ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРОБЛЕМЫ РАЗОРУЖЕНИЯ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ
А.С. Протопопов, М.А. Шпаковская
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается позиция СССР по вопросам переговоров по разоружению во второй половине ХХ века. Отмечается роль и значение политики СССР и России по вопросам укрепления международной обстановки в решении проблем разоружения, укрепления международной безопасности того периода. На документах и фактических материалах раскрывается позиция СССР/России и США по проблеме безопасности в целом и ее отдельным аспектам, связанным с разрежением.
Ключевые слова: СССР, Россия, США, НАТО, переговоры по разоружению, военные расходы на вооружение, ядерное оружие, оружие массового уничтожения, международная безопасность.
В мире существуют и постоянно возникают новые, самые различные проблемы. Одни из них имеют локальный национальный характер, другие носят ограниченный характер, третьи существуют более или менее недолгое время. Но есть такие проблемы, которые имеют всеобъемлющий, глобальный характер, затрагивают интересы народов всех континентов без различия национальной принадлежности, социального положения, возраста, профессии, вероисповедания, политических убеждений. Такой проблемой в современном мире являются вопросы войны и мира и среди них — разоружение.
Генезис войн уходит в далекую историю человечества, когда не было еще деления на классы. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей знаменитой работе «Немецкая идеология» отмечали: «Рабство в скрытом виде, существующее в семье, развивается лишь постепенно вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешних сношений — как в виде войны, так и в виде меновой торговли» [1]. Таким образом, второй формой внешних сношений как при общинном строе, так и в более поздние исторические периоды была война. Война у варварского народа-завоевателя, отмечали далее К. Маркс и Ф. Энгельс, являлась средством разрешения противоречия между приростом населения и отношением в развитии «традиционного и единственно для него возможного примитивного способа производства...» [2].
После появления антагонистических классов и образования государств, когда войны приобрели общественно-политическое значение, стали создаваться специальные институты со всеми необходимыми атрибутами. Военная сила стала, с одной стороны, средством внешней политики, а с другой — элементом международно-политической структуры, источником силы государства. Война явилась крайней и чрезвычайно опасной формой реализации политической и экономической амбиций отдельных стран.
В результате в мире постоянно растут военные расходы на вооружение. К концу ХХ в. ассигнования только на конкретные программы министерства обороны в 1986 финансовом году составили 298,7 млрд долл. Все военные расходы США со времени прихода Рейгана в Белый дом, т.е. с 1981-го по 1987 г. составили 1,5 трлн долл. Значительно увеличиваются расходы и других стран НАТО. Но и эти суммы были значительно перекрыты к концу ХХ в.
Рост вооружений затрагивает все сферы человеческой жизни: экономическую, социальную и экологическую. Более того, оружие массового уничтожения (ядерное, химическое или биологическое) в случае применения приведет к гибели человечества и истреблению всего живого на планете Земля.
Постоянное производство вооружений и совершенствование и без того мощного оружия как массового уничтожения, так и обычного, не только чреваты чрезвычайно опасными последствиями в будущем в случае возникновения войны или какой-либо катастрофы, но уже сейчас оказывают пагубное влияние на социальное и экономическое развитие в мире в целом и, прежде всего, в тех странах, где происходит возрастание военных ассигнований.
Ряд государственных деятелей и даже специалистов Запада, оправдывая рост вооружений, утверждают, что он не мешает экономическому развитию стран, а, наоборот, способствует их росту. Одни видят в этом выход из экономических затруднений, другие считают, что разоружение якобы осложнит некоторые проблемы, в том числе и проблему занятости. Однако реальность беспристрастно показывает всю несостоятельность подобных утверждений.
Отвечая тем, кто на Западе продолжал считать, что высокие военные расходы благоприятно влияют на экономический рост и проблемы занятости, бывший министр иностранных дел Швеции Альва Мюрдаль в своей книге о разоружении, со многими положениями которой нельзя согласиться, справедливо писала: «...гонка вооружения будет и дальше снижать долю расходов на социальные нужды и тем самым способствовать дальнейшему спаду экономического роста» [3].
Действительно, история экономического развития мира в последние десятилетия убеждает в том, что гонка вооружений и постоянное увеличение военных расходов влекут за собой рост цен, налогов, безработицы и быстрое сокращение ассигнований на социальные нужды.
Гонка вооружений наряду с трудностями экономического и социального порядка несет людям постоянную и все возрастающую угрозу ядерной катастрофы. Эта угроза становится тем более реальной и опасной, чем все более совершенствуется оружие — прежде всего, массового уничтожения.
В год окончания Второй мировой войны, когда казалось, что с войной покончено, если не навсегда, то, по крайней мере, на долгие годы, мир узнал о рождении и принципиально нового оружия страшной разрушительной силы — атомного. Все эти годы ядерное оружие постоянно совершенствовалось и накапливалось. К середине 80-х гг. ХХ в. в мире имелось уже более 50 тыс. ядерных боеголовок. Их суммарная мощность равнялась, по подсчетам специалистов, «миллиону Хиросим», т.е. разрушительная сила имеющегося ядерного оружия в миллион раз больше атомной бомбы, сброшенной 6 августа 1945 г. на Хиросиму. Только один процент ядерного потенциала США и СССР в 60 раз превышает мощность всех бомб и снарядов Второй мировой войны.
По подсчетам группы «Граунд Зероу» («Эпицентр взрыва»), возглавляемой бывшим сотрудником Совета национальной безопасности США Роджером Мо-ландером, можно прийти к выводу, что «на конец 1981 г. общая разрушительная мощь ядерного оружия всех государств, которые обладали им, была такова, что на каждого мужчину, женщину и ребенка на нашей планете приходилось десять тонн тринитротолуола...» [4]. Вполне понятна опасность, которая в случае войны угрожает не только обеим странам, но и всему миру.
Ученые и специалисты как на Западе, так и на Востоке высказывают мнение о том, что ядерная война явится катастрофой для человечества и нашей планеты. Можно привести подборку различных высказываний на эту тему. Мы ограничимся здесь лишь несколькими.
Американская газета «The Washington Post» еще в сентябре 1985 г. опубликовала статью под заголовком «Ядерная зима» может привести к гибели 2,5 млрд человек» [5]. К аналогичным выводам пришли и многие ученые-физики, специалисты и политические деятели Запада. В 1986 г. издательство «Наука» Академии наук СССР выпустило книгу, подготовленную Комитетом советских ученых в защиту мира, против ядерной угрозы, в которой приведена таблица ожидаемых медицинских последствий тотальной ядерной войны. По их подсчетам при ударе мощностью 10 000 Мг общее число жертв составило бы 2245 чел. при населении Земли на то время — 4390 млн. чел.
В подписанной 24 сентября 1982 г. в Риме и принятой Ассамблеей президентов академий наук 30 стран мира и представителями Пагуошского комитета ученых «Декларации о предотвращении ядерной войны» отмечалось в частности: «Наука не может предложить реальной защиты от последствий ядерной войны. Не существует перспектив того, чтобы массы населения могли бы быть защищены от массированного ядерного удара...» [6].
А ядерное оружие продолжает совершенствоваться, накапливаться и, что особенно опасно, распространяться.
Более того, даже в случае возникновения войны с применением обычного оружия ядерная катастрофа может произойти в любую минуту. Для этого достаточно попадания в реактор даже небольших по мощности артиллерийских снарядов или авиационных бомб. В мире имеются уже сотни действующих атомных электростанций и строятся новые.
Угроза самому существованию человечества еще больше усилилась после того, как в марте 1983 г. президент США Р. Рейган объявил о новой программе США — «стратегически оборонной инициативе» (СОИ). Программа эта, рассчитанная на использование космического пространства в военных целях, широко известна как программа «звездных войн». Американские конструкторские бюро и научно-исследовательские учреждения интенсивно работают над созданием космического ударного оружия, чтобы через космос попытаться добиться своего военного превосходства. В этих целях разрабатывается и программа использования в космосе ядерного оружия. Проводятся эксперименты по использованию ядерных взрывов для отработки лазерного оружия, которое предназначено для поражения баллистических ракет, спутников на орбите, а также для нанесения ударов из космоса по объектам на земле, в атмосфере, и на море. Это глобальное оружие способно, по утверждению ученых, за несколько десятков минут промышленно развитую страну отбросить в средневековье.
Как видно, ядерная угроза не только не уменьшается, а, наоборот, все более возрастает. Теперь уже говорят о возможности «случайного» возникновения ядерной войны. Советский ученый В.С. Емельянов по этому поводу в своей брошюре писал: «С конца семидесятых годов, и особенно с самого начала восьмидесятых, опасность возникновения «случайной» ядерной войны стала самой тревожной проблемой, стоящей перед общественностью мира». В чем же причина? Причин несколько. Ученые и специалисты ряда стран, в том числе американские, называют следующие: аварии как в военной технике, так и в системах обороны; помешательство или нервное состояние людей; развертывание или перерастание ограниченной войны; воздействие каких-либо катализаторов; ошибки или просчеты дипломатов или военных; политическая нестабильность и международные кризисы [9]. Надо учитывать при этом и «расползание» ядерного оружия, несмотря на наличие договора о его нераспространении. Этому способствует и политика Вашингтона. Западногерманские политологи отмечали, что на рубеже 1976—1977 гг. в ядерной политике США наметились новые тенденции и договор о нераспространении «уже не является основой американской политики» [10].
Огромную, а может быть и не меньшую, чем ядерное оружие, угрозу для человечества представляют и другие виды оружия массового уничтожения — химическое и биологическое.
Во второй половине ХХ в. на базе быстро развивающейся химической промышленности в США, а затем и в ряде других стран Запада стали создаваться новые виды химического оружия, являющегося по своему воздействию на человека оружием массового уничтожения. Появление новых видов ОВ, бинарного оружия позволяет агрессору при массовом уничтожении живой силы противника не уничтожать материальных ценностей. Поэтому такого рода оружие, как говорится в брошюре ВФНР «Химическое оружие и последствия его применения», представляет огромную опасность именно для гражданского населения [11]. Еще более страшным по своим воздействиям является биологическое оружие, которое по площади поражения в сопоставимых сравнениях уступает только термоядерному [12].
Поскольку в ядерном оружии и средствах его доставки существует примерное равенство сторон, военные руководители США и НАТО усиленно ищут возможности для обеспечения своего превосходства в новых видах оружия, в том числе и в химическом. В этом отношении у США имеется печальный опыт применения отравляющих веществ в Индокитае, где использование деформантов привело к поражению более 2 млн вьетнамцев, свыше 60 тыс. американских солдат, а также нескольких тысяч австралийцев, канадцев и новозеландцев. Было уничтожено 150 тыс. гектаров тропических лесов, 44% угодий, 70% кокосовых рощ, 70% посевных площадей Вьетнама. По заключению специалистов только на восстановление уничтоженных манговых лесов потребуется более 100 лет [13].
Тем не менее в США продолжаются работы по совершенствованию и накоплению отравляющих веществ (ОВ). Специалисты считают, что накопленных запасов отравляющих веществ только в США достаточно для... уничтожения населения земного шара.
Наряду с оружием массового уничтожения постоянно совершенствуется и обычное оружие, которое по своим поражающим действиям приближается к оружию массового уничтожения. Идет ускоренное совершенствование существующих видов обычного вооружения и создание его новых образцов и видов. Увеличивается их мощность, радиус действия, точность. В 1982 г. Израилем в Ливане впервые была применена вакуумная бомба. Как сообщал один американский еженедельный журнал, в соответствии с секретной программой «Стелс» в США с начала 1978 г. проводятся полетные испытания нового самолета, практически невидимого для радиолокационных станций системы ПВО, акустических и других систем обнаружения. Такой самолет исполнен как в пилотируемом, так и в беспилотном варианте.
Вполне понятно, что проблема ограничения и сокращения обычных вооружений также представляла особую актуальность.
Помимо непосредственной угрозы страшной разрушительной катастрофы в случае войны и истощения экономических ресурсов, гонка вооружений несет много других бед. Испытания новейших систем оружия самым пагубным образом отражаются на экологическом состоянии планеты и на здоровье человека. В этом легко убедиться, если вспомнить хотя бы испытания ядерного оружия США на атолле Бикини. С марта 1954 г., когда США было произведено испытание водородной бомбы и до сих пор, сам атолл Бикини и значительная территория Тихого океана опасны для жизни человека.
Проблемы разоружения имеют огромное значение для укрепления мира и безопасности и в XXI в. Достаточно вспомнить нападение НАТО во главе с США без объявления войны, без согласия ООН на Югославию с использованием бомбы с атомной начинкой. В результате погибли сотни мирных жителей, в том числе и дети. Все это делалось для того, чтобы развалить большую единую страну Югославию и создать косовский плацдарм для размещения противоракетной и наступательной систем НАТО.
Уже в 2001 г. начался и продолжается до наших дней асимметричный военный конфликт Международных сил содействия безопасности (ISAF), поддержанный сначала северным альянсом, а затем новым правительством Афганистана
и Исламской организацией Талибан. По сути дела, гражданская война в Афганистане началась еще в 1978 г. и продолжается до сих пор. Что касается США, то они проводят операцию в Афганистане под кодовым названием «Несокрушимая свобода», которую они начали после террористического акта 11 сентября 2001 г.
Во время продолжающихся военных действий в Афганистане вооруженные силы США в марте 2003 г. вторглись на территорию Ирака в целях свержения режима Саддама Хусейна. Военные действия США в этой стране продолжались до 2011 г. Весной 2011 г. под предлогом защиты мирных жителей страны Соединенные Штаты вмешались в гражданскую войну в Ливии. Целью вооруженного вмешательства было уничтожение любых войск, представляющих угрозу для населения. Эта военная операция проводилась с помощью воздушных ударов.
В том же году начались антиправительственные беспорядки в разных городах Сирии, направленные против законного правительства Башара Асада. Эти события не без помощи западных стран переросли в открытое вооруженное противостояние. На западные деньги в Сирию хлынул поток наемников более чем из 70 стран мира. На сторону законного сирийского правительства встали ливанская организация «Хизбалла» и иракские шиитские группировки. Россия выступила за решение конфликта мирными путями. Начался процесс урегулирования положения в стране, который затянулся из-за нежелания Запада решить сирийский конфликт мирным путем.
И наконец, события наших дней на Украине, которые при пособничестве США и других стран НАТО открыли дорогу для профашистских сил Западной Украины. В результате националистических антидемократических действий радикальных слоев Украины были созданы тяжелейшие условия жизни для населения юго-восточной части Украины. Националистические силы объявили о запрещении русского языка, на котором общается более 70% населения Украины, что вызвало огромные волны протеста, особенно на юге и юго-востоке страны.
В Крыму, где основную массу жителей полуострова составляют русские и крымские татары, они лишились права общаться на родном языке и были поставлены в унизительные условия существования. Все это привело к тому, что здоровая часть крымского населения обратилась к России с просьбой принять Крым и город Севастополь в состав России. 16 марта 2014 г. в Крыму в полном соответствии с международным правом, совершенно открыто был проведен референдум, на который были приглашены представители европейских стран и США.
Этот законный и справедливый акт вызвал в ряде стран Европы и США взрыв негодования и несправедливого обвинения населения Крыма и России. Развязав фактический разгул бандитизма и национализма на Украине, некоторые представители правящих кругов Запада, осуждая политику России в этом регионе, призвали к принятию против России экономических и других санкций. Одним из шагов западных стран явился отказ от проведения очередного заседания стран «Большой восьмерки» в этом году в Сочи. В результате Запад нанес удар не России, а прежде всего самим странам, входящим в «Большую восьмерку».
Советский Союз и Россия неоднократно выступали с инициативами, вносили многочисленные конкретные предложения, выдвигали десятки проектов соглаше-
ний. Все они были направлены на решение вопросов, связанных с прекращением гонки вооружений, сокращения вооруженных сил и бюджетов государств на военные цели.
После Второй мировой войны, с появлением атомного, а затем еще более мощного водородного оружия, на первый план выдвинулась задача избавления человечества от угрозы ядерной войны. Современное оружие сделало войну вообще невозможной. Возникновение войны с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения неминуемо приведет к гибели человечества и всей цивилизации на нашей планете. Проблема разоружения в связи с этим приобрела особое значение.
В конце 60-х гг. ХХ в. сложился устойчивый военно-стратегический паритет между СССР и США, ОВД и НАТО.
На рубеже 60—70-х гг. ХХ в. произошло заметное улучшение международной обстановки, что способствовало решению ряда вопросов и достижению очень важных соглашений, главными из которых были советско-американские соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-I) и договор по противоракетной обороне (ПРО). И наконец, кульминационным пунктом этого этапа стало Хельсинкское совещание 33 европейских стран, а также США и Канады, на котором был принят Заключительный акт, направленный на укрепление доверия между странами, улучшение международной обстановки и развитие экономических и культурных отношений между всеми странами.
После совещания в Хельсинки усилилось давление со стороны западных стран не только на антивоенные движения, но и на группу представителей Запада, которые выступали за стабилизацию международных отношений и развития сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами. Все более открыто использовался любой повод для обострения международных отношений, для затягивания и срыва переговоров по проблемам разоружения, учащались попытки помешать принятию каких-либо новых соглашений по важнейшей проблеме современности — разоружению.
Редактор внешнеполитического журнала «Foreign affairs» У. Хайленд в книге о советско-американских отношениях писал, что в период советско-американских встреч в 1974 г. США маневрировали, а после совещания в Хельсинки усилили политику, направленную на сдерживание социального развития восточноевропейских стран и ослабления их связи с Москвой. Для подрыва советско-американских отношений использовались многие события, происходившие в мире [14].
На рубеже двух веков произошло резкое ухудшение международной обстановки. Усиление влияния реакционных сил США привело к осложнению отношений между государствами — членами ОВД и государствами — членами НАТО. Мир стал возвращаться к временам холодной войны.
К весне 1985 г. удалось решить ряд некоторых вопросов, перейти от конфронтации к сотрудничеству и к заключению ряда соглашений. Особое место занимает подписанный в декабре 1987 г. советско-американский Договор о ликвидации целого класса вооружений — ракет средней и меньшей дальности. Это первое в истории человечества соглашение о ликвидации оружия.
Борьба за решение вопросов разоружения, за укрепление международной безопасности была и остается трудной, проходила в сложной, противоречивой обстановке. Советскому Союзу и другим социалистическим странам приходилось предпринимать немалые усилия для того, чтобы добиться прогресса на переговорах и постепенно, шаг за шагом, идти по пути поиска взаимоприемлемых решений.
Однако в годы, когда руководство страной осуществлялось М.С. Горбачевым и внешняя политика во многом оказалась в руках Э.А. Шеварднадзе, переговоры по вопросам разоружения проходили при постоянных уступках только со стороны нашей страны. Необходимо тщательно разобраться в сложной и порой запутанной обстановке вокруг решения вопросов сокращения различных видов вооружений, запрещения испытаний и ликвидации ядерного оружия, запрещения и уничтожения химического оружия и сокращения вооружений до разумных пределов достаточности для обороны каждой страны; проанализировать ход переговоров и позиции сторон по основным аспектам разоружения; показать динамику подходов сторон к решению различных вопросов разоружения и причины, не дающие возможности до сих пор решить эти вопросы.
Несмотря на огромные усилия СССР и России, а также всех миролюбивых сил, важнейшие вопросы разоружения из-за позиции США и ряда стран НАТО все еще остаются нерешенными. Более того, как показали последние события, США не отказываются от планов усиления своей военной мощи, стремясь добиться военно-стратегического превосходства.
В этих условиях вопросы разоружения, прекращения гонки вооружений, запрещения и уничтожения ядерного и других видов оружия массового уничтожения приобрели особую остроту и стали жизненно важными вопросами современности.
Усилиями миролюбивых сил западного мира стало возможным предпринять попытки к заключению ряда соглашений. Как свидетельствуют исторические факты, представители западных стран шли на переговоры с нашей страной только в том случае, если они видели, что СССР или Россия шли впереди в разработке или совершенствовании отдельных видов вооружения.
Российские дипломаты вели и ведут долгие переговоры, пытаясь договориться с партнерами по разоружению. Как справедливо считал А.А. Громыко, в течение 27 лет занимавший пост министра иностранных дел Советского Союза, «лучше десять лет переговоров, чем один день войны». СССР и Россия, не жалея сил, вели переговоры с представителями других стран, постоянно ища приемлемые решения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. // 2-е изд. Т. 3. С. 21.
[2] Там же.
[3] Myrdal Alva. «The Game of Disarmament: How the United States and Russia run the arms races» Pantheon Books, 1976. P. 89.
[4] Nuclear War. Hev. York: Pocket Books, 1982. P. 60.
[5] Washington Post, 1985. Sept. 13.
[6] Климатические и биологические последствия войны. — М.: Наука, 1986. С. 125.
[7] Откуда исходит угроза миру. Изд. 4-е. — М., 1987. С. 49—50.
[8] ЕмельяновВ.С. О возможности «случайной» ядерной войны. — М., 1985. С. 3.
[9] Clark B. The Science for War and Perce. London, 1971; Frei D. Der Ungewolte krieg. Eine Risk-Analyse. Munchen, 1983.
[10] Wilker L. (Hrsg). Nuklearpolitik im Zielkonflikt. Verbreitung der Kernenrgie zwischen Nationalen. Interesse und Internationaler Kontrolle. Koln: Wissenschaft und Politik, 1980. S. 20.
[11] См. Химическое оружие и последствия его применения ВФНР. 1986. С. 27—30.
[12] Там же. С. 19.
[13] См. Откуда исходит угроза миру. Изд. 4-е. — М., 1987. С. 66.
[14] Там же. С. 67.
[15] Hyland W. Mortal Rivals. Superpower Relations from Nixon to Reagan. New York, 1987. P. 75—80, 126—127, 161.
DISARMAMENT ISSUES AT THE END OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURY
A.S. Protopopov, M.A. Shpakovskaya
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the Soviet Union position on disarmament negotiations in the second half of the twentieth century. The authors noted the role and importance of the policy of the USSR and Russia on the strengthening of the international situation in solving disarmament issues, strengthening international security during that period. The documents and materials disclosed actual position of the USSR/Russia and the United States on the issue of security in general and the specific aspects related to the rarefaction.
Key words: the Soviet Union, Russia, the U.S., NATO, disarmament negotiations, military spending, nuclear weapons, weapons of mass destruction, international security.
REFERENCES
[1] Marks K., Jengel's F. Soch., 2-e izd. T. 3. S. 21.
[2] Tam zhe.
[3] Myrdal Alva. «The Game of Disarmament: How the United States and Russia run the arms races» Pantheon Books, 1976. P. 89.
[4] Nuclear War. Hev. York: Pocket Books, 1982. P. 60.
[5] Washington Post, 1985. Sept. 13.
[6] Klimaticheskie i biologicheskie posledstvija vojny. — M.: Nauka, 1986. S. 125.
[7] Otkuda ishodit ugroza miru. Izd. 4-e. — M., 1987. S. 49—50.
[8] Emel'janov V.S. O vozmozhnosti «sluchajnoj» jadernoj vojny. M., 1985. S. 3.
[9] Clark B. The Science for War and Perce. London, 1971; Frei D. Der Ungewolte krieg. Eine Risk-Analyse. Munchen, 1983.
[10] Wilker L. (Hrsg). Nuklearpolitik im Zielkonflikt. Verbreitung der Kernenrgie zwischen Nationalen. Interesse und Internationaler Kontrolle. Koln: Wissenschaft und Politik, 1980. S. 20.
[11] Sm. Himicheskoe oruzhie i posledstvija ego primenenija VFNR. 1986. S. 27—30.
[12] Tam zhe. S. 19.
[13] Sm. Otkuda ishodit ugroza miru. Izd. 4-e. M., 1987. S. 66.
[14] Tam zhe. S. 67.
[15] Hyland W. Mortal Rivals. Superpower Relations from Nixon to Reagan. New York, 1987. PP. 75—80, 126—127, 161.