Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА (АИС ГЗК) В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА (АИС ГЗК) В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра / земля / АИС ГЗК / Республика Казахстан / база данных / земельный кадастр / интернет-сайт

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темирбаева Балнур Нуржановна, Тулеева Дина, Шаймерденова Айгуль Ауесхановна

Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра в Республике Казахстан переживала период активного развития в промежуток с 2002 по 2007 годы. В этот период столкнулась с финансовыми ограничениями со стороны государственных органов, что препятствовало формированию базы данной информационной системы. К концу 2005 года была успешно сформирована база данных, включающая в себя все архивные сведения. В данной статье рассматривается проблематика, связанная с развитием и формированием базы данной автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Темирбаева Балнур Нуржановна, Тулеева Дина, Шаймерденова Айгуль Ауесхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА (АИС ГЗК) В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 332.33:004.78(574) DOI 10.24412/cl-37231-2024-1-130-136

Темирбаева Б.Н., студент [email protected] Тулеева Д., докторант

Шаймерденова А. А., доктор PhD, старший преподаватель [email protected]

НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет» г. Алматы, Республика Казахстан

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА (АИС ГЗК) В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация. Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра в Республике Казахстан переживалапериод активного развития в промежуток с 2002 по 2007 годы. В этот период столкнулась с финансовыми ограничениями со стороны государственных органов, что препятствовало формированию базы даннойинформационной системы. К концу 2005 года была успешно сформирована база данных, включающая в себя все архивные сведения. В данной статье рассматривается проблематика, связанная с развитием и формированием базы данной автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра, земля, АИС ГЗК, Республика Казахстан, база данных, земельный кадастр, интернет-сайт.

Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра (АИС ГЗК) в Республике Казахстан играет ключевую роль в управлении земельными ресурсами и обеспечении их эффективногоиспользо-вания. Однако, несмотря на значимость этой системы, существуют ряд проблем, затрагивающих ее эффективность и функциональность. Недостаточное финансирование работ по предоставлению сведений государственного кадастра, а также ограниченный доступ к информации о земельных участках для физических и юридических лиц, становятся вызовами, требующими немедленного внимания и решения.

В данной статье мы рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается АИС ГЗК, а также предложим пути их решения. Анализируя текущее состояние системы и выявляя пробелы в ее функционировании, мы сосредоточимся на необходимости обеспечения адекватного финансирования работ по предоставлению сведений кадастра и разработкемеханизмов для расширения доступа к информации о земельных участках.Решение этих проблем не только повысит эффективность работы

АИС ГЗК, но и способствует более прозрачному и эффективному управлению земельными ресурсами, что является ключевым элементом стратегии развития сельских и городских территорий Республики Казахстан.

Создание автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра в Республике Казахстан в период с 2002 по 2007 годы

проходило в три этапа: I этап (2002-2003 гг.), II этап (2003-2005 гг.) и III этап (2005-2007 гг.).

В 2002 году началось формирование данной системы, что было связано с осознанием государством необходимости радикальных изменений в управлении различными сферами, включая управление земельными ресурсами. Учитывая значительное наличие земельных ресурсов в стране, органы власти поняли важность управления этими ресурсами. Отмечается, что если ранее управление землей осуществлялось структурным отделением министерства сельского хозяйства, то теперь это стало задачей самостоятельного государственного органа.

В ходе данного процесса также произошло осознание того, что земельные ресурсы включают в себя не только сельскохозяйственные угодья, но и другие виды земельного использования, такие как водные ресурсы, населенные пункты, леса и прочее. В результате была разработана и реализована автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра, которая позволила эффективно вести базу данных по земельным ресурсам и управлять ими.

В процессе развития массива данных в АИС ГЗК выявились потребности в более актуальной информации, дополняющей архивные данные. Наблюдалось, что изменения в наименованиях областей и районовмогли быть установлены невооруженным глазом, в то время как изменениянаименований поселков, сельских округов и прочих административно-территориальных единиц могли быть установлены только через специальные источники или по договоренности.

Первая из выявленных потребностей касалась необходимости в адресной системе. Это означало, что системе требовался механизм для более точного определения местоположения объектов землепользования.

Другой важной сущностью в базе данных АИС ГЗК является информация о собственниках и землепользователях. В настоящее время эта информация может быть получена в местах регистрации граждан. Однако, такие места, как паспортный стол, не обладают информацией о несовершеннолетних и иностранцах, что затрудняет работу операторов, вносящих данные. Улучшение доступности и полноты информации обладателей земельных прав и землепользователей может значительно упростить и ускорить процессы внесения данных в систему.

До 2007 года в Республике Казахстан проходил процесс поэтапного внедрения Автоматизированной Информационной Системы (АИС) по всейтеррито-рии страны. В рамках этого процесса были созданы кадастровые центры на республиканском, областном и районном уровнях, которые были объединены в единый технологический цикл.

Данные, собранные в рамках АИС ГЗК, используются в информационной системе Налогового комитета для создания государственных баз данных, таких как «Адресный реестр» и «Регистр недвижимости», а также в рамках программы «Электронногоправительства». Внедрены также современные технологии, такие как спутниковое межевание земель, дистанционное зондирование, Геоинформационные системы (ГИС) и интернет-технологии.

АИС ГЗК демонстрирует высокую экономическую эффективность как с точки зрения государственного бюджета, так и с учетом косвенных денежных потоков, она также является важной инфраструктурой для различных секторов экономики.

Основной задачей АИС ГЗК в 2022 году было устранение топологических ошибок, повышение наполняемости графическими данными, обеспечение достоверности и актуальности данных, а также укрепление форматно-логического контроля за вводом кадастровых сведений и повышение уровня защиты от несанкционированных изменений.

По состоянию на 1 декабря 2022 года в Республиканской базе данных АИС ГЗК насчитывается 6,91 миллиона земельных участков, включая исторические данные. Из них 5,715 миллиона являются действующими земельными участками по атрибутивным данным, а 5,307 миллиона представлены в графической базе данных.

На рисунке 1 приведен график наполняемости атрибутивных и графических данных Республиканской базы данных АИС ГЗК за период с 2018 по 2022 годы. Учитывая, что государственные органы и учреждения являются основными пользователями информации ГЗК, для них доступ к сведениям земельного кадастра предоставляется через сайт ,№№^а1в§7к.к7,где можно получить информацию о конкретных собственниках (пользователях) земельных участков, а также о группах собственников по всему Казахстану в режиме онлайн.

С 2007 года по 2022 года был предоставлен прямой доступ к Республиканской базе данных АИС ГЗК через интернет-сайт www.aisgzk. к7 1335 сотрудникам государственных органов и учреждений, в том числе:

• Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК - 39;

• Местные исполнительные органы - 969;

• Комитет по работе с несостоятельными должниками МФ РК - 42;

• Министерство юстиции - 17;

• Комитет по государственным доходам МФ РК - 205;

• Генеральная прокуратура Республики Казахстан, суды иправоохрани-

тельные органы - 63.

Количество действующих зу в графической базе

Ш Количество действующих зу в атрибутивной области

6000000

2013 2019 2020 2021 2022

Рисунок 1 - Динамика наполняемости атрибутивных и графических данных Республиканской базы

данных АИС ГЗК за период с 2018 по 2022 годы

За 2022 год количество посетителей сайта www.aisgzk.kz составило 4003666 тыс. посетителей, среднее число посетителей сайта в месяц составило 363,969 чел., а общее количество обращений к сайту - 4003,7 тыс. посещений (таблица 1).

Таблица 1 - Количество посетителей и обращений сайта www.aisgzk.kz за 2022 год (по состоянию на 1 декабря 2022 года)

Месяц Кол-во посетителей Кол-во обращений

январь 41474 239318

февраль 58654 408234

март 57532 380680

апрель 68972 439470

май 64854 432444

июнь 60193 405413

июль 54837 365072

август 55918 372787

сентябрь 55691 417125

октябрь 46400 324992

ноябрь 45584 335746

К Республиканской базе данных АИС ГЗК на 1 декабря 2022 года онлайн было обработано и выполнено 122000 запросов через «Информационную справку» сайта aisgzk.kz (рис. 2).

1250000

юооооо

750000 500000 250000

о

201& 2019 2020 2021

Рисунок 2 - Количество запросов к сервисам сайта (пользование Пакетной и Информационной справками) в период с 01.01.2008 по 01.12.2022

В соответствии со статьей 158 Земельного кодекса Республики Казахстан предоставление данных земельного кадастра в государственные органы осуществляется на бесплатной основе за счет средств из бюджета. Однако, на 1 де-

кабря 2022 года объем выполненных работ по предоставлению сведений государственного земельного кадастра на бумажных носителях заинтересованным учреждениям и государственным органам составил 665,03 тысячи сведений, при этом финансирование таких работ из государственного бюджета на уровне регионов не было обеспечено на 2022 год.

За тот же период физическим и юридическим лицам было предоставлено 76 тысяч сведений о земельных участках. Для того, чтобы более тщательно изучить насколько позитивная или негативная тенденция идет в Казахстане, - необходимо сравнить с зарубежным опытом.

Опыт других стран в области управления земельными ресурсами может стать ценным источником уроков и вдохновения для развития собственной системы управления земельным кадастром. Различные страны внедряют инновационные подходы и использование современных информационных технологий для оптимизации процессов управления земельными ресурсами и обеспечения доступа к актуальной информации.

Ниже представлены несколько примеров успешных практик из разных стран, которые демонстрируют разнообразные подходы к организации и функционированию системы управления земельным кадастром. Эти примеры могут послужить вдохновением для развитиясобственных стратегий и мероприятий по улучшению работы АИС ГЗК в Республике Казахстан.

1. Эстония: В Эстонии успешно реализована система электронного государственного кадастра недвижимости, которая включает в себя электронный земельный кадастр. Эта система предоставляет широкий доступ к информации о земельных участках для граждан и предпринимателей. Благодаря интеграции с различными государственными и коммерческими организациями, система обеспечивает удобство и эффективность в управлении земельными ресурсами.

2. Дания: В Дании внедрена система ГИС для управления земельными ресурсами, которая объединяет данные о земельных участках, их владельцах и использовании. Эта система позволяет государственным органам и частным лицам легко получать доступ кактуальной информации о земельных участках и эффективно управлять ими. Интеграция ГИС с другими информационными системами способствует более гибкому и эффективному использованию земельных ресурсов.

3. Нидерланды: В Нидерландах внедрена система цифрового кадастра, которая позволяет государственным органам и гражданам получать доступ к полной и достоверной информации о земельных участках. Это позволяет сократить временные и финансовые затраты на обработку земельных данных и повысить прозрачность и доступность информации для всех заинтересованных сторон.

Исходя из представленных данных, можно выделить несколько проблем, существующих в работе Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра (АИС ГЗК) Республики Казахстан. Одной из ключевых проблем является недостаточное финансирование работ по предоставлению сведений государственного земельного кадастра организациям и учреждениям. Несмотря на обязательство предоставления данных на бесплат-

ной основе за счет бюджетных средств, финансирование данных работ в регионах не было обеспечено на 2022 год, что создает затруднения в получении необходимой информации для государственных органов и учреждений.

Другой проблемой является ограниченный доступ физических и юридических лиц к сведениям о земельных участках. Предоставлено лишьнебольшое количество таких сведений, что может затруднять реализацию различных проектов и операций с недвижимостью.

Для решения этих проблем необходимо принятие следующих мер:

1. Обеспечение адекватного финансирования работ по предоставлению сведений государственного земельного кадастра организациям и учреждениям на всех уровнях. Это позволит обеспечить эффективную работу системы и доступ к необходимой информации для государственных органов.

2. Разработка механизмов для улучшения доступа физических июридиче-ских лиц к сведениям о земельных участках. Это может включать в себя расширение возможностей онлайн-консультации и предоставление более полной информации через официальныепорталы и ресурсы.

В целом, улучшение доступности и качества информации в АИС ГЗК позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами и обеспечить более прозрачную и эффективную работу в этой области.

Помимо этого, необходимо разработать публичную политику в области управления земельными ресурсами, которая играет ключевую роль в обеспечении эффективной работы АИС ГЗК и обеспечении доступак актуальной информации о земельных участках. В свете выявленных проблем и вызовов, предложение конкретных рекомендаций по улучшению работы системы может способствовать ее эффективному функционированию. Ниже приведем некоторые предложения в публичной политике и рекомендаций для улучшения работы АИС ГЗК:

1. Обеспечение адекватного финансирования:

• Проведение анализа бюджетного финансирования национальной программы АИС ГЗК с учетом потребностей различных регионов.

• Разработка механизмов распределения бюджетных средств с учетом объема и сложности работ по предоставлению сведений ГЗК в различных регионах.

2. Улучшение доступности информации:

• Внедрение онлайн-платформ для предоставления доступа к сведениям земельного кадастра для граждан и предпринимателей.

• Расширение функциональности и удобства использования интерфейса АИС ГЗК для повышения доступности информации о земельных участках.

3. Стимулирование использования электронных сервисов:

• Введение льгот и стимулов для организаций и граждан, использующих электронные сервисы для получения информации о земельных участках.

• Продвижение электронных услуг в области земельного кадастра через кампании по информированию и обучению населения.

4. Совершенствование законодательства:

• Проведение реформ законодательства с целью усиления правового обеспечения работы АИС ГЗК и защиты конфиденциальности информации.

• Внедрение механизмов контроля и обратной связи для обеспечения соблюдения законодательства в области земельного кадастра.

Эти рекомендации могут стать отправной точкой для разработки и реализации стратегии улучшения работы АИС ГЗК, способствуя повышению эффективности управления земельными ресурсами и обеспечению доступа к актуальной информации для всехзаинтересованных сторон.

Список литературы

1. Алимбек Т.Б., Бакыт С.О. Преобразование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства вКазахстане//Интерэкспо ГеоСибирь. -2013. -Т.8. -С. 3-14.

2. Елешев Р.Е., Сапаров А.С. Современное состояние земельных и кадастровых служб Республики Казахстан, проблемы и их решение //Почвоведение и агрохимия. 2019. №2. -С. 21-28.

3. Сводный аналитический отчёт о состоянии и использовании земель Республики Казахстан за 2022 г. Нур-Султан, 2023.

4. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K030000442_

5. [Электронный ресурс]. -URL: https://arcreview.esri-cis.ru/2008/05/09/land-cadaster-ais-gzk/(дата обращения: 4.03.2024).

6. [Электронный ресурс]. -URL: https://aisgzk.kz/aisgzk/ru/content/6-2/ (дата обращения: 9.03.2024).

УДК 339.137:63-021.66 DOI 10.24412/^-37231-2024-1-136-141

Хайдаршина В.А., научный сотрудник [email protected],

Республиканское научное унитарное предприятие «Институт системных исследований АПК Национальной академии наук Беларуси» г. Минск, Республика Беларусь

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ

И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ

Аннотация. В статье исследуется сущность и понятие конкурентоспособности в сфере АПК. Автор рассматривает различные факторы, влияющие на конкурентоспособность продовольствия на внутреннем и внешнем рынках, выделяя наиболее значимые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, агропродовольственная продукция, продовольственная безопасность, рынок.

Глобализация, укрепление интеграционных процессов и современные вызовы, стоящие перед мировой продовольственной системой, подчеркивают важность повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.