Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельные ресурсы / земельный фонд / земельная реформа / земельный кадастр / государственный контроль / использование земель / охрана земель / государственный кадастр / природные ресурсы / информационная система / лесной кадастр / особо охраняемые природные территории

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапарбаева Марал Ерланкызы, Олжабекова Карина Сембековна, Есимбаев Али Бакытбекович, Шаймерденова Айгуль Ауесхановна

Статья рассматривает вопросы государственного земельного кадастра в Республике Казахстан. Она обсуждает цели и задачи государственного контроля за использованием и охраной земель, а также организацию и содержание земельного кадастра. Особое внимание уделяется роли кадастровых данных в обеспечении эффективного управления земельными ресурсами. В Казахстане имеются обширные земельные ресурсы, управление которыми осуществляется через единый государственный земельный фонд. Этот фонд разделен между различными административными единицами страны. Разнообразие земельных категорий включает в себя пустыни, полупустыни, степи, леса и водные ресурсы. Земельная реформа страны связана с историческими, правовыми и экономическими условиями. В настоящее время ведется работа по созданию новой системы управления земельными ресурсами, включая многофункциональный земельный кадастр. Также описывается информационная система государственных кадастров природных ресурсов в Республике Казахстан, представляющая собой автоматизированную систему сбора и анализа данных о состоянии природных ресурсов. Система включает подсистемы, такие как лесной кадастр, кадастр особо охраняемых природных территорий и другие, охватывая различные аспекты природопользования. Данные представлены на локальном, областном и республиканском уровнях, обеспечивая комплексный анализ и управление природными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапарбаева Марал Ерланкызы, Олжабекова Карина Сембековна, Есимбаев Али Бакытбекович, Шаймерденова Айгуль Ауесхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 528.4:347.235.11 DOI 10.24412/cl-37231-2024-1-115-122

Сапарбаева М.Е., студент-бакалавр группы КД-21-15Р maralsaparbayeva5 @gmail .com

Олжабекова К.С., студент-бакалавр группы КД-21-15Р kariglazaya03 @gmail .com

Есимбаев А.Б., студент-бакалавр группы КД-21-15Р

megaali560@gmail.com

студент-бакалавр группы КД-21-15Р

Шаймерденова А.А., доктор PhD, старший преподаватель

aiya77@mail.ru

НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет» г. Алматы, Республика Казахстан

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья рассматривает вопросы государственного земельного кадастра в Республике Казахстан. Она обсуждает цели и задачи государственного контроля за использованием и охраной земель, а также организацию и содержание земельного кадастра. Особое внимание уделяется роли кадастровых данных в обеспечении эффективного управления земельными ресурсами. В Казахстане имеются обширные земельные ресурсы, управление которыми осуществляется через единый государственный земельный фонд. Этот фонд разделен между различными административными единицами страны. Разнообразие земельных категорий включает в себя пустыни, полупустыни, степи, леса и водные ресурсы. Земельная реформа страны связана с историческими, правовыми и экономическими условиями. В настоящее время ведется работа по созданию новой системы управления земельными ресурсами, включая многофункциональный земельный кадастр. Также описывается информационная система государственных кадастров природных ресурсов в Республике Казахстан, представляющая собой автоматизированную систему сбора и анализа данных о состоянии природных ресурсов. Система включает подсистемы, такие как лесной кадастр, кадастр особо охраняемых природных территорий и другие, охватывая различные аспекты природопользования. Данные представлены на локальном, областном и республиканском уровнях, обеспечивая комплексный анализ и управление природными ресурсами.

Ключевые слова: земельные ресурсы, земельный фонд, земельная реформа, земельный кадастр, государственный контроль, использование земель, охрана земель, государственный кадастр, природные ресурсы, информационная система, лесной кадастр, особо охраняемые природные территории.

Введение. Республика Казахстан располагает обширными и разнообразными земельными ресурсами, играющими ключевую роль в различных сферах общественной и экономической жизни. В целях эффективного управления и контроля за использованием земельных ресурсов в стране создан систематический мониторинг состояния земель, а также Государственная земельная инспекция, осуществляющая государственный контроль за ходом использования и охраны земель. Эти меры необходимы для обеспечения надлежащего исполнения правил использования и охраны земель как важного компонента национального хозяйства.

Задачи государственного контроля включают в себя обеспечение выполнения мер по рациональному использованию и охране земель, а также установление обязательных указаний для собственников и землепользователей. Порядок

осуществления контроля за использованием и охраной земель определяется правительством, что обеспечивает систематизацию и стандартизацию процессов на всех уровнях.

В Казахстане, где земля находится в государственной собственности, данные земельного кадастра играют ключевую роль как в экономическом, так и в правовом аспектах. Земельный кадастр предоставляет необходимую информацию о состоянии и использовании земельного фонда, что является основой для разработки планов и программ развития государства.

Одной из важнейших задач земельного кадастра является выделение земель для государственных и общественных нужд, включая непригодные для использования в сельском хозяйстве участки. Кадастровые данные также используются для оценки продуктивности земли, обоснования решений о передаче земли и разработке планов использования земельных ресурсов.

Республика Казахстан обладает богатыми земельными ресурсами. Единый государственный земельный фонд составляет 272,5 млн га. Государственный земельный фонд разделен между 17 областями и 3 городами (Астана, Алматы и Шымкент) (рис. 1). На территории республики выделено 8 природно-хозяйствен-ных территорий и 2 природно-хозяйственных области. Большинство земель пустыня (112,2 млн га), полупустынь (37,3 млн га) и степи (62,4 млн га). Весь земельный фонд делится на семь категорий (из них 34,4% - земли сельскохозяйственного назначения, 43,9% - земли государственного фонда, 7,5% - земли населенных пунктов, 4,1% - земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, 4,0% - леса, 1,3% - водные ресурсы, 0,55% - земли особо охраняемых природных территорий. В республике 161 административный район, количество городов и поселков - 302, количество сельских населенных пунктов - 7 164.

Рисунок 1 - Административное деление Казахстана

Особенности земельной реформы Казахстана определяются историческими, правовыми и экономическими условиями земельных отношений. В учебнике авторы, опираясь на научные труды, проанализировали развитие земельных

отношений народов, населявших территорию Казахстана с древнейших времен до присоединения к России. В течение длительного периода развивались феодальные частные и феодально-родовые (родовые) формы собственности на землю (пастбища и сенокосы), а на орошаемых пахотных землях (фермерские оазисы, южные территории) с древних времен устанавливалась частная собственность. С момента присоединения к России до 1917 года в Казахстане начали происходить российские земельные отношения и осуществлялась колониальная земельная политика. В советское время все земли республики перешли в государственную собственность, право пользования землей имели только граждане и государственные юридические лица.

В условиях развития земельной реформы крайне необходимо создание в республике новой системы управления земельными ресурсами. В настоящее время все государственные органы, предприятия, организации входят в систему Республиканского агентства по управлению земельными ресурсами, которое выполняет функции по управлению земельными ресурсами. Государственный земельный кадастр в новых условиях становится многофункциональной, научно-технической и информационной системой. Внутри земельного кадастра сложились три блока-правовой, финансовый и многофункциональный. А исполнительная, центральная основа многофункционального кадастра-автоматизированная информационная система, которая выполняет роль республиканского информационного банка о земле.

Поэтому надеемся, что учебник, научно доказавший основы новой системы земельного кадастра, станет необходимым инструментом для студентов высших и средних учебных заведений, учителей и специалистов системы Агентства по управлению земельными ресурсами, местных исполнительных органов.

Земельные отношения в Казахстане, как и в других странах является основой общественных и экономических отношений, так как земля играет особую роль в жизни общества. Земли, основной составной части всей окружающей среды, всех видов производства, средств связи, жилого помещения является универсальным базисом для размещения. Вместе с тем, развитие земельных отношений в разных странах были разные. Например, рано вести малоподвижный образ жизни формирование рыночных видов земельных отношений и индивидуальной формы собственности на землю у адаптированных народов, часто занимающихся земледелием, преобладало еще на слишком ранней стадии развития общества и государства.

У кочевых народов существовала большая специфика развития земельных отношений, где преобладало ведение пастбищного кочевого скотоводства, земледелием занимались лишь небольшие части малоподвижных народов, живущих в отдельных оазисах или оазисах.

Широко использует земельно-кадастровые материалы при решении земельно-правовых вопросов. Они используются не только в интересах налогообложения, но и для других нужд /разработки предложений по продаже, покупке, аренде, использованию земли и борьбе с эрозией почвы/. Основной задачей земельного кадастра оставалось обеспечение соответствующей информацией с целью получения государством части получаемой собственниками прибыли. Это

рассчитывается, по существу, капиталистических земельных отношений-хотя в каждой стране и в разное время существовали особенности содержания и методики проводимых земельных кадастровых работ, в целом для них было характерно получение сведений о земле.

Земельный кадастр появился на одной стадии развития общества, как мера оценки, с особым учетом земель. В первую очередь совершенствовались методы, приемы исследования, учета, оценки, группировки по видам долин и их качеству. Благодаря использованию новых методов, средств систематически повышалась точность земельно-кадастровой информации, совершенствовались процедура, содержание документов. Земельный кадастр стал сложной мерой, требующей специальной подготовки, знаний.

Координация земель обеспечивает проведение следующих работ:

- разработка республиканских, областных схем координации земель и программ использования, улучшения, охраны земельных ресурсов;

- создание новых и упорядочение существующих проектов землепользования и землевладения, составление документов, дающих право на землепользование, владение земельными участками по месту их нахождения /на картах/ обозначений границ и границ;

- разработка проектов земельно-хозяйственного строительства населенных пунктов, землепользователей, модернизации нарушенных земель и освоения новых земель, а также других проектов, связанных с землепользованием и охраной;

- учет земель, выявление неиспользуемых земель, проведение топографо-геодезических, картографических почвенных, геоботанических и других исследовательских и изыскательских работ;

- разработка кадастровых и других карт по использованию земельных фондов, их условиям;

- проведение земляных оценочных работ.

В целях ведения государственного земельного кадастра, координации земель и информационного обеспечения контроля за использованием и охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами систематический мониторинг состояния земель, выявление и оценка происходящих в нем изменений составляют содержание мониторинга земель. С целью государственного контроля за ходом эффективного использования и охраны земель в республике создана Государственная земельная инспекция в рамках Агентства по управлению земельными фондами.

Задачи государственного контроля заключаются в надлежащем исполнении земель, обеспечении выполнения государственными органами, юридическими лицами, гражданами мер по рациональному использованию и охране земель. Указания органов, осуществляющих государственный контроль по вопросам использования и охраны земель в пределах своей компетенции, обязательны для собственников и землепользователей всех земельных участков. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Поскольку в Казахстане Земля находится в государственной собственности, ей необходимы сведения о природном, правовом, хозяйственном состоянии всего земельного фонда. В экономическом плане возникает учет, оценка земли как главного инструмента производства. Для научно обоснованного построения планов, программ, прогнозов развития государства необходимо знать его материальные возможности. Данная ситуация обусловливает необходимость учета человеческих, материальных, природных ресурсов, в том числе особо важной части Земли.

Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов -

важнейший вопрос народного хозяйства. Он предусматривает правильное распределение земель между отраслями народного хозяйства, полное получение сельскохозяйственной продукции, необходимой обществу, сохранение и систематическое повышение плодородия почв. Для решения этого вопроса необходимо вести полный, солидный земельный кадастр. Выполняя организационно -хозяйственную функцию, государство, как рычаг права землевладельца и территориального приоритета, осуществляет управление единым земельным фондом, придавая земельному кадастру особую государственную значимость.

Данные кадастра, в первую очередь данные регистрации земель, используются государством не только в интересах дальнейшего развития управления земельным фондом, но и в целях осуществления, защиты официальной государственной собственности на землю, а также защиты прав землепользователей, собственников. Поэтому данные земельного кадастра имеют большое значение как в экономическом, так и в правовом отношении.

Большое значение кадастровых данных имеет выделение земель для государственных и общественных нужд. Со стороны народного хозяйства, общественных интересов для этих целей в первую очередь следует выделять земли, непригодные или малопригодные для использования в сельском хозяйстве, а также не переданные в пользование, во владение. Поэтому при решении этих вопросов возникает необходимость в сведениях об использовании, распределении земельного фонда, его фактическом состоянии, а также продуктивности хозяйственных угодий. Таким образом, эти данные необходимы для обоснования наиболее подходящего способа передачи земли.

Цели и назначение земельного кадастра в Казахстане определяют его задачи и содержание. Единство системы кадастра, в свою очередь, требует, чтобы применяемые методики были единообразными и велись в соответствующем порядке на всех уровнях, начиная с каждого отдельного земельного участка и заканчивая общегосударственным. Поскольку организация единой системы государственного учета является обязанностью высших органов государственного управления, органы устанавливают содержание и порядок ведения земельного кадастра.

Государство определяет назначение, задачи, содержание, составные части земельного кадастра и порядок его ведения. Он устанавливает содержание земельных кадастровых сведений, документов, процедуру кадастрового учета, выполнение контрольных и кадастровых работ по земельному кадастру, организацию.

Содержание земельного кадастра и установленный порядок его ведения обязательны для всех регионов страны. Объектом государственного земельного кадастра является весь государственный земельный фонд Республики Казахстан. Государственный земельный кадастр должен дать полную количественную и качественную характеристику данного фонда и составить правильный, необходимый набор сведений о природном, хозяйственном, правовом состоянии земель.

В кадастре приводятся физические характеристики для каждого земельного участка. Они пространственно выделяют участок, позволяют определить его место, размеры, а также оценить стоимостную оценку земли. Сведения о земельных участках также приводятся в земельных кадастровых картах, определяются их кадастровый номер, место, границы, надписи.

Данные обобщаются на уровне соответствующего административного района. В нем отражаются и хранятся сведения о кадастровом номере участка, физическом или юридическом лице /правосубъектности/ имени земельного участка, протоколах исполнительных органов, месте, размере, ценовой стоимости, целевом предназначении, распределении, неделимости, сервитуте, ограничении по использованию. Данные сведения систематизируются по видам собственности, категориям земель районам, областям, городам, республике.

Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой автоматизированную систему сбора, систематизации, хранения, обработки и отображения пространственно-координированных данных о состоянии природных ресурсов РК, анализа этих данных для эффективного использования при решении управленческих, производственных и научных задач, связанных с охраной, восстановлением и сохранением природных ресурсов.

На данный момент данная информационная система находится в опытной эксплуатации и в своем составе содержит следующие подсистемы:

1. Подсистема лесного кадастра;

2. Подсистема кадастра особо охраняемых природных территорий;

3. Подсистема кадастра животного мира;

4. Подсистема рыбного кадастра;

5. Блок картографических данных.

Уровни представления информации для каждой из подсистем:

1. Локальный (уровень лесохозяйственных, рыбоводных предприятий, охотничьих хозяйств, особо охраняемых природных территорий);

2. Областной;

3. Республиканский.

Подсистема лесного кадастра содержит информацию о состоянии лесного фонда, оценки хозяйственной деятельности, распределении его владельцам, количественном и качественном состоянии лесного фонда. Общее количество объектов: 138.

Подсистема кадастра особо охраняемых природных территорий содержит информацию о природоохранной, научной, хозяйственной и административной деятельности по всем видам заповедных территорий:

• Государственный природный заповедник;

• Государственный национальный природный парк;

• Государственный природный парк;

• Государственный ботанический сад;

• Государственный природный резерват;

• Государственный природный заказник;

• Государственный памятник природы;

• Государственная заповедная зона.

Подсистема кадастра животного мира содержит информацию о состоянии животного мира в целях эффективного управления в области использования, охраны и воспроизводства. Общее количество объектов: 669.

Подсистема рыбного кадастра содержит информацию о состоянии водных объектов и рыбных ресурсов (на данный момент содержит более 1000 крупных объекта). Общее количество объектов: 2659.

Блок картографических данных. Представлен цифровыми картами Казахстана масштаба 1: 1 000 000, 1:200 000, топографической основой, векторными тематическими слоями, содержащими соответствующую информацию по каждому кадастру:

• Ареалы распространения видов древесных пород;

• Ареалы распространения видов животных;

• Государственные учреждения лесного хозяйства;

• Охотничьи хозяйства;

• Особо охраняемые природные территории;

• Рыбные хозяйства;

• Населенные пункты;

• Озера;

• Реки;

• Административные границы;

• Промышленные объекты;

• Изолинии рельефа;

• Земельные покрытия;

• Линии связи;

• Авто и железные дороги;

• Бассейны крупных рек;

• Почвы;

• Природные зоны.

Заключение. Статья подчеркивает важность государственного контроля за использованием и охраной земель в контексте общенациональной политики управления земельными ресурсами, необходимость единой системы земельного кадастра, которая обеспечивает актуальную и достоверную информацию о земельном фонде для эффективного принятия решений на уровне государства и местных органов власти. Также подчеркивает значимость государственных кадастров природных ресурсов в контексте устойчивого природопользования и охраны окружающей среды. Информационная система предоставляет комплексные данные о состоянии природных ресурсов на различных уровнях, что позволяет эффективно управлять природопользованием и разрабатывать стратегии сохранения биоразнообразия и экосистем.

Список литературы

1. Порядок залога земельных участков и прав землепользования в обеспечение ипотечных кредитов. Земельное законодательство Республики Казахстан. //Сб. нормативно-правовых актов. - Жет жаргы, 1998. - С. 153-156.

2. Порядок купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков или права постоянного землепользования. Земельное законодательство Республики Казахстан //Сб. нормативно-правовых актов. Алматы, - Жет жаргы, 1998. - С. 108-122.

3. Руководящие принципы управления земельными ресурсами. Европейская экономическая комиссия. ООН - Нью-Йорк, Женева, 1996.

4. Государственный кадастр природных ресурсов Республики Казахстан URL: https://ecogosfond.kz/kz-aza-stan-respublikasy-tabi-i-resurstaryny-memleketök-kadastrlary-ru-gosudarstvennyj-kadastr-prirodnyh-resursov-respuWiki-kazahstan/

УДК 528.2:631.67:504.064.36(574) DOI 10.24412/cl-37231-2024-1-122-127

Сексенбай К.С., студент Кенес Д.Е., студент

Шаймерденова А.А., доктор PhD, старший преподаватель

НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет»

г. Алматы, Республика Казахстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОСМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме нарушения земель в Казахстане, которая связана с антропогенным воздействием на природные ресурсы, в частности, с деятельностью нефтегазового, горнодобывающего и сельскохозяйственного секторов, а также незаконно использованных земельных участков. Авторы рассматривают возможности и преимущества космического мониторинга нарушенных земель, который основан на использовании данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса. Авторы анализируют различные методы и технологии ДЗЗ, которые позволяют получать оперативную, объективную и масштабную информацию о состоянии и динамике нарушенных земель, а также об их влиянии на окружающую среду. Авторы приводят примеры успешного применения космического мониторинга для выявления и решения проблем нарушения земель в Казахстане, а также делают выводы и рекомендации по развитию и совершенствованию этого направления.

Ключевые слова: мониторинг, космический, земли, нарушения, зондирование, спутники, космос.

Введение. Республика Казахстан, обладая обширными природными ресурсами, сталкивается с вызовами, связанными с несанкционированным использованием земель и изменениями в экосистемах. Для эффективного контроля и управления этими процессами, научные и технологические инновации, такие как космический мониторинг, становятся неотъемлемой частью стратегий устойчивого развития. Космический мониторинг нарушенных земель основывается на использовании данных, полученных с помощью спутниковых технологий [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.