2.5. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА И ПЛЕБИСЦИТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН1
Синцов Глеб Владимирович. Должность: профессор. Место работы: Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: Серьезной дискуссионной проблемой является проблема разграничения понятий института референдума и плебисцита, поскольку именно с плебисцитом чаще всего отождествляют референдум в мировой и отечественной политической и государственно-правовой теории.
Ключевые слова: референдум, плебисцит.
THE DIFFERENTIATION PROBLEMS OF THE TERMS REFERENDUM AND PLEBISCITE IN THE FOREIGN COUNTRIES LEGISLATION
Sintsov Gleb Vladimirovich. Position: professor. Place of employment: Penza State University. E-mail: [email protected]
Annotation: The problem of the terms referendum and plebiscite differentiation is one of the serious discussed problems, because in the worlds and national states legal theory referendum is almost identified with plebiscite. Keywords: referendum, plebiscite.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает полемика по поводу сравнения института референдума с институтом всенародного опроса (плебисцита), поскольку именно с этим институтом непосредственной демократии чаще всего отождествляют референдум в мировой и отечественной политической и государственно-правовой теории.
Для того чтобы разграничить такие близкие, с точки зрения отечественной правовой науки понятия, как референдум и плебисцит, необходимо обратиться к анализу справочных изданий и научно-теоретических исследований в этой области.
Для начала, обратимся к истории происхождения терминов «референдум» и «плебисцит».
Референдум происходит от латинского re-fero, что означает сообщать, передавать, докладывать.2
Советский энциклопедический словарь уточняет: от латинского referendum (то, что должно быть сообще-но).3
В свою очередь понятие «плебисцит» происходит от латинского слова plebiscitum (plebs - народ, scitum -решение, то есть всенародное решение).4
Большая советская энциклопедия: «Плебисцит (от лат. plebiscitum, от plebes - простой народ и scitum -решение, постановление):
1) в Древнем Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев. Возник в нач. V в. до н. э.;
2) один из видов народного голосования. Как правило, плебисцит проводит государство, присоединившее к себе чужую территорию, среди ее населения, чтобы
1 Статья публикуется в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 10-06-00061.
2 Латино-русский словарь. М., 1976. С. 861.
3 Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 1133.
4 Большой юридический словарь. М., 1997. С. 490.
придать совершившемуся факту видимость санкции народа. В международных отношениях применяется при отторжении либо присоединении чужих территорий для определения волеизъявления народа о его государственной принадлежности»5.
«Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - в государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри-и внешнеполитическим вопросам»6.
Следует согласиться с мнением Ю.А. Дмитриева и В.В. Комаровой, которые полагают, что это определение вряд ли можно считать оптимальным. Поскольку, во-первых, отождествление совокупности участников референдума с избирательным корпусом, формально соответствующие этапу голосования в ходе референдума, не исчерпывает всей совокупности избирателей, участвующих в этой акции на иных ее стадиях. Во-вторых, определение предмета референдума через обобщающий термин «внутриполитические и внешнеполитические вопросы» ведет к чрезмерному расширению сферы применения рассматриваемого института.7 Решение территориальных споров также требует более тонкого инструмента согласования.
Юридический энциклопедический словарь, практически дублируя вышеприведенное определение, под референдумом понимает «обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституции, законодательным или внутриполитическим вопросам». Кроме названных функций данный институт непосредственной демократии, по мысли авторов определения, может быть использован как метод решения территориальных споров в международной практике.8
Несколько отличаются от уже приведенных определения, данные в «Российской юридической энциклопедии»: «Плебисцит - всенародное обсуждение, вид всенародного голосования, референдум». И далее: «С юридической точки зрения отсутствуют различия между референдумом и плебисцитом. Однако плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, доверии лидеру страны»9.
«Референдум - один из институтов непосредственной демократии наряду с народной инициативой, плебисцитом, прямым правлением»10.
Из приведенных определений не усматривается различий между плебисцитом, референдумом, всенародным обсуждением и всенародным голосованием.
Рассматривая значение термина «плебисцит», следует отметить, что согласно юридическому энциклопедическому словарю он трактуется с одной стороны, как «опрос населения, с целью определения судьбы соответствующей территории», а с другой - «с формальноюридической точки зрения процедура проведения плебисцита независимо от того, какой вопрос при этом решается, ничем не отличается от процедуры рефе-
5 Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 20. С. 51.
6 Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 22. С. 54.
7 Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации. // Право и жизнь. 1995. № 7. С. 43.
8 Юридический энциклопедический словарь. М., 1987. С. 410.
9 Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 707.
10 Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 863.
рендума»11. Таким образом, в рассматриваемом определении налицо два противоречия. Первое - это традиционное отождествление опроса и референдума, хотя, как мы уже отмечали, это принципиально различные понятия. Второе - противоречие по существу вопроса: с одной стороны, ограничение содержания плебисцита решением территориального вопроса, а с другой, - полная свобода в его определении.
Новая иллюстрированная энциклопедия приводит следующие определения интересующих нас терминов: «Плебисцит: 1) в Древнем Риме постановление, принимаемое собранием плебеев; 2) один из видов народного голосования. В международных отношениях применяется при опросе населения территории о ее принадлежности к тому или иному государству»12. В этом определении также налицо вышеприведенное противоречие - отождествление народного голосования и опроса, в то время как это принципиально различные понятия. Референдум здесь - форма принятия законов или решение «наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования»13.
«Словарь иностранных слов»: «плебисцит - всенародное голосование, референдум»14; «Референдум -всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни»15.
«Дипломатический словарь» дает определение только термина «плебисцит» - это одна из форм выявления воли населения по тому или иному вопросу посредством голосования. Плебисцит может быть использован для определения государственной принадлежности какой-либо территории или ее части, а также для решения вопроса относительно объединения двух или нескольких государств в целях создания конфедерации или федерации16.
Исходя из определения, данного политологическим энциклопедическим словарем, референдум определяется как «народное волеизъявление (голосование или опрос) по важному государственному или общественному вопросу».17 Это определение не является точным, так как в нем референдум отождествляется с опросом, в то время как последний, с точки зрения теории, является самостоятельным институтом государственного права.
Термин «плебисцит» определяется в политологическом энциклопедическом словаре как «вид всенародного голосования»18. В то же время, в зарубежной практике применяется термин «плебисцитарный ре-ферендум»19, означающий голосование по вопросу исключительной общенациональной значимости по методу «да» или «нет». Так, например, в 1969 году во Франции проводился плебисцитарный референдум, целью которого было внесение изменений в Конституцию (условием положительного решения являлось сохранение президентом Ш. Де Голем своего поста). Другими словами, плебисцит сводится к решению такого вопроса, который требует конкретного положительного, либо отрицательного ответа, а референдум
11 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 252.
12 Новая иллюстрированная энциклопедия. М., 2001. Т. 14. С. 113.
13 Новая иллюстрированная энциклопедия. М., 2001. Т. 15. С. 195
14 Словарь иностранных слов. М., 1984. С. 384.
15 Словарь иностранных слов. М., 1984. С. 433.
16 Дипломатический словарь. М, 1986. Т. 2. С. 385.
17 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 341.
18 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 248.
19 Дюкло Ж. Будущее демократии. М., 1963. С. 162.
предполагает выбор из более широкого набора вариантов ответа.
Приведенные определения наглядно демонстрируют единство в том, что и плебисцит, и референдум являются правовыми формами народного голосования, при этом большинство из них указывают на то, что плебисцит проводится при определении государственной принадлежности какой-либо территории, для принятия решений по вопросам особой государственной важности. Некоторые энциклопедии и словари плебисцит и референдум отождествляют как один институт.
В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона дано следующее определение плебисциту: «Плебисцит как институт современного государственного права есть законодательное постановление, принимаемое или отвергаемое всенародным голосованием».
Государственный строй, основанный на плебисците, противоположен представительному: при последнем законодательные вопросы решаются коллегиями, избранными народом и представляющими его, при первом - непосредственно пародом. «К институту плебисцита весьма близок институт референдума. Так что между ними трудно указать принципиальное различие: термин плебисцит употребляется во Франции и Италии, термин референдум в Швейцарии». 0
Плебисцит и референдум не отождествляют, хотя и отмечают близость этих двух институтов, отсутствие между ними принципиального различия. Подчеркивается, что референдум в основном применяется при решении законодательных вопросов. Кроме того, привязывают различия в исследуемых понятиях к особенностям доктринальной терминологии ученых различных географических областей, что представляется не совсем правильным с точки зрения юриспруденции.
Референдум, как отмечает, в «Большой энциклопедии» С.Н. Южаков, призван утвердить акт, одобренный представительными органами, а плебисцит «является обращением исполнительной власти к народному суду не только с одобрения народного представительства, но даже вопреки ему и против его» 1. В данном определении, в противоположность одному из вышеприведенных, акцент делается на «утвердительный, одобряющий» характер референдума, а дефиниция плебисцита обозначает лишь одну из причин его применения, не раскрывая сути.
В свою очередь, Леон Дюги указывает на то, что за понятиями референдума и плебисцита скрываются разные явления («референдум очень ясно отличается от плебисцита»2 ). Референдум - прямое народное правление, когда законы обсуждаются и вотируются парламентом, при этом законы вступают в силу только после их одобрения непосредственным голосованием граждан. Иное дело плебисцит, который «имеет тенденцию установить представительное правление; это - акт, при посредстве которого народ делегирует верховную власть одному человеку и иногда уполномочивает его, сверх того, составить конституцию»23. Референдум, по Л. Дюги, является частью представительного правления, а плебисцит - актом, которым народ делегирует суверенитет одному человеку. В отличие от референдума, на плебисците все связано с лично-
20 Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.Л. СПб., 1899. Т. 23-а. С. 861.
21 Большая энциклопедия / Под ред. Южакова С.Н. СПб., 1904. Т. 16. С. 287.
22 Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 397.
23 Дюги Л. Указ. соч. С. 397.
стью инициатора и рассматривается как голосование о доверии ему (его политике), независимо от поставленного вопроса или проекта.
Данная позиция приводит к некоторому смешению двух институтов непосредственного народовластия -выборов, которые служат для делегирования власти одному человеку и установления представительного правления, и референдума, который призван решить конкретный вопрос. Происходит взаимозаменяемость этих институтов, что, на наш взгляд, в корне неверно.
Правильное основание для отграничения плебисцита от референдума, по мнению Л.И. Воловой, указывают авторы «Британской энциклопедии». В ней отмечается, что существенным признаком, отличающим плебисцит от референдума, является то, что плебисцитарное голосование решает специфический вопрос и в большинстве случаев применяется для «разрешения судьбы населения и территории», а референдум -«голосование населения для принятия законов и в практике применяется в большинстве случаев для решения местных и государственных проблем»24.
Безусловно, возникает вопрос о критериях отнесения вопроса к «судьбоносным». Например, Ж. Робер придерживается следующего мнения: референдум проводят, чтобы выяснить волю народа по какому-либо вопросу или закону, а плебисцит предполагает одобрение или неодобрение со стороны граждан главы государства. «Однако у этих двух понятий есть общая сторона, - констатирует Ж. Робер, - вызванная трудностью отделить вопрос, поставленный главой государства, от его личности»25.
Особое внимание следует обратить на работу Жака Дюкло, который в результате анализа народных голосований, проведенных во Франции в 60-е годы XX в., определяет их как «референдумы плебисцитарного характера»26.
По утверждению Л.И. Воловой, плебисцит и референдум «представляют два самостоятельных института права, хотя и тесно связанных между собой: плебисцит - международного, референдум - государственного»27.
Французский юрист М. Дюверже отмечал, что референдум - это одобрение реформ, в то время как плебисцит выражает доверие к человеку. В первом случае голосуют за закон, а во втором - за человека28.
«Между референдумом и плебисцитом трудно найти формальную юридическую разницу, - считает
В.В. Маклаков. Чаще все имеются различия по целям, которых желают достичь с помощь голосования» 9
К.В. Цветанов полагает, что «если при референдуме содержание народного волеизъявления включает лишь вынесенный на голосование проект правового акта, то при плебисците сам проект как бы отодвигается на задний план, а содержание волеизъявления народа касается политической линии президента (прави-
24 Волова Л.И. Плебисцит в международном праве. М., 1972. С. 48.
25 Филиппова И.А. Конституционно-правовое регулирование референдума в Российской Федерации: дисс... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 50, 51.
26 Дюкло Ж. Будущее демократии. 1963. С. 162.
27 Волова Л.И. Плебисцит в международном праве. М., 1972. С. 53.
28 Институт референдума в условиях общенародного государства // Советское государство и право. 1963. № 6. С. 76.
29 Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные систе-
мы буржуазных развивающихся стран. М., 1987. С. 61.
тельства) в целом, выражая отношение суверена к
30
проводимой им государственной политике» .
По мнению С.В. Троицкого, плебисцит является разновидностью референдума, но обладает своей спецификой как, но объекту голосования, так и по правовым основам. Плебисцит, полагал он, имеет факультативный характер, его обязательное проведение не предписывается нормами конституционного законодательства, хотя он возможен и на базе конституционных и других правовых норм, чаще он имеет своей правовой основой указ главы государства, военного режима. В качестве примера он приводит практику проведения референдума в Бангладеш и Пакистане. Соглашаясь с
С.В. Троицким в том, что плебисцит - разновидность референдума по предмету голосования, тем не менее, укажем, что различная правовая основа (кто назначает и инициирует) и обязательность (необязательность) проведения характерна для института референдума в целом и является основанием для отдельных классификаций этого института.
В современной государственной практике также происходит подмена одного института другой. Например, в Сирии и Египте предусмотрены выборы президента через референдум. Нынешний президент Египта X. Мубарак, возглавляющий правящую Народнодемократическую партию, трижды побеждал на всенародных референдумах в 1981, 1987 и 1993 гг., но во всех случаях в полном соответствии с египетской Конституцией он был единственным кандидатом, не имевшим никакой оппозиции. В ходе референдума 1987 г. кандидатуру X. Мубарака поддержали, согласно официальным данным, 97 % избирателей, принявших участие в голосовании.
Думается, в законодательстве этих стран закреплен и регулируется плебисцитарный референдум. Примерами плебисцита могут так же служить голосования, проведенные в условиях авторитарного политического режима в Чили (1978, 1980 гг.), в Южной Корее (1969, 1972 и 1980 гг.), на Гаити (1964, 1971 гг.)31.
Терминологическая неясность существует и в законодательстве зарубежных стран. Например, в бразильской Конституции 1988 г. применяются оба понятия - референдум и плебисцит. Так, на основании толкования ст. 49 Конституции Бразилии 1988 г.,
определяющей компетенцию Национального конгресса, М.Ф. Чудаков пришел к выводу, что референдум в Бразилии носит консультативный характер, а плебисцит - императивный, или решающий, характер32. В некоторых странах применяется только термин «референдум» (Италии, Испания), а в некоторых - только «плебисцит» (Коста-Рика, Чили и др.).
Косвенное указание на возможность плебисцита дают положения Основного закона, в которых предусматривается в качестве инициатора голосования орган исполнительной власти. Невозможно предположить, что референдум превратится в плебисцит, если голосование проводится по инициативе группы избирателей.
Во многих странах полномочиями на принятие решений о проведении референдума обладают их высшие законодательные органы. Положительное народное
30 Цветанов К.В. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М, 1992. С. 76.
31 Серебрянников В.П. Учение В.И. Ленина о референдуме и современности. Актуальные проблемы государственно-правовой науки в свете решений XXVI съезда КПСС. Вильнюс, 1981. С. 70.
32 Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск, 1998. С. 427.
голосование может стать основанием для роспуска парламента, если оно выявляет несоответствие между народной волей и волей законодателя. Соответствие должно быть восстановлено путем досрочных выборов: через замену персонального состава законодательной власти и на этой основе - замену прежнего содержания воли данной власти новым содержанием, прежней направленности - новой направленностью.
Наоборот, неутверждение проектов, поддерживаемых институтами исполнительной власти, должно привести к замене персонального состава этих институтов, ибо выявилось несоответствий между их волей и волей суверена государственной власти. Выход: отставка президента и правительства.
Однако плебисцитарный вариант приведения систем государственных институтов - в состояние равновесия через коррекцию их поведения применим тогда, когда иные, внутрисистемные, варианты исчерпаны или не применимы: либо они не существуют, либо функционируют, но формально и нерезультативно. Данный вариант применим, прежде всего, в так называемых президентских республиках, т.е. когда смещение президента с должности или роспуск парламента невозможны либо маловероятны из-за тех или иных процедурных препятствий. Именно в этих случаях народ должен выступать как арбитр между высшими институтами государственной власти, предупреждая паралич системы представительного правления из-за ее неспособности выбраться из кризисного состояния при помощи собственных механизмов, внутренними средствами преодолеть коллизии между составляющими ее компонентами.
Итак, в чем же видят основное различие между референдумом и плебисцитом виднейшие отечественные и зарубежные ученые? Это предмет голосования, вопрос, выносимый на утверждение народом.
Такое основание для различия между референдумом и плебисцитом, очевидно, носит чисто научный, доктринальный характер, разница между ними сводится лишь к традициям словоупотребления. На практике оба института могут регулироваться единой системой нормативных актов, проводятся по единым процедурам на основании единых принципов и имеют императивный характер. Все это позволяет сделать вывод, что плебисцит - это вид референдума по предмету. Предметом плебисцитарного референдума является политическая линия, государственная политика президента (правительства) в целом, парламента. Она может иметь как внутригосударственное значение, так и международное (например, присоединение территории).
Список литературы:
1. Латино-русский словарь. М., 1976.
2. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
3. Большой юридический словарь. М., 1997.
4. Большая советская энциклопедия. М., 1975.
5. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации. // Право и жизнь. 1995. № 7.
6. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.
7. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
8. Новая иллюстрированная энциклопедия. М., 2001.
9. Словарь иностранных слов. М., 1984.
10. Дипломатический словарь. М, 1986.
11. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
12. Дюкло Ж. Будущее демократии. М., 1963.
13. Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.Л. СПб., 1899.
14. Большая энциклопедия / Под ред. Южакова С.Н. СПб., 1904.
15. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.
16. Волова Л.И. Плебисцит в международном праве. М., 1972.
17. Филиппова И.А. Конституционно-правовое регулирование референдума в Российской Федерации: дисс... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
18. Институт референдума в условиях общенародного государства // Советское государство и право. 1963. № 6.
19. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных развивающихся стран. М., 1987.
20. Цветанов К.В. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М, 1992.
21. Серебрянников В.П. Учение В.И. Ленина о референдуме и современности. Актуальные проблемы государственно-правовой науки в свете решений XXVI съезда КПСС. Вильнюс, 1981.
22. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск, 1998.
Рецензия
на статью «Проблемы разграничения понятий института референдума и плебисцита в законодательстве зарубежных стран», автор - Синцов Г.В.
В статье рассматриваются различные точки зрения ученых-правоведов, посвященные проблемам разграничения понятий института референдума и плебисцита в законодательстве зарубежных стран.
Автор доказывает тот факт, что различия между референдумом и плебисцитом носят чисто научный, доктринальный характер, разница между ними сводится лишь к традициям словоупотребления. На практике оба института могут регулироваться единой системой нормативных актов, проводятся по единым процедурам на основании единых принципов и имеют императивный характер. Все это позволяет сделать вывод, что плебисцит - это вид референдума по предмету. Предметом плебисцитарного референдума является политическая линия, государственная политика президента (правительства) в целом, парламента. Она может иметь как внутригосударственное значение, так и международное (например, присоединение территории).
Доктор юридических наук, профессор О.Н.Булаков