земельный фонд как объект земельного кадастра
МАХОТЛОВА Маратина Шагировна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский ГАУ», г. Нальчик. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассматривается технология, согласованность и последовательность ведения земельного кадастра, система земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории Российской Федерации. Проанализированы организационные аспекты, проблемы и перспективы развития земельного кадастра в России, а также перспективы развития рационального использования земельных ресурсов и опыт применения ее результатов.
Abstract. The article discusses the technology, consistency and continuity in the land cadastre, the system of land cadastral information and documentation as from the point of view of coverage of all categories of land the land Fund, and from the point of view of coverage of the entire territory of the Russian Federation. The organizational aspects, problems and prospects of development of the land cadastre in Russia, as well as the prospects of development of rational use of land resources and the experience of its results are analyzed.
Ключевые слова: государственный кадастровый учет, земельный кадастр, рациональное использование земельных ресурсов, реформирование земельных отношений, экономический механизм.
Keywords: state cadastral registration, land cadastre, rational use of land resources, reforming of land relations, economic mechanism.
Все земли, в пределах территории Российской Федерации, вне зависимости от вида права на земельные участки, являются объектами государственного земельного кадастра.
Отличается территория России уникальной инфраструктурой, созданной многими поколениями людей. На земном шаре только на пространствах нашей страны имеются очень большие ареалы земель, никогда не подвергавшихся природным катаклизмам. В России много лет, бесплатность землепользования способствовала расточительному нерациональному использованию ценнейшего ресурса -земель, определявшая бесхозяйственное отношение к земле.
В сфере землепользования переход к рыночным отношениям связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального использования земельных ресурсов. Перед Россией при этом стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее социальную справедливость при распределении земли и эффективное ее использование [7].
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной политики в области управления земельными ресурсами и их реализация. Решение задач управления возможно лишь в результате создания целостной системы управления земельными ресурсами, способной обеспечивать их рациональное, комплексное использование независимо от форм собственности и отраслевой структуры экономики. Изменение характера отношений собственности на землю при переходе от плановой экономики к рыночной не могло не затронуть сущности и порядка ведения такого важного инструмента управления землепользования как земельный кадастр [9].
Рациональное использование земельных ресурсов невозможно без описания и выявления его качественных характеристик, определяющих ценность земельных ресурсов для его пользователей. Поэтому первой задачей при формировании системы управления земельными ресурсами является создание норм, процедур и организационных структур, позволяющих выявлять, накапливать и обновлять информацию об объекте земельных отношений, находящихся на территории того или иного региона [5].
Создание в рамках системы управления подсистемы формирования и учета объектов и субъектов земельных отношений предполагает практическое решение этой проблемы, что может быть осуществлено лишь в результате формирования государственного земельного кадастра.
Земельный строй общества определяет систему государственного и общественного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей, по их регулированию, политической организацией общества. Любое государство, осуществляет земельную политику, воздействуя на земельный строй. Проводится земельная политика всегда в интересах господствующих групп общества и представляет собой деятельность государства по регулированию земельного строя, отношений между отдельными (землепользователями) землевладельцами, социальными группами, классами по поводу пользования и владения землей.
Поскольку порядок ведения земельного кадастра и его содержание должны соответствовать уровню социально-экономического развития общества, сложившимся производственным отношениям, при радикальном изменении земельного строя, особую актуальность приобретают вопросы совершенствования ведения земельного кадастра, как инструмента регулирования земельных отношений и обеспечения рационального использования земель. В ходе осуществления земельной реформы изменились права и обязанности субъектов земельных отношений, формы собственности на землю. Произошло значительное перераспределение земель, связанное с их изъятием у одной части населения и передаче другой, формированием новых и упорядочением существующих землепользовании. На первый план вышли вопросы защиты прав землепользователей, предоставления им и другим заинтересованным лицам информации о земле, обеспечения платности землепользования и сделок с землей. Такое изменение земельных отношений, вовлечение в них большого количества новых участников, отнесение земли к недвижимому имуществу, значительные изменения в структуре землепользовании, приватизация огромных площадей государственных земель и вовлечение их в рыночный оборот потребовали изменения устоявшихся взглядов на процесс и содержание ведения государственного земельного кадастра.
Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и ох-
Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
раны земель, при определении платежей за землю, при их изъятии и предоставлении, оценке хозяйственной деятельности, проведении землеустройства и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
Составная часть земельного кадастра - государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится на всей территории Российской Федерации по единой законодательно утвержденной системе, в которой учету подлежат земельные участки и территориальные зоны независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков [4].
Всем известно, что любой объект недвижимости, будь то квартира или дом, в том числе и земельные участки, являются частью имущества, подлежащего обязательному регистрационному учету. Происходит это из-за двух причин. Первая причина заключается в том, что законодательный орган обязан следить за используемыми гражданами ресурсами, а также за общей ситуацией по вопросу землевладения. Вторая причина в том, что только проведение процесса регистрации участка закрепляет факт того, что вы являетесь единственным владельцем собственности, и только по вашему решению могут проводиться различные операции. Единый Государственный кадастр недвижимости содержит сведения о земельных участках. Полномочный орган проводит не только регистрационные действия, но и вносит необходимые коррективы. Недвижимость, представленная участками земли, подлежит кадастровому учету.
Главной целью проведения кадастрового учета является подтверждение факта наличия определенного объекта недвижимости с конкретными характеристиками, которые заносятся в Единый госреестр. При помощи процедуры происходит идентификация земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам или организациям на всей территории России. ФЗ-221 от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» и иные подзаконные акты Российской Федерации наделяют Росре-естр полномочиями по проведению учета объектов недвижимости.
Тщательная подготовка к постановке на учет в кадастровом органе позволит избежать лишних проблем с документами различного рода. Подготовка ограничивается рядом четко прописанных действий, исполнение которых сделает непосредственно сам процесс регистрации быстрее и легче [8].
Земля на каждом историческом этапе развития человеческого общества является главным объектом хозяйствования и материальной основой земельных отношений [3]. Земля в настоящее время перестала быть исключительной собственностью государства. Много лет в России не было такого понятия, как частная земельная собственность. С ее появлением решение земельных вопросов усложнилось в связи с разной трактовкой законодательства, что не может не сказываться на ведении дел. Усугубляет ситуацию двойственность положения, поскольку земля также является и частью окружающей среды. Поэтому земельные отношения регули-
руются законами по предоставлению, использованию и охране. Вместе с государственным законом об охране земель, приходится учитывать и региональные законы.
В собственность граждан и юридических лиц перешла значительная ее часть, а та, которая остается государственной, будет разграничена на собственность муниципальных образований, собственность субъектов Российской Федерации.
В современной России сегодня земельный кадастр не столько система, встроенная в механизм государственного планирования, сколько государственная система хранения сведений о границах всех земельных участков. При разрешении конфликтов и споров по земле, собственники должны помнить, что государство, выступает, как защитник их законных прав. При возникновении земельных споров, в суд могут быть представлены доказательства, достоверность которых гарантируется государством [2].
В силу особой значимости деятельности Кадастровой палаты, ФЗ-№28 от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре» закрепляет принцип обязательности государственного кадастрового учета всех земельных участков, расположенных на территории РФ, независимо от форм целевого назначения, собственности на землю и разрешенного использования. На всей территории РФ по единой методике проводится государственный кадастровый учет земельных участков. Принятый 03.07.2015г. ФЗ-№218, существенно ускорил и модернизировал процедуру государственной регистрации и постановки недвижимого имущества на кадастровый учет. Обновленный ФЗ о государственном кадастровом учете вступил в действие с 01.01.2017. Новый закон о государственном кадастровой учете земельных участков, позволил дополнить и обновить информацию о жилых объектах недвижимости и земельных уделах, полученных из Росреестра и ФКП.
ЕГРН, или Единый государственный реестр недвижимости, - новое образование, появившееся вместо двух ранее действующих структур: ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество) и ГКН (Государственного кадастра недвижимости). Нововведение стало действовать с 2017 г. Помимо прочего, выписка или справка из ЕГРН, начиная с 2016 г., является единым удостоверяющим право гражданина на собственность документом, поскольку с того же года выдача свидетельств о праве собственности отменена.
По замыслу законодателя, Единый госреестр должен включать в себя сведения обо всех расположенных на территории России объектах недвижимого имущества. Переработка и объединение этих данных дали полные сведения об объектах недвижимого имущества. Соответственно, закон о государственном земельном кадастре в 2018 г. обязует собственников ограничивать границы собственных владений, потому что в обратном случае они не смогут впоследствии их продать на рынке [1].
Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» установил общепринятые принципы, в соответствии с которыми осуществляется ведение земельного кадастра [10].
Во-первых, это единство системы и технологии ведения
на всей территории Российской Федерации земельного кадастра. Оно подразумевает последовательность и согласованность ведения земельного кадастра, единство методики, системы земельно-кадастровой документации и информации как с точки зрения охвата всей территории Российской Федерации или ее субъектов, так и с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда. При ведении кадастра этот принцип не исключает необходимость учета региональных особенностей.
Во-вторых, непрерывность внесения имеющихся характеристик земельных участков в земельный кадастр. Различные изменения в процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, пользования и владения землей, изменения качественных и количественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят в распределении и составе земельного фонда. Поэтому путем периодического или систематического, выборочного или сплошного обновления информации необходимо обеспечить непрерывность ведения земельного кадастра.
В-третьих, открытость сведений земельного кадастра. Данные земельного кадастра для всех заинтересованных юридических и физических лиц (кроме сведений, составляющих государственную тайну) должны быть максимально доступны. Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств компьютерных технологий и вычислительной техники. Данные земельного кадастра могут представляться ведомствам и организациям, участвующим в создании банка данных земельного кадастра. Одновременно закрытый характер могут носить ряд сведений. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать защиту прав потребителей земельно-кадастровой информации и защиту сведений земельного кадастра от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения [6].
В-четвертых, сопоставимость и совместимость сведений земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, информационных ресурсах, реестрах. Выполнение этого принципа обеспечивает сбор инфор-
Библиография:
мации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой степени полноты и детализации, по единой методике. Это позволит привести в последующем в единую систему все виды кадастровой информации.
Нацелен современный этап земельных преобразований на переход к рыночным механизмам регулирования земельных отношений. Также современный земельный кадастр отличается от ранее существовавших форм проведением массовых мероприятий по определению кадастровой стоимости земли по единому методическому подходу.
Таким образом, проведение земельной реформы еще раз подчеркнуло необходимость государственного земельного кадастра как системы информации, обеспечивающей управления земельными ресурсами и осуществление государственного регулирования земельных отношений в Российской Федерации.
Принципы ведения земельного кадастра определяющие общие правила функционирования земельного кадастра, приведенные в законе, являются основными.
Соблюдение этих принципов позволяет обеспечивать своевременный контроль за рациональным использованием и охраной земель и правильность ведения земельного кадастра.
В России введение Федерального закона в действие создало надежную правовую основу для деятельности в области функционирования и формирования государственного земельного кадастра.
По нашему мнению, только создав простую и четкую организационную правовую структуру государственного земельного кадастра, можно будет достичь эффективного развития правового института государственного управления земельными ресурсами Российской Федерации и необходимых стратегических целей совершенствования земельных отношений.
Нельзя сказать, что к настоящему времени завершены работы по созданию земельного кадастра, еще многое предстоит сделать. Но сам факт того, что работы постоянно ведутся, совершенствуется действующее законодательство, готовятся новые программы, говорят о том, что российский законодатель на правильном пути по построению цивилизованного рынка.
1.Боровой Е.П., Душкина Е.М., Наливаева А.А. Использование современных технологий в земельном кадастре // В сборнике: Природообустройство и строительство: наука, образование, практика. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора, Заслуженного мелиоратора РФ И.С. Алексейко. Ответственный редактор М.В. Маканникова. 2017. С.233-238.
2.Винокуров А.П. Роль экологических исследований в землеустройстве и ведении земельного кадастра // В сборнике: Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2016. С.30-35.
3.Воробьев А.В., Филатова А.В. Актуальность вопроса о земельном кадастре: введение и основы кадастра // Вестник научных конференций. 2017. № 10-4(26). С.25-26.
4.Воронцова З.И., Коновалова Е.А. К вопросу развития кадастра в России // Научный альманах. 2017. № 1-3 (27). С.38-40.
5.Денисов В.В., Осмонкулов А.А. Современное понимание государственного земельного кадастра и его взаимосвязь с системой земельной регистрации // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина. 2017. № 2 (43). С.194-197.
6.Мазуркин П.М. Технологические отношения в земельном кадастре // Научному прогрессу - творчество молодых. 2016. № 4-4. С.237-239.
7.Корытков В.А., Капицкий В.Н., Багрецов Д.Н. Проблемы становления и ведения земельного кадастра и пути их решений // Аграрное образование и наука. 2018. № 3. С.2.
8.Колчина Н.В., Пестин К.А. Государственный кадастровый учет земельных участков: прошлое, настоящее, будущее // Инновационная деятельность: теория и практика. 2016. № 5 (1). С.25-37.
9.Мальцева В.В., Корчагина Д.О., Мисюгина Е.Н. Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество: изменения и перспективы // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017. Сборник статей VII Международного научно-практического конкурса. 2017. С.268-272.
10.Махотлова М.Ш., Шаов М.З, Темботов З.М. Землеустройство и сельскохозяйственное землепользование в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 3. С.3-5.