ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Е.В. Броило,
профессор кафедры экономики Ухтинского государственного технического университета,
доктор экономических наук [email protected]
И.Г. Назарова,
профессор кафедры экономики Ухтинского государственного технического университета,
доктор экономических наук [email protected]
В статье рассматривается текущее состояние и развитие лесопромышленного комплекса Республики Коми, влияние отраслевой особенности на показатели налоговых отчислений, объемов производства и реализации продукции в лесозаготовках, переработке древесины, целлюлозно-бумажном производстве. Определены причины кризиса в комплексе, системные проблемы в управлении и предлагаются пути оздоровления на основе интеграции правовой, экономической, инвестиционной составляющих.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс (ЛПК), лесной фонд, инвестиции в лесной отрасли, бюджетный потенциал ЛПК, конкуренция лесных компаний, отраслевая структура лесного сектора
УДК 332.143 ББК 65.34
Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Лесопромышленный комплекс республики представлен организациями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Он занимает второе место в экономике Республики Коми после топливно-энергетического комплекса по выпуску продукции, а его доля составляет около 25%, что свидетельствует о значимости лесопромышленного комплекса, как для Республики Коми, так и для России в целом.
Однако негативные тенденции, наблюдавшиеся в российской экономике с 2008 г., оказали существенное влияние на все сферы отечественного бизнеса, в том числе и на лесопромышленный комплекс региона. В связи с этим возникает необходимость в анализе состояния лесопромышленного комплекса Республики Коми и показателей, его характеризующих, в динамике, также необходим поиск способов восстановления его управляемости.
Республика Коми располагает 40% лесных запасов Европейской части России, а лесная промышленность определяет экономическое развитие региона. Лесопромышленный комплекс республики представлен компаниями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Общий объем продукции лесного сектора экономики в 2013 г. составил 32,7 млрд руб. или 25% от всего объема промышленного производства Республики Коми.
В Республике Коми на 1 января 2013 г. число юридических лиц в лесопромышленном комплексе составляло 867, в том числе занимающихся лесозаготовками — 567, обработкой древесины — 291, производством целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них — 9. Кроме того, в лесопромышленном комплексе было зарегистрировано 485 индивидуальных предпринимателей [1].
В 2013 г. в лесном секторе экономики республики было занято почти 25 тыс. человек, в том числе в лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этих областях — 11,3 тыс. человек, в деревообрабатывающем производстве — 8,8 тыс. человек, в целлюлозно-бумажном производстве — 4,4 тыс. человек. Доля лесного сектора в общей численности занятых в экономике республики составила 6,3% [1]
Большую часть покрытых лесом площадей в Республике Коми занимают хвойные породы. Особые климатические условия приводят к замедленному росту хвойных пород, который обеспечивает им добавочную стоимость в связи с прочностью структуры древесины. Запасы лесных ресурсов на территории Республики Коми превышают 2,8 млрд руб., из них запасы хвойных насаждений составляют 2,365 млрд руб., лиственных — 0,491 млрд руб. [2]
В результате более чем 50-летней интенсивной эксплуатации лесного фонда Республики Коми неосвоенные рубками
лесные массивы сохранились только на большом удалении от мест переработки (300 км и более). Перспективными для проведения лесозаготовительных работ являются леса южной и северо-западной частей Республики Коми. Около 40% площади лесного фонда южной зоны республики занимают массивы мо-лодняков и средневозрастных насаждений, перемежающиеся компактными (10-20 тыс. гектаров) участками лесов, частично пройденных рубками прошлых лет; низкополотными (менее 100 куб. м. на гектаре) насаждениями, и мелкими участками спелых и перестойных насаждений (по 1-3 тыс. гектаров). Более 70% лесного фонда не доступно для разработки в летнее время по почвенно-грунтовым условиям, при этом распределение «зимних» и «летних» лесов по территории республики неравномерно. Значительные массивы лесов, доступных для разработки в летнее время, находятся на территории МО МР «Усть-Куломский» и в южной части МО МР «Койгородский», наибольшие площади «зимних» лесов находятся в МО МР «Удорский». Допустимый объем изъятия древесины (суммарная утвержденная расчетная лесосека) в республике составляет 27,8 млн в год, фактически вырубается около 7 млн Использование расчетной лесосеки составляет 27,5%, а в удаленных от перерабатывающих предприятий территориях — до 10%.
В крупных и средних лесозаготовительных компаниях 70% древесины, а это 2,85 млн, получено путем сортиментной заготовки с использованием высокопроизводительных многооперационных лесозаготовительных машин (комплексов). Заготовка древесины по годам сильно колеблется. Лесозаготовка практически замкнута на обеспечении древесным сырьем республиканских обрабатывающих производств. Доля рынка Республики Коми в структуре поставок деловой древесины составила в 2013 г. 93,8%, емкость республиканского рынка — 5,5 млн деловой древесины. Нестабильность заготовки древесины является причиной дефицита древесного сырья в одни периоды времени и его перепроизводства в другие.
Деревообрабатывающая промышленность составляет 7,5% в объеме производства лесного комплекса республики, и представлена производством фанеры, плит древесноволокнистых, древесностружечных и средней плотности МДФ (7%), производством деревянных строительных конструкций, включая столярные изделия (0,3%) и деревянной тары (0,2%) [2].
Единственная в Республике Коми компания — «Монди Сыктывкарский ЛПК» — крупнейший производитель целлюлознобумажной продукции в России является частью группы Mondi, подразделением «Mondi Business Paper». Компания располагает одной картоноделательной и тремя бумагоделательными машинами. Общая производительность компании составляет более 844 тыс. тонн бумажно-картонной продукции в год. В структуре компании собственное древесно-подготовительное
223
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
производство, целлюлозный завод, вырабатывающий около 556 тыс. тонн целлюлозы в год, ТЭЦ и комплекс очистных сооружений.
В 2011 г. в лесопромышленном комплексе достигнут максимальный уровень объемов производства и практически предельный уровень загрузки мощностей по всем основным видам продукции, за исключением пиломатериалов. Динамика объемов производства продукции лесного комплекса за период с 2009 по 2013 гг. представлена в таблице 1 [1].
Таблица 1
Производство основных видов продукции компа-
ниями лесного комплекса Республики Коми
Виды продукции Период Изменения за период,%
2009 2010 2011 2012 2013
Вывезенная древесина, млн руб. 6,0 5,7 6,2 5,8 5,7 95,0
Пиломатериалы, тыс. руб. 743,0 800 931,0 783,0 726,2 100
Фанера, тыс. руб. 322,0 324,3 326,2 282,1 230,1 71,5
Древесно-стружечные плиты, тыс. руб. 273,2 379,3 410,6 390,4 279,3 102,2
Древесно-волокнистые плиты, млн руб. 27,6 28,6 28,1 30,2 16,3 59,1
Бумага, тыс. т 600,7 610,7 638,5 635,9 665,5 110,8
Картон, тыс. т 200,3 206,2 213,6 207,5 207,7 103,5
Период с 2012 по 2013 гг. характеризуется падением объемов производства практически во всех секторах лесопромышленного комплекса. Снижение спроса и цен на мировых рынках лесной продукции, рост затрат на производство и недоступность финансовых ресурсов обусловили уменьшение объемов производства в лесном секторе экономики республики. По сравнению с 2011 годом в 2013 году объемы производства пиломатериалов снизились на 22%, древесно-стружечных плит — на 32%, древесно-волокнистых плит — на 46%, фанеры — на 29,5%. Сохранение и рост объемов производства в этот период наблюдались только в целлюлозно-бумажном производстве.
В период острой фазы кризиса в 2011 году лесной сектор серьезно отклонился от траектории развития, предусмотренной отраслевой стратегией (отраслевыми прогнозами) не только по производству продукции, но и по инвестиционной деятельности. В 2013 г. объем инвестиций в основной капитал составил в лесозаготовках 47,4 млн руб. (снизился на 92% по сравнению с 2012 г.) и в обработке древесины — 718 млн руб. (снизился на 62%); прекращено финансирование двух приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а остальные проекты сдвинуты на более поздние сроки.
Негативное влияние кризиса проявилось в ухудшении финансового состояния компаний лесопромышленного комплекса (убытки, дефицит оборотных средств, неудовлетворительное состояние взаиморасчетов, уменьшение возможности реинвестирования собственных средств на поддержание мощностей и развитие). И как следствие этого, ухудшение социально-экономической ситуации в моногородах республики, ориентированных на лесопромышленный комплекс, таких как, Емва и Жешарт. Объемы отгруженной продукции компаниями лесного сектора Республики Коми представлены в таблице 2 [3].
В структуре отгруженной компаниями лесного сектора экономики продукции преобладает целлюлозно-бумажное производство — 64,9%. Доля лесозаготовок — 10,2%, а деревообработки — 24,4%. Лесозаготовки остаются убыточным видом деятельности. Удельный вес убыточных лесозаготовительных компаний в их общем числе — один из самых высоких в экономике и по итогам 2013 г. составил 78%. Причинами убыточности являются: низкий процент использования расчетной лесосеки, отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, недостаточная инвестиционная поддержка, преобладание отсталых технологий и др.
Таблица 2
Объем отгруженной продукции компаниями лесного сектора Республики Коми в 2013 г.
Организации с основным видом деятельности Млн руб. %
«Лесное хозяйство»
Объем отгруженных товаров собственного производства 148,9 0,5
«Лесозаготовка»
Объем отгруженных товаров собственного производства 3235,7 10,2
Сальдо прибылей (+) и убытков (-) -168,8
«Обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели»
Объем отгруженных товаров собственного производства 7741,2 24,4
Сальдо прибылей (+) и убытков (-) -431,0
«Целлюлозно-бумажная промышленность»
Объем отгруженных товаров собственного производства 20579,5 64,9
Сальдо прибылей (+) и убытков (-) 7523,8
Итого объем отгруженных товаров 31705,3
В 2013 г. крупными и средними компаниями лесопромышленного комплекса республики было перечислено налогов 3,07 млрд руб., в том числе 1,26 млрд руб. — в консолидированный республиканский бюджет. Поступления от лесопользования в 2013 году составили 736,8 млн руб., из них 697,4 перечислены в федеральный бюджет и 39,4 млн руб. — в республиканский бюджет. В общей сумме поступлений налогов и сборов и других обязательных отчислений в бюджетную систему Российской Федерации доля лесного сектора составляет примерно 3%. Объем налоговых поступлений по видам деятельности и бюджетам представлен в таблице 3 [1].
Таблица 3
Объем налоговых поступлений от крупных и средних компаний лесопромышленного комплекса
Республики Коми в 2013 г., млн руб.
Виды экономической деятельности Перечислено налоговых платежей всего в том числе в
феде- раль- ный бюджет респуб- ликан- ский бюджет мест- ные бюд- жеты
Лесопромышленный комплекс всего, в том числе: 3071,4 1805,7 1040,8 221,8
целлюлозно-бумажное производство 1744,4 818,6 764,2 161,6
производство плит 629,3 459,4 149,5 20,3
лесопиление 376,3 301,6 58,0 16,6
лесозаготовка 321,4 226,0 69,1 26,2
Объем и состав налогов иллюстрируют следующие особенности бюджетного потенциала лесопромышленного комплекса:
• дорогая продукция и относительно высокая заработная плата всего четырех компаний глубокой переработки (производство плит и целлюлозно-бумажное производство) формируют высокую налоговую базу и сбор налогов, существенно превышающий отчисления от массового лесозаготовительного и первичного лесопильного производства;
• налоговая база и объем федеральных налогов с оборота по сегменту глубокой переработки занижены возвратом компаниям налога на добавленную стоимость и уменьшением налога на прибыль за счет внутрикорпоративного перераспределения прибыли;
• налоговая база и объем республиканских налогов высокие, что обусловлено благоприятными пропорциями распреде-
224
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
ления налогов на прибыль и доходы физических лиц, но сильно различаются по сегментам лесного бизнеса, что прямо связано с разным уровнем прибыльности и оплаты труда в компаниях занимающихся глубокой переработкой древесины и компаниях, занимающихся заготовкой и лесопилением;
• уровень местных налогов также связан с уровнем оплаты труда в рассматриваемых сегментах.
В целом, несмотря на кризисные явления, которые затронули компании регионального лесопромышленного комплекса в 2011-2012 гг., можно отметить и некоторые позитивные изменения, в определенной мере смягчившие последствия кризиса, а в дальнейшем способные оказать положительное влияние на развитие лесной отрасли:
• консолидация предприятий в рамках лесопромышленных холдингов, повышение степени технологической интеграции лесопромышленных групп, холдингов (от заготовки до производства и сбыта готовой продукции); повышение их сырьевой безопасности путем увеличения поставок сырья от дочерних предприятий;
• реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с постановлением Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Семь инвестиционных проектов включены в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Это создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», создание лесопромышленного комбината ООО «ЦентроВудКом» в Усть-Куломском районе, организация лесозаготовок и лесопереработки ООО «Завод ДВП», организация производства ориентированно-стружечных плит промышленной группой «Сафвуд», организация лесоперерабатывающего комбината ООО «УниверсалСтрой» в Троицко-Печорском районе», ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», ООО «Лесозавод № 1» [4];
• рост инвестиционной активности (переход от декларативных заявлений о намерении инвестировать к фактической реализации целого ряда проектов, таких как «Степ», «Сыктывкарский промкомбинат», ООО «Лесозавод № 1»);
• повышение внимания компаний к проведению сертификации лесов и выпуску продукции в соответствии с международными стандартами, в частности, FSC;
• продолжение модернизации производств действующих компаний, что позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
При этом усиливается конкуренция между новыми и уже существующими лесными компаниями в основном за участки лесного фонда, доступное древесное сырье, за рынки сбыта готовой продукции, трудовые ресурсы.
Можно обозначить ряд системных проблем в управляемости лесного комплекса, сдерживающих экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов:
• отсутствие объективной оценки потенциальных лесных ресурсов;
• слабый контроль использования лесов;
• несоответствующий потребностям объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;
• недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья.
Появление системных проблем в развитии лесопромышленного комплекса обусловлено: во-первых, структурными диспропорциями лесопромышленного производства. Отраслевая структура лесного сектора отражает сравнительно высокую по российским масштабам долю перерабатывающих видов деятельности (табл. 4) [2].
Во-вторых, недостаточной емкостью внутреннего рынка лесобумажной продукции, обусловленной низким уровнем покупательной способности населения.
В-третьих, отсутствием мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную
Таблица 4
Структура лесопромышленного сектора Республики Коми в 2013 г.
Основные виды деятельности Производство продукции
млрд руб. %
Лесозаготовка 2,8 8,9
Деревообработка 7,9 25,2
в т.ч. производство плит и фанеры 5,0 16,0
Лесопиление 2,9 9,3
Целлюлозно-бумажная промышленность 20,6 65,8
Итого 31,3 100,0
продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.
В-четвертых, низкой инновационной активностью и инвестиционной привлекательностью. Резко снизилось финансирование научных разработок в лесном комплексе за счет бюджетных средств. Бизнес практически не принимает участие в научно-исследовательской деятельности. Это, в конечном итоге, привело, с одной стороны, к распылению бюджетных средств на мелкие и частные вопросы и не позволило решить проблемы стратегического характера, а с другой, к стагнации научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Полностью разрушена действовавшая раньше система опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Низкая инвестиционная привлекательность связана с высокими сроками окупаемости производств по глубокой переработке древесного сырья, отсутствием развитой транспортной инфраструктуры; непрозрачным рынком лесного сырья.
В-пятых, использованием устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесном хозяйстве и лесозаготовительном производстве эксплуатируется физически и морально устаревшая техника и технологии. В лесопильном производстве используются лесопильные рамы, являющиеся энергоемким оборудованием и имеющие низкую производительность. Отсутствуют современные прогрессивные технологии на базе круглопильного, фрезерно-брусующего, ленточно-пильного оборудования и др. В производстве древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит большая часть оборудования с истекшим сроком полезного использования.
В-шестых, отставанием в технологиях производства от мирового уровня. Это отставание характеризуется отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых по потребительским свойствам видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынке. К числу востребованных видов продукции относятся конструкционные материалы на основе древесины, экологически безопасные листовые древесные материалы, волокнистые полуфабрикаты, полученные без применения элементарного хлора, высококачественные виды бумаги и картона для печати и упаковки, современный ассортимент санитарно-гигиенических изделий, малотоннажных видов бумаги для промышленности. Темпы технологического обновления лесного комплекса России в несколько раз ниже по сравнению с принятыми в мире стандартами, что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности продукции лесных компаний и причиной утраты ею конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Механизм стабилизации социально-экономического положения в Республике Коми в условиях концептуального развития отраслей лесного комплекса должен базироваться на целенаправленной региональной политике государства и ориентированной правовой основе для северных территорий, включающих:
• повышение управляемости промышленным комплексом со стороны правительства региона;
• определение приоритетных отраслей экономики и создание в них благоприятного инвестиционного и налогового
225
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
климата как мер поддержки экономического роста (селективная поддержка);
• направленность на обеспечение емкости внутреннего рынка Республики Коми, в первую очередь отечественными товарами, что создает основу для стабилизации производства отраслей;
• разработку и целевое финансирование долговременных государственных программ на принципах перспективной самоокупаемости;
• применение адаптированного налогового законодательства, учитывающего увеличенную налогооблагаемую базу северных территорий, в частности, по налогу на добавленную стоимость и акцизам [5].
Оздоровление лесопромышленного производства и восстановление управляемости лесопромышленным комплексом с целью повышения уровня его доходности возможно с повышением регулирующей роли государства.
В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми определена стратегия развития лесопромышленного комплекса. В документе говорится о необходимых изменениях в сфере лесопользования и лесоводства, однако, главной задачей документа является определение целевых финансовых и натуральных показателей, связанных с производством, экспортом, внутренним потреблением, выручкой, отчислениями в бюджеты всех уровней, которые могут и должны быть достигнуты лесными компаниями республики в течение 5-10 лет [6]. А для этого необходима высокая инвестиционная и инновационная активность со стороны потенциальных инвесторов, как внутренних, так и внешних, улучшение кадрового состава занятых в отрасли.
На основании анализируемой информации о деятельности лесопромышленного комплекса Республики Коми можно предложить основные направления его развития:
• оптимизация товарно-отраслевой и территориальной структуры лесного сектора экономики с учетом современных мировых технологических и рыночных требований; использование региональных товарных преимуществ и корректировка местной продуктовой линейки; диверсификация товарной структуры плитной продукции; осуществление углубленной переработки пиломатериалов (производство клееных деревянных изделий, строительных и мебельных элементов и других конструкционных материалов); расширение сектора деревянного домостроения; развитие переработки низкокачественной древесины и древесных отходов; увеличение использования древесных отходов в коммунальной энергетике и генерации электроэнергии.
• Последовательный переход от экстенсивного управления лесами к интенсивной модели ведения лесного хозяйства и лесопользования. Это искусственное лесовосстановление и создание целевых промышленно ценных древостоев на наиболее продуктивных и транспортно доступных лесных территориях; совершенствование методов, технологий и технических средств проведения лесовосстановительных мероприятий; интенсификация рубок промежуточного пользования на основе современной нормативно-технической базы и повышение их качества; организация системы элитного семеноводства и т.д.
• Формирование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей освоение лесосырьевых ресурсов в объемах, необходимых для развития переработки древесины.
• Сохранение малого лесного бизнеса посредством мер государственной поддержки.
• Своевременное и адекватное удовлетворение потребностей лесопромышленного комплекса в квалифицированных кадрах.
Для реализации направлений развития лесопромышленного комплекса Министерством промышленности и энергетики Республики Коми предполагается задействовать следующие механизмы:
• использование возможностей по льготному предоставлению лесных ресурсов предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»;
• получение субсидий из федерального бюджета для создания новых высокотехнологичных производств в рамках развития кооперации российских ВУЗов и производственных предприятий [7];
• включение перспективных проектов лесопромышленного комплекса в перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми в порядке, установленном Правительством Республики Коми для получения всех видов государственной поддержки, предусмотренных инвестиционным законодательством республики;
• реализация проекта «Интенсификация лесного хозяйства и лесопользования в Республике Коми» в рамках ФинляндскоРоссийской программы по развитию устойчивого лесопользования и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе Российской Федерации;
• зонирование территории лесов Республики Коми для выделения участков пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства исходя из их продуктивности и транспортной доступности с доведением объёмов создания лесных культур на данных участках до 25-30% от площади лесовосстановления;
• внедрение опыта ведения лесного хозяйства и лесопользования, полученного в рамках реализации проекта «Модельный лес «Прилузье»« и других модельных лесов, действующих на территории Российской Федерации с его правовым и финансовым обеспечением;
• повышение квалификации специалистов лесного хозяйства и лесопромышленников и обучение методам интенсивного ведения лесного хозяйства и лесопользования;
• стимулирование и государственная поддержка проведения сертификации лесоуправления и лесопользования на основе международно-признанных стандартов;
• укрепление кадрового состава и материально-технической базы органов государственного лесного контроля и надзора за лесопользованием;
• формирование и актуализация перечня малых проектов по развитию лесопромышленного производства с реализацией со стороны различных органов исполнительной власти Республики Коми;
• проведение тематических семинаров для представителей малого бизнеса по организации новых видов лесопромышленного производства;
• привлечение капитала ОАО «Гарантийный фонд Республики Коми» для создания новых производств по глубокой переработке древесины;
• разработка и реализация региональной программы по лесосырьевой поддержке малого лесного бизнеса в целях развития занятости в сельских лесных районах;
• постоянный независимый мониторинг текущего дефицита и прогнозных потребностей в кадрах соответствующих специалистов по приоритетным инвестиционным проектам, а также количества и качества трудовых ресурсов в местах их размещения;
• введение в районах лесной специализации по опыту угольной промышленности раннего профилирования: обучение лесным профессиям вести по школьной программе трудового воспитания;
• разработка и реализация совместно с предприятиями лесопромышленного комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа работы в лесном комплексе;
• создание бизнесом, образованием и органами управления, интегрированных научно-образовательных структур на договорной основе — «Лесного технопарка» (по примеру Вологодской области) [8];
• формирование ресурсного центра лесного профиля, включающего сеть учебных центров по подготовке операторов машин типа «харвестер», «форвардер»;
• поддержание высоко доходных рабочих мест, создание новых рабочих мест, особенно в населенных пунктах с традиционной лесопромышленной специализацией.
Основные направления развития лесного комплекса Республики Коми представляют собой комплексный подход к ре-
226
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
шению существующих в отрасли проблем. Определены общие тенденции и конкретные мероприятия для вывода данной отрасли экономики из кризисной ситуации. Тем не менее, некоторые положения направлений являются противоречивыми, а перечень мер может быть дополнен.
Немаловажное значение играет рациональное сочетание крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности, поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования.
Должны приниматься во внимание и специфические особенности лесопромышленного комплекса — сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск и т.д. Немаловажное значение имеет определение новых направлений развития, для которых необ-
ходимы серьезные инвестиции, а также поддержка и использование достижений научно-технического прогресса, создание системы организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, научно-технической базы и стимулов, направленных на инновационный рост и развитие компаний лесопромышленного комплекса Республики Коми.
Обязательным условием для экономического роста и интенсификации производства является, в первую очередь, восстановление управляемости лесопромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, а также усиление роли государства в регулировании деятельности лесопромышленного комплекса и в формировании промышленной, инвестиционной, экономической и экологической политики.
Литература
1. Республика Коми в цифрах: Краткий стат. сб. [Электронный ресурс] / Комистат: официальный сайт. Систем. требования: Microsoft Word. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi (дата обращения: 01.12.2014).
2. Гибеж А.А., Дмитриева Т.Е., Носков В.А. Территориально-отраслевая организация лесопромышленного комплекса Республики Коми // Изв. Коми науч. центра УРО РАН. — 2011. — №7. — С. 74-83.
3. Самоделкин А.Н. Лесопромышленный комплекс Республики Коми сегодня // Лесной регион. — 2014. — №5. — С.12-18.
4. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов: Постановление Правительства РК от 30.06.2007 г. №419: в ред. от 09.06.2014 г. // Собр. законодательства РФ. — 2014. — 17 июня.
5. Макаренко А.П. Актуальные вопросы реформирования лесного хозяйства в Республике Коми // Аналитический вестник Совета Федерации ФС рФ. — 2012. — №9. — С.32-39.
6. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: Постановление Правительства РК от 27.03.2006 г. № 45: в ред. от 22.10.2010 г. // Республика. — 13.04.2006.
7. Об утверждении Положения о координационном совете по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: Приказ Минобрнауки России от 11.05.2010 г. №475: в ред. от 17.07.2013 г. // Российская газета. — 2010. — №138. (25 июня)
8. Бортник И.М. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / И.М. Бортник, Г.И. Сенченя, Н.Н. Михеева // Инновации. — № 9. — 2012. — С.25-38.
227