3. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ;
08.00.10
3.1. Проблемы развития и способы стимулирования патентной активности российских организаций
©Тарасова М. И.1'", ©Смирнов И. С.2,ь 1РГСУ, г. Москва, Российская Федерация 2ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация ае-таН: mariya.t.i@yandex.ru ье-таМ: vanes47@mail.ru
Аннотация. В статье проводится оценка патентной активности в Российской Федерации как конкурентоспособного государства на рынке интеллектуальной собственности. Авторами отмечаются факторы, влияющие на развитие рынка интеллектуальной собственности, позволяющие выделить проблемы и выработать пути совершенствования патентной активности, а также подчеркивается актуальность ее оценки в России и взаимосвязь с интенсивностью мирового научно-технического развития. В целях выявления проблем в сфере патентования и определения стагнации патентной активности в статье предлагается осуществление анализа количественных показателей и их динамики по заявкам, поданных российскими и иностранными заявителями на изобретения и полезные модели российских организаций, в том числе в разрезе федеральных округов. Негативное влияние выявленных проблем на научный интерес в области патентования технологий подчеркивается авторами, благодаря чему акцентируется внимание на причинах возникновения рисков запрета на осуществление деятельности в сфере патентования, являющихся следствием слабой проработки вопросов юридической и финансовой защиты инновационных разработок, а также низким уровнем квалификации заявителей, оформляющих заявки на получение патентов. Статья содержит описание позиции России в рейтинге стран по критерию глобальной конкурентоспособности на основе данных Минэкономразвития России, раскрыты причинно-следственные связи, возникающие между патентной активностью отечественных организаций и требованиями к научно-технологическому сектору, установленными на государственном уровне. Авторами отмечается необходимость обеспечения условий для стабильного функционирования наукоемких технологий в России и предлагаются решения по улучшению позиции страны на рынке интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: патентная активность, интеллектуальная собственность, патент, патентование, научно-технологический сектор, технологии, конкурентоспособность, научно-техническое развитие.
Для цитирования: Тарасова М. И., Смирнов И. С. Проблемы развития и способы стимулирования патентной активности российских организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 92-97.
Development problems and ways to stimulate patent activity of Russian organizations
©M. I. Tarasova1,3, ©I. S. Smirnov2b Russian State Social University, Moscow, Russian Federation 2FAI «Russian road research Institute», Moscow, Russian Federation ae-mail: mariya.t.i@yandex.ru be-mail: vanes47@mail.ru
Abstract. The article assesses patent activity in the Russian Federation as a competitive state in the intellectual property market. The authors note the factors that affect the development of the intellectual property market, allowing to identify problems and develop ways to improve patent activity, and also emphasize the relevance of its assessment in Russia and the relationship with the intensity of world scientific and technological development. In order to identify problems in the field of patenting and determine the stagnation of patent activity, the article offers an analysis of quantitative indicators and their dynamics for applications submitted by Russian and foreign applicants for inventions and utility models of Russian organizations, including in the context of Federal
districts. The negative impact of the identified problems on scientific interest in the field of technology patenting is emphasized by the authors, which focuses attention on the reasons for the risks of prohibition of activities in the field of patenting, which are the result of poor study of issues of legal and financial protection of innovative developments, as well as the low level of qualification of applicants who apply for patents. The article describes Russia's position in the ranking of countries according to the criteria of global competitiveness based on data from the Ministry of economic development of Russia. The authors reveal the causal relationships that arise between the patent activity of domestic organizations and the requirements for the scientific and technological sector established at the state level. The authors note the need to provide conditions for the stable functioning of high-tech technologies in Russia and suggest solutions to improve the country's position in the intellectual property market.
Keywords: patent activity, intellectual property, patent, patenting, scientific and technological sector, technologies, competitiveness, scientific and technical development.
For citation: Tarasova M. I., Smirnov I. S. Development problems and ways to stimulate patent activity of Russian organizations // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 92-97.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рынка технологий имеет положительную динамику, выраженную в его эффективном влиянии на рыночную экономику. Учитывая сложившуюся обстановку в мире, когда экономика России нуждается в быстром и эффективном развитии, накопление технологического преимущества становится особенно актуальным. Актуальность рассмотрения вопроса оценки патентной активности в России обособлена интенсивным международным научно-техническим развитием, которое определяет необходимость проведения всестороннего исследования в этой области.
Развитие рынка интеллектуальной собственности обусловлено рядом факторов, в числе которых экономическая целесообразность, государственные требования, а также нестабильность на международном рынке. Так, например, положительная динамика в области развития технологий наблюдается в США, Японии, Германии и Китае. Эти страны определили выработку высокотехнологичной продукции приоритетной задачей для перспективного развития стратегической модели в целях поддержки конкурентоспособности, что поспособствовало их экономическому росту [Павлова: 2018, 121].
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ
По данным Программы инновационного развития, опубликованным на официальном сайте Минэкономразвития России, в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2019 году Российская Федерация заняла 43 место, улучшив свою позицию на два пункта в сравнении с предыдущим годом благодаря макроэкономической стабильности. Так, первые позиции в 2018-2019 гг. заняли следующие страны: США, Сингапур и Германия, опередив предыдущего лидера - Швейцарию. Несмотря на то, что Российская Федерация не занимает лидирующую позицию в указанном рейтинге, ее сильной стороной является высокий уровень показателя внедрения информационно-коммуникационных технологий. В данной сфере Россия находится на 25 месте, поднявшись в рейтинге с 57 позиции. Кроме того, Россия развивает информационно-коммуникационные технологии, благодаря чему занимает 36 место, улучшив свое положение, поднявшись с 49 позиции. Однако в части конкурентоспособности России отмечаются и слабые стороны, связанные с развитием финансового сектора, состоянием инфраструктуры и сферой рынка труда, а также слабой конкурентоспособностью на национальном рынке.
Отметим, что экономическая конкурентоспособность по странам мира определяется многочисленными факторами.
Например, отрицательное влияние на развитие экономики могут оказать неэффективное управление государственными финансами, высокая инфляция, тогда как положительный эффект достигается за счет защиты прав интеллектуальной собственности, развитой судебной системы и других мер [Терещенко: 2018, 505]. Помимо институциональных факторов решающее значение в области патентования и значимую роль играют образование и повышение квалификации, а также доступность знаний и технологий. В зависимости от определенных условий и уровня развития в каждой стране целесообразно установить факторы, способные обеспечить конкуренцию экономики. Именно поэтому России необходимо обеспечить условия для стабильного функционирования наукоемких технологий. Основополагающим критерием этого является проработка аспектов патентной активности.
АНАЛИЗ ПАТЕНТНОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Несмотря на переход Российской Федерации к рыночной экономике, патентная активность по-прежнему в значительной степени обусловлена не только экономической целесообразностью, но и законодательными требованиями в научно-технологической сфере, связанными с присвоением научной квалификации и эффективностью внедрения научных разработок. Следует подчеркнуть, что развитие в этой области возможно в технологической плоскости в части изменения механизмов анализа прав и их цифровизация, которые позволят совершенствовать систему оценки патентной активности по всем показателям, в том числе с учетом международных обязательств, ведь на сегодняшний день Россия не проявляет достаточной экспортной активности на международном рынке информационных технологий. По результатам анализа рынка интеллектуальной собственности в России до 2018 года рассматриваемый показатель имел положительную динамику: число поданных заявок на товарные знаки ежегодно возрастало в среднем на 3 %, на патенты - на 4 % [Виноградова: 2019], однако в 2019 году этот показатель снизился на 4,5 %. Таким образом, в стране снизилась патентная активность, а положительная динамика, наблюдавшиеся в 2018 году практически сошла на нет, вследствие чего показатели России остаются низкими на мировых рынках.
Оценивая имеющиеся статистические данные о развитии патентной деятельности в России, отметим, что Международный индекс защиты прав собственности (The International Property Right Index) рассчитывается по 127 странам, которые составляют 98% мирового ВВП и 93% населения мира. Ежегодно индекс
доказывает правильность своей теории: права собственности являются ключевым фактором экономического процветания, определяющим место предпринимательской деятельности в построении фундамента для развития новых технологий, инвестиционной и производственной деятельности, а также экономического роста [Терещенко: 2018, 505].
Таким образом, целесообразно определить общие факторы, объясняющие динамику международной торговли технологиями, что позволит на основе тенденций развития чистого экспорта выявить проблемы патентной активности в России, а также выработать пути их решения.
Для выявления проблем в сфере патентования необходимо провести анализ патентной активности российских организаций. Так, в 2019 г. всего на изобретения и полезные модели в Роспатент было подано 45 647 заявок, что на 4,3% меньше, чем в 2018 г. Сокращение количества поданных заявок произошло главным образом за счет сокращения количества заявок на изобретения (спад на 6,4% к 2018 г. (35511)), в том числе: от российских заявителей - 23337 заявок; от иностранных заявителей - 12174 заявок. К тому же, необходимо отметить, что в 2019 г. отмечалось ухудшение показателей по рассмотренным заявкам. Количество заявок на изобретения за период с 2015 по 2019 гг. увеличилось лишь в Северо-Западном федеральном округе на 63,33%. По остальным федеральным округам их количество уменьшилось следующим образом: Центральный -на 36,16%, Дальневосточный - на 15,15%, Северо-Кавказский -на 14,88%, Сибирский - на 12,73%, Приволжский - на 12,16%, Уральский - на 11,41%, Южный - 8,86%).
В целом в 2018 г. по стране произошло сокращение подачи заявок на 6,37% по сравнению с 2018 г. Более того, в некоторых федеральных округах произошло сокращение выданных патентов в 2019 г.: в Центральном - на 11,23%, СевероКавказском - на 8,25%, Дальневосточном - на 7,44% по отношению к 2018 г. И в целом количество патентов, выданных на изобретения российским заявителям, сократилось на 2%.
Анализ патентной активности российских организаций выявил ряд причин ее стагнации. Основными из них можно выделить следующие:
1. Низкий уровень стимулирования изобретателей, патентующих свои разработки, и организаций, обеспечивающих развитие системы управления интеллектуальной собственностью.
2. Дефицит финансирования Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР).
3. Неразвитость системы интегрирования технологий и сложности при коммерциализации.
4. Отсутствие эффективной системы управления интеллектуальной собственностью как в организациях, так и на государственном уровне.
5. Низкая проработка вопроса развития государственной стратегии, которая охватывала бы все аспекты в сфере интеллектуальной собственности включая подготовку квалифицированных специалистов, до продвижения разработок.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАТЕНТОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ
Некоторые проблемы, выявленные в результате анализа патентной активности, оказывают непосредственное влияние на научный интерес в области патентования технологий. Используемая система оценки научной деятельности снижает интерес к патентованию, в связи с чем вопросы выбора формы право-
вой охраны и коммерциализации инновационных разработок и их результатов остаются практически не проработанными. В результате возникают риски утраты прав на интеллектуальную деятельность.
Более того имеют место быть проблемы, связанные с оформлением заявок на получение патента, низкий уровень квалификации влияет на качество подготовки материалов, в связи с чем документы подаются с ошибками, на исправление которых может потребоваться энное количество времени.
Проблемы развития патентной активности российских организаций также связаны с общей оценкой рынка технологий. Ситуация может иметь положительную динамику при увеличении спроса на инновации, который напрямую зависит от уровня конкуренции. При таких условиях конкурентные компании осуществляют постоянную разработку новых продуктов и активно защищают свои права на изобретения, чтобы отстаивать свою лидирующую позицию. Отметим, что в России на сегодняшний день конкурентная среда только ухудшается, а доля госсектора в экономике, приближается к 65%. Также развитию рынка мешают сложности с оценкой интеллектуальной собственности. Провести ее практически невозможно, так как на сегодняшний день она достаточно субъективна. Организации, занимающиеся разработкой изобретений в своих отчетах как правило указывают стоимость интеллектуальной собственности по расходному принципу, отразив затраты, связанные с разработкой изобретения, исключая добавочную стоимость в 200-300% от использования товарного знака [Виноградова: 2019].
Для анализа рынка патентной активности и четкого определения проблем его развития в Российской Федерации, нужно понимать, что подразумевает под собой патентное право. В соответствии с действующим российским законодательством под патентными правами понимаются средства индивидуализации, в том числе интеллектуальные права на результаты интеллектуальной собственности.
Каждая научная разработка имеет свою актуальность, которая в зависимости от вида своего изобретения имеет свои важность и значение для конкретного периода времени. На основании экспертных оценок целесообразно сделать вывод о том, что среднестатистический срок для получения патента по заявке на изобретение варьируется от 1,5 до 2 лет, на полезную модель он составляет примерно 1,5 года, а на промышленный образец - около 1 года [Павлова, Тимошенко: 2018, 123], однако сроки могут изменяться в зависимости от сложности заявки.
Более того, даже если запатентовать изобретение, потребуется приложить некоторые усилия и потратить определенное время на то, чтобы собрать необходимый пакет документов, а также израсходовать денежные средства на патентных поверенных и уплатить пошлины за регистрацию. Однако, не все изобретения в дальнейшем принесут прибыль и будут успешно коммерциализированны.
Кроме того, в России удостоверение исключительного права использования реализуется не в полной мере, поскольку законодательство не точно регламентирует данный порядок. Так, в содержании информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при наличии двух патентов на полезную модель, имеющую схожие или идентичные свойства, описанные в независимом пункте формулы, до признания в установленном порядке недействительным патента с более поздней датой приоритета действия обладателя данного патента по его использованию не могут
быть расценены в качестве нарушения патента с более ранней датой приоритета [Павлова, Тимошенко: 2018, 124]. Таким образом, каждый квалифицированный специалист может присвоить себе уже запатентованное изобретение, добавив к нему ранее неиспользуемую деталь, не изменяющую полезные свойства объекта, следовательно, первостепенный владелец утратит возможность эффективного использования своего запатентованного изобретения, и, как следствие, другие изобретатели не захотят патентовать свои разработки, боясь присвоения результатов интеллектуальной деятельности кем-то другим. В этой связи целесообразно предусмотреть решение проблем, затронув вопросы совершенствования законодательства и проработав процедуру регистрации заявок на изобретения и полезные модели.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ПАТЕНТНОЙ АКТИВНОСТИ
Одним из эффективных способов решение проблем в области развития патентной активности в России является использование цифровых технологий, которые способны открыть возможность активно внедрять интеллектуальную собственность в экономический оборот. Такие технологии позволят сформировать целостную структуру взаимодействия между бизнесом и государством. Подчеркнем, что на сегодняшний день в разработке находится проект Указа Президента Российской Федерации «Общественно-государственной организации «Российский центр интеллектуальной собственности», который по данным Минкомсвязи может стать оператором новой цифровой платформы. Также усовершенствование административных процедур и сокращение сроков оформления юридических действий возможно благодаря цифровизации деятельности Роспатента в части оптимизации программного обеспечения и, как следствие, упрощения процедуры подачи заявок.
Что же касается других вопросов развития патентной активности, то тут необходимо разработать определенную систему поэтапного внедрения мероприятий в долгосрочной перспективе, при этом особое внимание следует уделить квалификации специалистов. По результатам проведенного исследования рекомендуется:
1. Обеспечить стабильную финансовую поддержку развития центров трансфера технологий (ЦТТ). Это позволит стимулировать работу ЦТТ в области качественного создания портфеля интеллектуальной собственности и наработки компетенций, а также связей с промышленностью для последующего формирования и предоставления сервиса необходимого исследователям в целях эффективного осуществления поиска возможностей коммерциализации результатов исследований. Более того это позволит организовать разветвленную профессиональную сеть.
2. Предусмотреть законодательные изменения по следующим направлениям:
- установить показатели, стимулирующие интересы автора, в том числе для повышения его доходов от реализации патентных прав. Это позволит обеспечить нормативное закрепление алгоритма действий как для автора, так и для работодателя, ответственного за изобретение. Представляется необходимым предусмотреть вознаграждение автора в случае рационализаторских предложений, которым не предоставляется юридическая защита, и решить вопросы материального стимулирования в случае принятия решения рабо-
тодателем об обеспечении сохранности в тайне служебного изобретения.
Также важна правильная расстановка приоритетов при определении вознаграждения автора, акцентировав внимание не на создании служебного изобретения, а на его использовании. Например, в немецком законодательстве в области права и интеллектуальной собственности считается, что использование автором служебного изобретения допустимо при отсутствии письменного отказа работодателя. Т.е. если работодатель сообщает об отказе от использования служебного изобретения в течение четырех месяцев с момента подачи автором в письменном виде заявления о таком изобретении, то работник обретает права на получение патента [Бергманн: 2017, 525]. Введение подобного рода нормы в российское законодательство будет стимулировать творческую активность изобретателей и сформирует активную позицию работодателей в отношении результатов творчества авторов.
- закрепить регламент деятельности бюджетных учреждений по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности. В частности, проработать вопрос по ограничениям прав бюджетных учреждений отчуждать (продавать) интеллектуальные права. А также установить определенные нормы по обязательствам организаций, участвующих в трансфере технологии.
- ввести институт предварительных патентных заявок и возможностей лицензирования на допатентной стадии. Предварительная заявка позволит автору относительно просто и с минимальными затратами закрепить за собой приоритет на изобретение и без задержки публиковать свои результаты в научных изданиях, при этом сохранив право на подачу патентной заявки. Кроме того, дополнительное время для подготовки патентной заявки и лицензирование на допатентной стадии позволит повысить уровень коммерциализации технологий.
- установить нормы вознаграждения ученых, занимающихся разработками (например, за счет установления определенного размера доплат, который будет зависеть от дохода, полученного от реализации продукции, в которой используется изобретение). Это позволит стимулировать автора не только в получении патента, но и мотивирует его на коммерциализацию результатов собственной интеллектуальной деятельности [Павлова, Тимошенко: 2018, 128].
3. Определить показатели, необходимые для использования в государственных программах Российской Федерации в целях установления целевых индикаторов результативности НИОКР (в части создания и использования технологических решений, обладающих правовым статусом объектов интеллектуальной собственности для производства инновационной продукции), что обеспечит возможность закрепить требования к техническому результату, так как формальная оценка технического уровня будет расширять набор знаний в области патентной информации, способных повышать качество НИОКР бюджетных организаций [Сенченя: 2019, 124].
4. Рассмотреть возможность установления налоговых льгот и финансовых инструментов поддержки для организаций, устраняющих препятствия к созданию нематериальных активов и осуществляющих сопровождение интеллектуальной собственности. Как показывает анализ по выборке стран, внедривших соответствующие льготы, средняя эффективная ставка налога на прибыль от таких операций составляет 9,44% (по сравнению с 20% в России) [Сенченя: 2019, 128]. Введение подобного режима на территории России позволит систематизировать условия ведения предпринимательской деятельности, прежде всего для наукоемких компаний, в том числе при интегрировании технологий.
5. Провести оценку принадлежности интеллектуальной собственности, созданной организациями с использованием бюджетных средств. Компании, реализующие программы инновационного развития, обеспечивают
более 60% ВВП России. Основным источником финансирования российской науки являются средства государственного сектора (66,1 %), средства федерального бюджета составляют 776,7 млрд руб. Такие компании играют основную роль в работе с государственными программами по поддержке исследований и разработок, где их политика по управлению интеллектуальной собственностью оказывает существенное влияние на всю сферу интеллектуальной собственности в России. Так, к основному этапу в области развития программ интеллектуальной собственности необходимо отнести создание ключевых направлений развития в научно-технологической сфере, применение патентной информации при планировании НИОКР (патентные ландшафты), администрирование интеллектуальной собственности (от правовой охраны до распоряжения и защиты). В результате это создаст единую вертикаль управления интеллектуальной собственностью, повысит открытость компании к внешним новациям, в том числе через трансфер технологий и обеспечит конкурентоспособность.
ВЫВОДЫ
Использование предварительных заявок позволит раскрыть дополнительные возможности маркетинга инновационных научных исследований, сформировать единую информационную базу контрагентов для проведения дискуссий. В свою очередь допатентное лицензирование повысит эффективность и обеспечит активизацию маркетинговых технологий, направленных на правовую охрану.
Список литературы:
1. Виноградова Е. Почему интеллектуальная собственность в России не продается [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/partner/artides/2019/06/05/803013-intellektualnaya-sobstvennost.
2. Бергманн В. Германские законы в области права интеллектуальной собственности / пер. с нем. В. Бергманн; науч. ред. Т.Ф. Яковлева. - М.: Infotropic Media, 2017. - С. 525.
3. Павлова А.С., Тимошенко К.А. Патентование как фактор роста экспорта инновационных технологий// Сборник научных трудов международной молодежной научной конференции «Современное состояние российской экономки: задачи и перспективы» / Под общей редакцией О.В. Карамовой, А.П. Буевич, С.В. Назаренко. - М.: Финансовый университет, 2018. - С. 128.
4. Роспатент: цифры, факты и проекты 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/annual-report-2019-short-version.pdf.
5. Сенченя Г.И. Эффективное использование интеллектуальной собственности // Вопросы экономики. Экономика и право. -2019. - № 3. - С. 119 - 141.
6. Терещенко Е.В. Потенциал модернизации патентного права как фактор экономического развития России / Сборник научных трудов международной молодежной научной конференции «Современное состояние российской экономки: задачи и перспективы» / Под общей редакцией О.В. Карамовой, А.П. Буевич, С.В. Назаренко. - М.: Финансовый университет, 2018. - С. 505.
Помимо использования интеллектуальной собственности в качестве дополнительного источника конкурентоспособности, важно создавать дополнительные финансовые инструменты для работы малого и среднего предпринимательства с интеллектуальной собственностью. Такие компании нуждаются в дополнительных конкурентных преимуществах, так как зачастую не имеют необходимых финансовых ресурсов для обеспечения защиты своих интеллектуальных прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, последовательная и интенсивная работа по формированию интереса к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и ее использованию отечественными разработчиками, а также использование научно-технологического потенциала, который на сегодняшний день превосходит текущий уровень правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, позволят улучшить позиции России на рынке технологий. Также это поспособствует сохранению стабильного положения страны в области продвижения новых инициатив в сфере интеллектуальной собственности, основанных на новых, апробированных национальных практиках.
Статья проверена программой «Антиплагиат».
Статья прошла рецензирование и доработана с учетом рекомендаций рецензента. Рецензент: доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и международного права юридического института Мархгейм Марина Васильевна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Reference list:
1. Vinogradova E. Why intellectual property is not for sale in Russia - URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019 /06/05/803013-intellektualnaya-sobstvennost.
2. Bergmann V. German Laws in the Field of Intellectual Property Law / Trans. from German V. Bergmann; ed. by T.F. Iakovleva (in Russian). - M.: Infotropic Media, 2017.
3. Pavlova A.S., Timoshenko K.A. Patenting as a factor of growth in the export of innovative technologies, 2018.
4. Rospatent: figures, facts and projects 2019. - URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/annual-report-2019-short-version.pdf.
5. Senchenya G.I. Effective use of intellectual property, 2019.
6. Tereschenko E.V. Potential of patent law modernization as a factor of Russia's economic development, 2018.
7. Анализ изобретательской активности в регионах российской федерации 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fips.ru/about/deyatelnost/sotrudnichestvo-s-regionami-rossii/a-iz-akt-2019. pdf.
8. Ежегодное официальное издание Федеральной службы по интеллектуальной собственности // Роспатент: Годовой отчет 2019 [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. -URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/otchet-2019-ru.pdf.
9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс]. -URL: https://base.garant.ru/1785384/.
10. Минкомсвязь опубликовала проект указа президента о создании Российского центра интеллектуальной собственности (РЦИС) на базе блокчейн-платформы IPChain. [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/news/211386/.
11. Наука и инновации // Поступление патентных заявок и выдача охранных документов в России [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science _and_innovations/science/#.
12. Позиция России в международных рейтингах [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.emno-my.gov.ru/material/file/9712f0f33d0d41f547a588b5ebddfcae/in tratings_19.pdf.
13. Программы инновационного развития. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.emno-my.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_sistemy_gosudars tvennoy_podderzhki_innovaciy_v_subektah/programmy_innova cionnogo_razvitiya/.
14. Проект Указа Президента Российской Федерации «О создании общественно-государственной организации «Российский центр интеллектуальной собственности» (подготовлен Минкомсвязью России 06.05.2019) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/56692654/
15. Развитие сферы интеллектуальной собственности в свете «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2024 г.» [Электрон. ресурс]. // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. - URL: https://rupto.ru/ru/news/razvitie-sfery-intellektualnoj-do-2024-g.
16. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума. [Электронный ресурс]. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info.
17. Финансирование науки в цифрах [Электронный ресурс]. -URL: http://riep.ru/upload/iblock/ce6/ce67bb7c220655d89f54e 79e67b0de6c.pdf 2019.
18. Эффективное использование интеллектуальной собственности // Доклад. - 2017. [Электронный ресурс]. -URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/IPCSR.pdf.
7. Analysis of inventive activity in the regions of the Russian Federation 2019. URL: https://fips.ru/about/deyatelnost/ sotrudnichestvo-s-regionami-rossii/a-iz-akt-2019.pdf.
8. Annual official publication of the Federal service for intellectual property - URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/otchet-2019-ru.pdf.
9. Informational letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation 13 december 2007. № 122 «Review of the practice of arbitration courts in cases related to the application of intellectual property law». - URL: https://base.garant.ru/1785384/.
10. The Ministry of communications has published a draft presidential decree on the creation of The Russian intellectual property center based on IPChain.. - URL: https://pravo.ru /news/211386/.
11. Receipt of patent applications and issuance of protection documents in Russia. - URL: http://old.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science _and_innovations/science/#.
12. Russia's Position in international ratings. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9712f0f33d0d41f547 a588b5 ebddfcae/i nt ratings_19 .pdf.
13. Innovative development program. - URL: https://www.emno-my.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_sistemy_gosudars tvennoy_podderzhki_innovaciy_v_subektah/programmy_innova cionnogo_razvitiya/.
14. Draft Decree Of The President Of The Russian Federation «About creation of the public-state organization "Russian center of intellectual property» (06.05.2019). - URL: https://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/56692654/.
15. The development of intellectual property in light of « Main activities of the Government of the Russian Federation until 2024». - URL: https://rupto.ru/ru/news/razvitie-sfery-intellektualnoj-do-2024-g.
16. The ranking of countries in terms of global competitiveness according to world economic forum. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info.
17. The funding of science in numbers. - URL: http://riep.ru/upload/iblock/ce6/ce67bb7c220655d89f54e79e67 b0de6c.pdf 2019.
18. Effective use of intellectual property. - URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/IPCSR.pdf.
Статья поступила в редакцию 29.07.2020, принята к публикации 26.08.2020 The article was received on 29.07.2020, accepted for publication 26.08.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Тарасова М. И., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник РГСУ, г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID 728884 http://orcid.org/0000-0003-2179-9336, e-mail: mariya.t.i@yandex.ru Смирнов И. С., главный специалист ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID 765709 http://orcid.org/0000-0002-9662-6731, e-mail: vanes47@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
M. I. Tarasova, Cand. Sci. (Econ.), senior researcher associate of Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, Author ID 728884 http://orcid.org/0000-0003-2179-9336, e-mail: mariya.t.i@yandex.ru I. S. Smirnov, main specialist FAI «Russian road research Institute», Author ID 765709 http://orcid.org/0000-0002-9662-6731, e-mail: vanes47@mail.ru