ПЕДАГОГИКА
УДК 371.31:614.2-053.6-05624
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Н. Н. Загузина, Б. П. Невзоров
PROBLEMS OF DISTANCE PEDAGOGY DEVELOPMENT
N. N. Zaguzina, B. P. Nevzorov
В настоящей статье предложены направления исследования по дистанционной педагогике и психологии, показаны проблемы развития и особенности применения дистанционной педагогики, дано понятие дистанционной педагогики, предложена новая формулировка «дистанционно-педагогическая среда», обоснована идея применения «научи-учиться» в дистанционной педагогике, показано в чем заключаются инновации в дистанционной педагогике и психологии.
The paper presents the trends of researching distance pedagogy and psychology. The authors show the problems of development and peculiarities of distance pedagogy application and define the notion of distance pedagogic. The new term of “distance-pedagogical environment” is introduced, the idea of “learn-study” method application in distance pedagogy is proved and the innovations in distance pedagogy and psychology are shown.
Ключевые слова: дистанционная педагогика, дистанционно-педагогическая среда, информационно-коммуникационные технологии, педагогическая инновация, дистанционное сопровождение, дистанционное образование и обучение, открытые образовательные ресурсы.
Keywords: distance pedagogy, distance-pedagogical environment, information-communicative technologies, pedagogical innovation, distance support, distance education, open education resources.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в современном мире XXI века. Работа на компьютере, умение использовать открытые образовательные интернет-ресурсы и ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются основополагающими приоритетами нового стиля работы во всех сферах деятельности, особенно в образовании. Актуальной проблемой в науке по использованию информационных компьютерных технологий в образовании определяют пути развития инновационной, дистанционной педагогики. В общественном мнении складывается понимание задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2002 -2010 гг.» [5] в области политики и Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 гг.)» [9] в области образования. Государство уделяет особое внимание вопросу реализации программ с применением электронных форм обучения, использования в образовании информационно-коммуникативных и дистанционных технологий. Так в законе об образовании в РФ № 273-ФЗ, 2012, с правками от 01.09.2013 г., во второй главе в статье 15 прописана «Сетевая форма реализации образовательных программ» и в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [7].
Дистанционные, инновационные технологии развиваются в педагогике и психологии, при этом инновации заключаются в том, что разрабатываются новые принципы, формы, методы, функции, средства дистанционной педагогики и дистанционного психологопедагогического сопровождения обучающихся, которые должны быть заложены в культурно-образовательную среду сетевого взаимодействия и дистанционного обучения. Развитие дистанционных образова-
тельных технологий приводит к разработке особого типа педагогики - дистанционной со своим понятийным аппаратом, принципами, формами, методиками, функциями, дидактикой, образовательными ресурсами.
Рассмотрим понятие, что такое педагогика. Философский словарь сообщает, что педагогика - это наука, объектом изучения которой является образование, как особая область социокультурной действительности [8]. В словаре педагогических терминов А. И. Кузьминского термин «педагогика» (от греч. paidec - «дети», ono - «веду») определяется как наука об обучении, образовании и воспитании людей в соответствии с потребностями социально-экономического развития общества [3]. Понятие дистанционной педагогики в науке еще только складывается. Поэтому предлагаем рассмотреть понятие «дистанционная педагогика» с нашей точки зрения.
Дистанционная педагогика - это наука о применении информационно-компьютерных технологий в дистанционном режиме, влияющая: на развитие, формирование, социализацию, индивидуальную культуру деятельности и общения личности, обучающая самостоятельной работе и самообразованию.
С распространением цифровых технологий обучения, образование принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса [1]. Дистанционная педагогическая наука уделяет особое внимание развитию взаимодействия и сотрудничества (учитель - ученик), (преподаватель - студент) посредством использования современных информационных, коммуникационных и дистанционных технологий, но до сих пор все находится на стадии эксперимента, изучения, внедрения.
С педагогической точки зрения интернет-технологии представляют собой глобальный комплексный набор современных компьютерно-сетевых (телекоммуникационных) инструментальных средств, универсального программно-методического обеспечения. Они включают в себя многожанровую всеобъемлющую информацию, накапливаемую в сети в реальном
64
Н. Н. Загузина, Б. П. Невзоров
ПЕДАГОГИКА
масштабе времени. Это позволяет наполнить учебный процесс невиданным ранее объемом информации [2].
Сделаем обзор важнейших проблем развития современного дистанционного образования и дистанционной педагогики, с точки зрения использования многообразия возможностей существующих и перспективных информационно-коммуникационных технологий и инновационных, педагогических методов используемых в становлении дистанционной педагогики, основанной на применении ИКТ.
Первая проблема: подготовка учителей, педагогов в области использования интернет-технологий.
Обеспечение подготовки учителей до внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательные организации или в учреждения дополнительного образования является самым важным элементом в подходе применения дистанционных педагогических технологий. Учителя, педагоги, не уверенные в своей способности эффективно использовать компьютеры в работе со своими учениками, будут стараться избегать их применения. Задача состоит не в том, чтобы вызвать изменение менталитета учителей, а в том, чтобы дать им уверенность в работе с современным оборудованием и использованием информационно-компьютерных, дистанционных технологий, интернет-ресурсами. Подготовка учителей, педагогов в области освоения ИКТ будет способствовать развитию дистанционного образования и дистанционной педагогики.
Вторая проблема: внедрение новых педагогических дистанционных образовательных технологий в образовательные организации и учреждения дополнительного образования, вузы.
Внедрение требует: разработки новой учебной методики, программ, подходов, и принципов дистанционной педагогики, которые еще складываются. Разработка новых учебно-методических пособий, методических рекомендаций, электронных учебников, проектирование дистанционных уроков и т. д., по освоению ФГОС при помощи информационных, компьютерных, дистанционных технологий даст возможность выйти на новый уровень образования и развития инновационной, дистанционной педагогики.
Третья проблема: использование открытых образовательных ресурсов (ООР) в дистанционной педагогике. Учителя, педагоги, очень часто считают, что ООР несоответствует национальным образовательным стандартам, потребностям, либо не отвечает критериям качества. Во многих организациях, учреждениях, сообществах ценится создание собственного контента, а не использование открытых учебных материалов других авторов. Кроме того, педагоги не всегда готовы делиться своим интеллектуальным продуктом, особенно если предполагается совместное использование или переработка их материалов. Поэтому образовательные учреждения и педагоги очень осторожно относятся к любым изменениям своей профессиональной деятельности, включая обмен образовательными ресурсами и принятие, и адаптацию ресурсов коллег. Возможно одна из проблем, незнаниевлиянияэтих образовательных дистанционных ресурсов на педагогический процесс обучающихся. Растущая доступность ООР резко увеличит потенциал ИКТ в образовании. Это повысит эффективность ИКТ в практике каждого учителя, тем
более работающего в дистанционном режиме с обучающимися, что даст возможности развития дистанционно-образовательным технологиям и инновационной педагогики.
Четвертая проблема: применение ИКТ в дистанционной педагогике и способы ее влияния на учащихся. Данная проблема находится в стадии изучения.
Развитие дистанционной педагогики смогло бы помочь в решении проблемы взаимодействия обучающихся и обучающих.
Апробированные и вновь зарождающиеся инновационные формы дистанционной педагогики и методы обучения, стоит рассматривать в целостности и единстве с целями и содержанием педагогического процесса. Среди новых интерактивных методов обучения опосредованными выступают: электронные учебники, дистанционные семинары, лекции, аудио-видеолекции, телеконференции, электронная почта, скайп, чат и т. п. Трудность заключается в том, что передача и прием информации происходят часто с помощью определенных промежуточных элементов, связующих деятельность обучающего и обучающегося. Этими элементами являются: содержание, формы и методы, средства и источники обучения, образовательная среда, сопровождение. Таким образом, во взаимодействии находятся семь элементов: обучающийся - обучающий; содержание обучения; источники и средства обучения; формы и методы обучения; культурно-образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение. Дистанционная педагогика освобождает себя от функции непосредственного контроля, передавая ее компьютеру, что позволяет сохранять благоприятную сферу общения (учитель-ученик, преподаватель-студент) и позволяет найти новые способы взаимодействия в дистанционной педагогике.
Пятая проблема: создание культурно-образовательной, дистанционно-педагогической среды.
Для создания культурно-образовательной, дистанционно-педагогической среды требуется создание ресурсных центров на региональном, городском, районном уровне. При этом существуют образовательные порталы созданные на правительственном уровне. Но в первую очередь для обучающихся должна быть создана культурно-образовательная и дистанционно-педагогическая среда с учетом местных условий. Это привнесет в дистанционную педагогику свои особенности.
Шестая проблема: научи учиться обучающихся.
«Научи-учиться», одна из задач современной педагогики и психологии (по П. Ф. Каптереву [4]). Для дистанционной педагогики это ключевая фраза (мысль), так как она предполагает самостоятельную работу обучающегося. Поэтому на первом этапе учителя, педагоги, родители должны действительно научить учиться (учащихся, студентов) с помощью ИКТ работать в глобальной информационной сети «Интернет».
Есть проблемы, которые заключаются в особенности применения дистанционной педагогики так как, каждый раз она сталкивается с конкретными, индивидуальными условиями обучения, уровнем подготовки учителей и учащихся, студентов по информационнокомпьютерным технологиям, умением использовать открытые образовательные интернет-ресурсы, культурно-образовательной средой вокруг обучающегося, образовательной ситуацией, которая существует в
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 65
ПЕДАГОГИКА
данном пространстве, личностными отношениями между обучаемым и обучающими. Необходимо объединение усилий в разработке теоретических и практических основ дистанционного образования с точки зрения педагогики и психологии.
Таким образом можно сделать вывод, что психолого-педагогическая наука должна вести научно-практические исследования в области дистанционной педагогики и психологии по следующим направлениям: социализация обучающихся к современным социальноэкономическим условиям с применением информационно-компьютерных и дистанционных технологий; адаптация обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ в дистанционном режиме; использование открытых образовательных ресурсов, сетевых ресурсов с помощью информационно-коммуникационных, дистанционных технологий в педагогике; использование информационно-компьютерных технологий в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся; интеграция прогрессивных педагогических форм и методов обучения с информационными технологиями в дистанционном образовании; разработка системы дистанционной диагностики, контроля, аттестации, тестирования, консультирования; подготовка, переподготовка, повышения квалификации профессионального самосовершенствования учителей и педагогов для работы с ин-
тернет-технологиями в дистанционном режиме; разработка учебно-методических комплексов, программ, электронных учебников, методических рекомендаций, учебно-методических пособий для дистанционного образования; разработка инновационных методик и технологий, используемых в дистанционной педагогике; обосновать основные пути развития дистанционной педагогики с использованием информационнокоммуникационных технологий и их влияния на развитие личности, условия совершенствования дистанционного обучения.
Как видим, дистанционные образовательные технологии - это педагогические инновации в дистанционной педагогике.
Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом [6].
Существенный вклад в решение развития и распространения передового опыта, инновационных идей в области применения ИКТ в образовании, внесут проводимые научно-практические исследования, и будут способствовать успешному решению проблем и развитию «новой инновационной дистанционной педагогики».
Литература
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Бадарча Ден-диева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2010. 320 с.
2. Корниенко Ю. М. Педагогические условия применения Интернет-технологий в профессиональной подготовке студентов исторических специальностей: автрефер. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь: Ставропольский государственный университет. 2005. 22 с.
3. Кузьминский А. И. Словарь педагогических терминов. Режим доступа: http://uchebnikionline.com/pedago-gika/pedagogika_u (дата обращения: 17.11 2014).
4. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития // Труды Междунар. сотрудничества / составитель Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. 750 с.
5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/#ixzz3JNocMfqN (дата обращения: 18. 11.2014).
6. Сазанова Ю. В. Инновационные преобразования в педагогике // V Международная студенческая электронная научная конференция "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2013" (15 февраля - 31 марта 2013 г.). Режим доступа: www.scienceforum/ru /2013/58/1699 (дата обращения: 18.11.2014).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976. 31.12.2012.
8. Философский словарь. Энциклопедии-Словари. Режим доступа: enc-dic.com/phi/osophy/pegagogika -1701.htm (дата обращения: 19.11.2014).
9. Чусавитина Г. Н. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию электроннокоммуникативных средств в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1995. 23 с.
Информация об авторах:
Загузина Нина Николаевна - кандидат педагогических наук, начальник отдела дистанционного образования Невского института управления и дизайна, г. Санкт-Петербург, [email protected].
Nina N. Zaguzina - Candidate of Pedagogy, Head of Distance Education Division, Nevsky Institute of Management and Design, St. Petersburg.
Невзоров Борис Павлович - доктор педагогических наук, профессор кафедры генетики КемГУ, [email protected].
Boris P. Nevzorov - Doctor of Pedagogy, Professor at the Department of Genetics, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 31.10.2014 г.
66 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3