УДК 796.5(571.5)
Т.Г. Бутова, С.В. Задевалова, В.И. Задевалов, С.П. Чумаченко ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
В статье приводятся факты, которые позволяют доказать необходимость формирования научной обоснованности, определение сущности нового вида туризма - экологического. На основе развития туризма в Восточной Сибири авторами выявляются основные причины слабого развития внутреннего, в том числе экологического, туризма.
Ключевые слова: экологический туризм, рекреационная система.
T.G. Butova, S.V. Zadevalova, V.I. Zadevalov, S.P. Chumachenko THE ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN EASTERN SIBERIA
This article provides the facts which allow to prove the necessity of formation the scientic foundation and definition of the essence of new form of tourism, that is - ecological one. Basing on the development of tourism in Eastern Siberia, the authors reveal the main reasons of low level of development of domestic, including ecological, tourism.
Keywords: ecological tourism, recreational system.
В специальной экономической литературе в настоящее время становится актуальным обсуждение перспектив развития экологического туризма. Отмечается его высокий потенциал, однако практика показывает его слабое развитие в России. В целом состояние данного вида туризма можно охарактеризовать как «требующее глубокого исследования и разработки перспективных направлений развития». Поддерживая эту точку зрения, мы определяем как научные, так и прикладные проблемы сложившейся ситуации [7].
На наш взгляд, одной из проблем такой ситуации является отсутствие научно обоснованного подхода к определению сущности понятия «экологический туризм». Интервьюирование потребителей и работников туристической отрасли Восточной Сибири показало, что чаще всего под экологическим туризмом понимается туризм, не наносящий вреда природе. Большинство опрошенных под вредом понимает выброс мусора, вырубку лесов, загрязнение водоемов в окружающей среде. Это, безусловно, верное, но не исчерпывающее определение. Например, у многих потребителей имеется твердое, ничем не обоснованное ощущение, что туристы в кедах, джинсах и с гитарами, ночующие у костра под открытым небом, принесут природе меньше вреда, чем те туристы, которые используют в путешествиях блага цивилизации в виде хороших машин и удобного жилья.
Для определения авторского подхода к сущности понятия «экологический туризм» был проведен контент-анализ существующих в литературе определений. Приведем примеры некоторых из них.
С точки зрения американского ученого T. Whelan, под экологическим туризмом понимаются путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получения представления о природных и культурноэтнографических особенностях данной территории, т.е. подход, основанный на мотивах, потребностях людей [9].
ВТО на сегодняшний день под экологическим туризмом понимает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе [6].
Американская ассоциация экотуризма понимает целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостности экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей [8].
Российские авторы Г.С. Гужин, М.Ю. Беликов, Е.В. Клименко понимают под экологическим туризмом путешествие, в основе которого лежит забота об окружающей среде и на первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов [1].
Экологический туризм создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению. Если расшифровать это краткое определение, станет понятно: для того чтобы заслужить право назы-
ваться экологическим, туризм должен соответствовать весьма жестким требованиям [2].
Тур или маршрут экологичен, если экологичен транспорт, которым пользуются туристы, пища экологически чиста и полезна, в рационе присутствуют местные продукты, квалифицированные гиды ведут туристов по интересным и экологически благоприятным природным и культурным ландшафтам. Отели, кемпинги и другие места отдыха, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не обезображивают облик окрестного ландшафта. Отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и сбросы очищаются, твердые бытовые отходы утилизируются. В программу тура включается посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехноло-гичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими особенностями. Мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, но собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологическую переработку. Привалы и особенно костры устраивают-
ся только в специально оборудованных местах. Грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только там, где это разрешено. Местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства. Туристы с уважением относятся к местным культурным традициям, стремятся изучить и понять их, доступными способами участвуют в решении местных экологических проблем.
Из такого описания становится ясно, что потребительское представление об экологическом туризме - это совсем не обязательно тяжелое путешествие в горы или в лес с неподъемным рюкзаком. Экотуризм может быть достаточно комфортным, но при этом его организаторы и участники понимают, что суперкомфорт любой ценой, особенно среди девственной природы, -недопустимое расточительство.
С помощью проведенного анализа мы определили несколько подходов к определению сущности экологического туризма: когнитивный и поведенческий (таблица 1).
Таблица 1
Подходы к определению сущности понятия «Экологический туризм»
Подходы Авторы ' -— Когнитивный подход ( пассивный) Поведенческий подход (активный)
T.Whelan USA, 1991 Основанный на мотивах, потребностях людей
USA Ecotourism Society, 1994 Основанный на воспитании экологического поведения
WTO, 2001 Основная мотивация туристов -наблюдение и приобщение к природе
Г.С. Гужин, М.Ю. Беликов, 1997 Основан на заботе об окружающей среде, организация поездок с ограниченным числом участников с целью реализации различных проектов охраны
Основным мотивом удовлетворения потребностей людей при когнитивном подходе является получение знаний о природных и культурноэтнографических особенностях экологических территорий. Когнитивный подход представляет собой отражение пассивного поведения потребителей (в частности созерцание, восприятие и пр.). К данному подходу можно отнести определение T. Whelan и определение, которое дало ВТО. Поведенческий подход заключается в том,
что основным мотивом удовлетворения потребностей людей является получение навыков взаимодействия с природой без причинения ущерба. Такой подход можно отнести к активному. Он представляет собой отражение активного поведения потребителей в деле поддержания экологической безопасности в жизнедеятельности человека. К такому подходу можно отнести определения Г.С. Гужина, М.Ю. Бели-
кова, а также определение американской ассоциации экотуризма.
На наш взгляд, при определении сущности экологического туризма необходимо использовать синтетический подход. Экологический туризм - сфера деятельности, предоставление услуг по организации путешествий людей в экологически чистые территории с целью удовлетворения потребностей людей в познании действительности на основе формирования экологического поведения. Также к научной проблеме, по нашему мнению, относится определение понятия экологически чистых территорий. В настоящее время при широком использовании данной дефиниции в повседневной жизни научное обоснование понятия и критерии отнесения территорий к экологически чистым в российской экономике отсутствуют. Данная проблема требует глубокого научного изучения.
Ко второй группе проблем отнесем практические проблемы, к которым относятся:
• отсутствие нормативно-правовой базы;
• недостаточно развитая инфраструктура;
• отсутствие продвижения и позиционирования туристических возможностей;
• нехватка квалифицированных кадров.
Все перечисленные проблемы характерны и
для Восточной Сибири. Республика Бурятия, Красноярский край обладают мощнейшими реальными и потенциальными туристическими ресурсами, культурным и историческим наследием, т.е. объектами, которые способны генерировать активный интерес у отечественных и иностранных туристов. Природа Восточной Сибири предоставляет большие потенциальные возможности для развития экологического туризма [10].
Уникальные туристские ресурсы способны составить высокоэффективный экологический туристский продукт, который практически не используется по причинам информационного вакуума в силу отсутствия системы продвижения продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках.
Республика Бурятия, Красноярский край обладают большой экологической привлекательностью, что обусловливается уникальным комплексом туристских ресурсов. Эти ресурсы складываются из совокупности важных факторов, таких как:
1) историческое и культурное наследие региона, неразрывно связанное с историей и культурой всей России;
2) географическое положение территории как отправной точки экологических маршрутов
по Сибири, городам Дальнего Востока, странам Азиатско-Тихоокеанского региона;
3) место проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей, способствующее развитию в регионе делового и событийного туризма;
4) место проведения международных соревнований по различным видам спорта;
5) наличие привлекательных природных ресурсов [7].
Богатейшие природные ресурсы дают возможность развивать в Восточной Сибири практически все виды туризма, в том числе и экологического. Здесь в изобилии есть все, что требуется для активного отдыха. Большая часть территории - это леса, прежде всего таежные. Вода
- любая: озеро Байкал; реки, в том числе гордость Красноярского края - самая полноводная река России - Енисей-батюшка; многочисленные живописные озера с лечебными грязями; моря, в том числе рукотворное - Красноярское; водопады, самое большое количество водопадов на единицу территории и самый большой в России водопад - Кинзелюкский. Сказочно красивы горы. Пещеры. В Бурятии это знаменитая Долганская яма в Баунтовском районе, пещера Кальцитовая Прибайкальского района, пещеры Окинского района. В Красноярском крае открыто свыше 150 пещер, большинство из которых -настоящие шедевры природы. Среди них самая длинная в стране - пещера Большая Орешная (50 км). Некоторые имеют глубину свыше 200 м. Летом в Восточной Сибири очень популярны всевозможные водные виды отдыха: сплавы различной категории сложности по рекам Снежная, Китой, Урик, Зун-Мурино, Мана, Нижняя и Подкаменная Тунгуска, Амыл, Оя, Кан, Сисим, Ус; виндсерфинг на великолепных озерах; круизы, плавания на яхтах [3].
В 2008 г. в сфере туризма произошел ряд серьезных изменений. Во-первых, был принят новый федеральный закон о туристической деятельности.
Во-вторых, Правительством РФ было принято решение о создании семи туристско-рекреационных зон, создании единой рекреационной системы, в которых туризм будет развиваться при поддержке государства. На наш взгляд, развитие экологического туризма невозможно без государственного краевого/ республиканского регулирования [5].
Первым шагом в формировании региональной рекреационной политики является разработка Концепции развития туризма территории. Цель концепции - определение стратегии и ос-
новных направлений деятельности по становлению и развитию индустрии туризма территории, в частности экологического.
Механизмом реализации положений концепции служит проект отраслевой программы развития туризма, в частности экологического. Основными ее целями являются:
• позиционирование региона как центра туризма Сибири, как инициатора и координатора межрегиональных проектов в сфере туризма, демонстрирующего возможности эффективного государственного управления данной отраслью;
• создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса [7].
Несмотря на то, что Республика Бурятия, Красноярский край располагают уникальными туристическими ресурсами для развития экологического туризма, однако используют их совершенно недостаточно. Это объясняется, на наш взгляд, рядом причин.
Во-первых, отсутствует региональная нормативно-правовая база в сфере внутреннего туризма, в частности экологического. Нужна серьезная научная проработка маршрутов, разработка экологических карт, технология очистки маршрутов от бытовых отходов, появление которых неизбежно. При планировании маршрутов необходимо учитывать не только интерес туристов, но и способность участка природы пропустить через себя определенное количество людей, необходима работа специализированных научных учреждений. Кто этим будет заниматься, не совсем понятно. Во всяком случае обычному туристическому агентству подобная работа явно не под силу [11].
Во-вторых, недостаточно развита региональная туристическая инфраструктура, не созданы предприятия малого и среднего бизнеса, составляющие большинство субъектов рынка экологического туризма. На сегодняшний день нет такой инфраструктуры, которая позволила бы развиваться экологическому туризму, как среди местного населения, так и среди приезжих туристов. Отсутствие хороших гостиниц, баз отдыха, позволяющих принимать гостей в любое время года, вызывает отсутствие предложения со стороны туристических компаний [7].
В-третьих, низкое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии, которые определяются дефицитом квалифицированных кадров. Очень серьезную проблему представляет отсутствие квалифицированных проводников. Проводник или гид в экотуризме -совершенно специфическая профессия. С одной
стороны, он должен хорошо знать тайгу, реки и горы и особенности обеспечения жизнедеятельности человека в природных условиях. С другой
- обладать солидной научной эрудицией, уметь пользоваться современными техническими средствами связи и транспорта, владеть иностранными языками. Понятно, что таких специалистов нужно готовить специально [9].
В-четвертых, отсутствует система позиционирования и продвижения туристических возможностей в регионе. Нет соответствующего информационного поля (сайты, информационные центры, специализированные печатные издания), туристического бренда, системы продвижения туристических возможностей через участие в международных и российских специализированных выставках, в проектах телевизионных компаний, печатных изданий и т. д.
До тех пор, пока туристы сталкиваются с неподготовленными кадрами, плохим номерным фондом, проблемным сервисом и т.д., продвижение по большому счету бессмысленно. Поэтому в первую очередь необходимо решать проблемы инфраструктуры и подготовки кадров [10].
Основная причина отсутствия интереса к региону со стороны туристов - разобщенность усилий представителей туристического бизнеса и местной власти в формировании положительного имиджа территории как туристического региона.
В-пятых, неэффективна система межотраслевого взаимодействия. Условно контингент потенциальных туристов можно разбить на три категории: это прибывшие из-за рубежа, местное население с высоким уровнем дохода и местное население с доходами среднего и ниже среднего уровней. То есть для увеличения потока туристов нужно выработать генеральную идею, которая стала бы привлекательной для развития экологического туризма. Желающие отдохнуть должны четко знать, ради чего им стоит проделывать путь длиной в тысячи километров. Ежегодно в регионе проходят туристические выставки. На наш взгляд, это хорошая поддержка не только для туроператоров, но и в принципе для представителей малого бизнеса, работающих в индустрии гостеприимства.
В этой связи рассмотрим предлагаемый нами комплекс стратегических мероприятий в области развития рекреационного хозяйства региона, при этом необходимо:
1) Создать единое рекламно-информа-
ционное поле по обеспечению туризма, единую региональную деятельность, ассоциацию
рекреационных учреждений различной функциональной направленности с целью включения туристических региональных организаций в федеральные и мировые туристические цепочки.
2) Перепрофилировать целый ряд рекреационных учреждений из одного вида деятельности в другой (лагеря отдыха, работающие не на полную мощность или нефункционирующие - в кемпинги, базы отдыха, пользующиеся большим спросом у отдыхающих). На территории много заброшенных детских лагерей, которые прекратили свою деятельность из-за нехватки денежных средств, но которые не распродаются под частную собственность.
3) Создать сеть аналогичных предприятий с приглашением в них стратегических сторонних инвесторов, готовых оставаться на предприятии до полного проявления ожидаемых от эксплуатации объекта рекреации или продажи рекреационного продукта денежных потоков (такие инвесторы, как правило, требуют контроля над предприятием);
4) Организовать процесс объединения организационно-правовых структур, обладающих новыми технологиями в области рекреации, но не способными их доработать и освоить по ним выпуск рекреационного продукта с более мощными компаниями.
К сожалению, следует отметить, что в настоящее время реализация мероприятий по поддержанию экологического туризма не эффективна и одной из проблем является слабое использование науки. На наш взгляд, в области
экологического туризма мы видим необходимость серьезных научных исследований.
Литература
1. Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме: учеб. пособие. - Краснодар, 1997.
2. Кекушев В.П., Сергеев В.П., Степаницкий В.Б. Основы менеджмента экологического туризма: учеб. пособие. - М., 2001.
3. Панов И.Н. Экологический туризм и его роль в устойчивом развитии территорий // Вестник МГУ. Сер. 5. 1998. № 6.
4. Мамаева Н.Н. Экологический туризм: определение понятия. URL:
http://ecoinf.uran/content/1intro/part2/shtml
5. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от
30.12.2008 N 309-Ф3, от 28.06.2009 N 123-Ф3, от
27.12.2009 N 365-ФЗ).
6. Экотуристский рынок Германии. Специальный доклад ВТО № 10. Мадрид, 2001.
7. Яброва О.А. Стратегические мероприятия по развитию рекреационного комплекса Красноярского края // Проблемы современной экономики. - 2009. -№2 (26).
8. Ecotourism Society, 1994. Western D. Defining Ecotourism // Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. The Ecotourism Society, North Bennington, USA, 1993.
9. Whelan T. Nature Tourism. Managing for the Environment. Island Press, 1991.
10. www.russiatourism.ru (дата обращения
14.05.2010 г.)
11. www.krasfair.ru (ред. от 11.04.2010 г.)
Бутова Татьяна Георгиевна, доктор экономических наук, профессор, Институт экономики, управления и природопользования ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет. E-mail: [email protected],
Butova Tatiana Georgievna, doctor of economic sciences, professor, Institute of Economics, Management and Natural Resources Management, FGOU VPO Siberian Federal University.
Задевалова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета. E-mail: zadevalova. [email protected]
Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, Buryat State University.
Задевалов Валентин Игоревич, магистр кафедры «Управление производством» Сибирского федерального университета. 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79. Тел. 8(391)244-67-59.
Zadevalov Valentin Igorevich, M.S., department of management of production, Siberian Federal University.
Чумаченко Светлана Петровна, магистр кафедры «Управление производством» Сибирского федерального университета. 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79. Тел. 8(391)244-67-59.
Chumachenko Svetlana Petrovna, M.S., department of management of production, Siberian Federal University.