ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы разрешения юридических конфликтов Миронова М. А.1, Немечкин В. Н.2
'Миронова Марина Александровна /Mironova Marina Aleksandrovna — студент;
2Немечкин Василий Николаевич /Nemechkin Vasily Nikolaevich — кандидат юридических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин, юридический факультет, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы разрешения юридических конфликтов. Проведенное исследование позволяет утверждать, что юридические конфликты нуждаются в разрешении, а разрешение, в свою очередь, должно быть упорядочено и эффективно. Ключевые слова: юридический конфликт, правовые споры, субъекты конфликта, разрешение конфликта, завершение конфликта, переговоры, юридический характер, консенсус.
Юридическая конфликтология - сравнительно молодая наука, которая берет свое начало с середины XIX века: с основоположника общей теории конфликта Карла Маркса. Конфликт - явление повседневное, и поэтому он не может не интересовать умы человечества [2, с. 154]. Каждому знакомо чувство несправедливости, обиды за свои интересы, идеи, которые противоположная сторона посчитала за неуместные и немыслимые. Надо сказать, аналогичные ситуации не редки, причем не только на бытовом уровне, они возникают повсеместно. Как отмечает Г. В. Брыжинская, в сложных современных условиях стремление человека удовлетворить свои интересы противоправным, конфликтным путем ничем не сдерживается, а, напротив, проявляется в полной мере [4, с. 101].
По мнению Т. В. Худойкиной, конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов [8, с. 11].
В юридическом мире конфликт также представляет собой некое взаимодействие индивидов, групп или институтов, под которыми понимаются социальные субъекты [2, с. 17]. В этом случае будет достаточным определить рамки права, чтобы проблема решилась. Тем не менее, нередко, возникают такие ситуации, в которых сложно выявить их юридический характер. Если рассмотреть, к примеру, отношения правонарушителя и полицейского, не возникает никаких сомнений, что конфликт в данном случае будет являться юридическим. Но, вместе с тем, юридический подтекст может скрывать под собой и бытовая семейная ссора.
Споры и конфликты легче разрешить, когда известны правила взаимодействия сторон и возможные последствия рассмотрения проблемы. В состоянии же неопределенности это сделать сложнее [7, с. 173]. Переговоры, являясь самым эффективным способом урегулирования разногласий и противоборств, остаются до сегодняшнего дня малоприменяемыми. Процесс их ведения может быть довольно длительным и трудным, так как предполагает непосредственный контакт участников конфликта [3, с. 188].
Юридический конфликт, представляя собой разновидность социального конфликта, отличается от последнего тем, что «протекает в сфере общественных отношений, урегулированных нормами права» [1, с. 25]. Определяя юридический конфликт как «противоборство субъектов права с противоположными правовыми интересами», ученые называют следующие признаки юридического конфликта: связанность с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями), а следовательно, наличие у субъектов, объектов, субъективной или объективной сторон конфликта правовых признаков; возникновение конфликта в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением либо толкованием права; возможность предотвращения, приостановления, прекращения, разрешения конфликта юридическим способом, как правило, юридическими средствами и с помощью юридических процедур. Немаловажным является и тот факт, что юридический конфликт влечет юридические последствия, то есть последствия юридических конфликтов сами становятся определенными юридическими фактами.
Наиболее благоприятным способом разрешения столкновения сторон в конфликтах является консенсус, т. е. согласие, возникшее между сторонами при отсутствии возражений по существенным вопросам. Нередко такое разрешение противостояния находит свое применение в международных конфликтах. Но, вместе с тем, в одном государстве консенсус может быть приемлем и в конституционном праве, и в семейном, и в других отраслях права. Однако, наряду с преимуществами, у консенсуса существуют и недостатки, например, уязвимость к разногласиям или временные затраты.
В первую очередь, принятие решения оттягивается в силу множественных согласований. В связи с этим, не исключена вероятность потери объективной истины.
| 87 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016
В политической сфере разработана своя система разрешения конфликтов и их мирного урегулирования. Для этого организовываются согласительные комиссии с независимыми экспертами и представителями сторон. Также приемлемо в этом случае обращение в Конституционный суд Российской Федерации.
Немалое значение играет вмешательство третьей стороны: государственного правоприменительного органа, который будет рассматривать конфликт и принимать по нему решение. Это может быть суд, арбитраж, административная инстанция либо иное государственное учреждение, с которым стороны связаны соответствующими правоотношениями [6, с. 61]. Сложно не согласиться с данной позицией, но и переоценивать роль публичной власти не стоит, она, без сомнения, выходит на ведущие роли на завершающей стадии конфликта, когда орган публичной власти издает правоприменительный акт и завершает конфликт (но не обязательно при этом конфликт будет разрешен) [5, с. 76]. Большую роль в этом направлении будет играть работа по совершенствованию правовых институтов, улучшению юридической практики, повышению качества законов [9, с. 193].
Таким образом, можно сделать вывод, что конфликтные ситуации наблюдаются в любой сфере жизни, независимо от природы этой сферы. Сущность юридического конфликта проявляется в противоборстве правоотношений сторон, связанных с использованием или несоблюдением норм права, а его исход предопределяется особенностями конфликта.
Литература
1. Богданов Д. В. Соотношение категорий «социальный конфликт», «юридический конфликт», «правовой конфликт», «налоговый конфликт» // Финансовое право, 2012. № 3. С. 25.
2. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал, 2015. № 6. С. 154-156.
3. Брыжинская Г. В. Условия эффективного ведения переговоров // Глобальный научный потенциал, 2015. № 11 (56). С. 188-190.
4. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.
5. Брыжинская Г. В., Кашицин А. А. К вопросу о динамике и пределах юридического конфликта // European science, 2015. № 3 (4). С. 76-78.
6. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера, 2015. № 4. С. 60-62.
7. Левин В. Ф., Брыжинский А. А., Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов // Вестник Мордовского университета, 2006. Т. 16. № 1. С. 173-181.
8. Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология в условиях государственно-правовых и общественных преобразований в России: постановка проблемы, теоретические и социологические аспекты // Сибирский юридический вестник, 1998. № 3 . С. 10.
9. Худойкина Т. В., Лукьянов А. А. Качество закона: коррупциогенные факторы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории практики, 2013. № 4-2 (30). С. 193-196.
Налогово-правовой режим участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым Моньков И. А.
Моньков Иван Андреевич /Monkov Ivan Andreevich — магистрант, кафедра финансового и налогового права, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: статья посвящена вопросам функционирования создания и регулирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым. В частности рассматривается правовой статус ее участников, а также режим налогообложения. Детально описана система налоговых льгот и преференций, предоставляемых участникам. Автор делает вывод относительно перспектив развития данной свободной экономической зоны.
Ключевые слова: особая экономическая зона, свободная экономическая зона, Республика Крым, участник свободной экономической зоны, особый режим налогообложения, налоговые льготы и преференции.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016 | 88 |