Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/111EVN316.pdf Статья опубликована 30.06.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Шляхов Д.А. Проблемы разработки и реализации стратегии развития автомобильного кластера Калужской области // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/111EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 330:34
Шляхов Дмитрий Анатольевич
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», Россия, Москва1
Аспирант
E-mail: [email protected]
Проблемы разработки и реализации стратегии развития автомобильного кластера Калужской области
Аннотация. В статье рассматривается опыт создания автомобильного кластера в Калужской области. Автором выявлена проблема, существующая в современной стратегии развития автомобильных кластеров. Переход экономики страны в автомобильной отрасли к процессу формирования кластеров является одним из приоритетных направлений современного развития России. Формирование и расширение кластера может способствовать улучшению структуры экономики региона и обеспечить ее переход на инновационный путь развития. Эффективная стратегия развития может повысить инвестиционный интерес к отечественной автомобильной промышленности, а также увеличить процент локализации производства на наших автомобильных заводах. Современное развитие экономических отношений в мире и в рамках отдельных стран требует постоянного усиления инновационного потенциала страны, ее стратегий развития и глобальных конкурентных преимуществ, которые, как правило, концентрируются в определенных кластерах. Создание совместных предприятий с мировыми производственными компаниями может повысить качество сборки как уже готового автомобиля, так и повысить инновационную составляющую, что положительно отразиться на продажах и развитию автомобильной отрасли в целом. При внедрении эффективной стратегии формирования автомобильного кластера в Калужской области интерес иностранных инвесторов в открытии новых проектов возрастет, что позволит региону расширять свой потенциал и развивать параллельно смежные отрасли.
Ключевые слова: конкурентные преимущества; кластер; конкуренция; промышленность; совместные предприятия; автомобильная отрасль; инновации; стратегия
За последнее время в экономике и политике России происходят значительные изменения, которые отразились на многих факторах функционирования тех или иных процессов и стратегий внутри страны. Диверсификация экономики становится все более явной и обязательной мерой для построения целей и задач на ближайшие 5-10 лет. Данные
1 109451, г. Москва, Мячковский бульвар, д. 1, кв. 56 1
меры, в основе которых лежит преимущественно инновационное развитие практически всех отраслей, принимают значение обязательных к исполнению. Главной целью построения новой, все меньше зависящей от нефтяного рынка экономики является усиление производственного потенциала России, увеличение глубины исследований во многих определяющих отраслях. Повышение степени и качества локализации производства на территории страны - одна из приоритетных задач государства.
Одним из способов реализации инновационной стратегии социально-экономического развития является кластерная политика, и прежде всего — на региональном уровне. Уже много лет в регионах России формируются кластеры в совершенно разных отраслях экономики. Сегодня выделяются автомобильные, фармацевтические, транспортно-логистические кластеры, кластеры информационно-коммуникационных, а также ядерных и радиационных технологий и др. [8]
Автомобильные кластеры являются одним из ключевых факторов успеха автомобильной индустрии, что подтверждается практикой зарубежных стран. Создание отраслевых кластеров приносит значительную выгоду всем его участникам, в основном в результате получения экономии на логистике за счет: географической близости (близость и большое количество поставщиков); синергии в области НИОКР; экономической стабильности; снижения затрат на развитие рынка (близость потенциальных клиентов), закупки, подготовку персонала (близость университетов).
Все автомобильные кластеры, представленные в России, не обладают в полной мере ключевыми факторами успеха либо обладают ими на ограниченном уровне. В то же время отсутствие выраженной кластерной политики не позволяет полностью использовать опыт развитых автомобильных кластеров зарубежных стран - (Детройт (США), Валенсия (Испания), Уэльс и Вест Мидландс (Великобритания), Эмилия-Романия (Италия), Саксония-Анхальт, Сев. Рейн-Вестфалия, Кемниц-Цвикау (Германия), Словения и др.
Экономическая выгода от функционирования кластеров для регионов и в целом для страны состоит из многих факторов. К примеру, тот факт, что различные по сфере деятельности кластеры расположены на одной территории, снижает во много раз логистические издержки, создание крупных производственных предприятий способствует снижению доли безработных в том или иной регионе России. Однако главной выгодой для экономики страны является расширение производственных мощностей, привлечение иностранных инвестиций, усиление кадрового потенциала и глобальная поддержка для внутреннего и внешнего рынка сбыта.
Рассматривая автомобильную отрасль, можно выделить несколько регионов, в которых внедрение кластера доказало свою экономическую рентабельность и позволило получить положительный опыт для будущих разработок на новых, еще не разведанных специалистами территориях. В настоящее время уже практически сформировались 3 ключевых автомобильных кластера (по месту концентрации производств конечной продукции):
1) Приволжский:
• г. Тольятти/г. Самара;
• г. Набережные Челны/ОЭЗ «Алабуга»;
• г. Ульяновск;
• г. Нижний Новгород.
2) Центральный:
• г. Москва/г. Калуга;
• г. Владимир.
3) Северо-западный:
• г. Санкт-Петербург;
• г. Великий Новгород/г. Псков.
Одним из наиболее инновационных регионов является Калужская область. Начало строительства производственных мощностей и, в целом, официальный запуск кластера состоялись еще в 2006 году. Фактически формирование межотраслевых кластеров стало основным драйвером развития региона. В настоящее время в автомобильном кластере насчитываются более 30 предприятий, производящих автокомпоненты. Уже идет процесс интеграции «традиционных» калужских предприятий в производственные цепочки; активно расширяется процесс создания совместных предприятий. Это позволяет привлекать как зарубежные технологии производства, сборки, технического осмотра и др., так и иностранные инвестиции, объем которых с каждым годом растет. Российские компании в данном сотрудничестве занимают место владельца производственных мощностей, которые с выгодой для всего кластера отдают в аренду иностранным компаниям. На данный момент выделяются следующие совместные предприятия:
• Российско-Испанская компания CIE Avtocom, была создана слиянием промышленной группы «Автоком» (ОАО «Калужский завод автомобильного оборудования») и испанской компании CIE Merkados. Данное совместное предприятие выпускает элементы интерьера автомобиля: внутренняя обшивка дверей, подлокотники, перчаточные ящики, каркасы зеркал и др.
• ООО «Калуга-Шен-Заря-Машиностроительное объединение» - Российско-немецкий концерн по наладке гидравлики, производству пресс-форм, штампов и другой продукции машиностроения. Произошло объединение ОАО «Калужский двигатель» и Schoen Sandt GmbH (Германия).
К концу 2016 года ожидается более 5 слияний между компаниями кластера и новыми компаниями, которые внедрятся в производственную цепочку ценностей. В рамках кластеров открываются специализированные учебные центры, развиваются научные организации, повышается уровень конкурентоспособности предприятий.
Основные инвесторы автомобильного кластера - это три ОЕМ-производителя: Volkswagen, PSA Peugeot Citroën & Mitsubishi Motors и Volvo Trucks. Вслед за ними свои производства на территории региона разместили другие поставщики автокомпонентов, среди которых компании Magna, Continental, Faurecia, Visteon, Gestamp-Северсталь и пр.
Активно развивается высокотехнологичный фармацевтический кластер. Фармацевтика сможет обеспечить стабильное развитие экономики за счет создания предприятий с инновационной составляющей и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Основу фармкластера составляют предприятия, занимающиеся разработкой идей и внедрением новых технологий. Деловыми партнерами региона уже стали крупнейшие фармкомпании: Hemofarm/ГК Stada, Berlin-Chemie/Menarini, Novo-Nordisk, Ниармедик-Плюс, Astra-Zeneсa и другие. Правительство Калужской области назвало 2016 год годом фармацевтики. Поэтому в конце года ожидается открытие нескольких крупных проектов на территории региона.
Также большой потенциал развития имеет транспортно-логистический кластер. Это обусловлено тем, что многие кластеры России имеют огромные издержки на логистику, а следовательно, огромные финансовые потери. Наличие развитой транспортной
инфраструктуры в регионе является визитной карточкой и сильным конкурентным преимуществом перед другими кластерами, а соседство с московской агломерацией, надежная партнерская связь с зарубежными странами еще более увеличивает данный факт.
Основной проект, разработанный для размещения производств, - индустриальные парки. Опыт показал, что этот бизнес-продукт позволяет создавать новые предприятия в короткие сроки, максимально понятен и поэтому востребован инвестором.
Сегодня на территории области успешно реализуются уже девять проектов развития индустриальных парков, самые крупные из них - «Ворсино», «Грабцево», «Росва» и «Калуга-Юг». Формируются государственные парки, создается частный индустриальный парк, а также технопарки со смешанным финансированием. Вариантов для размещения производств инвесторов может быть несколько: покупка площадки, долгосрочная аренда или аренда производственных помещений, которые строятся под потребности инвестора. Во многом поэтому, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в стране и в Европе, совместных предприятий в Калужском кластере становится с каждым годом все больше. Западные инвесторы начинают понимать, что в такой быстро развивающейся инфраструктуре можно эффективно и безопасно разместить свои предприятия и освоить новый для себя рынок сбыта. При желании инвестор может разместить свое производство в браунфилдах - уже существующих в области производственных помещениях, которые удовлетворяют потребностям инвестора.
Формирование и поддержка кластеров закономерным образом в последнее время приобретает популярность в рамках регионального управления. Так, например, в Калужской области, согласно стратегии социально-экономического развития, в ближайшие 20 лет планируется формирование еще нескольких кластеров:
• кластер жизнеобеспечения и развития среды;
• образовательный кластер;
• туристско-рекреационный кластер.
Много внимания уделяется профессиональному образованию сотрудников автокластера. Еще в 2007 был создан Центр на базе трех профлицеев области, который находится в системе государственного профобразования. До сих пор не решенной проблемой в кластере является недостаток квалифицированных кадров; несмотря на то, что в Центре прошли обучение более 2 тыс. человек, подготовленных кадров все равно не хватает. Решением данной проблемы может являться привлечение студентов и выпускников технических и экономических ВУЗов Москвы и Калуги через специальные программы или практики. Первым шагом в этом сотрудничестве станет организация целевого обучения. Взаимодействие зарубежных технологий, которые наши компании получат путем создания совместных предприятий, и квалифицированных сотрудников всех уровней окажет положительный эффект на деятельность всего кластера уже через 2-3 года.
На данный момент в Калужском автомобильном кластере выпускается более 600 тыс. автомобилей (в т.ч. грузовики Volvo Truck) в год. Основной целью на 2016-2018 года является повышение процента локализации производства. На рис. 1 представлена характеристика состояния автокластера.
Производственные мощности
225,000 автомобилей в год 3 брэнда: Volkswagen, AUDI and SKODA
Производственные мощности 200,000 автомобилей в год 3 брэнда: Peugeot, Citroen and Mitsubishi
Производственные мощности 20,000 автомобилей в год 2 брэнда: Volvo and Renault 2000 экскаваторов в год 5 моделей экскаваторов Volvo
30 40% 35%
компаний-
поставщиков
Локализация производства по автокомпонентов модели
Volkswagen Polo sedan
Общий объем локализации PCMA Rus
Рисунок 1. Характеристика автомобильного кластера в Калужской области [10]
В рамках Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 г, в частности, развития региональных производств автомобильной техники, роль государства в формировании кластеров является ключевой [Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tpprf.ru.
Основными и наиболее значимыми позициями в векторе развития кластера и автомобильной отрасли в целом будут следующие:
• формирование и внедрение комплексного подхода индивидуальных предложений инвесторам (например, льготные перевозки в другие регионы, прямой контакт с Правительством области для оперативного решения возникающих вопросов);
• расширение транспортной инфраструктуры (современные дороги, эффективная система утилизации, оптимизация тарифной базы), что в целом повысит уровень инвестиционной привлекательности региона;
• организация особой экономической зоны на территории округа и/или специализированного индустриального парка (как, например, Калужского) для размещения автопроизводителей и производителей комплектующих. В этом случае производители комплектующих могут размещать производство для нескольких заказчиков;
• привлечение частного бизнеса (создание гибких условий для построения надежных стратегий сотрудничества с частным бизнесом и др.).
Таким образом, в России формируется один из основных перспективных центров развития мирового автомобилестроения. Автомобильные корпорации расширяют в нашей стране производство, открывают новые заводы, организуют совместные предприятия, планируют участие в новых проектах, связанных с автомобильной отраслью. Очевидно, что такие компании нуждаются в потенциальном рынке, таком как российский.
Увеличение коэффициентов локализации в рамках автомобильного кластера позволит экономике страны экономить на закупках комплектующих у иностранных компаний, а свободные активы направить на улучшение и расширение самого кластера и его инфраструктуры.
Однако создание кластеров без актуальной производственной базы, в том числе современных технологий, развития производственных навыков, повышения квалифицированности персонала, индустриализации новые глобальные проекты внедрять невозможно, во многом поэтому отрасль может быть обречена только на разработку проектов и технологий, но не для использования, а для продажи глобальным корпорациям. Данная стратегия не является выгодной для российской экономики, поскольку в этом случае компании, продающие свои разработки и проекты, играют роль интеллектуального придатка к компании-покупателю, которую надо еще найти. Следовательно, отечественные предприятия должны развивать как НИОКР, так и само производство, не случайно западные, в том числе американские корпорации, реализуют стратегию решоринга (т.е. возврат производства в домашние страны). Развитие данного направления позволит увеличить ВВП страны, а также глобально повысить значимость и конкурентоспособность России на мировом рынке.
Производственные базы для развития автомобильной промышленности требуют постоянного обновления. И речь не только о технике, не менее важная проблема -актуальность технологий, которых не хватает. Российское автомобильное производство не может и не сможет развиваться в темпе конкурентов, учитывая современные тенденции, моду и прочее. Вероятно, наиболее эффективным шагом будет являться взаимодействие с иностранными корпорациями путем создания совместных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быкова А.А. Проблематика формирования инновационных кластеров // Инновационная экономика. - 2009. - №8. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transfer.eltech.ru//.
2. Дубова А.В. Перспектива кластерного подхода в управлении развития региона // Экономический вестник Донбасса. - 2007. - №4. - С. 35-40.
3. Ерошенков М.Г. Генезис инновационной экономики России: Монография - М.: МАКС Пресс, 2009.
4. Ковале, Ю.П. Туристские кластеры: теоретические и методологические вопросы формирования: Монография. - Смоленск: Универсум, 2009.
5. Помитов С.А. Кластеры: характеристика и модели - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ekportal.ru.
6. Романова Е.В. Особенности развития региональных кластеров в Восточной Германии // Современная Европа. - 2008. - №2. - С. 90-104.
7. Enright M. «Regional Clusters and Economic Development: A Research Agenda», in Staber U., Schaefer N. and Sharma, B., (Eds.) «Business Networks: Prospects for Regional Development, Berlin»: Walter de Gruyter, pp. 190-213 - 1996.
8. Дуненкова Е.Н. Методологические основы управления формированием и развитием инфраструктуры региональной инновационной системы [Текст]: монография / Дуненкова Е.Н.; Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2013. - 141 с.
9. Смородинская, Н. Инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии. - Экономическая политика. Экспертный канал. - 24.05.2013. - Режим доступа: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/756-innovatsionnye-klastery-mirovye-orientiry-i-rossijskie-realii.html.
10. Палкина, М.В. Формирование инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона: Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.э.н.: 08.00.05 / М.В. Палкина. - Ижевск, 2010.
Shlyakhov Dmitriy Anatol'evich
State university of management, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Problems of development and realization of strategy of development of automobile cluster of Kaluga region
Abstract. The transition of the economy in the automotive industry to the process of cluster formation is one of the priorities of modern development of Russia. This paper examines the experience of creating the automobile cluster in the Kaluga region. The formation and expansion of clusters can help to improve the structure of the regional economy and ensure its transition to an innovative path of development. An effective development strategy can increase investment interest in the domestic automotive industry, as well as increase the percentage of localization of production of our car factories. The modern development of economic relations in the world and within countries requires constant strengthening of the innovation potential of the country, its development strategies and global competitive advantages, which are generally concentrated in certain clusters. Creation of joint ventures with global manufacturing companies can improve the build quality as the already finished vehicle, and enhance the innovative component, which has a positive impact on sales and the development of the automotive industry as a whole. When implementing an effective strategy for the formation of auto cluster in Kaluga region of interest of foreign investors in the opening of new projects will increase, which will allow the region to expand their potential and to develop related industries in parallel.
Keywords: competitive advantage; cluster; competition; industry; joint ventures; automotive industry; innovations; strategy
REFERENCES
1. Bykova A.A. Problematika formirovaniya innovatsionnykh klasterov // Innovatsionnaya ekonomika. - 2009. - №8. - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://transfer.eltech.ru//.
2. Dubova A.V. Perspektiva klasternogo podkhoda v upravlenii razvitiya regiona // Ekonomicheskiy vestnik Donbassa. - 2007. - №4. - S. 35-40.
3. Eroshenkov M.G. Genezis innovatsionnoy ekonomiki Rossii: Monografiya - M.: MAKS Press, 2009.
4. Kovale, Yu.P. Turistskie klastery: teoreticheskie i metodologicheskie vo-prosy formirovaniya: Monografiya. - Smolensk: Universum, 2009.
5. Pomitov S.A. Klastery: kharakteristika i modeli - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ekportal.ru.
6. Romanova E.V. Osobennosti razvitiya regional'nykh klasterov v Vostochnoy Germanii // Sovremennaya Evropa. - 2008. - №2. - S. 90-104.
7. Enright M. «Regional Clusters and Economic Development: A Research Agenda», in Staber U., Schaefer N. and Sharma, B., (Eds.) «Business Networks: Prospects for Regional Development, Berlin»: Walter de Gruyter, pp. 190-213 - 1996.
8. Dunenkova E.N. Metodologicheskie osnovy upravleniya formirovaniem i razvitiem infrastruktury regional'noy innovatsionnoy sistemy [Tekst]: monografiya / Dunenkova E.N.; Gosudarstvennyy universitet upravleniya. - M.: GUU, 2013. - 141 s.
9. Smorodinskaya, N. Innovatsionnye klastery: mirovye orientiry i rossiyskie realii. -Ekonomicheskaya politika. Ekspertnyy kanal. - 24.05.2013. - Rezhim dostupa: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/756-innovatsionnye-klastery-mirovye-orientiry-i-rossijskie-realii.html.
10. Palkina, M.V. Formirovanie innovatsionnoy sistemy upravleniya razvitiem promyshlennogo kompleksa regiona: Avtoreferat diss. na soiskanie uchenoy stepeni d.e.n.: 08.00.05 / M.V. Palkina. - Izhevsk, 2010.