Научная статья на тему 'Проблемы развития единого Евразийского научно-образовательного пространства'

Проблемы развития единого Евразийского научно-образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROCESSES IN THE COUNTRIES OF EURASIAN ECONOMIC UNION / INTEGRATIVE PROCESSES / DEVELOPMENT THE UNITED SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL AREA / MULTIPLICITY EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локян Арсен Багдасарович

В статье рассматривается специфика развития научно-образовательных процессов в странах Евразийского экономического союза. Выдвигаются основные задачи для развития единого научно-образовательного пространства. Отмечается, что совместные усилия всех стран в данном направлении приведут к мультипликативному эффекту, и формирование единого образовательного пространства станет более реалистичным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Development of Common Eurasian Scientific and Educational Space

The article touches upon the peculiarities of development of scientific and educational processes in the countries of Eurasian Economic Union. Main tasks are promoted for developing the united scientific and educational area are promoted. It mentions that joint efforts of all countries toward the given direction will lead to multiplicity effect, and formation of united educational area will become more realistic.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития единого Евразийского научно-образовательного пространства»

ё Локян А. Б.

| Проблемы развития единого евразийского - научно-образовательного пространства

Локян Арсен Багдасарович

Ректор Академии государственного управления Республики Армения Научный руководитель программы «Исследовательский центр управления науки» Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук arsen.lokyan@paara.am

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается специфика развития научно-образовательных процессов в странах Евразийского экономического союза. Выдвигаются основные задачи для развития единого научно-образовательного пространства. Отмечается, что совместные усилия всех стран в данном направлении приведут к мультипликативному эффекту, и формирование единого образовательного пространства станет более реалистичным.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

научно-образовательные процессы в странах Евразийского экономического союза, интеграционные процессы, развитие единого научно-образовательного пространства, мультипликативный эффект

Lokyan A. B.

Problems of Development of Common Eurasian Scientific and Educational Space Lokyan Arsen Bagdasarovich

Rector of the Public Administration Academy of the RA,

Scientific Supervisor of the «Research Centre of the Management of Science», Phd in Medical Sciences, Doctor of Psychological Sciences arsen.lokyan@paara.am

ABSTRACT

The article touches upon the peculiarities of development of scientific and educational processes in the countries of Eurasian Economic Union. Main tasks are promoted for developing the united scientific and educational area are promoted. It mentions that joint efforts of all countries toward the given direction will lead to multiplicity effect, and formation of united educational area will become more realistic.

KEYWORDS

scientific and educational processes in the countries of Eurasian Economic Union, integrative processes, development the united scientific and educational area, multiplicity effect

В свете быстро меняющейся геополитической реальности становятся достаточно актуальными вопросы, связанные с модернизацией системы образования и предоставлением образовательных услуг в соответствии с вызовами современности. Это становится актуальнее в условиях формирования между различными странами экономических и политических объединений, где интеграционные процессы не могут быть полностью реализованы без интеграции научно-образовательной сферы.

В современном мире ни одно государство, каким бы мощным экономическим и политическим потенциалом оно ни обладало, не способно самостоятельно противостоять глобальным вызовам и угрозам.

Самоизоляция от мирового научно-образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования и науки, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

В современных условиях образование становится одним из факторов экономического успеха государств, определяет уровень и качество жизни людей, перспективы освоения новых технологических возможностей. Для создания конкурентоспособной экономики, мощного инновационного экономического прорыва необходимы специально подготовленные, имеющие высокую квалификацию кадры всех уровней. Ведь именно человеческий капитал является решающим двигателем развития экономики.

В этом аспекте для стран Евразийского экономического союза (ЕЭС) приоритетными направ- ^ лениями считаются развитие научно-образовательной сферы и необходимость в совместном □= поиске решения существующих проблем. <

Формирование единого евразийского научно-образовательного пространства — явление не- Е избежное и взаимно полезное для каждой из стран.

Создание единого образовательного пространства диктуется происходящими в современном мире объективными процессами, которые направлены на объединение сил в освоении экономических, информационных, технологических и других пространств, что необходимо для дальнейшего прогресса.

Создание общего образовательного пространства в Евразийском экономическом сообществе позволит беспрепятственно получать образование в учебных заведениях государств-партнеров. При этом необходимо создать такую систему образования, которая могла бы оперативно реагировать на происходящие социально-экономические изменения в наших странах, эффективно адаптироваться к изменяющимся жизненным реалиям, позволила бы постоянно повышать уровень квалификации кадров.

При разработке образовательных программ все больше начинают учитываться психологические, культурно-ценностные, этические, социальные, педагогические, эстетические и индивидуально-личностные мотивы, характеристики и факторы человеческой деятельности и поведения, связанные с получением новых результатов (И. Б. Новик, В. А. Штофф, И. И. Ревзин, В. С. Тюхтин, Б. С. Гряз-нов, Б. А. Глинский и др.). Именно с помощью инновационных технологий удается сформировать такие модели обучения, в которых адекватно сможет реализоваться творческий потенциал личности. Все это весьма расширяет познавательные возможности человека, существенно раздвигает его духовные горизонты и обеспечивает более ясное видение реальности [1, c. 36]. Актуальна в этой связи консолидация образовательных технологий, социально-экономических и культурно-психологических механизмов, направленных на выявление и решение проблем развития интеграционных и инновационных процессов Евразийского Сообщества.

Единое образовательное пространство может обеспечить благодатную почву для объединения людей в решении общезначимых проблем.

В конечном счете у нас схожие проблемы, которые предопределяются разрешением аналогичных проблем. Можно выделить такие общие характеристики, как общее прошлое, появление негосударственных коммерческих вузов, похожие проблемы, связанные с переходом на трехуровневую систему (бакалавр-магистр-доктор), проблемы гармонизации старой системы (кандидатской и докторской) с новой системой (магистерской и докторской PhD), актуальность развития и совершенствования форм международного и межвузовского сотрудничества и т. д.

К настоящему моменту практически все страны СНГ участвуют в Болонском процессе, видя в этом возможность приближения своих систем высшего образования к мировым стандартам.

В Законе РА «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отражены положения, соответствующие принципам Болонского процесса, в том числе таким, как внедрение системы кредитных единиц, оценка знаний и качества образования по международным показателям, взаимопризнание дипломов и квалификационных степеней высшего образования Армении и их сопоставление с европейскими, расширение мобильности студентов и преподавателей1.

Несомненно, участие в Болонском процессе имеет свои плюсы, и при правильном подходе может сыграть положительную роль в развитии единого евразийского научно-образовательного пространства.

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов — еще одно преимущество Болонского процесса. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру и доступность источников финансирования, что, к сожалению, далеко не всегда реально.

Несмотря на то, что между некоторыми странами Евразийского экономического союза существуют межгосударственные соглашения по признанию документов об образовании и расширению академической мобильности, тем не менее это не носит всеобщий характер и относится не ко всем странам Евразийского союза.

Еще одна проблема, студенты желающие обучаться по академической мобильности предпочитают западные вузы. В настоящее время в странах Евразийского союза мобильность достаточно ограничена. И задача эта не должна выпадать из поля зрения. Кроме того, слабо развивается практика одновременного получения двух дипломов об образовании.

1 Закон РА «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

ш В значительной степени это является следствием отсутствия единой, скоординированной по-□= литики, которая должна базироваться на четком определении приоритетов на основе общих ин-< тересов и выработки эффективных стратегий по ее реализации. Создание единого научно-обра-Е зовательного пространства, сближение существующих и разработка новых, единых стандартов, норм, регламентов, правил, разработка единой научно-образовательной политики будут содействовать Евразийской интеграции, даст синергетический эффект.

Совместные усилия всех стран в данном направлении приведут к мультипликативному эффекту, и формирование единого образовательного пространства станет более реалистичным. Мультипликативные эффекты характерны не только для развития различных сфер экономики, но и для образования и науки. И в этом случае после уточнения научно-образовательных приоритетов разных стран Евразийского экономического союза мультипликативный эффект станет важным стимулом для совместного и гармоничного развития.

При рассмотрении специфики развития научно-образовательных процессов в странах Евразийского экономического союза мы отмечаем, что период существования Советского Союза оставил нам в наследство одинаковые проблемы развития, что, в свою очередь, предопределяется разрешением аналогичных проблем и требует одинаковую мотивацию.

Развитие единого научно-образовательного пространства предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование адекватной правовой и организационной базы для достижения оптимального взаимодействия;

• разработка образовательных стандартов и критериев в соответствии с требованиями международных стандартов;

• формирование, внедрение гибких и эффективных механизмов оценки, контроля и управления качеством образования;

• соблюдение принципа равенства для достижения положительных результатов совместной деятельности.

Основная цель намеченных задач — последовательное создание действенных организационных, правовых, информационных и финансово-экономических условий, необходимых для формирования и эффективного функционирования единого научно-образовательного пространства.

Несомненно, активность западных и восточных игроков на образовательном поле региона побуждает страны Евразийского экономического союза активизировать формирование своей политики в этой сфере. В современных условиях активная роль образования проявляется в становлении исторически нового уровня социального взаимодействия. При этом следует отметить, что глобализация выступает не только как социально-экономический, политический, юридический, культурологический, но и когнитивный процесс, требующий перестройки традиционного стиля мышления [2, с. 10].

Возрастает роль вузов в качестве «лабораторий», «центров», где разрабатываются и внедряются новые идеи в различных сферах, где будущие кадры в ходе обучения должны приобретать такие навыки, как умение внедрять перспективные научно-исследовательские разработки. Более того, вполне реально можно ожидать, что ученые, преподаватели и студенты, вовлеченные в совместные и скоординированные проекты, также внесут свой вклад в укрепление межличностных и профессиональных отношений, что послужит сближению научно-педагогических сообществ стран Евразийского экономического союза.

Итак, в рамках Евразийского экономического союза должны быть предусмотрены следующие формы сотрудничества организаций-партнеров: разработка и реализация интеграционных и научно-образовательных проектов; формирование совместных заявок на получение научно-исследовательских грантов; организация научных стажировок и практик студентов, магистрантов, преподавателей и научных сотрудников; проведение научных мероприятий на площадках сторон-партнеров; выпуск периодического научного издания; издание коллективных монографий и сборников научных трудов; чтение лекций и проведение мастер-классов; разработка совместных образовательных программ, обмен научной и другой информацией и т. д.

Сегодня можно утверждать, что в развитии и расширении единого научно-образовательного пространства существует потенциал. Процессы интеграции в образовании и науке прослеживаются в создании научных сообществ, ассоциаций и др. Этому способствуют общность истории и культуры, близость границ, создание Евразийского союза. Во многом сближению национальных систем образования способствует межвузовское сотрудничество. Оно очень широко развито на евразийском пространстве.

Единое евразийское образовательное пространство может обеспечить студенческую и преподавательскую мобильность, реализацию совместных образовательных программ, а также позволит

расширить возможности вузов, их открытость и готовность к реализации инновационных образо- ^ вательных программ, к подготовке качественных профессиональных кадров для наших стран, по- □= вышению качества образовательных услуг. И это, безусловно, повысит рейтинг системы образо- < вания наших стран в мировом образовательном пространстве. Следует также помнить, что по- Е зитивные изменения в академической жизни изменяют общества к лучшему на системном уровне.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что интеграция в образовательной сфере является наиболее актуальным и многообещающим процессом в рамках содружества государств постсоветского пространства.

Литература

1. Дрынкина Т. И., Карпова Е. А. Потенциальные возможности интерактивных деловых игр в образовательном пространстве стран-участниц ЕврАзЭС: [Электронный ресурс]. URL: http://www.miep.edu.ru/uploaded/sbornik_ psihol_enf_2012.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

2. Исследования на евразийском научном пространстве: современные представления о межсистемных взаимодействиях в норме и при патологии (международный научный симпозиум) / под ред. проф. О. В. Леонтьева, С. А. Парцерняка, В. С. Черного. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.