Мельников Олег Николаевич
доктор экономических наук, профессор, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана melnikov@creativeconomy.ru Краевский Игорь Сергеевич аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ikraevsky@gmail.сom
Роль государства в реализации инновационных проектов в России (на примере Калужской области)
Аннотация:
В статье на примере Калужской области рассмотрены вопросы механизмом стимулирования инвестиционной деятельности и комплексного социально-экономического развития региона. Показано, что участие крупнейших представителей автомобильной отрасли позволит сформировать в Калужской области кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.
Ключевые слова: инновации, венчурное финансирование, инвестиции, кластеры
Введение
После распада СССР научно-технические инновации практически исчезли из экономической жизни страны. Отсутствие востребованности со стороны частного сектора, а также прекращение финансирования госпредприятий снизило спрос на инновационные разработки практически до нуля. Но в новом веке российское общество начало осознавать, что дальнейшее движение вперед на основе того, что осталось после советского времени, невозможно, и России требуется развивать свой научно-технический потенциал и переходить на новый, инновационный тип экономики, иначе нашей стране суждено остаться сырьевым придатком глобальной экономики.
Сама сфера инноваций сопряжена с высоким риском, что делает стандартные механизмы финансирования данной деятельности неприменимыми. В связи с этим за рубежом еще с середины прошлого столетия был разработан механизм венчурного финансирования, который позволял активно развиваться новым высокотехнологичным проектам.
Анализ международного опыта, особенно американского, показывает, что венчурное финансирование инновационных проектов в основном является диалогом только между инвестором и техническим специалистом - носителем идеи (реципиентом инвестиций). В России же ситуация несколько иная, и зачастую в этот процесс глубоко вовлечена третья сторона - государство в лице региональной или федеральной власти.
Подобная практика во многом характерна для проектов, ориентированных на внутренний спрос, в то время как те проекты, продукция или услуги которых предназначены более широкому кругу потребителей (в глобальном масштабе), строятся по западной модели, без активного привлечения государства.
На рисунке 1 изображена базовая модель взаимодействия основных субъектов инновационной деятельности [И - инвестор, Т - технический специалист (носитель идеи), Г - государство]. В реальной ситуации границы между этими участниками часто размываются, и происходит их агрегация. Например, государство кроме отраслевого регулятора является и финансовым инвестором, или инвестор одновременно является носителем технологий, а государство только создает комфортные инвестиционные условия для его деятельности. Но в любом случае, в России непосредственным участником всех процессов является государство.
Данная ситуация объясняется тем, что российский бизнес очень зависит от пресловутого «административного ресурса», без привлечения которого бизнес будет стагнировать, постоянно встречая на своем пути различные преграды: госрегулирование экономической деятельности хозяйственных субъектов, отсутствие соответствующей инфраструктуры или нормативной базы. Все это говорит об отсутствии комфортного
инвестиционного климата, способного привлекать финансовых и технологических инвесторов в Россию.
В последнее время можно отметить некоторый сдвиг в этой сфере: государство создает особые экономические зоны, фонды различного уровня финансирования, строит необходимую инвесторам инфраструктуру, а также внедряет новые технологии привлечения инвестиций (например, режим промышленной сборки). В качестве успешного примера можно привести опыт Ленинградской, Нижегородской или Калужской областей, которые смогли привлечь инвесторов как раз за счет активной позиции государства, а именно региональных властей.
Показательными могут быть действия администрации Калужской области по созданию специальной коммерческой структуры, занимающейся всеми инвестиционными проектами области: созданием и развитием необходимой инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Так в ноябре 2007 года правительством Калужской области в лице Министерства экономического развития было учреждено открытое акционерное общество "Корпорация развития Калужской области". Основными направлениями его деятельности являются анализ и содействие решению социально-экономических задач, повышение инвестиционной привлекательности региона и управление привлеченным капиталом и инвестициями. Являясь инструментом реализации бизнес-проектов, осуществляемых правительством Калужской области на основе принципов государственно-частного партнерства, корпорация обеспечивает эффективное взаимодействие между администрацией и инвесторами, создавая условия для территориального и хозяйственного развития региона.
Создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков является по-настоящему действенным механизмом стимулирования инвестиционной деятельности и комплексного социально-экономического развития регионов. Использование данного механизма в Калужской области уже позволило заинтересовать такие крупные автомобильные концерны, как Volkswagen AG, Volvo Truck Corporation, PSA Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors Corporation, в размещении своих производственный мощностей в данном регионе. Таким образом, участие крупнейших представителей отрасли позволит сформировать в Калужской области кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.
На данный момент при поддержке государства в Калужской области удалось создать целую сеть инвестиционных проектов: технопарк Грабцево, проект А-парк, индустриальный парк Ворсино, индустриальный парк Калуга-Юг и индустриальный парк Росва. Но деятельность районной администрации не сводилась только к созданию инфраструктуры, региональные власти также привлекали под гарантии Калужской
области кредитные ресурсы Внешэкономбанка для реализации региональных инвестиционных проектов и тем самым обеспечивали быстрое и эффективное выполнение обязательств области по заключенным инвестиционным соглашениям.
Таблица 1 - Крупнейшие инновационные проекты Калужской области
Компания Объем инвестиций Выход на полную мощность Объем выпуска продукции
Volkswagen 774 млн евро В 2010 г. 150 тыс. автомобилей
PSA Citroen, Mitsubishi Motors 470 млн евро В 2012 г. 150 тыс. автомобилей
Volvo Trucks 100 млн евро В 2010 г. 15 тыс. грузовиков
Samsung 200 млн долларов В 2012 г. 3 млн. единиц техники
Источник: данные компаний
Вывод
Тот факт, что на территории Калужской области обосновались такие гиганты мировой промышленности, как Volkswagen, PSA Peugeot Citroën, Samsung Electronics и другие, является несомненной заслугой администрации региона и ярким примером того, как нестандартные решения и политическая воля могут обеспечить приток не только финансовых, но и технологических инвестиций в регион.
Литература
1. Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
2. Антонец В. А., Нечаева Н. В., Хомкин К. А., Шведова В. В. - Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. -М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. - 320 с.
3. В. Чан Ким, Рене Моборнь. - Как распознать бизнес-идею которая принесет успех. Управление инновациями: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 237 с.
4. Гостева Е. - Рынок коллективных инвестиций начался с 500 тысяч рублей, 2010 г. // http://www.bfm.ru/articles/2010/11/19/rynok-kollektivnyh-investicij-nachalsja-s-500-tysjach-rublej.html
5. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А. - Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. - 248 с.
6. Ким В.Чан, Моборнь Р. - Создание нового рыночного пространства. Управление инновациями: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 237 с.
7. Концепция развития финансового рынка России до 2020г. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», Ассоциация региональных банков России, 2008г. // http://www.raexpert.ru/strategy/conception/
8. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. - Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. - М.: Наука, 2004.
9. Мицуаки С. - Эпоха системных инноваций. В поисках новой парадигмы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Ваш полиграфический партнер, 2006. - 248с.
10. Пирсон Э. - Как осуществить инновации. Инновации в бизнесе: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 189 с.
11. Харгадон Э., Саттон Р. - Построение фабрики инноваций. Управление инновациями: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 237 с.
12. Harvard Business School - Radical Innovation. Boston, 2000.
13. Magretta J. - "Why Business Models Matter." Harvard Business Review 80(5), 2002.
14. Thomson Learning. - Strategic management. Fourth edition. London, 2001.
Oleg N. Melnikov
Doctor of Economics, Professor, Bauman Moscow State Technical University
Igor S. Kraevsky
Postgraduate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
State Participation in Innovation Projects in Russia (Case Study of Kaluga Oblast)
Abstract:
Using the example of Kaluga Oblast, the authors discuss the mechanism of stimulating investment activity and complex socio-economic development of a region. They prove that participation of the largest representatives of the automotive industry will allow creating an automobile production cluster in Kaluga Oblast.
Keywords: innovations, venture capital financing, investments, clusters