Научная статья на тему 'Проблемы развития электронной коммерции'

Проблемы развития электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION-NETWORK ECONOMY / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / C2C / ДОВЕРИЕ / CONFIDENCE / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / C-2-C

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумаченко Наталья Эдуардовна

В статье рассматриваются проблемы развития электронной коммерции как одного из базовых элементов информационно-сетевой экономики. Обосновывается идея о включении потребителя в цепи поставок на основе существующей инфраструктуры, что служит снижению трансакционных издержек и росту оборота капитала. Выявлены факторы, способствующие успешной реализации модели электронной коммерции С2С. Выявляются параметры значимые для успеха электронной коммерции среди покупателей, в частности значение информации, риски и доверие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF E-COMMERCE DEVELOPMENT

The paper deals with the challenges of the development of e-commerce as one of the basic elements of information and network economy. The author discusses inclusion of the consumer in the supply chain based on the existing infrastructure that helps to reduce transaction costs and increase turnover, identifies the factors contributing to successful implementation of C-2-C e-commerce model, and examines parameters that are important for the success of e-commerce among consumers such as public awareness, risks and trust.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития электронной коммерции»

Klimova N.V. (2011) Povysheniye mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti Rossiyskikh bankov [Increasing international competitiveness of Russian banks] // Upravleniye ekonomicheskimi sistemami. № 7. URL: http:// uecs.ru/uecs-3i-3i20il/item/52i-20il-07-20-07-23-i7.

5. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, i993-

Porter M. (i993) Mezhdunarodnaya konkurentsiya [International competition]. Moscow: Mezhdunarodnyye otnosheniya.

6. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 20i0. № 3.

Rubin Yu.B. (20i0) Diskussionnyye voprosy sovremennoy teorii konkurentsii [Debatable issues of the modern theory of competition] // Sovremennaya konkurentsiya. № 3.

УДК 339.1/5

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

CHALLENGES OF E-COMMERCE DEVELOPMENT

Чумаченко Наталья Эдуардовна

Chumachenko Natalia Eduardovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики и экономической безопасности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of institutional economics and economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: nataliechum@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы развития электронной коммерции как одного из базовых элементов информационно-сетевой экономики. Обосновывается идея о включении потребителя в цепи поставок на основе существующей инфраструктуры, что служит снижению трансакционных издержек и росту оборота капитала. Выявлены факторы, способствующие успешной реализации модели электронной коммерции С2С. Выявляются параметры значимые для успеха электронной коммерции среди покупателей, в частности значение информации, риски и доверие.

Ключевые слова: информационно-сетевая экономика, электронная коммерция, C2C, доверие, информация, трансакционные издержки.

The paper deals with the challenges of the development of e-commerce as one of the basic elements of information and network economy. The author discusses inclusion of the consumer in the supply chain based on the existing infrastructure that helps to reduce transaction costs and increase turnover, identifies the factors contributing to successful implementation of C-2-C e-commerce model, and examines parameters that are important for the success of e-commerce among consumers such as public awareness, risks and trust.

Keywords: information-network economy, e-commerce, C-2-C, confidence, information, transaction costs.

Новые глобальные перемены, вызванные внедрением компьютерных и телекоммуникационных технологий, привели к появлению феномена, который представляет собой информационно-сетевая экономика. Информационно-сетевая экономика «...представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру взаимоот-

ношений между экономическими агентами через Интернет и другие телекоммуникационные средства» [1, с. 92].

Информационно-сетевая экономика рассматривается как совокупность элементов, одним из которых является электронная коммерция. Электронная коммерция представляет собой форму поставки продукции, опосре-

дованную компьютерными сетями (на стадии выбора товара и в части взаимодействия между поставщиками и потребителями).

Тема электронной коммерции является одной из наиболее широко обсуждаемых в зарубежной научной литературе. Привлекательность этой формы базируется на более низкой себестоимости - трансакционные издержки по сравнению с традиционной формой отличаются на порядок.

Электронная коммерция, по сути, нивелировала различия в возможностях доступа к рынку для малых, средних и крупных компаний, что усилило конкуренцию на рынках. Компании получают доступ к потенциально более емкому рынку, имеют возможность дифференцировать услуги, осуществлять эффективный сервис, как правило, с наименьшими затратами [8, с. 151 - 160].

Использование сетевых структур, которые доступны в рамках созданной инфраструктуры всем фирмам, способно нивелировать преимущества эффекта масштаба крупных компаний. Кроме того, возможности созидания синдицированного продукта позволяют расширить предложение на рынках. На сегодня объединение усилий нескольких участников для формирования синдицированного продукта присутствует в индустрии развлечений и СМИ [7, с. 85]. Это пример того, как электронная коммерция, будучи «исходной» формой взаимодействия в сети, позволяет выйти за пределы собственно одной из форм торговли, распределения, для создания проектов иного качества. Исследования выявили наличие синергии между электронной коммерцией (виртуальными сетями) и (реальными) производственными сетями. Взаимодействие в рамках электронной коммерции дает основу для взаимодействия в рамках сетевых структур, являясь, иными словами, первой ступенью взаимодействия в сети. Электронная коммерция -наиболее очевидный вариант взаимодействия, первая ступень сотрудничества фирм в сети, который может помочь формированию доверия у участников и опыта взаимодействия в интернет-среде.

Необходимость нести дополнительные затраты, обусловленные подключением к данной инфраструктуре, может быть дополнена организационной неготовностью для фирм малого и среднего бизнеса. Эта причина считается одной из базовых, сдерживающих развитие электронной коммерции в России [2]. Подтверждением тому является факт, что современное образование откликается на потребность в таких кадровых ресурсах, что стимулирует появление соответствую-

щих профилей подготовки в зарубежных университетах.

Одной из особенностей электронной коммерции, которую эксперты склонны называть проблемой, являются платежи, совершаемые в национальных границах; люди в большей степени доверяют национальным системам платежей, приобретая при этом товары по всему миру. Риски, связанные с совершением платежей, неизменно называются в качестве базовых, препятствующих полноценному ее развитию. Ввиду этого многие российские игроки предлагают оплату наличными, оплату при получении, что для многих российских потребителей является, по сравнению с электронными платежами, более привлекательным решением. В связи с этим в профессиональной среде имеет место обсуждение необходимости организации панъевропейской системы, преодолевающей такие границы, что объясняется требованиями безопасности и противодействия мошенничеству со стороны поставщиков [3, с. 345 - 351].

Развитие электронной коммерции увеличивает конкурентное давление на фирмы: необходима качественная и своевременная информация; отлаженные процессы, которые возможно адаптировать к быстрым изменениям; ускорение торговли. Стирание традиционных границ рынка усиливает конкуренцию, что делает необходимым мониторинг цен для формирования конкурентоспособного предложения. Тем более это становится актуальным благодаря возрастанию перспектив сотрудничества с различными агентами в рамках различных стратегий электронной коммерции.

Наиболее широко используемая стратегия - это электронная коммерция формата В2С. Эта стратегия может применяться как дополнение к существующим каналам сбыта или быть единственно используемым каналом. Около 16% агентов заявлены исключительно как игроки на интернет-пространстве, остальные использующие канал разрабатывают это направление в дополнение к существующим каналам сбыта [12, с. 109 - 115].

Другим вариантом является модель В2В, которая представляет собой классическую торговлю между фирмами. Будучи одним из самых прогрессивно растущих сегментов сети, этот сегмент обязан своим ростом тому факту, что Интернет выступает инструментом общения в маркетинговой цепи. В рамках этой модели существует автоматическая обработка заказа; информационные системы компаний связаны друг с другом взаимодействующими модулями (например, управление запасами,

Информационная безопасность регионов. 2015. № 3(20)

модуль движения закупок и т. д.). Система может автоматически отслеживать статус товаров на складе и автоматически заказывать субподрядные элементы с фильтрами низких цен и условий. Именно эта стратегия может послужить исходной для качественно иного взаимодействия между фирмами вплоть до формирования виртуальных организаций и сетевых структур с проектами иного качества.

Компенсационное изменение издержек имеет место в части расходов, связанных с доставкой товаров, что также можно расценивать как продуктивное расширение пространства взаимодействия фирм. Это давление привело к созданию сетевых структур, занятых доставкой, улучшением показателей доставки, перекладыванию на плечи потребителей затрат на хранение, что способствует снижению времени и стоимости доставки. Многие компании были вынуждены перейти к глобальной логистической стратегии, позволяющей снижать издержки. Подход основан на оптимальном размещении производства относительно рынков и поставщиков, без потери выигрыша от эффекта масштаба. Распределение в рамках современной инфраструктуры сыграло ключевую роль: оптимизация поставок, «включение потребителя» в цепь поставок, активное влияние на цену и ожидания потребителя [5, с. 22 - 29].

Включение потребителя в цепочку создания стоимости привело к тому, что возник феномен электронной коммерции С2С (потребитель - потребитель). Цепь поставок стала одним из критических переменных, определяющих конкурентоспособность компании, влияя на цену, конкурентоспособность и успешность игроков на рынках. Современная инфраструктура в распоряжении фирмы - сочетание виртуального и географического пространства, когда в пределах первого возможно оптимизировать издержки на покрытие второго, - создала беспрецедентные возможности по оптимизации издержек, в частности снижая удельный вес переменных издержек. Оптимизация стала доступна как малым, так и крупным фирмам, что усилило проблему конкурентоспособности для всех.

Схема almost in real time явилась основой адаптации к потребительскому спросу в режиме реального времени, что послужило созданию потребительских сетей. Электронная цепь поставок (E-SC) является формой (со)обще-ства агентов, характеризующегося доверием и переговорами между ними [11, с. 172 - 173]. В данной стратегии потребители выступают посредниками меду производителями/продавцами и другими покупателями.

В российской практике это явление приобрело название «совместные закупки».

Факторами успешной реализации таких структур служат:

- наличие инфраструктуры для осуществления подобной деятельности (причем при ее наличии дополнительных затрат не требуется) при одновременных низких трансакционных издержках для осуществления сделок;

- наличие рынка пользователей, имеющих доступ к инфраструктуре;

- инфраструктура как таковая становится областью применения облачных сервисов, что избавляет от необходимости приобретения требуемого оборудования и привлечения программистов, фактически обозначая передачу инфраструктурных услуг на аутсорсинг;

- исключение из цепи поставок посредников (оптовых и розничных);

- достаточно привлекательный для потребителей уровень цен, компенсирующий высокие коммерческие риски таких сделок;

- выгодные таможенные условия беспошлинного ввоза на территорию России товаров на 1 000 евро в месяц на человека;

- новые рамки предпринимательской деятельности, которые предоставляют сетевые структуры.

Факторы, негативно влияющие на осуществление сделок:

- довольно высокие информационные издержки, связанные с обработкой информации по вопросам, связанным с закупками. Одним из следствий новой инфраструктуры стало то, что предложение стало более инновационным, что осложняет сравнение альтернативных вариантов и выбор между ними [3, с. 63 - 167];

- издержки, которые включают психологическую компоненту, выделенные как издержки субъективно воспринимаемые. Такие издержки были упомянуты в работе Клемперера (1995), который предложил расширительное понятие, включающее в себя не только фактические затраты с точки зрения времени, сил и денег, но и восприятие таких расходов. Более поздние авторы подошли к определению «издержки переключения» как «воспринимаемые экономические и психологические издержки, связанные с изменением» [5, с. 441] или «реальные или предполагаемые затраты, которые понесены при изменении поставщика» [12; 10, с. 167 - 189];

- отсутствие юридических гарантий исполнения контракта (поскольку взаимодействие происходит между физическими лицами);

- риск оппортунистического поведения с обеих сторон;

- необходимость наличия достаточно большого количества участников, вовлеченных в закупки, что оправдывает использование этого механизма;

- высокие риски требуют компенсации в виде невысоких цен, что снижает привлекательность покупок для организаторов;

- зависимость закупок от колебаний курсов валют, что способствует повышению рисков.

Ключевыми в такой системе взаимодействия между участниками совместных закупок становятся:

- активное клиентское участие в цепи поставок;

- гибкость системы, ее чуткость к динамическим колебаниям;

- отсутствие ограничения в пространственных характеристиках рынка (ограничения касаются издержек, связанных с доставкой товара);

- существенная роль информации и знания на всех этапах реализации закупок и для всех участников.

Информация востребована в силу необходимости координации в сообществе, которое не характеризуется ни устойчивыми связями меду акторами, ни ощутимыми гарантиями. Выходом для агентов становится опыт и мнение других агентов, которые могут поделиться своим опытом. Оборотной стороной столь выгодного взаимодействия становятся высокие риски, которые в рамках традиционной электронной коммерции описываются как риски, связанные с использованием личной информации и риски, связанные с электронными платежами. Риски стратегии С2С дополняются оппортунистическим поведением игроков с обеих сторон, в результате чего покупатели сознательно уменьшают сумму покупок, исходя

из того, что рискуют сравнительно небольшой суммой, которая оплачивается предварительно.

Применительно к электронной цепи поставок (e-SC) традиционных фирм исследования показывают, что доверие и мошенничество становятся все более значимым вопросом в e-SC. Финни, Сан и Баркер (2005) исследовали доверие и жульничество в мультиагентной трейдинговой системе, включая цепь поставок. Многочисленные исследования подтверждают, что доверие позволяет получать выгоды всем участникам цепи. Например, по данным одного исследования, доверие смягчает риск и представление о неопределенности [9, с. 105 -136]. Альтернативные исследования утверждают, что доверие между торговыми партнерами генерирует скорость, быстроту и более низкие издержки [Turban et al., 2006, с. 281].

Таким образом, технологические изменения и созданная инфраструктура позволили беспрецедентно расширить возможности для фирм, нивелировав различия для крупных, средних и малых фирм. Последние получили выход на рынки, вне границ традиционно понимаемых рынков, кроме того, опыт такого взаимодействия, прежде всего межфирменного, на наш взгляд, способен сформировать основу для создания виртуальных организаций, реализующих проекты нового качества. Ценовые преимущества такой формы взаимодействия отягощены рисками, присутствие которых обусловлено характером взаимодействия в сетевых структурах, а также технологической компонентой. Элементы информационно-сетевой экономики в своем развитии требуют качественной и оперативной информации и определенный уровень развития институтов, в частности доверия.

Библиографический список (References)

1. Дятлов С.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование / С.А. Дятлов, В.П. Марьяненко, Т.А. Селищева. СПб.: Астерион, 2008.

Dyatlov S.A. (2008) Informatsionno-setevaya ekonomika: struktura, dinamika, regulirovaniye : monografiya [Information and network economy: structure, dynamics and regulation]. Sankt Petersburg: Asterion.

2. Калужский М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка. М.: Экономика, 2014. URL: http://www.aup.ru/books/m269/.

Kaluzhskiy M.L. (2014) Elektronnaya kommertsiya: marketingovyye seti i infrastruktura rynka [E-commerce: marketing network and market infrastructure]. Moscow: Ekonomika. P. 63, 167. URL: http://www.aup.ru/books/ m269/.

3. Broxis J. My Bank: Creating and launching a pan-European e-authorisation solution for e-commerce transactions // Journal of Payments Strategy & Systems. 2013. Vol. 6. №. 4. P. 345-351.

4. Delivering sustainability through supply chain distribution network redesign // Central european business review research papers. 2013. № 3. Vol. 2. Р. 22 - 29.

5. Jones M.A., Mothersbaugh D.L., Beatty S.E. Why Customers Stay: Measuring the Underlying Dimensions of Services Switching Costs and Managing Their Differential Strategic Outcomes // Journal of Business Research. 2002. № 55. P. 441 - 450.

6. Werbach K. Syndication The Emerging Model for Business in the Internet Era // HARVARD BUSINESS REVIEW 2000. May. P. 85.

Информационная безопасность регионов. 2015. № 3(20)

7. Li Zhoui, Qing-yi Chen. Evaluation of E-commerce Performance in SMEs based on Vector Auto Regression Model // International Journal of u-and e-Service, Science and Technology. Vol. 7. № 5 (2014). P. 151 - 160.

8. Pavlou P.A., Liang H., Xue Y. Understanding andMigrating Uncertainty in Online Exchange Relationships: A Principal-Agent Perspective. MIS Quarterly (31:1). 2007. P. 105 - 136.

9. Peter D. Lunn Telecommunications consumers: a behavioral economic analysis // The Jourmal of Consumer affairs. 2013. Vol. 47. № 1 (167). P. 167 - 189.

10. Qinqyu Zhang. E-supply Chain Technologies and Management. Arkansas: Arkansas State University, 2009. P. 172 - 173.

11. Ciechomski W. E-shops as a condition for the elolution of the trade // LogForum. Scientific Journal of Logistics. 2014. № 10 (1). P. 109 - 115.

12. Xavier P., Ypsilanti D. Switching Costs and Consumer Behavior: Implications for Telecommunications Regulation // Info. 2008. № 10 (4). P. 13 - 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.