12.Соколова Ю.А. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-3.
13.Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 208 с.
14.Шорохов М. С. Протекционизм и свободная торговля: уроки истории и современный выбор для России// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2009, №2
15.Шуклина З.Н. Управление экономической безопасностью предприятия в условиях нестабильных международных отношений// Экономика и предпринимательство, 2016, №1, ч.1,с. 554-561
16.Джим Пауэлл. Торговые барьеры и протекционизм // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/321-torgovye-barery-inbspprotekcionizm
УДК 338
Середин П.В. студент магистратуры 1 курс, Институт Управления Научный руководитель: доцент Слинков А.М. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)
Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационной деятельности в России, проводится анализ доли инновационной продукции, а также предлагается ряд стратегий для дальнейшего развития экономики страны
Ключевые слова: инфраструктура, инновации, анализ, стратегия, развитие.
Seredin P. V. magistracy
1st year, Institute of Management Supervisor: Associate Professor Slinkov A.M. Belgorod state National Research University
Russia. Belgorod
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES TO RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR DECISION
Summary: In article the main problems of development of innovative activities in Russia are considered, the analysis of a share of innovative products is carried out, and also a number of strategy for further development of national economy is offered. Keywords: infrastructure, innovations, analysis, strategy, development
Сегодня основой экономики России является добыча газа и нефти, а так же их экспорт. Однако для стабильного и устойчивого развития этого не достаточно, то есть существует необходимость в осуществлении мероприятий по модернизации экономики и, в первую очередь, по снижению сырьевой зависимости страны.
Первым шагом на пути к модернизации является использование новых технологий, разработок и научных достижений. Благодаря внедрению инноваций во все сферы деятельности экономики, станет возможным дальнейшее успешное развитие экономики России.
Инновации в научной литературе рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Согласно ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновация - это введенный в употребление новый или улучшенный продукт или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой политике, организации рабочих мест или во внешних связях. [5, c.529]
Большинство индустриально развитых стран уже ставят одной из основных задач переход к инновационному пути развития, полагая, что это приведет к долгосрочному стабильному экономическому росту и повышению их конкурентоспособности. Итак, инновационное развитие - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Несмотря на то, что инновации способствуют росту экономики, организации новых отраслей, получению выгоды, повышению экономической безопасности страны, снижению затрат за счет использования новых технологий, улучшению качества выпускаемого продукта, а так же решают ряд других не менее важных задач, в России инновационная деятельность очень слабо развита. Это подтверждает статистика.
Например, в международном рейтинге Глобальный инновационный индекс 2016 Россия занимает 49 место, что выше показателя прошлого года на 13 позиций. Однако страна по-прежнему существенно уступает лидерам рейтинга (Швейцария, Соединенное королевство, Швеция). [2, c.66]
По моему мнению, это объясняется тем, что модель российской экономики характеризуется слабо диверсифицированным производством и ориентирована преимущественно на экспорт продукции. Во многих регионах России торговля является приоритетнее, чем промышленное производство. Это говорит о том, что государственный и частный секторы недостаточно
заинтересованы во внедрении инноваций, вследствие чего уровень инновационной активности предприятий значительно ниже уровня стран-лидеров. Восприимчивость бизнеса к инновациям тоже невелика, как же как и затраты на инновационную деятельность. Доля инновационной продукции в России составляет 5-6 % и ее величина остается неизменной в течение долгого промежутка, в то время как в развитых странах эта доля доходит до 30-40 %. По оценкам экспертов в развитых странах 50-90 % роста ВВП происходит за счет инновационной деятельности и технологического прогресса. Риск технологического отставания России возрастает так же по причине недозагруженности производственных мощностей (авиационная промышленность - 15%; ракетно-космическая индустрия - 20-21%; средства связи - 18%). Такая ситуация в России могла сложиться в силу ряда причин.[3, с. 209]
Во-первых, несовершенная правовая база, способная решить вопросы, касающиеся ведения инновационной деятельности.
Правительство не осуществляет достаточный контроль над деятельностью государственных заказчиков, отсутствуют механизмы поддержки науки и ее развития, результаты научных исследований не получают практического применения. Кроме того государственная поддержка инновационной деятельности предприятий невелика, всего 5 % в инновационных затратах предприятия - бюджетные средства. Минусом так же является и незначительный набор льгот для предприятий активно занимающихся инновационным развитием, что заставляет предприятия отказываться от освоения новых технологий в силу их возможной нецелесообразности и дороговизны проведения научных исследований. Предприятия являются основой экономики страны и их активные действия в сфере инноваций могли бы привести к росту темпов развития научно-технического прогресса. Однако административные барьеры все еще выступают мощным противодействием для развития потенциала страны.
Во вторых, проблема инновационной инфраструктуры.
Под инновационной инфраструктурой понимается комплекс взаимосвязанный структур, которые способствуют развитию инновационной деятельности, обслуживают и обеспечивают её. Инновационная структура -инструмент для создания удобства ведения инновационной деятельности. Она представляет собой совокупность элементов, таких как инновационный центр, бизнес-инкубатор, технопарк, наукоград, технополис и другие.
Например, в России наибольшее распространение получили технопарк и бизнес-инкубаторы. Технопарк - специальная территория, на которой находятся научно-исследовательские организации, деловые центры, объекты индустрии, учебные заведения, выставочные площадки, а также обслуживающие объекты:
подъездные пути, средства транспорта, жилой поселок, охрана. Смысл создания такого объекта заключается в объединении на одной территории специалистов для проведения научных исследований, преподавания, реализации результатов научно-исследовательской деятельности.
Государство занимается вопросом создания инфраструктуры. Например, проект «Инновационный центр «Сколково» уже был запущен, он представляет собой технопарк, в котором разрабатываются и коммерциализируются инновации. Его прообразом выступает «Кремниевая долина» - самая успешная и крупная в мире технопарковая зона, находящаяся в штате Калифорния в США. Однако для того, чтобы достичь того уровня развития, который имеет сейчас «Кремниевая долина» понадобилось 60 лет. В развитых регионах России так же создают и другие объекты, такие как Наукоград Кольцово и технопарк новосибирского Академгородка, Кузбасский технопарк, автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», Агропарк в Татарстане.
Инновационная структура в России только начинает развиваться и основной проблемой здесь является то, что получение эффекта от её создания может наступить только в долгосрочной перспективе.
В-третьих, очень важной проблемой является изношенность основных фондов предприятий, которая может достигать 80 %. Сложность заключается в том, что в процессе внедрения инновации предприятие закупает необходимое оборудование, производственную систему, узел и сталкивается с проблемой объединения его с уже имеющимися основными средствами. Из-за невозможности согласования нового закупленного и имеющегося на предприятии устаревшего оборудования возникает необходимость обновления всех основных средств предприятия, что приводит к значительным финансовым затратам.
Активному инновационному развитию российских предприятий так же препятствуют:
- Феномен сопротивления инновациям, который может быть вызван тем, что человеку свойственен страх перед всем новым. В данном случае человек воспринимает внедрение нового как угрозу существующему.
- Отсутствие подготовленного персонала, способного контролировать и организовывать инновационный процесс. Россия только делает первые шаги в области инноваций и полноценной системы национальной инновационной деятельности еще не создано, следовательно, нет институтов экспертов в инновационной деятельности.
- Инновационная деятельность требует наличия на предприятии соответствующей организационной структуры управления.
- Недооцененный человеческий капитал.
Выше перечислены только основные проблемы инновационного развития России, решение которых является необходимым в ближайшем будущем.
На сегодняшний день для решения комплекса вышеперечисленных проблем разработана программа, которая называется «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». Она предполагает мероприятия по направлениям:
- образование;
- наука и технологии;
- экономическое развитие и инновационная экономика;
- прочие программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики;
- информационное общество (2011-2020).
Согласно этой стратегии существует три возможных варианта дальнейшего развития экономики страны:
1. Инерционное технологическое развитие. Оно не требует колоссальных усилий в области инноваций, экономическая политика направлена в основном на поддержание стабильности, высоких бюджетных расходов на науку не предполагается, инвестиции направлены на развитие человеческого капитала.
2. Догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность. Основано на перевооружении экономики с использованием импортных технологий, стимулировании развития отечественных разработок.
3. Лидерство в научно-технических секторах и исследованиях. Этот вариант является долгосрочной целью государства.
Государству необходимо продолжать работу по тем направлениям, по которым уже имеется определенный задел в России и не участвовать в гонке с зарубежными странами по тем направлениям, по которым они ушли уже слишком далеко. На данный момент возможно совершить технологический прорыв в таких областях как авиастроение, ядерная энергетика, ракетно-космические системы, наноиндустрия.
Программа становления России на путь инновационного развития уже запущена и дает некоторые результаты. По последним данным зафиксировано, что Россия переместилась из группы стран со средним уровнем доходов в группу стран с высоким уровнем доходов, что в будущем, возможно, поспособствует и инновационному развитию. Так же Россия имеет сильные позиции в области научных исследований и в сфере человеческого капитала, здесь в общих мировых рейтингах она занимает 30 место. Высоки и показатели категории создания знаний, что связано с ростом количества заявок на патенты, увеличением числа научных публикаций отечественных ученых (34 место). В области развития бизнеса Россия так же имеет неплохую позицию - 43 место.
Препятствует развитию инновационной деятельности несовершенные институты (88 место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72) и развития внутреннего рынка (111).
В целом до сегодняшнего момента существенно изменить ситуацию в области инновационной деятельности для России не удалось, так как по-прежнему сохраняется ряд негативных тенденций. Например, затруднена интеграция российской инновационной системы в мировую систему, по причине того, что не достаточно хорошо налажено взаимодействие науки и бизнеса, к тому же многие государственные вузы и академии России еще далеки от уровня развитых стран по уровню коммерциализации разработок. Несмотря на то, что государство выделяет средства на научно-исследовательские разработки, эффект не достигается в силу нерационального использования финансовых средств.
По рекомендациям специалистов для того, чтобы улучшить ситуацию, необходимо провести ряд мероприятий:
1) создать благоприятный инновационный климат и организовать борьбу с коррупцией;
2) повысить спрос на инновационные продукты путем модернизации структуры рынка - взять ориентацию на внедрение собственных новых разработок, а не на закупку готового оборудования за рубежом;
3) сместить акценты со стадии разработки новых продуктов на стадию коммерциализации;
4) оптимизировать политику в сфере технического регулирования;
5) поддерживать инновационную активность бизнеса в регионах;
6) стремиться к повышению уровня высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям и сохранению надлежащего качества образования на всех уровнях;
7) проведение широкой пропаганды среди всех слоёв населения необходимости инновационного пути развития страны.
Несмотря на то, что российская модель инновационного развития по-прежнему основана на приобретении зарубежных товаров и разработок и является имитационной, определенная перспектива есть. Однако самая большая трудность заключается в том, что процесс инновационного развития должен произойти в сжатые сроки, а необходимые для него условия все еще не созданы.
Использованные источники:
1.Проект Федерального закона N 97090719-2 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации": внесен депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским, членом Совета Федерации В.М. Крессом.
2.Баклыкова Е.А. Ключевые факторы развития инновационной активности российских предприятий // Креативная экономика. — 2013. — № 9 (81). — c. 64-68. — http://old.creativeconomy.ru/articles/30063/
3.Долженкова О. В. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения [Текст] / О. В. Долженкова, М. В. Горшенина, А. М. Ковалева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 208-210.
4.Новиков А.В. Инновационное проектирование производственных систем // Креативная экономика. — 2012. — № 1 (61). — c. 57-61. — http://www.creativeconomy.ru/articles/15306/
5.Слинков А.М. МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК КОМПОНЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Слинков А.М., Масловская А.Г // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 529-532.
6.Проблемы формирования инновационного развития экономики России // Центр Инноваций. Некоммерческое партнерство. http://www.center-inno.ru/materials/library/08-2 (дата обращения 26.09.2014).
УДК 336.6
Сериков С.Г. ассистент кафедры «Финансы» Амурский государственный университет
Россия, г. Благовещенск ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению понятия «дебиторская задолженность». Проанализированы методы управления дебиторской задолженностью. Обоснована необходимость проведения эффективной политики управления дебиторской задолженностью как залога ликвидности и финансовой независимости организации.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление, обязательства, денежные средства, платежеспособность.
Serikov S.G., assistant of the department "Finance"
Amur State University Russia, Blagoveshchensk THEORY OF MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE Annotation. The article describes the approaches to the definition of "receivables". Analyzed the methods of management of accounts receivable. The necessity of an effective management policy receivables as a guarantee of liquidity and financial independence of the organization.
Key words: accounts receivable management, commitment, money, pay.