УДК 332.1:338.49(470.323)
ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВОЙ СЕТИ В ЗАСТРОЙКЕ КРУПНОГО ГОРОДА
Андреева Елена Сергеевна, старший преподаватель, [email protected], Курский институт социального образования, филиал Российского государственного
социального университета
The article deals with basic principles and factors that influenced the creation and of the state of modern development of urban distribution of commercial network. The author justified approach to complex analysis of systems of urban commercial network, based on cartographic research and deployment of existing settlement areas of commercial enterprises with their fixup. The obtained data allow to analyze trends in the development of urban commercial network, to explore more deeply availability of commercial space for the population, as well as to find unified distribution center, focusing on throughput and formed functional areas of a large city.
В статье рассматриваются основные принципы и факторы, оказывающие влияние на построение и состояние современного развития городской торговой сети. Обосновывается подход к комплексному анализу системы объектов городской торговой сети, на базе картографического исследования сложившегося расселения и размещения площадей торговых предприятий с их адресной привязкой. Полученные данные позволяют анализировать тенденции развития городской торговой сети, исследовать более глубоко обеспеченность населения торговыми площадями, а также находить единый центр распределения, ориентируясь на грузооборот и сформировавшиеся функциональные зоны крупного города.
Keywords: Urban commercial service, walking distance and transport access, cartographic research
Ключевые слова: городское торговое обслуживание, шаговая и транспортная доступность, картографические исследования
Система городского торгового обслуживания в современных условиях представляет собой набор территориально разобщенных общественных зданий, сооружений и их частей, а также нестационарных объектов, в которых размещаются предприятия, осуществляющие торговые функции на территории города и агломерации. Параметрами, определяющими характер обслуживания для торговых
предприятий, являются зона влияния или радиус обслуживания, то есть способность магазина «притянуть» к себе клиентов и торговая площадь - показатель, характеризующий вместимость магазина, и, как следствие, способность обеспечить качественным торговым обслуживанием определенную массу покупателей. Для характеристики торгового предприятия используют такие показатели, как специализация, система обслуживания, количество ассортиментных позиций, выставочные площади, потребительские потоки и другие грани внешнего проявления бизнеса, способные охарактеризовать торговое обслуживание. Прежде чем анализировать городскую торговую сеть, рассмотрим основные этапы ее формирования.
В современной России основная масса предприятий торговой отрасли были сконструированы в середине прошлого века под влиянием идей и представлений о полноте удовлетворения потребностей советского гражданина. Создание системы городского торгового обслуживания было основано на принципе динамического построения сети общественных зданий и сооружений, связанных с понятием ступенчатой системы обслуживания. Это было обусловлено развитием массового строительства в послевоенные годы, снижением доли малоэтажного строительства и, как следствие, увеличение плотности населения в районах города. Понятие «система обслуживания» было условно сориентировано на критерий «частоты спроса». В результате этого были сформированы три ступени обслуживания, давшие название системе и позволившие привязать частоту посещения торговых точек к определенным территориям. В таблице 1 сформируем укрупненное соотношение ступеней уровня обслуживания с частотой возникновения потребностей в тех или иных товарах и территориальной организацией жилых районов города, ориентируясь на рекомендации по застройке.
Таблица 1
Соотношение ступеней обслуживания с частотой возникновения потребностей и уровнями застройки [8; 4, с. 221—223]
Уровень ступени Частота возникновения потребности в товарах и услугах Радиус территориальной доступности Структурный уровень организации города
I ступень повседневное Шаговая доступность 300-500 м микрорайон
II ступень периодическое 500-800 м жилой район
III ступень эпизодическое 800-1500 м общегородской центр
Теоретически такой подход к организации системы торгового обслуживания позволяет учесть комплексность обслуживания, устанавливать нормативы обслуживания и контролировать их исполнение.
Характерной особенностью городской застройки того времени была типизация зданий, застройка пятиэтажных массивов предполагала достаточно высокую плотность населения по сравнению с малоэтажной застройкой, на которое были рассчитаны предприятия обслуживания. Натуральный характер реализуемой продукции, закрепленные за продовольственными магазинами поставщики из местных производителей стали основой I ступени повседневного обслуживания, что знаменовалось появлением малых специализированных магазинов (молоко, мясо, рыба, овощи - фрукты и пр.). Такие малые специализированные магазины встраивались в жилые дома, вход располагался со стороны оживленных пешеходных улиц. Несмотря на то, что в магазинах мог быть широкий спектр сопутствующих товаров повседневного спроса, все они принадлежали к одной товарной группе, и даже не следуя строгой иерархичности предприятий, а в силу особенностей технологического процесса производства, сроков хранения и несовершенства упаковки, с целью соблюдения санитарных норм.
Г астрономы, яркие представители следующей ступени торгового обслуживания, располагались вблизи практически всех остановок общественного транспорта, преимущественно на главных улицах города. В них предлагался широкий продуктовый ассортимент, в том числе мясная продукция, могли быть кулинарные и кондитерские отделы и т.п., что, несомненно, привлекало жителей города. Доступность для таких магазинов была транспортная, часть из них в выходные дни не работала, а обеденный перерыв мог совпадать с перерывом на соседних предприятиях, поэтому специализированные магазины оставались востребованными еще долгое время.
Третья ступень городского торгового обслуживания была представлена универмагами и универсамами, располагавшимися в крупных городах в «центральных местах» (по терминологии Кристайлера [3]) городского значения, центральных улицах. Они проектировались, как места торговли товарами эксклюзивными, эпизодического спроса, длительного использования, но могли включать и отделы с товарами ранее рассмотренных ступеней городского торгового обслуживания.
Такая иерархичность теоретической модели была трудно реализуема на практике. Большинство крупных городов в 70-80-х годах прошлого века преимущественно не перестраивалось, а постепенно достраивалось и прирастало новыми территориями. Новые районы, приращенные к сформировавшимся кварталам,
уже опосредованно влияли и на формирование потребительских потоков и на систему городского обслуживания. Ландшафт местности многих городов России, расположенных на реках, овражистых почвах, не позволял соблюсти все геометрические пропорции, а потребителям окраинных микрорайонов приходилось затрачивать дополнительные усилия для перемещения в так называемое «центральное место», чтобы приобрести продукцию. Кроме того, постепенное разрастание городов меняло состав населения, расположение и конфигурацию функциональных зон, что повлияло как на мобильность городского населения, так и состояние экономики города в целом, что приводило к неэкономичному размещению некоторых торговых предприятий [1, с. 29].
Разрастающиеся города заполнялись новыми архитектурными формами, этажность зданий росла, процессы урбанизации усиливались, особо высокая социальная нагрузка легла на крупные и крупнейшие города, население которых увеличивалось большими темпами, относительно других населенных пунктов. Многообразие нюансов в потребительских предпочтениях, высокие темпы развития пищевой промышленности, относительно одинаковый уровень доходов населения одновременно с высокой его концентрацией привели к возникновению в городах сетевой системы обслуживания во второй четверти прошлого века. Соотношение уровней обслуживания с территориями города при сетевой системе торгового обслуживания приведены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение уровня обслуживания в сетевой системе организации обслуживания [9]
Уровень обслуживания Доступность Структурный уровень территории
Массовое Шаговая Микрорайон
Индивидуальное Транспортная Центр городского значения
Особенностью сетевого обслуживания является массовое (стандартное) обслуживание, обеспечивающее минимизацию затрат времени на приобретение наиболее распространенных товаров или получение услуг. Удовлетворение индивидуальных потребностей предусматривает затраты части личного свободного времени и отходит в категорию индивидуального (специализированного) обслуживания.
Организация самого городского пространства предполагала относительно упорядоченную систему жилых, общественных, промышленных и природных зон, позволяющую контролировать мобильность и маятниковую миграцию населения [8]. В современных рыночных условиях координация данных факторов затруднительна со
стороны государственных органов именно в силу недостаточной информационной базы и разобщенности госструктур, оказывающих влияние на развитие потребительского рынка.
Современные процессы внутреннего устройства городов изменили их облик и характер социальных связей внутри них. С одной стороны, интенсивное освоение агломерации привело к расширению городской территории, а уплотнение жилой застройки - к изменению плотности населения и составу обслуживающих предприятий. С другой, сам характер функциональных зон изменил характеристики. Большинство градообразующих предприятий если не закрылись, то перешли на современные формы производства, минимизирующие человеческий труд, а места приложения труда людей перешли в административно-офисные общественные центры, что повлияло на характер перемещения населения. Такие преобразования в территориальной целостности крупных городов привели к тому, что наиболее крупные жилые массивы оказались на окраинах города, иногда за местами, отведенными ранее под частное жилищное строительство, а промышленные зоны, вместе с огромными складскими массивами оказались внутри городов. При этом необходимость приобретения ежедневного объема продуктов в сочетании с нехваткой времени и ограниченностью выбора мест приобретения продукции, снижает качество индивидуального обслуживания, что отражается на удовлетворенности потребителей [8].
Учитывая особенности современной действительности и современные достижения повышения качества торгового обслуживания, представим еще одну таблицу, объединяющую структурные уровни городского торгового обслуживания и характеристики торговых предприятий (табл. 3).
Таблица 3
Обобщенные характеристики предприятий городской торговой сети обслуживающие различные территории города
Внутригородс кой уровень обслуживания Доступность Торговые площади Ассортимент товаров Преобладающий метод обслуживания Тип здания торгового предприятия
Местный (локальный) Шаговая До 400 м2 Товары частого спроса Через прилавок Встроенные, Встроено- пристроенные
Г ородской Транспортная От 400 м2 Универсальн ый ассортимент Самообслужива ние Встроено-пристроенные, отдельно стоящие
Опираясь на ГОСТ Р 51773-2001 и обобщая предыдущие выводы о специализации и доступности товаров, реализуемых торговыми предприятиями можно
предположить, что для городской сети стационарных торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент продукции достаточной должна быть торговая площадь более 400 м2. Такая торговая площадь позволит не только сформировать ассортиментное предложение, но и организовать торговое обслуживание методом самообслуживания, позволяющим гибко реагировать на изменение плотности потока потребителей, что соответствует требованиям, предъявляемым к торговым предприятиям городского уровня обслуживания. Магазинами локального значения будем считать торговые точки, реализующие товары повседневного спроса и специализированные магазины малой площади от 18 до 400 м2. Такое разделение всей совокупности торговых предприятий городской торговой сети позволило проанализировать данные внутренней документации областного комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования о дислокации торговых объектов в г. Курске и выявить, что за рассматриваемый период рост объемов торговых площадей городской торговой сети составил 111% (табл. 4).
Таблица 4
Количественная характеристика уровней внутригородского торгового обслуживания в Курске
Уровень обслуживани я На 2009 год На 2011 год Прирост торговы х площаде й
Количество торговых предприятий Торговые Площади В % к итогу о к и н Н * « ° 9 к оор «НЕ Торговые площади В % к итогу
По кол -ву По торг. пл. По кол -ву По торг . пл.
Г ородского значения 55 74169,3 15% 69% 67 84269,3 16% 73% 114%
Местного значения 323 33598,8 85% 31% 346 31543,5 84% 28% 94%
Предприяти й по городу всего 378 107768, 1 413 119312, 8 111%
Основной тенденцией является рост торговых площадей за счет увеличения числа торговых предприятий крупных форматов, но наблюдается и сокращение малых торговых предприятий, что подтверждают общие тенденции прошлых периодов по центральному региону России в целом (табл. 5). Рассматривая данные с точки зрения закона Паретто, можно говорить о естественно-эволюционном процессе, в результате которого крупные и средние предприятия стационарной городской торговой сети за 2009 год заняли 15% от общего количества торговых предприятий, но им принадлежит 69% всех торговых площадей. Следовательно, торговая политика компаний определяет
полноту ассортиментного предложения товаров для домохозяйств на городском уровне. Малых предприятий в количественном выражении значительно больше, но на них приходился всего 31% торговых площадей. Уменьшилась доля малых торговых предприятий (с 85% до 84%) и их совокупные торговые площади (с 31% до 28%).
Для подтверждения данной тенденции на уровне других крупных городов России приведем данные о развитии городской торговой сети ряда соседствующих с Курском городов центрального региона в табл. 5. Явная тенденция количественного сокращения магазинов при одновременном резком увеличении совокупной торговой площади, говорит об увеличении доли именно крупных объектов. Преобладание в общей массе торговых сетей и проводимой ими торговой политике может отразиться на товароснабжении населения города в целом.
Таблица 5
Динамика развития основных показателей городской торговой сети
Крупный город (областной центр) Население Количество торговых предприятий их торговая площадь Прирост количества торговых предприятий городской торговой сети, % Прирост торговых площадей, %
2005 2006 2005 2006 2005 2006
Белгород 344,2 348,20 145 137 18673,6 45335 -5,84 59
Брянск 420 416,20 120 132 20462 21897 9,09 7
Воронеж 846,3 840,70 519 639 54772 129411 18,78 58
Калуга 329,1 327,50 162 165 14580 23743 1,82 39
Путь товаров от производителя через оптовую и розничную торговую сеть принято рассматривать как процесс распределения, где последний этап перехода к потребителю зависит от умения коммерсанта организовать эффективную работу торговой точки. Умение оформить торговый зал, организовать рекламу, знание психологии потребителя важнее рационализации движения товаров в розничной торговле, по сравнению с оптовой [4, с. 224]. Для большинства групп товаров это так, но если внимание сконцентрировать на продовольственном секторе, основная часть ассортиментных позиций которого характеризуется как товары постоянного спроса, то справедливо рассматривать домохозяйства как заключительный этап системы распределения товаров. Как расселение населения на территории крупных городов, так и формирование городской торговой сети можно оценить статистическим и картографическим методом, которые легли в основу проводимых нами исследований.
Необходимость такого комплексного анализа территориального размещения торговых предприятий обусловлена отходом от ее построения по принципу равномерного размещения и преобладанием частной инициативы над потребностями горожан.
Статистические данные о росте и торговых площадей крупных торговых форматов, планы администрации Курской области в развитии данного сектора, привлекающего инвестиции и увеличивающие общие показатели развития торговли в Курске как отрасли, при одновременном снижении интереса арендонанимателей торговых площадей и покупателей, дают двоякую картину о состоянии развития, дальнейших тенденциях и перспективах. Проведенный нами анализ с учетом сложившейся системы расселения показал явно неравномерное размещение торговых предприятий в разрезе административных единиц и районов города, переизбыток торговых площадей в одних зонах и недостаток в других. Основной тенденцией является прирост торговых площадей в густонаселенных кварталах и закрытие продовольственных магазинов на территориях частного сектора и малоэтажной застройки. Кроме того, все больше социальные волнения назревают из-за того, что в плотно застроенных, густонаселенных многоэтажных районах не хватает целого ряда важных объектов социальной инфраструктуры, но на свободных территориях возводятся все новые торговые комплексы. Сравнительный анализ нормативной [7] и фактической обеспеченности граждан торговыми площадями продовольственных магазинов показал, что в посткризисный период с начала 2009 года, наблюдался их недостаток, но уже к середине 2011 фактический показатель превышал нормативный на 9%. Результаты картографического анализа позволяют сделать вывод, что крупные инвесторы стараются максимально плотно занять наиболее удобные городские зоны для ведения торгового бизнеса. Это частично повлияло и на обострение конкурентной борьбы, в том числе с применением методов и технологий недобросовестной конкуренции.
Однако большинство проблем развития торговли в крупных городах нам видится в неравномерном развитии оптового и розничного звена в силу более высокой инвестиционной привлекательности последнего и относительно низких вложений в создание и развитие бизнеса. Сложившаяся ситуация предполагает развитие современных оптовых предприятий - распределительных центров. Первоочередной задачей здесь является принятие решения о потенциальном размещении таких предприятий в застройке города. Полученные в результате анализа карты города данные позволяют сформировать представление о потребительском и торговом
потенциале отдельных городских территорий, на основании чего необходимо найти точку равновесия системы распределения, а графическая информация о взаимном расположении выделенных зон позволит рассмотреть подходящие варианты с учетом полученных расчетных данных о грузообороте. При должной организации и поддержке местных производителей распределительные центры могут стать сильнейшим каналом распределения, усиливающим конкурентные позиции в продвижении местных и отечественных товаров на рынки города, что в целом благоприятно повлияет на общий экономический климат, как города, так и региона.
Одним из главных преимуществ предлагаемого подхода анализа городской торговой сети мы видим в рассмотрении функциональных и жилых зон, территориальных составляющих крупного города, как единой системы, а вместе с ними и розничных объектов, имеющих картографическую привязку, что позволяет оценить обеспеченность торговыми площадями на уровне шаговой доступности жилого квартала. Получаемая модель крупного города, характеризует основные показатели системы городского торгового обслуживания, позволяет получить центр системы распределения и на основании данных о потреблении планировать емкость грузооборота распределительных центров, необходимых для наилучшего товароснабжения города и поддержки развития потребительского рынка и малого предпринимательства.
Литература
1. Брижашева О.В. Маркетинг торговли: Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2007. 170 с.
2. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2 изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.
4. Зырянов А.В. Размещение торговых предприятий: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. 250 с.
5. Кочерга Н.В. Логистизация транспортно-распределительной системы ресурсного обеспечения мегаполиса: автореферат на соискание степени КЭН. Рн/Д., 2006. 24 с.
6. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. 2-е изд./ Под ред. В.С. Лукинского. СПб.: Питер. 2008. 448 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».
8. Сапрыкина Н.С. Основные градостроительные концепции и современные
проблемы реконструкции жилой среды 1950х-1960х гг. Архитектурный альманах Корпус 4 М.:-2002 [электронный вариант журнала]
URL:.http://www.tih.m/k4/p1f.html (Дата обращения: 12.09.2010).
9. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений М.: 1994
10. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений М.:2011 PDF [электронный режим доступа] -http://www.minregion.ru/upload/documents/2011/05/300511-s-15.pdf (дата
обращения: 15.06.2011).