Научная статья на тему 'Проблемы разработки и реализации стратегий в строительных организациях России'

Проблемы разработки и реализации стратегий в строительных организациях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорищева Т.А.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы стратегического управления в организациях строительной отрасли России. Рассматривается российский и зарубежный опыт разработки и реализации стратегии в строительных компаниях, а также проводится анализ современных рыночных условий, в которых им приходится осуществлять свою деятельность. Стратегический менеджмент в этом ключе представляется как механизм обеспечения и повышения эффективности деятельности строительных организаций в условиях нестабильной внешней среды. В работе обозначены отличительные особенности строительной отрасли, которые требуют особого подхода в стратегическом планировании и управлении. Рассматриваются причины, затрудняющие процессы разработки и реализации стратегии на разных этапах развития строительных организаций. Спектр данных проблем достаточно разнообразен, анализируются как внутренние причины отказа от стратегического управления, к примеру, отсутствие необходимых ресурсов, так и внешние, такие как неблагоприятная рыночная конъюнктура, складывающаяся на рынке строительных услуг России на сегодняшний день. В свете данных проблем определяется, насколько реально на данный момент внедрение и распространение механизмов стратегического управления среди отечественных строительных организаций различного уровня. В завершении обозначаются основные пути развития строительных компаний в области стратегического планирования и управления, определяются методы, при помощи которых возможно нивелирование негативных факторов, ограничивающих их деятельность в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорищева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки и реализации стратегий в строительных организациях России»

Проблемы разработки и реализации стратегий в строительных организациях России

Федорищева Татьяна Александровна

студент, кафедра «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», ^ fedorishcheva@mail.ru

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы стратегического управления в организациях строительной отрасли России. Рассматривается российский и зарубежный опыт разработки и реализации стратегии в строительных компаниях, а также проводится анализ современных рыночных условий, в которых им приходится осуществлять свою деятельность. Стратегический менеджмент в этом ключе представляется как механизм обеспечения и повышения эффективности деятельности строительных организаций в условиях нестабильной внешней среды. В работе обозначены отличительные особенности строительной отрасли, которые требуют особого подхода в стратегическом планировании и управлении. Рассматриваются причины, затрудняющие процессы разработки и реализации стратегии на разных этапах развития строительных организаций. Спектр данных проблем достаточно разнообразен, анализируются как внутренние причины отказа от стратегического управления, к примеру, отсутствие необходимых ресурсов, так и внешние, такие как неблагоприятная рыночная конъюнктура, складывающаяся на рынке строительных услуг России на сегодняшний день. В свете данных проблем определяется, насколько реально на данный момент внедрение и распространение механизмов стратегического управления среди отечественных строительных организаций различного уровня. В завершении обозначаются основные пути развития строительных компаний в области стратегического планирования и управления, определяются методы, при помощи которых возможно нивелирование негативных факторов, ограничивающих их деятельность в данном вопросе.

Ключевые слова: стратегическое управление, строительство, объекты управления в строительстве, стратегическое планирование, стратегия.

Современная экономика диктует участникам рынка такие условия, при которых для успешного осуществления деятельности в условия конкурентной борьбы им необходимо развивать и раскрывать в полной мере свой потенциал. Напрямую касается это и строительных организаций, функционирование которых на сегодняшний день происходит в условиях высокой доли неопределенности и рисков в связи со складывающейся экономической ситуацией в России. Чтобы сгладить эти риски и успешно организовать свою деятельность в долгосрочной перспективе в условиях динамичной внешней среды, любым организациям, в том числе и связанным со строительством, следует уделять особое внимание такому механизму, как стратегическое управление.

На сегодняшний день управленческая наука имеет достаточно длительный путь развития, благодаря которому к данному моменту накопилось достаточно опыта, способствующему динамичному и успешному развитию предприятий. При этом понятие стратегии и понимание необходимости ее разработки и реализации пришло в менеджмент относительно недавно - лишь в 60-70-х годах прошлого века. С этого момента западная наука пришла к выводу, что стратегическое управление является приоритетным направлением развития предприятия, благодаря которому на практике можно добиться долгосрочных конкурентных преимуществ при максимальной использовании потенциала организации [10]. Основой эффективного стратегического управления должны становиться четко сформулированные и ясные цели, определяющие основные направления деятельности организации и позволяющие сгладить свои слабые стороны и рационально использовать сильные [7]. На этой основе и должна разрабатываться стратегия предприятия - такая модель его действий, с которой возможно будет усиление своих конкурентных преимуществ и адекватное реагирование на изменяющиеся воздействия со стороны внешней среды при использовании минимума ресурсов. Однако механизм стратегического управления на сегодняшний момент не способен представить универсальную стратегию, гарантирующую любой организации эффективное функционирование. Это можно связать с уникальностью каждой отрасли экономики, специфика которых накладывает определенные ограничения или же дает свой потенциал для стратегического развития. При этом если отдельно рассматривать строительство, то на данный момент число организаций, функционирующих в данной отрасли и имеющих и реализующих определенную стратегию оказывается очень низким. Чтобы разобраться в причинах игнорирования руководителями большинства организаций такого несомненно важного и доказавшего свою эффективность инструмента управления, рассмотрим специфику отрасли и особенности ее функционирования на сегодняшний день.

Если рассматривать условия, в которых в данный момент функционируют строительные организации России, то можно сказать, что они достаточно нестабильны. За последние два года произошло снижение выполненного объема строительных работ в постоянных ценах, также уменьшились инвестиции в основной капитал, направленные на развитие строительства [1]. На 2016 г. удельный вес строительства в общем объеме ВВП составил 6,2%. При этом уровень рентабельности в строительстве на 4,3% ниже, чем по экономике России в целом и составил в 2015 г. 3,8%. Данные статистики показывают, что строительные организации, осуществляющие свою деятельность в России, вынуждены работать в условиях общего спада экономики в целом и своей отрасли в частности. На 2016 г. в России зарегистрировано более 235 000 организаций строительного профиля, из них 99,1% принадлежат к частной форме собственности, причем подавляющее большинство из них являются микропредприятиями. Организации частной формы собственности выполнили в 2015 г. 90,1% всего объема строительных работ по России. Описанные статистические факты указывают на достаточно затрудненные условия существования строительных организаций в России, выражающихся в недостаточной степени концентрации капитала в отрасли,

О £

ю

5

2

сч

1Л £

Б

а

2 ©

низком уровне рентабельности, нестабильности основных показателей деятельности компаний [6]. В сложившейся ситуации инструментарий стратегического управления становится незаменимым элементом функционирования строительных организаций, благодаря которому возможно не только обеспечение своего существования в долгосрочной перспективе, но и создание платформы для роста и эффективного развития компании.

Итак, мы видим, что основной действующей силой на рынке строительных работ и услуг являются субъекты малого предпринимательства с частной формой собственности. Малые предприятия строительной отрасли являются достаточно уязвимыми субъектами хозяйственной деятельности, поскольку, как правило, они не являются привлекательными объектами долгосрочных инвестиций и государственной поддержки, а также существенно ограничены в ресурсах [2]. Стоит отметить, что ресурсная база -это одна из важнейших платформ для разработки и реализации стратегии. Именно исходя из данных об обеспеченности той или иной организации ресурсами можно понять, насколько реально осуществление тех или иных стратегических целей и установок в данный момент и в дальнейшей перспективе. Проблемой организаций малого бизнеса является достаточно сильная ограниченность во всех видах ресурсов, в первую очередь, финансовых [4]. Большинство организаций отдают приоритет при распределении имеющихся ресурсов воспроизводству продукции и его возможному расширению, а не стратегическому планированию и управлению. Нехватка ресурсов заставляет руководителей строительных компаний ориентироваться на текущую деятельность, при этом работа фирмы в долгосрочной перспективе остается отложенным вопросом, решаемым по мере поступления средств.

Из вышеописанной проблемы вытекают другие причины, по которым многие организации строительной отрасли игнорируют стратегическое планирование и управление как инструмент обеспечения эффективности и конкурентоспособности. Одной из них можно считать отсутствие у руководителей организаций понимания перспективности стратегического подхода к управлению. Складываются такие ситуации, в которых лица, руководящие строительными компаниями, не считают целесообразным привлечение к работе специалистов в области

управления с должным уровнем образования, а предпочитают самостоятельно решать вопросы, связанные с организацией деятельности своей фирмы. И несмотря на то, что сейчас все больше говорится о необходимости стратегического и долгосрочного планирования деятельности, они считают данные аспекты управления прерогативой крупных компаний, обладающих высокой долей рынка. Пренебрегают в ряде организаций и стратегическим планом как документом, считая достаточным в общем продумать перспективы и цели деятельности компании без детализации и изложения их в виде конкретной программы. В качестве еще одной причины отсутствия у строительных организаций стратегий развития можно считать концентрацию в большинстве случаев деятельности компаний на реализации отдельных проектов. Строительство как отрасль характеризуется высокой продолжительностью инвестиционно-строительного цикла, что заставляет организации уделять внимание операционному планированию. Когда все ресурсы организации направлены на один объект (а в малых формах бизнеса ситуация чаще всего складывается именно так), то рассмотрение и разработка долгосрочных планов и новых проектов становится затруднена или вовсе недоступна. К тому же, строительство объектов предполагает ориентацию на конкретного заказчика и на его индивидуальные требования, что делает круг возможных заказов и проектов весьма широким и подчас разнополярным [9]. В условиях такого разнообразия бывает затруднительно определить четкий вектор развития своей организации, что становится препятствием для разработки стратегии. Проектная ориентированность как одна из главных особенностей строительных организацией оказывает значительнейшее влияние на подход к стратегическому управлению. Если за рубежом каждый проект рассматривается как источник долгосрочных конкурентных преимуществ даже после его реализации и ввода в эксплуатацию, то в России с принятой методикой поточного строительства интерес организации к проекту ограничивается его жизненным циклом [8]. Такой подход к концепции ведения бизнеса не ориентирует организацию на усиление конкурентных преимуществ путем создания высококачественных объектов и, как следствие, обуславливает отказ от инструментов стратегического управления.

Описанные причины указывают на затрудняющие факторы для строитель-

ных организаций, которые в принципе не имеют стратегий. Анализируя же опыт деятельности отечественных строительных организаций в области стратегического управления, можно сделать вывод, что на данный момент этот инструмент если и используется, то не вполне эффективным образом с практической точки зрения. Если рассматривать типичные проблемы, с которыми сталкиваются строительные организации при разработке и внедрении стратегии, а также ошибки, которые при этом допускаются, то их можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа представляет собой необоснованные цели дальнейший выбор стратегии развития предприятия. Проблема целеполагания является одной из наиболее распространенных как в отечественной, так и в зарубежной практике стратегического менеджмента [3]. Заведомо недостижимые, абстрактные или противоречивые цели изначально делают процесс разработки стратегии бессмысленным. При этом велики риски необоснованного выбора стратегии развития организации, что также может привести к ее провалу. Именно поэтому цели, которые ставит перед собой организация, и последующий выбор стратегии должны базироваться на ее стратегическом потенциале и комплексном, всестороннем анализе внутренней и внешней среды [5].

Ко второй группе проблем можно отнести отсутствие обратной связи и невовлеченность персонала в процесс стратегического управления. Даже качественная и детально проработанная стратегия может потерпеть неудачу при реализации в том случае, если для исполнителей она окажется неясной и далекой от реального положения дел в организации. Именно поэтому к процессу разработки стратегии целесообразно привлекать специалистов различных уровней, а также осуществлять контроль ее последующей реализации посредством механизмов обратной связи.

Еще одной категорией проблем можно считать отсутствие практической реализации разработанной стратегии. Процесс внедрения стратегического управления может сойти на нет по различным причинам, но в любом случае это будет указывать на ее изначальную недостаточную проработку. В этом случае не следует замораживать процесс стратегических изменений, а необходимо пересмотреть выбор стратегии и постановку целей в связи со спецификой внутренней и внеш-

ней среды. Динамично развивающееся окружение организации может потребовать значительных корректив стратегии, и в этом случае следует помнить, что стратегическое управление - это не статический процесс, он должен быть направлен на приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому не следует воспринимать однажды выбранную стратегию как догму - ведь это не цель, а средство успешной деятельности организации.

Итак, подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в большинстве российских строительных организаций механизм стратегического управления не имеет значительной популярности. Это связано с проблемами различного характера, однако условия, которые диктует сегодняшний рынок таковы, что для большинства организаций строительной отрасли для выживания и эффективного функционирования не стоит пренебрегать данным инструментом управления. При рациональном управлении и детальном подходе к разработке и реализации стратегии организации строительной отрасли не только обретут конкурентоспособность, но и смогут поднять свою деятельность на качественно новый уровень.

Литература

1. Строительство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. - M.,2016. - 111 c.

2. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2012.

- 400 с.

3. Боловинцев Ю.А. Целеполагание и ориентиры как сформулированная философия в стратегическом планировании организации // Статистика и экономика. 2015. - №5. - С.17-21.

4. Брусс Е.А. Формирование стратегии развития малого строительного бизнеса в современных условиях // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. -№6. - С.38-40.

5. Коготкова И.З., Сальник А.А. Особенности стратегического управления организациями строительной сферы экономики // Вестник университета. 2017.

- №7. - С.16-21.

6. Кошелев В.А. Источники рисков в строительстве // Интернет-журнал Науковедение. 2015. - №7. - С.1-13.

7. Основы организации и управления в строительстве. Ч. 2. Управление и планирование в строительстве: учеб. пособие / Н.А. Шлапакова [и др.]; под общ. ред. д.т.н. Ю.П. Скачкова. - Пенза: ПГУ-АС, 2013. - 288 с.

8. Прокофьев А.А. Стратегическое управление: современные ориентиры для российских строительных предприятий малого бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. -№3 С.106-112.

9. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С.9-10.

10. Ширшиков, Б.Ф. Организация, управление и планирование в строительстве: Учебник / Б.Ф. Ширшиков. М.: АСВ, 2016. - 528 с.

Problems in the development and implementation of strategies in construction companies of Russia Fedorischeva T.A. Tula state university This article discusses actual problems of strategic management in organizations of construction industry in Russia. The article examines the Russian and foreign experience in the development and implementation of strategies in construction companies and also analyzes the current market conditions in which they exercise their activities. Strategic management in this way is presented as a mechanism ensuring the increase of efficiency of activity of construction organizations in conditions of unstable external environment. The work marked the distinctive features of the construction industry, which require a special approach in strategic planning and management. Examines the reasons hindering the process of development and implementation of strategy at different stages of development of the construction organizations. The spectrum of these problems are quite diverse, are analyzed as internal causes of failure of strategic management, for example, lack of resources, and external, such as adverse market conditions prevailing in the

construction market of Russia today. In light of these problems is determined by how feasible at the moment, the introduction and dissemination of mechanisms of strategic management among domestic construction

organizations of different levels. In conclusion are outlined the main ways of development of construction companies in strategic planning and management defines the means by which the leveling of negative factors limiting their activity in this matter. Key words: strategic management, construction, facilities management and construction, strategic planning, strategy. References

1. Construction in Russia. 2016: To become. c6. / Rosstat. - M. 2016...

- 111 with.

2. Analou, T. Strategic management of

small and medium-sized enterprises / F. Analoui, Penalties And. - M.: UNITY, 2012. - 400 with.

3. Bolovintsev Yu. A A goal-setting and

reference points as the formulated philosophy in strategic planning of the organization//Statistics and economy. 2015. - No. 5. - Page 1721.

4. E.A's bar. Formation of the strategy

of development of small construction business in modern conditions//Problems of economy and management. 2015. - No. 6. -Page 38-40.

5. Kogotkova I. Z., AA's Epiploon. Features of strategic management of the organizations of the construction sphere of economy// Bulletin of university. 2017. - No. 7.

- Page 16-21.

6. Koshelev V. A Sources of risks in construction//Online magazine Science of science. 2015. - No. 7. -Page 1-13.

7. Bases of the organization and management in construction. P. 2. Management and planning in construction: studies. grant / N. A. Shlapakova [etc.]; under a general edition the Dr.Sci.Tech. Yu. P. Skachkova - Penza: PGUAS, 2013.

- 288 pages.

8. Prokofiev A. A. Strategic management:

modern reference points for the Russian construction small business enterprises//the Bulletin of the Chelyabinsk state university. 2010. - No. 3 of Page 106-112.

9. Selyutina L. G. Value of information

modeling of construction processes and subjects to design in modern conditions//Collections of

conferences of Research Center Sotsiosfera 2015. No. 1. Page 9-10.

10. Shirshikov, B. F. Organization, management and planning in construction: Textbook / B. F. Shirshikov. M.: DIA, 2016. - 528 with.

О À

es

S

i? 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.