Научная статья на тему 'Проблемы разграничения военными судами сведений, составляющих военную и государственную тайну'

Проблемы разграничения военными судами сведений, составляющих военную и государственную тайну Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
676
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / ВОЕННАЯ ТАЙНА / ВОЕННЫЕ СУДЫ / STATE SECRET / OFFICIAL SECRET / MILITARY SECRET / MILITARY COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярмонова Елена Николаевна

В военных судах проблема отграничения государственной тайны от военной имеет большое значение. В статье раскрыто понятие военной тайны и основные признаки отграничения военной тайны от государственной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of distinguishing between state secrets and military ones is of great significance in military courts. The notion of military secret is defined and the main features distinguishing between military secrets and state secrets are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы разграничения военными судами сведений, составляющих военную и государственную тайну»

Е.Н. Ярмонова,

помощник судьи Советского райсуда г. Воронежа

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ВОЕННЫМИ СУДАМИ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОЕННУЮ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

PROBLEMS OF DIFFERENTIATING INFORMATION CONSTITUTING MILITARY AND STATE SECRETS BY MILITARY COURTS

В военных судах проблема отграничения государственной тайны от военной имеет большое значение. В статье раскрыто понятие военной тайны и основные признаки отграничения военной тайны от государственной.

The problem of distinguishing between state secrets and military ones is of great significance in military courts. The notion of military secret is defined and the main features distinguishing between military secrets and state secrets are considered in the article.

В военных судах существуют и формируются важнейшие сведения военного характера, ко -торые отнесены соответствующим Перечнем к государственной тайне. Наряду с этим имеет место большой круг сведений, образующих воен-ную тайну. Речь идет о сведениях военного ха -рактера меньшей степени значимости, но, тем не менее, имеющих большое значение для нормального функционирования Вооруженных Сил и вследствие этого не подлежащих оглашению.

Теоретическое и практическое исследование проблемы подтверждает необходимость четкой постановки вопроса о законодательном определении военной тайны как самостоятельного правового субинститута, о выработке новых подхо -дов разграничения военными судами сведений, составляющих государственную и военную тай -ну, и порядке обеспечения их сохранности.

В современных условиях совершенствования всех сфер военно-служебных отношений и, в первую очередь, реформы военно-судебного законодательства считаем, что, поскольку важ-нейшие секретные сведения в военной области охватываются понятием государственной тайны, военную тайну следует рассматривать в узком смысле, чтобы отграничить от государственной тайны и не допустить чрезмерного засекречивания других военных сведений.

Так, И.А. Слободанюк под военной тайной понимает сведения военного характера, доступ к которым ограничен органами государствен -ной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом [7. — С. 48] и при этом предлагает классифицировать охраняе-

мые сведения военного содержания следую -щим образом:

а) сведения в военной области, составляющие государственную тайну;

б) сведения военного характера, доступ к которым ограничен органами государственной вла -сти и военного управления в соответствии с федеральным законом;

в) военные сведения ограниченного распространения.

Двузначно определяет понятие военной тай -ны Х.М. Ахметшин. По его мнению, «военная тайна одной частью входит в государственную тайну. Понятие государственной тайны значи-тельно шире понятия военной тайны. Кроме сведений военного характера, оно охватывает также сведения политического, экономического характера и др. Военную тайну в указанном смысле слова составляют сведения, непосредственно относящиеся к Вооруженным Силам. Данные сведения в установленном порядке признаны содержащими государственную тайну».

Однако Х.М. Ахметшин обращает внимание и на то, что понятие военной тайны имеет и другое, более широкое значение. Следовательно, военную тайну могут составлять и сведения, не содержащие государственную тайну: «Признаются содержащими государственную тайну лишь наиболее важные сведения в военной области, разглашение которых может причинить значительный ущерб интересам государства. Остальные же сведения военного характера, исходя из интересов военной службы и в связи с особым характером этой службы, должны быть признаны не подлежащими оглашению. Они являются второй со-

ставляющей военной тайны. Перечень таких сведений должен устанавливаться компетентными органами военного управления» [6. — С. 169].

По мнению А.А. Фатьянова [9. — С. 234], служебная тайна присутствует в Вооруженных Силах Российской Федерации, однако она именуется как «военная тайна». Эту точку зрения подтверждают и нормы Федерального закона « О статусе военнослужащих» [3], в ст. 26 которого среди общих обязанностей военнослужащего содержится и такой вид обязанности, как необходимость хранить государственную и военную тайну. Помимо того, в ст. 7 содержится запрет на разглашение государственной и военной тайны. В ст. 4 Закона «О реабилитации жертв политиче -ских репрессий» [5] также разграничиваются указанные категории тайн, что подтверждает его положение о том, что не подлежат реабилитации лица, обоснованно осужденные судами, а также подвергну тые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются доста-точные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений: измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия. В Федеральном законе «Об обороне» [1] военная тайна обозначается сведениями в области обороны. Так, в соответствии со ст. 2 указанного зако -на, организация обороны включает обеспечение защиты сведений, составляющих государствен -ную тайну, в области обороны.

Автор полностью разделяет данную точку зрения. Поэтому можно утверждать, что военная тайна является разновидностью служебной в военных судах. Учитывая, что понятие военной тайны носит лишь декларативный характер, а ее содержание не имеет нормативного закрепления, необходимо принятие нормативного правового акта, который бы решил эту проблему.

В военных судах проблема отграничения государственной тайны от военной имеет большое значение. Неясно, как должен поступить воен-ный суд, если информация подпадает под обе кате гории.

На наш взгляд, к военной тайне следует относить, например, сведения, содержащиеся в документах воинского учета, которые являются источниками следующих данных о гражданине [2]: его фамилии, имени и отчестве; дате рожде -ния; месте жительства; семейном положении; образовании; месте работы; годности к военной службе по состоянию здоровья; профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; основных антропометрических данных; прохождении военной службы или альтернативной гражданской службы; прохож-дении военных сборов; владении иностранными языками.

Безусловно, часть перечисленных сведений имеет отношение к персональным данным, под которыми понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация [4].

Другая часть указанных сведений составляет одновременно врачебную тайну, в частности годность к военной службе по состоянию здоровья, профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях.

Однако, как было отмечено ранее, одним из условий отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну, является полу -чение информации в силу исполнения служебных обязанностей. Таким образом, сведения, содержащиеся в документах воинского учета, которые были получены военным судом, будут составлять военную тайну.

В соответствии с Законом «О государствен -ной тайне», к государственной тайне относятся следующие сведения в военной области:

1) о содержании стратегических и оператив -ных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегиче -скому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Фе-дерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным зако -ном «Об обороне», об их боевой и мобилизаци-онной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

2) о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

3) о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утили-зации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

4) о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых ве-ществ военного назначения;

5) о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

6) о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

Анализ перечня сведений в военной области, составляющих государственную тайну, позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях указанный правовой режим может охватывать общедоступную информацию.

По этому поводу И. Л. Бачило приводит сле -дующий пример: «Если речь идет о заражении какой-либо местности в резу льтате деятельности армии, то эту информацию можно с равным успехом классифицировать и как сведения о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безо -пасности, о состоянии экологии, и как сведения о войсках, ядерных объектах и т.п.» [8. — С.460]. Таким образом, возникает проблема в части соблюдения запрета на засекречивание определен -ных категорий сведений как одной из важней -ших гарантий права на доступ к информации. Приоритет принадлежит запрету, установленно -му ст.7 Закона «О государственной тайне», в соответствии с которой утвержден перечень све -дений, не подлежащих засекречиванию. Однако из норм закона это напрямую не следует, и нель -зя не заметить, что данная проблема отнюдь не является умозрительным предположением.

Приведенный пример свидетельствует, с одной стороны, о необходимости системного развития субинститута военной тайны, с другой — о низком качестве закона «О государственной тай -не», не учитывающем уровня нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений.

Исходя из вышеизложенного, для военных судов основными признаками отграничения военной тайны от государственной являются следующие условия отнесения информации к сведениям, составляющим военную тайну:

1) информация, составляющая военную тай -ну, не подпадает под перечень сведений в воен -ной области, отнесенных к государственной тай -не;

2) информация, составляющая военную тай -ну, не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

3) сведения получены в силу исполнения служебных обязанностей на военной службе;

4) сведения являются конфиденциальной информацией другого лица (персональные дан -ные военнослужащего, годность к военной службе по состоянию здоровья, профессиональная пригодность к военной службе на воинских должностях и т.д.).

Таким образом, по нашему мнению, военную тайну необходимо определить как конфиденциальную информацию, полученную в силу исполнения служебных обязанностей на военной службе и не подпадающую под перечень сведений в военной области, отнесенных к государственной тайне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — №23. — Ст. 2750.

2. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. —

1998. — №13. — Ст. 1475.

3. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — №22. — Ст. 2331.

4. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ // Собр. зако -нодательства Рос. Федерации. — 2006. — №31 (часть I). — Ст. 3451.

5. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18 октября 1991 г. №1761-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1991. — №44. — Ст. 1428.

6. Ахметшин Х.М. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации. — М.,

1999. — С. 169.

7. Слободанюк И.А. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослу -жащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны: монография.

— М., 2005. — С. 48.

8. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: монография / под. общ. ред. И. Л. Бачило. — М.: Юрайтиздат, 2009.

— С.460.

9. Фатьянов А.А. Тайна и право (основ-ные системы ограничения на доступ к ин-формации в российском праве): монография.

— М., 1999. — С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.