт практического применения международных стандартов и, конечно, немаловажно то, как оценивается эффект от внедрения модного западного чуда.

Сомнений не может быть, МСФО должны быть и будут, и тому не помеха их необязательность для применения у нас в стране или отсутствие соответствующего законодательства, расхождения в терминологии, нехватка учебных материалов и специалистов, преподавательского состава и др.

1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ № 283 от 06.03.98 г.

4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Министерства финансов РФ № 180 от 01.07.2004 г.

5. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М., 2006.

6. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. М., 2005.

7. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласко-ва Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности / под ред. М.А. Вах-рушиной. М., 2005.

Поступила в редакцию 26.02.2008 г.

Myalkina A.F. Problems and perspectives of ISA integration into the system of the Russian accounting system. The article deals with a number of problems, blocking the process of IAS integration and its subsequent application, the most important principles and rules of reflecting in accounting and presenting m statements of basic elements, established by Russian and international standards are considered. The article describes the modern period of IAS integration into the national accounting systems, suggesting a choice between two strategies. The first one consists in adopting IAS as a national standard or eliminating differences between national standards and IAS. The second strategy of IAS introduction suggests existence of two types of accounting (accounting in accordance with IAS and taxable basis accounting for various types of taxes), provided that there exists a number of companies that in accordance with the regulation requirements are obliged to draw up IAS statements.

Key words: International Accounting Standards (IAS), accounting, financial statements.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

М.Ю.Сухова

В статье исследуются причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основные из них автор определяет как: недостаточный спрос на внешнем рынке; высокая конкуренция на рынке со стороны зарубежных предприятий; высокий процент коммерческого кредита; отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы; высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий; недостаточный спрос на внутреннем рынке; высокий уровень налогообложения и др.

Ключевые слова: малый бизнес, предприятие, конкуренция.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений,

именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества,

обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,

социальные, научно-технические проблемы. Как показывает мировая практика, малый бизнес играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, т. к. ему свойственны определенные преимущества.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, среди его преимуществ выделяют:

- более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования; большую независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большую возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкую потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокую оборачиваемость собственного капитала и др. [2].

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников [3].

Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. В отдельных странах малые и средние предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение

как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска и, как следствие, высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий [4].

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

- некомпетентность;

- несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении (как в единоличных формах владения, так и в товариществах), неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты [4].

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много

работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

Невысокая квалификация предпринимателей приводит к неудачам в малом бизнесе. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмой участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды [5].

Постоянное отслеживание то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности [1]. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого бизнеса.

Проанализировав сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие малого предпринимательства в России:

- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

- повышение цен на все факторы производства, снижение покупательной способности россиян [6].

На сегодняшний день из-за отсутствия спроса уже начали останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается торговля всем и вся. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малый бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства, в первую очередь, те, которые функционируют в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения. Эти предприятия потребляют сырье и материалы, стоимость которых постоянно растет, кроме того, на них давит налоговый пресс. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой [6].

Факторы, ограничивающие рост производства на малых предприятиях промышленности отражены на рис. 1.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали: свыше 80 % опрошенных отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70 % - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют - около 75 % малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83 % - в предоставлении налоговых льгот, 57 % обследованных малых предприятий - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов [4].

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом док-

□ II кв. 2003 г.

□ I кв. 2003 г.

□ IV кв. 2002 г.

□ III кв. 2002 г.

Рис. 1. Объем факторов, влияющих на рост производства малых предприятий промышленности

ладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России [5]: высокий уровень налогообложения; несовершенное законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; дефицит поставок; трудности получения кредита и высокая ставка за него; неплатежеспособность и необязательность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; отсутствие льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к

предпринимателям. Перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства.

1. Гражданский кодекс РФ. М., 2006.

2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 2001.

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 2002.

4. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М., 2003.

5. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. М., 2003.

6. Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 2003.

Поступила в редакцию 21.02.2008 г.

Sukhova M.Y. The problems of small-scale business development. In the paper causes braking small business development are investigated. The author defines such main causes as: insufficient demand in the foreign market; high competition of foreign enterprises in the market; high percent of commercial credit; absence or imperfection of necessary normative legal base; high competition of domestic enterprises in the market; insufficient demand in the home market; high level of taxation and others.

Key words: small business, enterprise, competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.