Научная статья на тему 'Проблемы развития банковского сектора России в условиях выхода из кризиса'

Проблемы развития банковского сектора России в условиях выхода из кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANK SYSTEM / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / BANK SECTOR / БАНКОВСКИЕ РИСКИ / BANK RISKS / КАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ / CAPITALISATION OF BANKS / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / COMPETITIVENESS OF BANK SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыхова А. Л.

Современные проблемы развития банковского сектора России обуславливают принятие конструктивных мер по повышению его эффективности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in the banking sector in Russia in the crisis

Modern problems of development of bank sector of Russia cause acceptance of constructive measures on increase of its efficiency and competitiveness.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития банковского сектора России в условиях выхода из кризиса»

0

01

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d я

ü <

ü S I

н

о ф

Проблемы развития банковского сектора России в условиях выхода из кризиса

Дыхова А.Л. *

Modern problems of development of bank sector of Russia cause acceptance of constructive measures on increase of its efficiency and competitiveness.

Восстановление и модернизация экономики страны в посткризисный период требуют принятия энергичных мер по защите национальных интересов в финансовой сфере и в первую очередь ускоренного развития банковской системы, направленного на интеграцию экономических интересов финансовых организаций, промышленных предприятий и государства в сфере создания инновационного механизма развития промышленности.

Банковский сектор России на протяжении всего перестроечного периода в условиях отсутствия целенаправленной государственной промышленной и финансовой политики остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в развитии экономики. Функционируя в условиях экономической либерализации и высоких финансовых рисков, коммерческие банки сосредоточили свою деятельность на краткосрочных спекулятивных операциях с валютой и ценными бумагами, приносящими доход, в разы превышающий доход от кредитования предприятий. Мобилизуя финансовые ресурсы из различных источников для проведения спекулятивных операций, банки дестабилизируют экономику страны, лишая ее инвестиций.

С 2000 г. банковский сектор России рос темпами, опережающими развитие экономики. Так, за период с 2000 по 2009 г. совокупные активы банковской системы увеличились в 12,5 раза, среднегодовые темпы прироста составили 36 %1, в то время как среднегодовые темпы прироста ВВП были на уровне 5—6 %.

В условиях экономического роста (2000—2007 гг.) банки активно привлекали финансовые ресурсы из различных источников, в том числе и внешних, и наращивали кредитный портфель. За период с 2000 по 2008 г. объем кредитов, выдаваемых нефинансовым организациям и населению, увеличился в 20 раз. Как показывает практика, большая часть кредитов не доходила до реального сектора, а на-

правлялась в сверхдоходные сферы бизнеса (торговля, строительство, услуги) и потребкредиты. В погоне за прибылью банки активно наращивали кредитный портфель за счет выдачи кредитов клиентам с низким кредитным рейтингом, что увеличивало кредитные риски.

По данным Банка России, отношение выданных банками кредитов к ВВП на 1 января 2010 г. составило 41,3 %2. Это несомненный прогресс по отношению к уровню 2005 г., когда соотношение было 25,2 %. Однако, несмотря на положительную динамику, по этому показателю Россия отстает от стран с развитой рыночной экономикой. Например, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2007 г. в Германии доля банковских кредитов в ВВП составляла 130 %, во Франции — 95 %, в Японии - 96 %3.

Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствовал задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной - всего 8-10 % (США - 40 %, ЕС в среднем -42-45 %, Япония - 65 %). Кроме того, примерно 90 % кредитов - короткие, предоставляющиеся на срок менее трех лет. Хронический кредитный голод стимулирует российские компании решать проблему привлечения средств для развития на западных рынках, доля трансграничного кредитования российских предприятий составляет в объеме привлеченных ими средств 40 %.

В условиях финансового кризиса обострились проблемы российского банковского сектора:

> дефицит ликвидности, обусловленный ограничениями внешнего финансирования и оттоком средств вкладчиков;

> ограниченность ресурсной базы, в том числе длинных денег;

Заместитель начальника кафедры финансов, денежного обращения и кредита АЭБ МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

> повышение кредитных рисков в связи со спадом производства и доходов заемщиков банков;

> рост риска кредитного спреда, то есть разрыва в ценах или доходностях финансовых инструментов, связанных с различным кредитным риском;

> использование кредитных деривати-вов в структурированных продуктах, основанных на субстандартных ипотечных кредитах;

> волатильность финансового рынка и подверженность его влиянию перетока капиталов;

> низкая эффективность управления рисками в банках.

В отчете $1апёагё&Роог'8 указывается на очень высокие в мировом контексте риски российской банковской системы. На основании оценки страновых рисков банковского сектора (так называемой оценки В1СЯА) S&P относит банковскую систему Российской Федерации к группе 8 (из 10, где оценка 1 является индикатором наименьшего риска)4.

Наиболее опасным для банковской системы России сегодня является кредитный риск. Вероятность кредитного риска существенно возросла по ряду причин.

Во-первых, кризис доверия. Отток средств иностранных инвесторов ухудшил ликвидность банков, использовавших иностранные заемные средства. Возник кризис ликвидности, который трансформировался в кризис доверия, что, в свою очередь, существенно повлияло на способность банков выдавать новые кредиты. Принятые правительством России меры решили проблему ликвидности, но не устранили кризиса доверия.

Во-вторых, принцип домино. Глубокая специализация современного бизнеса приводит к зависимости от множества поставщиков и потребителей. Финансовая неустойчивость одного из смежников, невозможность перекредитоваться заканчивается остановкой всей производственной цепи, что повышает кредитный риск всех участников процесса.

В-третьих, дефолт отдельных заемщиков. В настоящее время увеличивается вероятность дефолта отдельных корпоративных заемщиков, а также ухудшения качества портфелей потребительских ссуд, что, естественно, влечет за собой проблемы невозврата полученных кредитов.

В-четвертых, падение спроса. Финансовый кризис уже привел к свертыванию производства, падению зарплат и дохо-

дов, что, в свою очередь, оборачивается падением спроса. Как следствие — затоваривание, падение рентабельности бизнеса, снижение способности обслуживать ссудную задолженность, то есть повышение кредитного риска.

Поскольку кредитный риск, как правило, составляет существенную долю общих рисков банков, то тяжесть последствий от данного вида риска максимальна. Меры, принятые российскими властями по стабилизации внутренних рынков и банковского сектора, особенно в течение наиболее трудного периода — кризиса ликвидности, помогли банкам пережить кризис на межбанковском рынке, а также отток вкладов в IV квартале 2008 г. Благодаря этому они накопили запасы ликвидности, которые позволили в 2008-м и начале 2009 г. рефинансировать займы, привлеченные с международного и внутреннего рынков. Эти меры, а также усилия органов, регулирующих предупреждение банкротства банков, дали возможность предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в банковской системе.

Однако качество кредитных портфелей банков снижается. В настоящее время, по официальным данным Банка России, просроченная задолженность по выданным кредитам на 1 января 2010 г. составила 12 %5. По мнению аналитиков «Секвойи», эта цифра отражает нереальную картину. Банки прячут и реструктурируют долги. По прогнозу Moody's, объем проблемных кредитов российских банков к концу 2009 г. должен был составить 110 млрд долл. (около 3,3 трлн руб.), или 20 % кредитного портфеля. Прогноз аналитиков агентства Standard&Poor's еще более мрачный: 35—50 %6.

Дальнейший рост проблемных ссуд сделает процесс восстановления банковского сектора более протяженным, увеличивая подверженность банков новым потенциальным стрессам. Одну из основных угроз для прибыльности и капитализации российских банков в 2009—2011 гг. представляет возросшая потребность в создании дополнительных резервов (за 2009 г. резервы на возможные потери увеличились в 2,2 раза). Сейчас действует льготный режим по резервированию. В соответствии с указанием Банка России № 2156-У от 23 декабря 2008 г. «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» кредитным организациям предоставлено право в некоторых случаях не ухудшать оценку качест-

0

01

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

0

01

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d я

ü <

ü S I

н

о ф

ва обслуживания долга по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности относительно действующих норм Положения ЦБР № 254-П.

Данная мера направлена на создание наиболее благоприятных условий для кредитования реального сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса. Однако при отмене данного указания капитал банков сразу провалится. Чтобы этого не произошло, банки держат запасы в виде ликвидных средств. Так, за 2009 г. вклады физических лиц увеличились на 26,7 %, а кредиты сократились на 2,5 %7. Сокращение кредитных операций и ухудшение качества кредитов сказались на финансовых результатах деятельности банковского сектора в 2009 г. - рентабельность банковских активов, по данным ЦБР, составила 0,7 %8.

В условиях избытка ликвидности и снижения рентабельности активов банковского сектора банкам необходима кредитная активизация. Кредитные риски, плохие долги в кредитных портфелях, проблема спроса на кредиты будут тормозить процесс кредитования. В связи с этим вновь возникает опасность направления свободных банковских ресурсов в спекулятивные операции на финансовом рынке.

В настоящее время банковское сообщество разрабатывает различные схемы очистки балансов от плохих активов для высвобождения свободных кредитных ресурсов, суть которых заключается в создании специальной компании, на которую переводятся проблемные банковские активы в обмен на деньги или ценные бумаги. Государство совместно с частным бизнесом должно снабжать эту структуру финансовыми ресурсами. Однако, по оценкам специалистов Банка России, такая схема нейтрализации токсичных долгов для государства неприемлема в связи с тем, что получателями значительного количества кредитов выступали подставные компании, не обладающие значительным имуществом в виде обеспечения. Поэтому проблему плохих долгов банки стараются решать самостоятельно. Так, ВТБ и Сбербанк создали специальные структуры по работе с проблемными активами - «Долговой центр ВТБ» и «Сбербанк капитал». Другие банки продают долги коллекторам. В 2009 г. совокупный портфель долгов, выставленных банками на продажу, превысил 2 млрд долл., в 2010 г. достигнет 2,5 млрд долл.9 Кроме того, плохими долгами российских банков заинтересовались иностранные ин-

весторы. Шведские инвестиционные фонды East Capital Financials и East Capital Explorer совместно с европейским коллек-торским агентством Intrum Justitia собираются создать компанию по выкупу просроченных долгов в России.

Другим острым вопросом развития банковской системы России является капитализация российских банков. Для отечественного банковского сектора характерна также высокая распыленность капитала, которая негативно отражается на его конкурентоспособности. Статистика показывает, что на фоне мировых лидеров российская банковская система занимает очень скромное положение. Объем ее совокупного капитала составляет примерно 6,1 % от капиталов американской банковской системы, 12,2 % — французской или 14,6 % — германской. Достаточно сказать, что в каждом из 12 крупнейших банков мира уровень капитализации выше, чем у 1178 банков России, вместе взятых10.

Низкая капитализация, несопоставимая с зарубежными банковскими системами, — самое слабое звено российской банковской системы. Российский фондовый рынок не в состоянии решить эту проблему. В то же время решить проблему увеличения капитализации российских банков только за счет направления на эти цели части их чистой прибыли или усилий акционеров по пополнению уставного капитала сложно. Даже в случае капитализации всей прибыли банков темпы роста капитала банковской системы не превысят 20—25 % в год, что в 1,5—2 раза ниже необходимых. Одним из решений может стать процесс консолидации, но этот процесс в значительной степени эволюционный, и его нельзя подталкивать административными способами.

Государство имеет целый ряд инструментов, которые могут быть использованы для повышения капитализации банковской системы. В настоящее время принят уже достаточно солидный пакет антикризисных нормативных правовых актов. Очередным шагом на пути реализации государственной поддержки банковской системы стало принятие Федерального закона № 181-ФЗ от 18 июля 2009 г. «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков». В Законе предложена следующая форма участия государства в капитале кредитных организаций: осуществление докапитализации банковского сектора путем размещения

кредитными организациями своих привилегированных акций в обмен на государственные облигации федерального займа.

При разработке Закона № 181-ФЗ предполагалось, что в число участников войдут большинство как федеральных, так и региональных банков, которые в совокупности представляют более 90 % банковского рынка. Если данный прогноз оправдается, то реализация процедуры повышения капитализации позволит обеспечить стабильность именно региональных банков, а не концентрировать ресурсы в крупнейших столичных банках, что было бы стратегически неверным шагом. В настоящее время более 80 % банковских активов и свыше 70 % капитала контролируются кредитными организациями столицы при том, что 90 % ВВП страны производится в регионах. Ни в одной стране, относящейся к развитым или с экономикой переходного типа, нет такой диспропорции между размещением производительных сил и концентрацией капитала. В Германии, несмотря на высокую концентрацию финансов во Франкфурте, на региональ-

ные банки тем не менее приходится свыше 55 % активов банковской системы. В Италии финансовая столица (Милан) контролирует 38 % активов.

Участие государства в капитале банков — вынужденная мера, поэтому основной путь повышения капитализации российского банковского сектора: привлечение в капитал кредитных организаций новых институциональных и миноритарных инвесторов; массовый выход отечественных банков на российский и мировой рынки частного капитала. Кроме того, осуществление российскими банками IPO (первичное размещение акций) — это самый короткий путь к росту их рыночной стоимости, повышению транспарентности и привлекательности для новых инвесторов и акционеров.

Другой важной проблемой развития банковского сектора России является экспансия зарубежных банков. Российский финансовый рынок западные банки осваивают давно и в последнее время стали делать это все активнее. Это демонстрируют приведенные ниже данные табл. 1.

Таблица 1

Участие нерезидентов в российской банковской системе*

Показатели 01.01.03 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10

Количество банков с участием нерезидентов 123 128 131 136 153 202 221 226

Инвестиции нерезидентов в уставные капиталы банков, млн руб. 15 887 18 903 23 553 49 555 90 093 183 506 251073 305 196

Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банков, % 5,29 5,22 6,19 11,15 15,90 25,08 28,49 24,53

0

01

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

* Источник: ЦБР.

Высокая доля западных банков в капитале негативно скажется на развитии экономики в целом. Реализации национальных приоритетов в экономике может эффективно содействовать только национальная банковская система. Статистика подтверждает: после сдачи национальной банковской системы иностранному капиталу объем кредитов в экономику относительно ВВП не увеличивается. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Бразилии. С тех пор как в 1993—1994 гг. страна открыла свой финансовый рынок для иностранного капитала, доля банковских кредитов в ВВП держится примерно на одном уровне — около 40 %. Напротив, в Малайзии, сумевшей сохранить нацио-

нальную банковскую систему, доля кредитов в ВВП поступательно росла: к началу азиатского финансового кризиса она составляла около 160 %, а в последние годы держится на уровне 120 %. Эти государства начиная с 70-х гг. десятилетие развивались примерно одинаково, и показатель «кредиты к ВВП» держался у них на одном уровне.

В некоторых странах со слабым развитием финансовых систем, сталкивающихся с экспансией иностранных банков, в какой-то мере сдерживающую роль играют государственные банки развития. Фактически такие банки, предоставляя услуги, которые не может обеспечить частный сектор (например, долгосрочное

кредитование или некоторые инвестбан-ковские услуги), составляют конкуренцию иностранцам. И благодаря этому в государствах, где такие системы развиты, в значительной степени сохраняют позиции банки с национальным капиталом. Формально у нас появились предпосылки к тому, чтобы противопоставить иностранной экспансии (см. табл. 2). Такой заслон создан в виде Российского банка

развития (РосБР), учрежденного на основании Федерального закона № 36-Ф3 «О федеральном бюджете на 1999 год». Основным направлением его деятельности является финансирование приоритетных проектов в области российской экономики. РосБР планирует к 2012 г. увеличить объем кредитов, гарантий и поручительств для поддержки малого и среднего бизнеса до 42 млрд руб. 11

Таблица 2

Общие результаты реализации Программы финансовой поддержки субъектов малого бизнеса по состоянию на 1 апреля 2010 г. 12

Показатели Программа «2008» Программа «Рефинансирование» Итого

Поддержка малого бизнеса через банки

Количество банков-партнеров, отобранных для участия в программе 88 98 138

Суммарный объем лимитов, установленных на банки-партнеры, млрд руб. 15,064 35,390 50,454

Общая сумма кредитных договоров, заключенных с банками-партнерами, млрд руб. 11,033 24,393 35,426

Объем портфеля кредитов, предоставленных банкам-партнерам, млрд руб. 7,162 22,476 29,637

В условиях экспансии западных банков снижение рисков банковской системы предполагает консолидацию банковского сектора страны. Банковская система сегодня излишне диверсифицирована, и ей необходима достаточно быстрая консолидация. Из 1173 банков, зарегистрированных в РФ, на 400 банков приходится всего 1 % общего объема активов. При этом основная часть банковского рынка сосредоточена в руках 30 крупнейших кредитных учреждений, тогда как большое количество кредитных учреждений занимает лишь незначительную долю рынка. Мелкие банки, как правило, используются для проведения сомнительных финансовых схем. Так, на долю 104 банков, у которых в 2006-2007 гг. была отозвана лицензия, пришлось 26 % сомнительных операций всей банковской системы РФ. Как подсчитали в ЦБ, 53 лицензии было отозвано в 2006 г., из них 51 -на основании закона о противодействии отмыванию преступных доходов. В 2007 г. была отозвана 51 лицензия, из них 44 - на основании указанного закона13.

Ускорение процесса консолидации банков является необходимым условием укрепления банковской системы страны. Для этого со стороны ЦБР могут быть введены ограничения на размер собственного капитала или активов банка, который может осуществлять тот или иной вид де-

ятельности, что будет подталкивать банки искать пути укрупнения. При этом необходимо и упрощение процедуры консолидации банков (их слияния, поглощения, объединения) в целях усиления банковских институтов, повышения их кредитоспособности и качества предоставляемых услуг.

Развитие конкурентоспособной банковской системы - это возможность вовлечения большего объема средств в легальный оборот, повышения уровня культуры ведения бизнеса и декриминализации рынка, включения в банковский оборот средств населения. Под конкурентоспособностью банковской системы России понимается ее способность конкурировать с банковскими системами стран с развитой рыночной экономикой, а также способность национальных кредитных организаций конкурировать между собой. Уровень конкурентоспособности определяется функциональной ролью национальной банковской системы в экономике Российской Федерации, уровнем финансовой устойчивости и транспарентности, качеством корпоративного управления.

Важнейшими показателями конкурентоспособности банковской системы являются:

> показатели, отражающие масштаб банковской системы и их соотношение с важнейшими макроэкономическими показателями (отношение активов и

капитала банков к ВВП, отношение выданных кредитов и привлеченных вкладов к ВВП и др.);

> сравнительные показатели, характеризующие объемы активов и капитала крупнейших российских банков по сравнению с банками развитых стран;

> показатели, характеризующие устойчивость, ликвидность кредитных организаций и банковской системы в целом;

> показатели, характеризующие уровень насыщения банковскими услугами (количество кредитных организаций, их филиалов, распределение капитала банков по территории страны);

> показатели, характеризующие доступность банковских услуг для населения;

> рентабельность банковской системы;

> ценовая характеристика банковских услуг.

Актуальность повышения конкурентоспособности банковской системы России возрастает в настоящее время не только в связи с задачами социально-экономического развития страны, но и в связи с необходимостью обеспечения экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Либерализация финансовых рынков, возрастающая вовлеченность в процессы глобализации дают не только новые возможности, но и создают новые риски, а также угрозы. Риски эти могут реализоваться в полной утрате национальной банковской системы, ее офшоризации и маргинализации. Тем самым государство утратит не просто инструменты контроля в финансовой сфере, но и значительную часть того, что является неотъемлемой частью национального экономического суверенитета. Мировой опыт, в частности Индии и Китая, благополучно миновавших азиатский кризис 1997—1998 гг., показывает целесообразность приоритета развития национальной экономики и банковской системы. Либерализация банковской деятельности в сочетании с мерами по повышению конкурентоспособности банковской системы позволяет синхронизовать сроки и масштабы перемен в экономике и банковской системе.

Для решения задач по развитию банковского сектора требуется выработка адекватной государственной финансовой политики. Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы в условиях глобализации и либерализации финансовых рынков российская банковская система не рухнула под натиском иностранного капитала и финансовых спекуляций. России необходимы долгосрочные инвестиции прежде всего в производственный сектор для модернизации экономики, и эти задачи в первую очередь должна решать национальная банковская система. Следует привлечь государство к формированию инфраструктуры рынка банковских услуг, определить первоочередные меры по законодательному решению назревших проблем, пути повышения качества и эффективности работы кредитных организаций.

Повышение конкурентоспособности российских банков требует перехода всей банковской системы на качественно новый уровень развития. Задача каждой кредитной организации — обеспечить перестройку внтурибанковских процессов, совершенствовать подходы к построению систем управления (в том числе корпоративного, управления рисками, системы внутреннего контроля), бизнес-планирования, организационных структур и банковских процедур. Улучшение качества деятельности является фактором роста доверия к банковской системе и обеспечения высокого уровня ее финансовой устойчивости.

Надлежащий уровень качества работы банков во многом зависит от эффективности систем внутреннего контроля, постоянного совершенствования систем управления всеми видами банковских рисков. Банковскому сообществу совместно с Банком России необходимо развернуть работу по постепенному сближению российских требований и стандартов с международными, в том числе рекомендациями Базельского комитета в области управления рисками.

Литература и примечания

1. URL: http://www.cbr.ru.

2. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_100201.pdf.

3. URL: http://www.forecast.ru/.

4. Банковский сектор России сталкивается с растущими системными рисками // Банковское дело. № 11. С. 35.

5. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_100201.pdf.

6. Заславская О. Банки прячут долги // Российская Бизнес-газета. № 729 (45). 24.11.2009.

7. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_100201.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_100201.pdf.

9. Фрумкин К. Битва за все плохое // Финанс. № 15. С.26.

10. URL: http://www.pro-credit.ru/press/analitika/article-item_3139.

11. URL: http://www.mosstroy.su/news-word/Rossiiskii-ban/.

12. URL: http://www.rosbr.ru/ru/small_business_support/realisation/.

13. Замирская Е. ЦБ: Банковская система РФ излишне диверсифицирована URL: http://top.rbc.ru/finances/ 02/06/2008/.

0

01

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4

я *

<

*

5 I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.