УДК 338.23
Бритикова К.А. студент факультет экономики Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия, г.Ростов-на-Дону
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИРОДООХРАННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые проблемные аспекты развития инструментария природоохранного регулирования, связанные с пониманием природы планетарного экологического кризиса в его конкретных проявлениях на национальном и региональном уровнях. Сформулированы представления о возможных путях его преодоления посредством сочетания мер глобального и национального масштабов.
Ключевые слова: природоохранное регулирование, экономическая безопасность, субъекты, государственная политика.
Britikova K.A. Student Faculty of Economics South Russian Institute-Branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration Russia, Rostov-on-Don
PROBLEMS OF DEVELOPMENT TOOLS OF ENVIRONMENTAL REGULATION IN THE SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SAFETY OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Resume: The article discusses the key problematic aspects of the development of environmental regulation tools related to understanding the nature of the planetary environmental crisis in its specific manifestations at the national and regional levels. The notions of possible ways to overcome it through a combination of global and national measures are formulated.
Key words: environmental regulation, economic security, subjects, state policy.
Природоохранные проблемы современности по своим масштабам условно можно разделить на локальные, региональные и глобальные. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию было отмечено, что «Россия готова поддержать совместные исследования отечественных и зарубежных учёных по проблемам экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды и Мирового океана. Это общие для всех вызовы глобального развития8». От решения данных проблем зависит дальнейший экономический прогресс, а также судьба цивилизации. В этих условиях исключительно важное значение сегодня приобретает экономическая безопасность.
Данные идеи находят свое отражение и, в отечественной литературе, в контексте рассмотрения связи данной тематики с актуальными проблемами обеспечения экономической безопасности. Так, например, А.И.Костин позиционирует экологические проблемы в контексте экономических процессов, отмечая, что многоплановый подход к изучению экологической проблематики позволяет сформировать понимание природы планетарного экологического кризиса в его конкретных проявлениях на региональном и местном уровнях, а также представление о возможных путях его преодоления посредством сочетания мер глобального и национального масштабов. Последнее особенно важно в свете задачи реализации стратегии устойчивого развития и предполагаемой реализации соответствующих концепций на национальном и региональном уровнях. Достижение оптимальных результатов развития с минимальным ущербом для среды - такова основная задача концепции устойчивого развития9.
Вместе с тем, А.В. Кокин приходит к выводу, что региональная и муниципальная элита пока находятся в кильватере природоресурсных и природоохранных проблем общества, поскольку управленческая элита любой страны пока всегда следует именно в кильватере изменения процессов происходящих в окружающей среде, в оценке состояния природоресурсных возможностей территорий. Это, в первую очередь, связано с:
- инерционностью мышления и принятия решений вслед изменяющейся социально-экономической и экологической обстановки в регионах вместо прогноза развития экологической ситуации и принятия своевременных мер управления ею;
8 Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию от 15.01.2020//http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (Дата обращения 25.05.2020)
9 Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Информационно-аналитические материалы 14-15 апреля 2017 г., Ростов-на-Дону. Ред.-изд. гр.: А.Ю. Шутов (руков.), О.В. Локота, А.В. Понеделков, А.В. Буров и др. Ростов н/Д: ЮРИУ РАН-ХиГС, 2017. С.167.
- медленной реакцией законодателей разного уровня управления на процессы, происходящие у них на территориях и инерционности вертикали исполнения принятых решений от региона к муниципальному образованию;
- редкими возможностями трансляции принятия управленческих решений снизу вверх в исполнительной и законодательной власти; слабой финансовой поддержкой в реализации экологических проектов в регионах и муниципальных образованиях;
- несовершенной технологической оснащенностью (особенно муниципальных образований) по реализации проектов экологизации собственных территорий, включая охрану водных, земельных ресурсов, объектов животного и растительного мира;
- слабым развитием деятельности общественных экологических движений, организаций, волонтёров по выявлению экологических и ресурсных проблем территорий, влияния их на процедуру оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности на стадии проектирования, функционирования и ликвидации устаревших производств, участие в принятии проектов во время прохождения экологической экспертизы;
- частым дублированием полномочий по контролю за деятельностью предприятий и организаций в части соблюдения требований экологического права10.
В то же время, по мнению В.И.Коваленко недопустимо, что длительное время, в экологическом образовании как в России, так и за рубежом, недооценивались экономические аспекты. А ведь эколого-экономическое образование, как справедливо отмечает автор, в концептуальном плане предполагает междисциплинарный подход к подготовке специалистов, широко образованных, экологически грамотных и обладающих высокой профессиональной квалификацией. Как показал опыт развития мирового сообщества последних десятилетий, ни одна задача в области окружающей среды не может быть решена без учета политических, экономических, правовых и социокультурных факторов, без использования их для реализации задач, стоящих перед экологической и в целом глобальной сферой11.
Таким образом, оценка ситуации в природоохранной сфере как в регионах, так и в стране в целом, представляется довольно неоднозначной. С одной стороны, эксперты подтверждают, что мероприятия
10 Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Информационно-аналитические материалы 14-15 апреля 2017 г., Ростов-на-Дону. Ред.-изд. гр.: А.Ю. Шутов (руков.), О.В. Локота, А.В. Понеделков, А.В. Буров и др. Ростов н/Д: ЮРИУ РАН-ХиГС, 2017. С.265.
11 Коваленко В.И. Политология: к осмыслению национальных интересов России. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - С.680.
экологической политики осуществляются на всех уровнях исполнительной власти и что общество их одобряет и поддерживает их реализацию. В итоге реализуемые мероприятия экологической политики принесли определённые результаты. С другой стороны, в обществе присутствует понимание того, чтобы для достижения запрограммированных результатов - выйти на уровень действительно благоприятной экологической обстановки при достаточных темпах экономического роста - необходимо внести немало изменений в сложившуюся природоохранную практику. В связи с этим, необходимы дополнительные меры по обеспечению экономической безопасности субъектов РФ, в том числе повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти территорий с учеными и представителями бизнес-сообщества по реализации экологических программ и проектов.
Все эти факторы также негативно влияют на состояние экономической безопасности РФ. Так, например, решение проблемы загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления представляет собой комплекс серьезных проблем, требующих системного и безотлагательного решения. В данном направлении был сформирован Перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина (от 24.01.2017 № Пр-140ГС) по итогам заседания Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации. Экологические проблемы связаны не только с увеличением количества загрязняющих веществ в окружающей среде, но и с недостаточно осведомленным населением, большинство которого не обладает достаточными знаниями в области экологии.
Радикальные рыночные реформы в стране, декларативный характер существующей экологической политики в сочетании с устаревшими методами ведения хозяйства и неэффективным использованием финансовых средств, привели к обострению проблем в сфере экологии, ухудшению качества окружающей среды и деградации природных ресурсов, разбалансированию процессов управления и контроля.
Таким образом, предпосылки и тенденции, проблемные аспекты развития эколого-ориентированных процессов в современных экономических условиях таковы, что формирование эффективной государственной политики и механизмов реализации ее стратегических целей в области экологического развития в рамках функционирования действующей системы государственного управления возможно только при создании условий развития соответствующего природоохранного инструментария, повышения эффективности экологического контроля и надзора в сфере природопользования с акцентом на более рациональное использование имеющегося ресурсного потенциала субъектов РФ . Кроме того, критерии рисков здоровью позволяют осуществлять выбор
приоритетов для формирования функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в целях обеспечения экономической безопасности территорий. В связи с этим, большое значение приобретает необходимость эколого-экономического
образования, ведь взаимодействие человека с природой становится чрезвычайно актуальной проблемой обеспечения экономической безопасности современного общества.
Использованные источники:
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 15.01.2020//http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (Дата обращения 25.05.2020)
2. Защита окружающей среды как фактор социально -экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Информационно-аналитические материалы 14-15 апреля 2017 г., Ростов-на-Дону. Ред.-изд. гр.: А.Ю. Шутов (руков.), О.В. Локота, А.В. Понеделков, А.В. Буров и др. Ростов н/Д: ЮРИУ РАН-ХиГС, 2017. С.167.
3.Коваленко В.И. Политология: к осмыслению национальных интересов России. - М.: Издательство Московского университета, 2016.- 704 с.