Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономико-энергетический анализ / энергетическое предприятие / дебиторская задолженность / финансовая устойчивость / тарифная политика / инвестиции / управленческое решение / социальная ответственность бизнеса / economic and energy analysis / energy enterprise / accounts receivable / financial sustainability / tariff policy / investment / management decision / social responsibility of business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павел Николаевич Косарев, Алексей Анатольевич Артемьев, Иван Федорович Непомнящих

Проведен анализ понятия «дебиторская задолженность» и механизма ее возникновения на предприятиях, реализующих товары и услуги. Уделено внимание особенностям функционирования энергетических предприятий, предоставляющих потребителям важнейшие ресурсы для жизнеобеспечения. Использованы методы формальной логики, такие как анализ, синтез и интерпретация. Формируются основные теоретические подходы и практические рекомендации по повышению не только экономической, но и социальной эффективности работы энергетических предприятий с дебиторами. В качестве научной новизны предлагается использование метода экономико-энергетического анализа, включающего выявление возможностей оптимизации использования энергетических ресурсов потребителем-дебитором с последующей разработкой энергосберегающих мероприятий и выбором тарифного плана энергоснабжения, приемлемого для потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER ECONOMIC AND ENERGY ANALYSIS AND ITS ROLE IN MANAGING ACCOUNTS RECEIVABLE OF ENERGY ENTERPRISES

The analysis of the concept of «accounts receivable» and the mechanism of its occurrence at enterprises selling goods and services is carried out. Attention is paid to the peculiarities of the functioning of energy enterprises that provide consumers with the most important resources for life support. Methods of formal logic are used, such as analysis, synthesis and interpretation. The main theoretical approaches and practical recommendations are being formed to improve not only the economic, but also the social efficiency of the work of energy enterprises with debtors. As a scientific novelty, the use of the method of economic and energy analysis is proposed, including the identification of opportunities for optimizing the use of energy resources by the consumer-debtor, followed by the development of energy-saving measures and the choice of a tariff plan for energy supply that is acceptable to the consumer.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338.51 DOI 10.24412/2073-0454-2021-3-292-297

ББК 65 © П.Н. Косарев, А.А. Артемьев, И.Ф. Непомнящих, 2021

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Павел Николаевич Косарев, заместитель Генерального директора — директор ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», аспирант кафедры ГИК

Тверской государственный технический университет (170026, Тверь, наб. Аф. Никитина, д. 22) E-mail: kosarevpn@bk.ru

Алексей Анатольевич Артемьев, проректор, доктор экономических наук, профессор Тверской государственный технический университет (170026, Тверь, наб. Аф. Никитина, д. 22) E-mail: aaartemev@rambler.ru

Иван Федорович Непомнящих, главный ревизор КРО УМВД России по Тверской области, аспирант кафедры ГИК Тверской государственный технический университет (170026, Тверь, наб. Аф. Никитина, д. 22) E-mail: ivan-baton23@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ понятия «дебиторская задолженность» и механизма ее возникновения на предприятиях, реализующих товары и услуги. Уделено внимание особенностям функционирования энергетических предприятий, предоставляющих потребителям важнейшие ресурсы для жизнеобеспечения. Использованы методы формальной логики, такие как анализ, синтез и интерпретация. Формируются основные теоретические подходы и практические рекомендации по повышению не только экономической, но и социальной эффективности работы энергетических предприятий с дебиторами. В качестве научной новизны предлагается использование метода экономико-энергетического анализа, включающего выявление возможностей оптимизации использования энергетических ресурсов потребителем-дебитором с последующей разработкой энергосберегающих мероприятий и выбором тарифного плана энергоснабжения, приемлемого для потребителя.

Ключевые слова: экономико-энергетический анализ, энергетическое предприятие, дебиторская задолженность, финансовая устойчивость, тарифная политика, инвестиции, управленческое решение, социальная ответственность бизнеса.

CONSUMER ECONOMIC AND ENERGY ANALYSIS AND ITS ROLE IN MANAGING ACCOUNTS RECEIVABLE OF ENERGY ENTERPRISES

Pavel N. Kosarev, Deputy General Director — Director of «TverAtomEnergoSales», Post-Graduate Student of the GIK Department

Tver state technical University (170026, Tver, nab. AF. Nikitina, d. 22) E-mail: kosarevpn@bk.ru

Alexey A. Artemyev, Pro-Rector, Doctor of Economic Sciences, Professor Tver state technical University (170026, Tver, nab. AF. Nikitina, d. 22) E-mail: aaartemev@rambler.ru

Ivan F. Nepomnyaschikh, Chief Auditor of KRO of UMVD of Russia on the Tver region, Post-Graduate Student of the GIK Department

Tver state technical University (170026, Tver, nab. AF. Nikitina, d. 22) E-mail: (ivan-baton23@mail.ru

Abstract. The analysis of the concept of «accounts receivable» and the mechanism of its occurrence at enterprises selling goods and services is carried out. Attention is paid to the peculiarities of the functioning of energy enterprises that provide consumers with the most important resources for life support. Methods of formal logic are used, such as analysis, synthesis and interpretation. The main theoretical approaches and practical recommendations are being formed to improve not only the economic, but also the social efficiency of the work of energy enterprises with debtors. As a scientific novelty, the use of the method of economic and energy analysis is proposed, including the identification of opportunities for optimizing the use of energy resources by the consumer-debtor, followed by the development of energy-saving measures and the choice of a tariff plan for energy supply that is acceptable to the consumer.

Keywords: economic and energy analysis, energy enterprise, accounts receivable, financial sustainability, tariff policy, investment, management decision, social responsibility of business.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Косарев П.Н., Артемьев А.А., Непомнящих И.Ф. Экономико-энергетический анализ потребителей и его роль в управлении дебиторской задолженностью энергетических предприятий. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(3):292-297.

Проблемы управления дебиторской задолженностью актуальны в настоящее время для большинства российских предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Причиной этому служат, прежде всего, кризисные явления в отраслях народного хозяйства, негативно влияющие на состояние активов и уровень платежеспособности как физических, так и юридических лиц, выступающих в роли потребителей услуг ресурсоснабжающих организаций. Очередной кризис, вызванный эпидемиологической ситуацией, вносит существенный вклад в нарастание негативных тенденций, усугубляя необходимость поиска новых подходов к решению ставших уже традиционными проблем. Параллельно с этим, в условиях кризиса, снижается возможность привлечения внешних финансовых ресурсов для целей функционирования предприятия. В такой ситуации все большее значение приобретает мобилизация собственных ресурсов.

Риски управления дебиторской задолженностью не были столь велики, пока реализация продукции и оказание услуг с отсрочкой платежа не начали доминировать в формах взаиморасчетов между контрагентами. Такая форма взаиморасчетов является неотъемлемой чертой рыночной экономики и характерна, прежде всего, для отраслей с высоким уровнем конкуренции за потребителя. Но практика предоставления отсрочки по оплате оказанных услуг постепенно вошла также и в деятельность предприятий, не столь заинтересованных в получении конкурентных преимуществ. Например, гарантирующие поставщики электроэнергии в различных регионах Российской Федерации достаточно широко используют форму взаиморасчетов с клиентами с отсрочкой платежа.

Создавая более комфортные финансовые условия для клиентов, предприятия рискуют стабильностью собственного финансового положения. Анализ рынков потребительских товаров и услуг в европейских странах показывает, что неплатежеспособность четырех из десяти компаний обусловлена задержкой сроков или наличием отказов в выполнении обязательств по погашению дебиторской задолженности [15, с. 311-318]. Менеджеры предприятий решают важные вопросы управления дебиторской задолженностью в ходе своей повседневной деятельности. Она, как правило, включает анализ текущего уровня задолженности и оценку возможности ее увеличения без ущерба для финансовой стабильности предприятия, анализ клиентов с точки зрения способности и готовности правильно и своевременно выполнять свои обязательства, установление параметров предоставления отсрочки по оплате для от-

дельных клиентских сегментов или, если необходимо, принятие решений о выборе эффективного инструмента для взыскания задолженности.

Ни у кого из исследователей темы управления дебиторской задолженностью не возникает сомнений в наличии корреляция между суммой дебиторской задолженности предприятия и его платежеспособностью, устойчивостью, эффективностью деятельности. Но в современных исследованиях остаются неразработанными вопросы использования инструментов управления дебиторской задолженностью для установления долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами. Также представляет интерес установление влияния работы с потребителями по минимизации задолженности по оплате услуг на выполнение ресурсоснабжающим предприятием миссии социальной ответственности бизнеса.

В ходе проведения исследования авторами последовательно использованы методы формальной логики, такие как анализ, синтез и интерпретация. В качестве потенциальных результатов отраженного в статье исследования рассматривается разработка основных теоретических подходов и практических рекомендаций по повышению не только экономической, но и социальной эффективности работы с дебиторами.

Прежде всего остановимся на самом понятии «дебиторская задолженность» и механизме ее возникновения. Дебиторская задолженность может быть определена как требование кредитора (юридического или физического лица) о получении денежных средств от должника [13, с. 916]. Возникновение дебиторской задолженности у кредитора и зеркальное формирование обязательств (кредиторской задолженности) у должника является результатом правовых отношений, заключенных в письменной или устной форме. При возникновении дебиторской задолженности в части движения активов происходит их увеличение, а при погашении дебиторской задолженности активы уменьшаются. В тот момент, когда у кредитора, в соответствии с заключенным договором, наступает право требовать погашения дебиторской задолженности, должник обязан выполнить это требование незамедлительно [11, с. 42]. В современной рыночной экономике дебиторская задолженность является естественной частью бизнес-активов.

Наиболее распространенный механизм возникновения дебиторской задолженности в рамках бизнеса основан на поставке материальных активов (продукции, товаров, ресурсов) или оказании услуг без предварительной оплаты. Бухгалтерская запись о возникновении дебиторской задолженности создается на дату, когда произошла поставка или были

оказаны услуги. Погашение дебиторской задолженности происходит по факту оплаты должником, т.е. по факту получения платежа наличным или безналичным способом.

Исследования, нацеленные на развитие теоретических положений управления дебиторской задолженностью, имеют достаточно широкую предметную область, включая «направления» [5, с. 100-103], «политику» [4, с. 139-131], «систему» [1, с. 23-29], «методику» [3, с. 12-17], «механизм» [7, с. 96-98] и «модель» [2, с. 120-123].

Большинство исследователей области управления дебиторской задолженностью включают в нее следующий набор мер:

1) рассылку уведомительных писем дебиторам об образовании просроченных обязательств;

2) осуществление телефонных звонков дебиторам;

3) переуступку задолженности или обращение в специализированные агентства по возврату долгов;

4) применение юридических санкций против неплатежеспособных или не желающих погасить задолженность дебиторов [2, с. 122; 6, с.13].

Перечисленные выше меры являются наиболее простыми и широко применяемыми, но не всегда эффективными. В современных условиях для ресурсо-снабжающих предприятий, в частности, энергетических компаний, важным является выполнение не только хозяйственных и коммерческих задач, но и социальной миссии. К этому относится необходимость проведения тарифной политики, учитывающей условия поддержания цен на услуги гарантирующих поставщиков на социально приемлемом уровне, инвестиционной политики, нацеленной на обеспечение бесперебойного функционирования энергетической инфраструктуры.

Также выводы целого ряда исследований сводятся к отказу от продолжения сотрудничества с дебиторами, допустившими образование просроченной задолженности. Данная схема работы применима в отдельных отраслях, но является неприемлемой для таких жизнеобеспечивающих сфер, как жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика, особенно, когда речь идет о гарантирующих поставщиках энергетических ресурсов.

Выбор методов управления дебиторской задолженностью потребителей ресурсоснабжающих организаций является функцией от решений, принимаемых их руководителями. В современной науке метод (от греч. methodos — путь, способ) рассматривается как совокупность приемов и способов достижения определенных результатов в познании и практике. Таким образом, важнейшей характеристикой при выборе метода является его нацеленность на результат.

Основным подходом к управлению дебиторской задолженностью является достоверное и справедливое отражение всех фактов и оценка последствий. Этот принцип означает, что на определенную дату предприятие учитывает ожидаемые риски и убытки, связанные с активами и обязательствами, которые существуют на эту дату. В мировой практике ожидаемые риски и убытки отражаются в учете через резервы и корректирующие записи. Корректирующие записи в практике европейских компаний создаются при получении экспертной оценки или достоверной информации, что должник не может погасить дебиторскую задолженность или ее часть [15].

Определение степени допустимого риска при управлении дебиторской задолженностью влияет на корпоративную финансовую политику, определяя степень финансовой устойчивости предприятия, с одной стороны, и возможности наращивания клиентской базы и, соответственно, доходности, с другой стороны [14, с. 325]. Предприятия с более рискованной дебиторской задолженностью, по мнению экспертов, имеют меньшие финансовые возможности и меньший левередж при секьюритизации, обеспеченной активами [12, с. 452]. Увеличение степени риска дебиторской задолженности напрямую ограничивает способность предприятий секьюритизировать активы, снижает его кредитоспособность и косвенно ограничивает доступ к внешним финансам, в том числе, к банковскому кредитованию. Метод оценки рисков в отношении отдельных клиентов и индивидуальная работа с ними позволяет не допустить выход интегрированного уровня риска дебиторской задолженности за границы, приемлемые для предприятия [10, с. 210]. Поскольку энергетические предприятия, и особенно гарантирующие поставщики, являются представителями сферы жизнеобеспечения городов и более мелких населенных пунктов, для них сохранение финансовой устойчивости и возможности нормального функционирования является не только важной коммерческой, но и социальной задачей.

В современных условиях энергетические предприятия в частности, сбытовые, все отчетливее понимают, что не просто наложение санкций на потребителей, а именно организация грамотной работы с ними приводит к постепенному снижению уровня дебиторской задолженности. Данные табл. 1 отражают наметившиеся у отдельных электросбытовых компаний тренды снижения уровня дебиторской задолженности даже в сложных экономических условиях.

Управленческие подходы к достижению устойчивости энергетических предприятий через совместные действия с заинтересованными сторонами уже показали положительные результаты в некоторых регио-

Табл. 1. Динамика дебиторской задолженности энергоснабжающих организаций

(на примере АО «Петербургская сбытовая компания»)

Год Показатель На 31 марта 2020 г. / по отношению к 31декабря 2019 г. На 31 декабря 2019 г. / по отношению к 31 декабря 2018 г. На 31 декабря 2018 г. / по отношению к 31 декабря 2017 г. На 31 декабря 2017 г.

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, млн руб. 9055 / - 500 9555 / - 170 9725 / - 250 9975

Источник: рассчитано автором по материалам официального сайта АО «Петербургская сбытовая компания» / Открытые данные / «Бухгалтерская отчетность» [9].

нах, доказав, что достижение высокой степени вовлеченности потребителей в решение проблем повышения энергетической эффективности позитивно влияет на качество работы энергетических предприятий и лояльность клиентов. Однако, оно требует более детальной научно-методической проработки.

Составим алгоритмическую схему работы с потребителями энергоснабжающих организаций при управлении дебиторской задолженностью (рис. 1). Алгоритмизация является одним из важных этапов проведения научного исследования и позволяет упорядочить и систематизировать существующие на практике методы и процессы.

Целью экономико-энергетического анализа является оценка возможностей по энергосбережению и повышению энергетической эффективности потребителя-дебитора с последующей разработкой мероприятий и выбором тарифного плана, приемлемого для потребителя. В конечном счете, для энергетического предприятия применение этого метода открывает путь к сокращению существующей дебиторской задолженности, а также снижает риск возникновения просроченных платежей или дефолта потребителей в дальнейшем. Такой анализ состоит из сбора информации о потребителе-дебиторе с точки зрения наличия энергопотребляющих устройств, потребности в энергетических ресурсах в технологических процессах. Далее следует экспертная оценка этой информации для обоснования конкретных решений по повышению энергетической эффективности деятельности потребителя. Выполнение этих действий создает основу для разработки индивидуального плана снижения дебиторской задолженности и уменьшения размера ежемесячного платежа за энергетические ресурсы. На первый взгляд, такой результат является невыгодным для энергоснаб-жающего предприятия, но это лишь поверхностная оценка. Более глубокий анализ показывает, что в результате повышается финансовая устойчивость энергетического предприятия, а собираемость платежей даже растет.

Для проведения экономико-энергетического анализа возможно использование различных источников информации. Часть из них является открытой, а часть может быть получена только при взаимодействии с потребителем. Таким образом, условием проведения экономико-энергетического анализа является наличие заинтересованности со стороны клиента и его добровольного согласия на сбор и обработку данных. Поскольку сбор всесторонней энергетической информации может быть трудоемким и дорогостоящим, затраты на проведение экономико-энергетического анализа должны быть сопоставлены с потенциальными эффектами от его проведения. Эффект от проведения анализа является комплексным и включает следующие составляющие:

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Алгоритм работы с потребителями энергоснабжающих организаций при управлении дебиторской задолженностью

♦ коммерческую (построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами);

♦ финансовую (снижение риска возникновения безнадежных долгов, повышение финансовой устойчивости энергетического предприятия);

♦ социальную (оказание помощи потребителям в оптимизации потребления энергетических ресурсов, выполнение поставленных правительством в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» задач).

Финансовая составляющая эффекта связана с прямым влиянием объема и качества дебиторской задолженности на основные показатели деятельности предприятия, что опосредованно влияет на величину устанавливаемых для потребителей цен и тарифов, т.е. отчасти определяет возможность проведения сбалансированной тарифной политики. По сомнительным долгам по расчетам с покупателями за реализованные товары и услуги энергетические компании образуют резервы, на что отвлекаются собственные ресурсы предприятия и ограничиваются его возможности по осуществлению инвестиционной политики (за счет сокращения собственных возможностей и ограничения доступа к внешним источникам средств вследствие ухудшения кредитоспособности). Сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Необходимость создания резервов энергетическими компаниями регламентирована унифицированной методикой отражения в отчетности выручки и дебиторской задолженности, т.е. не может быть ими игнорирована на законном основании.

Остановимся подробнее на социальной составляющей эффекта проведения экономико-энергетического анализа клиентов. Как было отмечено, его проведение нацелено на повышение энергетической эффективности деятельности потребителя-дебитора с последующей разработкой мероприятий и выбором тарифного плана, приемлемого для потребителя. Безусловно, проведение такого анализ не является принципиально новым явлением. По своей сути он близок к проводимому специализированными организациями по заказу клиентов энергетическому аудиту. Принципиально новым с теоретической и практической точек зрения является то, что этот анализ проводится энергоснабжающим предприятием совместно с потребителем. Поскольку в его результатах заинтересовано как энергоснабжающее предприятие (с точки зрения сокращения объема существующих и потенциальных безнадежных долгов по оплате), так и потребитель (с точки зрения сокраще-

ния доли платежей за энергетические ресурсы в его бюджете), то финансовые и организационные условия его проведения могут быть согласованы на взаимоприемлемом уровне. В случае проведения энергетического аудита для специализированной организации, он носит характер коммерческой деятельности и выполняется по довольно высоким тарифам, что делает его недоступным или нецелесообразным для целого ряда потенциальных клиентов. Для энергетических предприятий он может стать частью реализации функций по социальной ответственности бизнеса, способствовать вовлечению потребителей в процесс энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В рамках концепций социальной ответственности бизнеса, корпоративная культура энергетических предприятий, с одной стороны, и лидерство представителей органов власти, ответственных за реализацию программ повышения энергетической эффективности, с другой стороны, могут рассматриваться, как нематериальные ресурсы и как возможности для оптимизации взаимодействия общества, власти и бизнеса в выполнении задач, поставленных правительством в федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» [8, с. 74].

Грамотное управление материальными ресурсами, такими как люди, оборудование и технологии, и нематериальными ресурсами, такими как корпоративная культура, качество обслуживания, обучение и инновации, может привести к повышению эффективности функционирования энергетических предприятий и одновременно внести вклад в решение проблем территории. Социальная ответственность бизнеса в сочетании с потенциалом новых рыночных возможностей являются факторами, которые будут способствовать переходу энергетических предприятий на путь инновационно-технологического развития без причинения вреда окружающей среде и обществу.

Органы власти территории, где находится энергетическое предприятие, заинтересованы в его устойчивом развитии, так как оно оказывает прямое влияние на качество жизни населения, на уровень занятости, на пополнение бюджета территории за счет налогов. Результаты деятельности предприятия, в свою очередь, зависят от распределения ресурсов, от имиджа, от уровня обслуживания и отношений с клиентами. Чем более ценные, редкие, незаменимые ресурсы имеет предприятие, тем оно более устойчиво. Применение метода экономико-энергетического анализа с установлением долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами

становится тем нематериальным ресурсом, который энергетическим предприятиям целесообразно использовать.

Литература

1. Воронченко Т.В. Управление дебиторской задолженностью предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 7 (172). С. 23-29.

2. Гордеев М.А. Модель управления дебиторской задолженностью // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3.

3. Гостеева О.В., Яковлева О.А. Методика управления дебиторской задолженностью // Economics. 2016. № 2. С. 12-17.

4. Гусева И.И. Политика управления дебиторской задолженностью // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 4. С. 129-131.

5. Зимин Н.Е., Дидманидзе Н.О. Направления управления дебиторской задолженностью // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2009. № 7. С. 100-103.

6. Криулин В.А., Кривцова Ю.С. Управление дебиторской задолженностью предприятия // Политика, экономика, инновации. 2015. № 7 (172). С. 11-14.

7. Куприянова Т.Б. Механизм управления дебиторской задолженностью // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2008. № 7. С. 96-98.

8. Любарская М.А., Путинцева Н.А., Чека-лин В. С. Концепция повышения энергетической эффективности инфраструктуры города на базе развития экоиндустриальных парков. СПб.: СПбГЭУ, 2018.

9. Официальный сайт АО «Петербургская сбытовая компания». Бухгалтерская отчетность // URL://-https://pesc.ru/about/to-shareholders/buh

10. Солдатова Л.И., Солдатова А.П. Управление дебиторской задолженностью организации // Science Time. 2015. № 3. С. 207-212.

11. Тарасова Е.Ю. Управление дебиторской задолженностью // Управление. 2015. № 4 (10). С. 41-48.

12. Liu L.X., Mao M.Q., Nini G. Customer risk and corporate financial policy: evidence from receivables securitization // Journal of Corporate Finance. 2018. Vol. 50, pp. 452-467.

13. Lusztig P., Schwab B. The management of accounts receivable // In the Book: Managerial Finance in Canadian Setting, 2018, pp. 913-935.

14. Siekelova A., Kollar B, Weissova I. Impact of credit risk management // Procidia Economics and Finance. 2015. Vol. 26, pp. 325-331.

15. Suhanyiova A., Suhanyi L., Mokrisova M., Horvathova J. Application of the principle of prudence in the accounting of Slovak business through the crea-

tion of adjusting entries for receivables // Procidia Economics and Finance. 2015. Vol. 34, pp. 311-318.

References

1. Voronchenko T.V. Upravleniye debitorskoy za-dolzhennost'yu predpriyatiya // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2010. № 7 (172). S. 23-29.

2. Gordeyev M.A. Model' upravleniya debitorskoy za-dolzhennost'yu // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2010. № 3.

3. Gosteeva O.V., Yakovleva O.A. Metodika upravleniya debitorskoy zadolzhennost'yu // Economics. 2016. № 2. S. 12-17.

4. Guseva I.I. Politika upravleniya debitorskoy zadolzhennost'yu // Aktual'nyye voprosy ekonomiches-kikh nauk. 2010. № 4. S. 129-131.

5. Zimin N.E., Didmanidze N.O. Napravleniya upravleniya debitorskoy zadolzhennost'yu // Vestnik FGOU VPO MGAU. 2009. № 7. S. 100-103.

6. Kriulin V.A., Krivtsova Yu.S. Upravleniye debitorskoy zadolzhennost'yu predpriyatiya // Politika, eko-nomika, innovatsii. 2015. № 7 (172). S. 11-14.

7. Kupriyanova T.B. Mekhanizm upravleniya debitorskoy zadolzhennost'yu // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2008. № 7. S. 96-98.

8. Lyubarskaya M.A., Putintseva N.A., Cheka-lin V.S. Kontseptsiya povysheniya energeticheskoy ef-fektivnosti infrastruktury goroda na baze razvitiya ekoindustrial'nykh parkov. SPb.: SPbGEU, 2018.

9. Ofitsial'nyy sayt AO «Peterburgskaya sbytovaya kompaniya». Bukhgalterskaya otchetnost' // URL://-https://pesc.ru/about/to-shareholders/buh

10. Soldatova L.I., Soldatova A.P. Upravleniye debitorskoy zadolzhennost'yu organizatsii // Science Time. 2015. № 3. S. 207-212.

11. Tarasova E. Yu. Upravleniye debitorskoy zadolzhennost'yu // Upravleniye. 2015. № 4 (10). S. 41-48.

12. Liu L.X., Mao M.Q., Nini G. Customer risk and corporate financial policy: evidence from receivables securitization // Journal of Corporate Finance. 2018. Vol. 50, pp. 452-467.

13. Lusztig P., Schwab B. The management of accounts receivable // In the Book: Managerial Finance in Canadian Setting, 2018, pp. 913-935.

14. Siekelova A., Kollar B, Weissova I. Impact of credit risk management // Procidia Economics and Finance. 2015. Vol. 26, pp. 325-331.

15. Suhanyiova A., Suhanyi L., Mokrisova M., Horvathova J. Application of the principle of prudence in the accounting of Slovak business through the creation of adjusting entries for receivables // Procidia Economics and Finance. 2015. Vol. 34, pp. 311-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.