Научная статья на тему 'Проблемы развития франчайзинга в международной бизнес-среде'

Проблемы развития франчайзинга в международной бизнес-среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
897
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ПАРТНЕРСКИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ ДОГОВОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития франчайзинга в международной бизнес-среде»

во развивается как в г. Астана, так и в Атырауской области. В Атырауской области развиты нефтяная и газовая отрасли, что позволило увеличить объемы строительства [3].

Наибольшее влияние на главную компоненту « Уровень развития торговли в регионе» оказали: объем розничной реализации нефтепродуктов на АЗС и ГАЗС, объем оптовой торговли (0,946), розничная торговля на душу населения (0,915), площадь торговых рынков (0,657), площадь сети торговых точек (0,967). В 2010 г. относительная доля первой компоненты уменьшилась, так как статистические показатели «Площадь торговых рынков» и «Площадь сети торговых точек» имели незначительное влияние на главную компоненту.

Как видно из рисунка, первая главная компонента «Уровень развития торговли» г. Алматы имеет наивысшее значение. Географическое расположение г. Алматы на границе с Китаем, Республикой Киргизия, Республикой Узбекистан привело к развитию оптовой и розничной торговли в данном регионе, поэтому как в 2004 -м, так и в 2010 г. г. Алматы остается лидером в торговле. Рисунок иллюстрирует нам, что в 2010 году уровень развития торговли наивысшее в городе Алматы.

Таким образом, на основе компонентного анализа выявлены обобщенные компоненты в категориях, а также по полученным результатам в пространстве двух обобщенных компонент построены графики расположения регионов Казахстана, что позволило детализировано анализировать социально-экономическое состояние регионов по основным статистическим показателям, характеризующим главные компоненты [4].

Библиографический список

1. Башкатов Б.И Национальное счетоводство: учеб. / Б.И. Башкатов. - М.: Финансы, 2010. -301 с.

2. Бекжанова Т.К. Исследование проблем измерения теневой экономики (на примере Казахстана): монография / Т.К. Бекжанова. - М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Мхитарян B.C. Эконометрика: учеб. / B.C. Мхитарян, М.Ю. Архипова, В.П. Сиротин, В.А. Ба-лаш. - М.: Проспект, 2011. - 384 с.

4. Тажибаев С. Д., Бекжанова Т.К. Non-observed economy of Kazakhstan // Nauka i stuidia. - Варшава, 2012.

Н.А. Волкова Н.А. Гуляева

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ

БИЗНЕС-СРЕДЕ

Ключевые слова: франчайзинг, партнерские франчайзинговые взаимоотношения, менеджмент франчайзинговых компаний, экономические проблемы, организационно -правовые проблемы, организационно -психологические проблемы, франчайзинговый договор.

В современных условиях сформировались факторы, обусловливающие активное развитие различных форм хозяйственной интеграции и системы договорных отношений в орга-

© Волкова Н.А., Гуляева Н.А., 2013

низации международного бизнеса. Сегодня, когда на мировом рынке одновременно функционирует большое количество крупных конкурирующих компаний, остро встает вопрос расширения собственной сети предприятий, желательно с меньшими рисками и затратами, но без потери качества предоставляемых услуг [5]. Как свидетельствуют проведенные исследования, выходом из сложившейся ситуации служит применение механизма франчайзинга. При этом следует отметить, что франчайзинг является в настоящее время одним из немногих инструментов, характеризующихся сравнительно низким уровнем риска и обладающих стабильным уровнем прибыльности. Кроме того, он интегрирует достоинства малого и крупного бизнеса.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для крупных компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих же рынках франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, необходимым для ведения прибыльного бизнеса.

Компания КеоАпа1уйсв провела маркетинговое исследование состояния франчайзинга в 2011 г. Выяснилось, что оборот мирового рынка составил 4,1 трлн долл., что на 36,7 % больше, нежели в предыдущем году. По словам аналитиков, большая часть дохода приходится на рынок американского франчайзинга. Прогнозируется, что подобная тенденция не изменит своего направления. В этой связи мировой рынок франчайзинга будет расти и дальше. Так, его емкость в 2013 г. увеличится до 7,8 трлн долл., а рост составит 36,8 % [6]. Также вырастет и число компаний, которые желают расширить свой бизнес с помощью механизмов франчайзинга.

Развитие франчайзинга происходит, как правило, по двум вариантам: первый - все участники соглашения представлены национальными фирмами; второй - франчайзером является крупное иностранное предприятие, а операторами - мелкие предприниматели данной страны. В связи с изменением условий и факторов организации международного бизнеса к настоящему времени между преуспевающим франчайзером и франчайзи установился принципиально новый тип отношений. Они строятся уже не по вертикальной схеме, когда недоступный франчайзер находится на вершине иерархической лестницы, а по горизонтальной, т.е. в системе франчайзинга между франчайзером и франчайзи формируются партнерские отношения на основе равенства [3].

Система организационно-экономических отношений во франчайзинге носит взаимозависимый характер и формируется в первую очередь на основе поддержки и содействия франчайзера. Подобный подход к формированию системы экономических отношений не только помогает франчайзи добиться успеха, но и предопределяет получение франчайзером роялти [1].

Активное расширение формирующихся сетей международных франчайзинговых компаний, а также выход на международный рынок новых предприятий, заинтересованных в развитии своего бизнеса на основе франчайзинга, требует прежде всего четкой систематизации организационной структуры управления в подобных компаниях. Сегодня существует

объективное противоречие между уровнем развития менеджмента франчайзинговых компаний многих стран и темпами развития мирового франчайзинга. Следует подчеркнуть, что во многих странах в законодательном поле отсутствует такое понятие, как франчайзинг. Бизнес-среда во многих странах не обладает достаточным опытом и информированностью, чтобы создавать успешные организационные схемы управления франчайзинговыми компаниями. Следует отметить, что в целом финансовый и нормативно-правовой климат отдельных стран в определенной мере сдерживает развитие системы франчайзинга. В этой связи для современного этапа экономического развития целесообразно выделить три основных блока проблем международного франчайзинга, классифицируемых по признаку причин их возникновения (см. рис.).

Так, экономические проблемы в первую очередь обусловлены разным уровнем развития стран в современной экономике, что сдерживает развитие франчайзинговых сетей на новых территориях. К ним можно отнести:

- различные темпы развития экономики отдельных стран, при этом франчайзин-говые схемы требуют относительной стабильности и предсказуемости экономического развития страны в целом;

- недостаточность финансовых ресурсов у компаний для вхождения во франчай-зинговую систему;

- трудности в получении кредитов для формирования стартового капитала.

В свою очередь, организационно -правовые проблемы обусловлены разностью законодательной базы стран, предприятия которых вступают во франчайзинговые отношения. К ним в значительной мере следует отнести:

- отсутствие в законодательстве некоторых стран понятия «франчайзинг» и соответствующего правового обеспечения;

- неидентичное юридическое содержание термина «франчайзинг» в законодательных базах различных стран;

- отсутствие или недостаточное развитие системы защиты интеллектуальной собственности в законодательной системе некоторых стран;

- недостаточное развитие организаций, ассоциаций, поддерживающих франчайзинг в различных странах мирового сообщества;

- различие в налоговых режимах стран.

Также следует выделять организационно-психологические проблемы, обусловленные разным уровнем опытности бизнес-сферы различных стран в построении франчайзинговых отношений. К ним целесообразно отнести:

- недостаток или отсутствие опыта организации функционирования предприятия на основе франчайзинга у предпринимателей разных стран;

- отсутствие соответствующего международному франчайзингу отношения к интеллектуальной собственности;

- боязнь франчайзеров осваивать новые территории и преодолевать барьеры рынка по причине возможности ухудшения имиджа, а также потери самостоятельности;

- слабая образовательная и профессиональная подготовка предпринимателей в области франчайзинга;

- неэффективность системы организации контроля за действиями франчайзи;

- языковые коммуникационные барьеры.

Экономические проблемы

1. Различные темпы экономического развития стран.

2. Недостаточность ресурсов для покупки франшизы.

3. Трудности в получении кредита на стартовый капитал

/V

Международный франчайзинг

Организационно-правовые проблемы

1. Различное юридическое содержание термина «франчайзинг» в законодательных системах стран.

2. Нед остаточное развитие мировой системы защиты интеллектуальной собственности.

3. Недостаточное развитие взаимодействия международных организаций, поддерживающих франчайзинг.

4. Различие в налоговых системах стран

Л

V

N

т/

N

т/

Организационно-

психологические проблемы

1. Недостаток или отсутствие опыта в сфере франчайзинга.

2. Несоответствующее международному франчайзингу отношение к интеллектуальной собственности в бизнес-среде.

3. Боязнь франчайзеров осваивать новые территории.

4. Слабая образовательная подготовка предпринимателей в области франчайзинга.

5. Низкая эффективность системы контроля за франчайзи.

6. Языковые коммуникационные проблемы

Рис. Основные блоки проблем международного франчайзинга

При этом наиболее характерными причинами возникновения перечисленных организационно-психологических проблем, чаще всего проявляющихся на микроуровне, то есть на уровне взаимоотношений франчайзи - франчайзер, являются следующие.

1. Отсутствие четкого представления о франчайзинге. Поскольку понятие франчайзинга не закреплено на законодательном уровне некоторых стран, то часто возникает неверное его понимание. В этой связи франчайзинг часто смешивают с агентированием и дист-рибьюцией, которые оформляются соответственно агентскими и дистрибьюторскими договорами. Такое смешение происходит в силу того, что все эти три формы бизнес -отношений так или иначе связаны с использованием наименования и другой интеллектуальной собственности продавца. Действительно, франчайзинг имеет некоторые схожие черты с дист-рибьюцией и агентированием, но при этом существенно отличается от них.

2. Отсутствие описаний организации реальных бизнес -процессов при передаче технологий ведения бизнеса с соблюдением требований законодательства соответствующих стран.

Франчайзинг по существу представляет собой систему отношений, в рамках которых одно лицо передает другому апробированные методы ведения коммерческой деятельности. При этом следует подчеркнуть: не продает готовый бизнес, а именно передает способы и инструменты его ведения. Следовательно, для успеха франчайзинга подобная технология должна быть, как минимум, осознана и сформулирована франчайзером для себя и оформлена таким образом, чтобы быть готовой к передаче. Факт передачи информации может удостоверяться подписанием соответствующих актов, а ее объем определяется соглашением сторон, в котором четко и детально фиксируется, что и каким образом передается. Важным свойством технологии является и то, что доступ к ней для третьих лиц должен быть ограничен. Вполне очевидно, что для этого технология и ее носители должны быть защищенными как информация, составляющая коммерческую тайну фирмы.

3. Отсутствие четко сформулированных целей развития франчайзинга на базе собственного фирменного бизнеса. Практически существует множество адекватных целей, для которых применяется франчайзинг, например несколько основных:

- региональная экспансия и завоевание новых рынков;

- увеличение объема закупок и получение за счет этого существенных скидок;

- увеличение объема рекламной кампании за счет получения от франчайзи денежных средств в виде взносов в рекламный фонд;

- получение прямого дохода от включения роялти в торговую наценку при закупке товара.

Таким образом, при внедрении программы франчайзинга необходимо четко знать, к чему стремится фирма.

4. Несогласованность интересов сторон. Еще одной причиной возникновения проблем у франчайзеров является несогласованность и отсутствие баланса интересов как внутри компании, так и во взаимоотношениях с партнерами-франчайзи. Несогласованность интересов между взаимными сторонами становится причиной особенно больших неудач, поскольку франчайзинг является специфической формой взаимодействия, существенно отличающейся от других способов развития бизнеса [4].

Несогласованность интересов внутри предприятия франчайзера наиболее часто ведет к возникновению таких негативных факторов, как:

- отсутствие баланса между полномочиями (правами) и ответственностью менеджеров, участвующих в реализации франчайзингового проекта;

- получение руководством устаревшей и неадекватной информации;

- отсутствие целостной картины положения дел на предприятии;

- непрозрачность материально-финансовых потоков;

- информационная перегруженность высшего руководства.

Отношения с франчайзи, с одной стороны, строятся как отношения с контрагентом, а с другой - как с собственным структурным подразделением (например, в вопросах соблюдения единой технологии ведения бизнеса). При этом франчайзи не является подчиненным лицом, которым можно командовать, но в то же время он и неабсолютно свободен от франчайзера. Зачастую франчайзеры рассматривают расширение своего бизнеса с помощью фран-чайзи как развитие сети собственных представительств (не в юридическом, а в экономиче-

ском значении). Тем самым, они совершают существенную ошибку: и франчайзер, и фран-чайзи являются двумя независимыми лицами.

5. Несоблюдение принципов справедливости. Франчайзинг предполагает осуществление взаимодействия на принципах партнерского равноправия. И компания должна осознавать, что франчайзинг - это не вертикальная иерархия, на вершине которой франчайзер командует подчиненными ему франчайзи, а взаимодействие равных партнеров, права и обязанности которых закреплены в специальном документе - франчайзинговом соглашении (пакете соглашений). Кроме того, система платежей франчайзеру должна быть построена таким образом, чтобы каждой из сторон было экономически невыгодно отделяться друг от друга и действовать автономно. Как только вектор распределения перемещается в какую -нибудь одну сторону, справедливость отношений теряется и отрицательный исход ведения бизнеса неизбежен. При этом обе стороны (франчайзер и франчайзи) должны быть уверены, что фран-чайзинговый проект для них выгоден, а прибыль, получаемая каждым из предприятий, взаимодействующих в системе франчайзинга, не меньше той прибыли, которую они получили бы, функционируя независимо [4].

6. Переоценка франчайзером своих возможностей. Как свидетельствует практика, довольно часто потенциальный франчайзер просто не готов для развития с помощью франчайзинга и, что более важно, не способен оценить степень своей готовности.

В этой связи для подготовки франчайзера к развитию по франчайзинговой схеме необходимо следующее:

- стандартизировать процедуры ведения бизнеса с учетом мировых тенденций;

- оформить и защитить объекты интеллектуальной собственности;

- оценить структуру управления и способность персонала к осуществлению франчай-зингового проекта;

- определить размер издержек, предшествующих получению прибыли;

- проанализировать и оценить существующие товаропроводящие сети, рынки, на которых предполагается работать, состояние конкурентов;

- оценить возможность постоянной поддержки франчайзи;

- определить политику привлечения франчайзи и критерии их отбора;

- установить все выплаты, которые будут производить франчайзи;

- разработать стратегию выхода из намечаемой сделки.

7. Невыполнение условий франчайзингового договора. Франчайзи должен четко соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре, и выполнять их должны все франчайзи без исключения. Таким образом, франчайзи вносить предложения могут, но менять систему не могут.

8. Взгляд на франчайзинговую систему как ограничивающую инициативу франчайзи. Франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Все это описано в программе обучения франчайзи. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

9. Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи сформированной системы. Франчайзи, представляя независимого владельца бизнеса, является важным

связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Несмотря на то что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, тем не менее, по идее они не являются конкурентами.

10. Отсутствие поддержки со стороны франчайзера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзин-говой системы, чтобы определить, предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка со стороны франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает возможности франчайзинговой системы.

11. Определение финансовой устойчивости франчайзера.

Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Вполне возможна такая ситуация в практике, что франчайзер объявит о банкротстве или свертывании поддержки, что может в итоге привести к аннулированию франшизы.

Таким образом, для успешного функционирования и развития фирмы по системе международного франчайзинга необходимо комплексное решение вышеперечисленных проблем, что предполагает параллельное решение выявленных проблем на трех уровнях:

- макроуровень (уровень международных организаций и законодательных систем стран мира);

- мезоуровень (уровень международных франчайзинговых компаний);

- микроуровень (уровень предприятий, вступающих в отношения франчайзинга в качестве франчайзи).

Безусловно, на каждом уровне должны учитываться выработанные принципы взаимодействия субъектов франчайзинговых взаимоотношений и реализовываться соответствующие методы по управлению предприятием на основе международного франчайзинга, что обеспечивает эффективность этой формы организации международного бизнеса.

Библиографический список

1. Земляков Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 142 с.

2. Лебедев В.И. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность / В.И. Лебедев. - СПб.: Вектор, 2006. - 160 с.

3. Ливандовская А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития / А.Д. Ливандовская, В. Бирюкова // Вестник ДВГАЭУ. - 2009. - № 3 (11). - С. 23 - 32.

4. Марков С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №» 3. - С. 104-107.

5. МуравьеваТ.В. Экономика фирмы, 3-е изд: учеб. пособ. / Н.А.Волкова, Н.В. Зиньковская [и др.]. - М.: Академия, 2007. - 400 с.

6. Новости франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Й1р://хп--80aab0afediu2a5an6b.xn-- p1ai/rassylka/arhiv-rassylki/ (дата обращения: 20.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.