стабильность в экологическом балансе территории, но и сформировать качественно новую инфраструктуру туризма, стимулирующую развитие территориальных форм охраны и вовлечение местного населения в процесс устойчивого использования, сохранения и восстановления элементов окружающей среды.
Литература
1. Амарова О.Г. Туризм и экология: аспекты взаимодействия. Опыт решения проблем устойчивого экологического развития туризма в России. - С. 231-233.
2. Галимов Г.Я., Садовский В.А., Бобылев В.П. Надежность как фактор безопастности на железнодорожном транспорте // Вестник Бурятского госуниверситета. 2012. Спецвыпуск В. С. 125-127.
3. Дроздов А.В. Как организовать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. М.: Эколого-просвети-тельский центр «Заповедники», 2000. 157 с.
4. URL: http://www.wwf.ru.
5. Руденко И.А. Природное наследие и экологический туризм: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2004. С. 45-51.
6. Об особо охраняемых природных территориях - ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ф3 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).
7. Храбовченко В.В. Экологический туризм: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.
8. Оценка репрезентативности, состояния и потенциальных угроз системе особо охраняемых природных территорий России / Яницкая Т.О. и др. URL: оорі Ыо/риЬНсайошМиЬтт.Йт!
Задевалова Мария Игоревна, ассистент кафедры экологии и природной физики Российского государственного гидрометеорологического университета, г. Санкт-Петербург. E-mail: Zadevalova.svetlana@yandex.ru
Zadevalova Maria Igorevna, assistant, department of ecology and natural physics, Russian State Hydrometeorological University. Saint Petersburg. Ph.
УДК 796.5
© С.В. Задевалова, Т.Г. Бутова, В.И. Задевалов ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
В статье рассмотрены проблемы развития туризма в регионах Сибири, показано экономическое и социальное значение туризма для устойчивого развития территорий, раскрыта актуальность и обозначены проблемы развития экологического туризма в регионах. В качестве одной из проблем такой методики определена необходимость формирования адаптивных к особенностям территорий методик оценки соответствия территорий требованиям экологического туризма, предложены классификационные признаки оценки экотурист-ского потенциала туристских территорий г. Красноярска
Ключевые слова: устойчивое развитие регионов, экотуризм, методика оценки экотуристского потенциала.
S.V. Zadevalova, T.G. Butova, V.I. Zadevalov
ECOTOURISM AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES
In the article the issues of tourism development in the regions of Saberia are considered, the economic and social meaning of tourism for sustainable development of territories is shown, the topicality is revealed and problems of ecotourism development in regions are defined. As one of the problems of such methodology a necessity of formation the methods of assessment has been defined, they should be adaptive to peculiarities of territories correspondent to requirements of ecological tourism, the assessment qualifying features of ecotourism potential of Krasnoyarsk area have been proposed.
Keywords: sustainable development of regions, ecotourism, methodology of ecological potential assessment.
Усиление внимания развитию туризма в российских регионах обусловлено высоким туристическим потенциалом, который в большинстве регионов России используется слабо. Данные статистики свидетельствуют о наличии дисбаланса туристских потоков международного и внутреннего туризма. По данным в 2010 г. доля туристских путевок населению зарубежные страны составила 77,4% [4]. В восточных и се-
верных регионах структура продаж турпутевок еще более смещена в сторону экспорта туристов. Анализ предпочтений россиян показал, что только 60% отдыхали на Родине. Между тем, в развитых странах на долю внутреннего туризма приходится 80-90% поездок. Кроме того, дисбаланс туристских потоков отмечается и по регионам России, среди которых на долю Восточной Сибири, Дальнего Востока, Севера России при-
ходится 6% туристов, дестинации Юга России, Москвы и Санкт-Петербурга являются лидерами по приему туристов, свой или соседний район посещают 14% туристов [4].
Между тем развитие российского туризма может происходить за счет роста туристского потока не только в европейские, но восточные и северные территории России. Потенциал туризма в развитии восточных территорий нашел отражение в программных документах. В «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» одним из приоритетов развития сибирских регионов является развитие услуг туристско-рекреационной сферы, расширение сети особо охраняемых территорий, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в смежных туризму отраслях [2]. Однако, несмотря на принятие достаточного количества федеральных документов, развитие туризма в регионах Сибири и Дальнего Востока не отвечает требованиям стратегических задач развития территорий и имеющегося потенциала.
На наш взгляд, одной из проблем низкого внимания местных органов власти является слабая мотивация развития туризма. Чаще всего на уровне муниципалитетов складывается отношение к туризму как сфере внимания туристического бизнеса и государства или регионов, нет видения экономической и социальной эффективности, рассчитываемой по научно-обоснованным методикам. Несмотря на то что мировая общественность провозглашает туризм как экономический феномен, имеющий высокие темпы роста, и призывает содействовать инвестициям в туризм как фактору устойчивого развития, в большинстве российских регионов в муниципальных образованиях документы по развитию носят декларативный характер [5].
В итоговом документе конференции ООН по устойчивому развитию РИО-20, проведенной в Рио-де-Жанейро в 2012 г., указывается, что устойчивый туризм может вносить значительный вклад в развитие, может обеспечивать создание рабочих мест и открывать возможности в области торговли, ведет к повышению благосостояния, создания источников дохода в местных общинах, оказывая поддержку местной экономике, а также улучшению среды обитания человека и естественной среды в целом. В итоговом документе к устойчивому туризму отнесены экотуризм и культурный туризм [3, с. 31].
Анализ публикаций по проблемам развития туризма показывает интерес к исследованию экотуризма, который можно объяснить и модным трендом и практической актуальностью
темы. Существует достаточно много определений данного понятия. Нами будет использовано определение экологического туризма как особой формы путешествий, в которых отдых на природе сочетается с познанием ее объектов и явлений. Термин экотуризм был предложен мексиканским экономистом-экологом Гектором Це-баллос-Ласкурьей в 1980-е гг., когда в приоритетах туристов наметились явные перемены. Вместо жаркого солнца все чаще предпочтение стало отдаваться тенистым лесам, а вместо больших городов - поселениями традиционных народностей [8].
Внимание к развитию экотуризма в регионах Сибири обусловлено сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией. Современная экологическая обстановка в Красноярском крае, формируемая под воздействием природных и антропогенных факторов, характеризуется проявлением экологических проблем. Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, строительных и других видов работ. Отсутствует эффективная система реабилитации территорий, освобождаемых в результате ликвидации экологически опасных производств, несанкционированных свалок, а также контроля и приемки рекультивированных земель. Жители городов обеспечены зелеными насаждениями ниже нормативных требований. В связи с развитием г. Красноярска происходит уменьшение его пригородной зеленой зоны, выполняющей средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Площадь особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае составляет 7,2 % от площади региона, что значительно ниже общероссийского показателя - 11,8 % и рекомендованного на Конференции стран-участниц Конвенции ООН по биоразнообразию 2010 г. (17 %) [7].
Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты [1]. Отметим, что
нормы действующего законодательства не содержат запрета на приватизацию земельных участков рекреационного назначения, что приносит колоссальный вред не только экотуризму, но и экологии в целом.
Наибольшим потенциалом в развитии экологического туризма обладают ООПТ, однако есть необходимость в выборе приоритетных направлений для развития экотуризма. В настоящее время существуют методики оценки рекреационного и экологического потенциала территорий. Однако методики оценки соответствия территорий экотуризму встречаются крайне редко.
Развитие экотуризма требует оценки туристского экопотенциала территорий. Классические методы оценки рекреационного потенциала не могут быть использованы, так как планирование развития рекреационной деятельности будет сдерживаться природоохранным режимом тер-
риторий. Рекреационный потенциал уникальных уголков природы, каковыми является большая часть заповедных территорий, всегда будет привлекателен для отдыхающих. Поэтому для формирования экотуристских троп необходима адаптированная к особенностям заповедного режима и методам управления экотуристской деятельностью на охраняемых территориях методика оценки экотуристского потенциала территорий.
Формирование такой методики требует определения классификационных признаков оценки экотуристского потенциала. Е.А. Котляров объединяет их в три группы:
1. Первичные, включающие природные условия и ресурсы;
2. Вторичные, включающие социальнокультурные условия и ресурсы;
3. Лимитирующие условия (табл. 1) [6].
Таблица 1
Классификационные признаки оценки экотуристского потенциала территорий
Первичные Вторичные Лимитирующие
Аттрактивность элементов ландшафта (горы, реки, пруды, ледники и др.) Близость к аэропорту или туристскому центру Опасные природные явления (камнепады, селевые потоки, карст и т.д.)
Биоразнообразие Длительность и комфортность путешествия в пункт назначения (наличие аэродрома, состояние дорог) Опасные или ядовитые виды животных
Наличие крупных видов животных Наличие других природных достопримечательностей в месте временного пребывания Кровососущие и паразитические насекомые
Интересные формы растительности Местные обычаи, этнография, сохранение традиционного уклада жизни Наличие ядовитых растений
Возможности для отдыха (пляж, река, водопад) Наличие системы оказания базовых медицинских услуг -
Благоприятные климатические параметры Наличие благоустроенных элементов инфраструктуры -
Исследуя проблемы развития экотуризма в городах, в частности в Красноярске, авторы, используя методику Е.А. Котлярова, столкнулись с проблемой ее использования для оценки потенциала экотуризма в Красноярске.
Методика требует адаптации критериев для оценки туристского потенциала экологоориентированных природных объектов, располагающихся на территории города. На первом этапе были проанализированы признаки и про-
ведена их оценка на соответствие признакам экотуризма г. Красноярска.
Например, для туристских прогулок по экотропам города были рассмотрены элементы ат-трактивности городского ландшафта - горы, реки, пруды, ледники и др. Для некоторых городов эти признаки не соответствуют их состоянию или, наоборот, недостаточны для существующего потенциала.
Для определения признаков соответствия туристских территорий требованиям экотуризму
было использовано определение сущности экотуризма, в котором основными действиями потребителей является отдых на природе в сочетании с познанием ее объектов и явлений.
На основе анализа имеющихся в г. Красноярске природных ресурсов и рекреационных возможностей были определены такие признаки как, благоприятные климатические параметры, экологическая аттрактивность элементов, рек-
Следующим этапом должна стать экспертная оценка признаков, а также наполнение и корректировка элементов, после чего будет проведена оценка территорий г. Красноярска на соответствие экологическим требованиям.
Литература
1. О земельных ресурсах // СЗ РФ. №3543 от 2004 г.
2.Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-Р].
3. Будущее, которого мы хотим: итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г.: [электронный ресурс]: http://daccess-dds-ny.un.org (дата обращения: 05.03.2013).
реационные возможности, биоразнообразие, наличие природных памятников, культура. Такой сравнительный анализ позволил адаптировать методику Е.А. Котлярова для оценки экотурист-ского потенциала города Красноярска.
Сохраняя три группы признаков, были изменены те, которые не соответствуют требованиям городского экотуризма (табл. 2).
4. Бymовa Т.Г., Тepeщeнко Н.Н., Mymовuн С.И. Туристско-рекреационный потенциал развития Красноярского края // ЭПИ «Сервис в России и за рубежом» - №11(38). -2012. http://old.rguts.ru/electronic_journal (дата обращения:
17.11.2012).
5. Бymовa Т.Г., Мушс/вин С.И., Судьин К.Н. Туризм как фактор устойчивого развития территорий/ // эл. научный журнал «Сервис в России и за рубежом». №3 (41). 2013. [электронный ресурс]: www.rguts.ru. (дата обращения:
12.03.2013).
6. Ксmляpсв Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. М.: Мысль, 1978. 238 с
7. Кpacнсяpcк: экологические очерки: монография / Р.Г. Хлебопрос, О.В. Тасейко, Ю.Д. Иванова, С.В. Михай-люта. Красноярск: Изд-во Сиб. фед. ун-та, 2012. 130 с.
8. URL: http:// turizmpomiru.ru/ekologiyz-priroda (дата обращения: 15.03.2013).
Таблица 2
Клaccuфuкaцuонныe npuзнaкu оценки экоmypucmcкого nоmeнцuaлa г. Кpacнояpcкa
Первичные Вторичные Лимитирующие
Благоприятные климатические параметры Роза ветров, заливы Опасные природные явления: наводнения, сложные переходы
Экологическая аттрактивность элементов ландшафта: горы, реки, пруды, естественные парки, пещеры Комфортность путешествий: наличие и состояние дорог, транспортная доступность Экологическое состояние земель, лесов, вод, атмосферного воздуха
Рекреационные возможности: пляжи, экотропы Наличие благоустроенных элементов инфраструктуры, информационное обеспечение Загрязненность рекреационных зон: экологически грязные выбросы, сбросы
Биоразнообразие: растения, безопасные животные Наличие возможности оказания скорой медицинской помощи Опасные и ядовитые виды растений, животных, кровососущие и паразитические насекомые
Природные памятники Сохранение экологической безопасности
Культура: местные обычаи, сохранение традиционного уклада жизни Знание языка, местных обычаев
Задевалова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма, факультета физической культуры спорта и туризма, Бурятского государственного университета. E-mail: zadevalova. svetlana@yandex.ru
Бутова Татьяна Георгиевна, доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. E-mail: tgbutova@mail.ru
Задевалов Валентин Игоревич, магистрант программы «Маркетинг менеджмент в сфере услуг» Сибирский федеральный университет. E-mail: vvalentinn@yandex.ru
Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, E-mail: zadevalova.svetlana @ yandex.ru
Butova Tatyana Georgievna, doctor of economic sciences, professor, deputy director, Institute of Physical Culture, Sport and Tourism, Siberian Federal University. E-mail: tgbutova@mail.ru
Zadevalov Valentin Igorevich, graduate student, program “Marketing, management in the sphere of services”, Siberian Federal University. E-mail: vvalentinn@yandex.ru
УДК 373.3
© Н.М. Захарова, А.В. Баранов
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
В статье рассмотрена проблема экологического воспитания личности, определены основные требования к разработке экологических игр для уроков физической культуры в младших классах.
Ключевые слова: принципы экологического воспитания, классификация экологических игр, экологические формы, экологическая культура школьников, экологическая компетентность.
N.M. Zakharova, A.V. Baranov ECOLOGICAL EDUCATION OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS IN ZABAIKALSKY TERRITORY
In the article the problem of ecological education of a person is considered, basic demands for designing the ecological games for physical training lessons in elementary school are determined.
Keywords: principles of ecological education, classification of ecological games, ecological forms, ecological culture of pupils, ecological competence.
В связи с ухудшением экологической ситуации все большее значение имеет воспитание экологической культуры на всех этапах развития личности.
Как показывают исследования Г.Б. Барышникова, основную причину затруднений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания.
Для успешной реализации педагогических технологий экологического воспитания требуется соблюдать несколько принципов [1]:
- соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы психики);
- строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития;
- обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту;
- социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики);
- субъектность (ребенок является активным участником экологической деятельности);
- учет региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации;
- повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры и ролевые экологические игры [3].
Рассмотрим каким же образом экологические игры на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте позволяют реализовать обозначенные принципы успешного экологического воспитания младших школьников.
Для реализации целостного подхода экологического воспитания наиболее благоприятная обстановка создается на уроках физической культуры посредством экологических игр, т.к. в данном случае воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы гарантировано, параллельно с этим происходит и физическое развитие ребенка.
Однако при разработке экологических игр для уроков физической культуры необходимо учитывать возрастные особенности, при этом