http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-82-85
УДК 371.72:642
ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Гордеева И.В.
ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов опроса, проведенного среди учащихся первого курса колледжа Уральского государственного экономического университета. Цель анкетирования заключалась в выявлении проблем в организации рационального питания учащихся. Результаты опроса показывают, что режим питания нарушается многими учащимися, особенно женского пола: только около половины студентов отмечали, что принимают пищу не менее трех раз в сутки, в то же время около 6% участниц анкетирования признались, что полноценно поесть удается только один раз в течение учебного дня. Среди учащихся были выявлены как лица с дефицитом массы тела, так и с избыточным весом, что может послужить предпосылкой серьезных хронических заболеваний в дальнейшем. Среди девушек преобладают учащиеся с дефицитом массы, а среди юношей, напротив, с избыточным весом. В то же время большинство учащихся употребляют свежие овощи и фрукты в количествах, соответствующих норме (не реже трех раз в неделю, а нередко - каждый день). Избыточного употребления тортов, шоколада и хлебобулочных изделий не было выявлено, причем девушки ограничивают себя в использовании высококалорийных продуктов в большей степени, нежели юноши. Ключевые слова: студенты колледжа, рациональное питание, режим питания, индекс массы тела, анкетирование.
Рациональное питание является одним из важнейших компонентов здорового образа жизни, обусловливая хорошее самочувствие и играя превентивную роль в развитии многих хронических заболеваний, таких как болезни желудочно-кишечного тракта, иммунной, эндокринной, выделительной системы и пр. Как известно, продукты питания являются источником всех необходимых минеральных и органических соединений, а также конкретных макро- и микроэлементов, включенных в самые разнообразные процессы пластического и энергетического обмена веществ [1]. По мнению ряда современных специалистов-диетологов, цивилизации удалось решить проблему ликвидации эпидемий многих опасных инфекционных заболеваний, уносивших десятки и сотни тысяч человеческих жизней вплоть до начала ХХ века; в то же время во всех высокоразвитых государствах фиксируется тенденция к увеличению смертности, связанной с сердечной-со-судистыми заболеваниями, сахарным диабетом, онкологией органов пищеварения, тяжелыми формами аллергии и другими болезнями, спровоцированными противоестественным образом жизни - гиподинамией, стрессами и несбалансированным рационом [1-4]. Особенно восприимчивыми к нарушению режима питания являются представители молодого поколения, так как в период взросления анаболические процессы доминируют в организме над катаболическими, что обусловливает необходимость регулярного поступления в
клетки и ткани белков, углеводов и липидных соединений, а также витаминов в необходимых для поддержания оптимального баланса соотношениях. К сожалению, как показывает ряд исследований, «годы, проведенные в университете являются критическим периодом» [4, с. 154], способным повлиять на качество жизни и пищевые привычки в последующее время, определяя в дальнейшем здоровье каждой конкретной личности. По словам K. Silliman and others, многие учащиеся нерационально питаются, злоупотребляя высококалорийными продуктами и напитками с большим содержанием жиров и сахара, ограничивая одновременно употребление свежих овощей и фруктов, что определяется спецификой организации учебного процесса с длительными занятиями в аудиториях и короткими обеденными перерывами [2, 10].
Режим питания современной студенческой молодежи, в том числе с учетом гендерной специфики, и пищевые предпочтения исследовались в разных регионах мира, однако многие результаты являются достаточно противоречивыми. Так, М.Г. Дьячкова и др. выявили прямо пропорциональную зависимость между уровнем доходов семьи и качеством питания, но не обнаружили корреляции последнего с территорией проживания (город либо сельская местность) или гендерной идентификацией обследованных учащихся [5]. В то же время Н.Ф. Лысова отмечает достоверность различий в пищевых предпочтениях юношей и девушек [6]. Аналогичные противоречия отмечаются и в зарубежных
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
публикациях [1-4]. Очевидно, что результаты конкретного исследования во многом определяются спецификой учащейся аудитории, а также методикой работы с последней.
Цель исследования: на основании анкетирования и личностного опроса оценить качество питания учащихся первого курса, для которых переход от школьной к студенческой форме организации учебного процесса является серьезным стрессом, оказывающим влияние на все компоненты привычного образа жизни.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на протяжении сентября-октября 2017 г. в колледже Уральского государственного экономического университета. Набор на первый курс колледжа производится по завершении девятилетнего обучения в общеобразовательной школе, так что средний возраст участников исследования составлял 16-17 лет. Поскольку обучение осуществляется исключительно на внебюджетной основе, то подавляющее большинство студентов характеризуют свое материальное положение как «среднее» или «выше среднего». Исследование представляло собой анонимное анкетирование, в котором приняло участие 275 студентов первого курса, из которых 170 человек (61,8%) составляли девушки и 105 (38,2%) - юноши. Учащимся предлагалось ответить на 23 вопроса, подразумевавших несколько вариантов ответа и охватывавших разнообразные аспекты питания - от частоты приемов пищи в течение суток до вкусовых предпочтений участников опроса. Кроме того, в ходе исследования учащиеся оценивали свой индекс массы тела (ИМТ) на основании стандартной методики Кетле [7, с. 686].
Результаты исследования. Оценка ИМТ показала, что в обследованной выборке показатель находится в диапазоне от 15,2 до 29,8, то есть были выявлены как учащиеся с дефицитом массы, так и с избыточным весом. В зависимости от ИМТ участники обследования были объединены в 4 группы: с индексом массы тела 15,0-16,0 (выраженный дефицит массы тела); с ИМТ 16,0-18,5 (дефицит массы тела); с ИМТ 18,5-25,0 (нормальный вес); с ИМТ от 25,0 до 30,0 (избыточный вес). В первой группе преобладали девушки, составлявшие 86,1% всех лиц с дефицитом массы, во второй группе 62,4% составляли девушки и 37,2% - юноши, в третьей соотношение лиц обоего пола выглядело как 36,4%:63,6%, наконец, группа лиц с избыточной массой тела была представлена исключительно лицами мужского пола. Подобные различия могут быть связаны как с традиционно большей заботой девушек о внешней привлекательности, что нередко оборачивается стремлением «довести фигуру до совершенства» ценой ограничений себя в питании, так и меньшей привередливостью мужской части аудитории в отношении
качества пищи, когда предпочтение отдается более калорийным, но менее полезным блюдам.
Анализ обработанных анкет показал, что 63,2% девушек и 25,2% юношей завтракают каждый день перед уходом на занятия; 4,4% участников опроса женского пола и 21,9% - мужского отметили, что по утрам принимают пищу только раз в неделю (обычно в единственный выходной день - воскресенье) и, соответственно, 26,4% женской аудитории и 19,1% мужской части опрашиваемого контингента признались, что позавтракать им удается крайне редко - реже, чем один раз в неделю. Кроме того, около 7% девушек и 33,8% юношей указали, что вообще никогда не завтракают. С учетом длительности времени, проводимого в аудиториях, и существенной ментальной и эмоциональной нагрузки студентов первого курса, с трудом привыкающих к новой форме организации учебного процесса, подобное нарушение режима питания является крайне нежелательным, способным оказывать самое неблагоприятное воздействие на формирующийся организм и чреватым возникновением серьезных заболеваний пищеварительной системы в последующие годы.
Таким образом, как свидетельствуют полученные данные, правильная организация питания проблематична для учащихся. Только половина студенток отмечает, что принимает пищу не менее трех раз в сутки, как предписывается рекомендациями специалистов-диетологов, в то же время около 6% участниц анкетирования признается, что полноценно поесть удается только один раз в течение учебного дня, что недопустимо по медицинским нормативам и неизбежно приводит к снижению массы тела. Большинство респондентов объясняют подобный режим питания нехваткой времени, а также заботой о стройности фигуры. У юношей ситуация несколько отличается: не было выявлено учащихся, принимающих пищу только один раз в течение суток, однако оказалось, что количество тех, кто отправляется на занятия не позавтракав, среди мужской части аудитории почти в три раза больше, чем среди женской. Отсутствие полноценного питания в утренние часы в дальнейшем компенсируется «перекусами» на переменах, причем нередко в качестве продуктов используются шоколад, печенье и сэндвичи, ни в коей мере не являющиеся компенсацией полноценной пищи, не содержащие необходимых витаминов и микроэлементов, но высококалорийные, вызывающие временный эффект сытости.
Что касается употребления участниками опроса полезных для здоровья и насыщенных витаминами продуктов, то, как показывает анализ обработанных анкет, 5,9% девушек и 7,1% юношей едят свежие фрукты, овощи и овощные салаты три раза в день (включая «перекусы» в перерывах между занятиями). В качестве предпочитаемых фруктов фигурируют яблоки, цитру-
совые - апельсины и мандарины (при отсутствии аллергии), бананы и киви (актинидия); овощные салаты в основном употребляются на основе томатов и огурцов, реже - моркови, капусты и свеклы. Напомним, что основная часть обучающихся оценивает материальное положение своей семьи как «среднее» или «выше среднего». Около 51,5% женской части студенческой аудитории и 48,6% мужской отметили, что употребляют свежие овощи и фрукты раз в день, а 42,6% и 44,2% соответственно - два-три раза в неделю и реже. Таким образом, можно отметить, что достоверных гендерных различий в употреблении свежей плодоовощной продукции между участниками опроса выявлено не было, а также что качество питания в данном случае у большинства проанкетированных соответствует нормативам.
Одним из вопросов анкеты был «Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?» Анализ результатов опроса показывает, что 1,2% юношей и 4,8 % девушек (в 3,5 раза больше) вообще не употребляют в пищу рыбу по разным причинам, включая неприязнь к такого рода продукту, национальные традиции, а также наличие медицинских противопоказаний (серьезные аллергические реакции). Если исключить данную часть респондентов, то среди оставшихся доминировали те, кто употребляет пищу на основе рыбопродуктов не чаще, а иногда значительно реже раза в неделю: 73,5% девушек и 69,0% юношей соответственно. В среднем один раз в неделю рыбную продукцию использует около 6% женской и 14,3% мужской части аудитории, а чаще одного раза в неделю - только 4,4% девушек и 12% юношей. Следовательно, можно заключить, что рыбопродукты, особенно морские, несмотря на полезность их для формирующегося организма, не пользуются популярностью среди современных учащихся колледжа в силу различных причин - от объективных (аллергическая реакция) до субъективных (пренебрежение, низкие вкусовые качества, особенно в предприятиях общественного питания, по сравнению с блюдами из мяса, отсутствие ассортимента на выбор).
Существует мнение, что современные учащиеся средних и высших профессиональных учебных заведений нередко злоупотребляют высококалорийными сладкими блюдами, такими как шоколад, мороженое, разнообразные мучные изделия и пр. Анализ анкет показал, что 14,7% девушек вообще не употребляют в пищу торты с кремом и шоколад (среди юношей подобных приверженцев здорового питания не оказалось). В то же время около 6% девушек отметили, что едят подобную продукцию практически каждый день (среди мужской части респондентов данный вариант ответа никто не выбрал). От одного до четырех раз в неделю подобные десертные продукты употребляют 83,3% всех участвовавших в опросе юношей и только
8,8% девушек; раз в неделю и реже - 70,5% женской аудитории и только 16,7% мужской. Следовательно, в данном случае результаты опроса, во-первых, противоречат устоявшемуся стереотипу восприятия девушек как «сладкоежек», а во-вторых, демонстрируют четкие гендерные различия внутри выборки в зависимости от предпочтения сладких калорийных продуктов. Подобные расхождения могут быть объяснены, большей, как отмечалось ранее заботой девушек о своей фигуре, что нередко приводит к злоупотреблению диетами и в результате - дефициту массы; кроме того, мужская часть аудитории, нуждающаяся в более калорийной пище, нередко отдает предпочтение продуктам внешне привлекательным и вызывающим быстрый эффект сытости, в ущерб более полезным, но менее калорийным.
Отдельный вопрос был посвящен частоте употребления учащимися хлеба и хлебобулочных изделий, включая высококалорийные сдобные - еще одну причину избыточного веса. Согласно данным опроса, 2,9% девушек вообще не употребляют в пищу хлеб, даже цельнозерновой с разнообразными витаминными добавками. В то же время ежедневно хлебобулочные изделия едят 50% женской аудитории и 42,8% мужской, 3-4 раза в неделю - 20,6% девушек и 35,7% юношей; наконец, меньше трех раз в неделю - 26,5% и 21,5% соответственно. Таким образом, можно констатировать, что в данном случае говорить об откровенном злоупотреблении учащимися хлебобулочными изделиями говорить не приходится, но можно отметить, что частота использования хлебопродуктов должна коррелировать с качеством последних: цельнозерновой хлеб, а также изделия, изготовленные с использованием обдирной муки и отрубей содержат большое количество клетчатки, не усваиваемой организмом, но улучшающей перистальтику кишечника. К сожалению, именно подобные сорта хлебобулочных изделий, как правило, наименее популярны среди студенческой молодежи.
Заключение. Результаты опроса, проведенного среди учащихся первого курса колледжа Уральского государственного экономического университета показывают, что проблема рационального питания как неотъемлемого и одного из важнейших компонентов здорового образа жизни является актуальной в данной студенческой аудитории. Среди учащихся были выявлены как лица с дефицитом массы тела, так и с избыточным весом, что может послужить предпосылкой серьезных хронических заболеваний в дальнейшем. Кроме того, анализ анкет студентов демонстрирует серьезные нарушения режима питания среди значительной части респондентов, причем у девушек подобные нарушения выявляются в большей степени, вплоть до того, что некоторые из опрошенных принимают пищу только раз в сутки, а многие отправляются на занятия
не позавтракав. В то же время более оптимистичной выглядит картина с употреблением учащимися продуктов на основе свежих овощей и фруктов: у большинства данный показатель соответствует норме. Избыточного употребления тортов, шоколада и хлебобулочных изделий не было выявлено, причем девушки ограничивают себя в использовании высококалорийных продуктов в большей степени, нежели юноши. В целом, следует отметить, что ситуация с рациональным питанием учащихся колледжа является проблематичной, но не критической: большинство учащихся осознают необходимость правильной организации питания для собственного здоровья. Результаты опроса могут быть приняты во внимание при разработке программ общеобразовательных дисциплин, нацеленных на формирование у учащихся здоровьесберегающих компетенций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Szczuko M., Gutowska I., Seilder T. Nutrition and nourishment status of Polish students in comparison with students from other
countries // Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny. 2015. Vol.66(3). P.261-268.
[2] Siliman K., Rodas-Fortier K., Neyman M. A survey of dietary and exercise habits and perceived barriers to following a healthy lifestyle in a college population // Californian Journal of Health Protection. 2004. Vol.2. I.2. P.10-19.
[3] A survey of undergraduate student perceptions and use of nutrition information labels in a university dining hall / O. Martinez, Ch. Roberto, J. Kim, M. Schwartz // Health Education Journal. 2012. Vol.72(3). P.319-325.
[4] Assessment of lifestyle and eating habits among undergraduate students in northern Italy / S. Lupi, F. Bagordo, A. Stefanati, T. Grassi // Annali dell'Istituto Superiore Di Sanita. 2015. Vol.51. №. 2. P.154-161.
[5] Дьячкова М.Г., Заросликова Л.А., Мордовский Э.А. Питание подростков как фактор здоровьесберегающего поведения // Экология человека. 2013. №8. С.32-37.
[6] Лысова Н.Ф. Особенности питания студентов НГПУ // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С. 124-126.
[7] Проблема питания современного студента / Э.М. Дорофеева, Г.П. Рожнина, Е.А. Дорофеева, А.С. Пышкина // Вестник ТГУ. 2010. Т. 15. Вып.2. С.685-687.
PROBLEMS OF RATIONAL NUTRITION OF COLLEGE STUDENTS
Gordeeva I. V.
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
Annotation. The article is devoted to analysis of the results of a survey that was conducted among first-year college students of the Ural State University of Economics. The aim of the survey was to discover problems in the organization of rational students' nutrition. The results of the survey show that many students, especially females disturb the diet: only about half of the students said that usually take food at least three times a day, at the same time about 6% of the survey participants admitted that a full meal is possible only once a day. Some students were identified as persons with underweight and overweight, which is a prerequisite for serious chronic diseases in the future. A lot of girls were identified as persons with a mass deficit, some boys, in contrast, were overweight. At the same time most students eat fresh vegetables and fruits in amounts corresponding to the norm (at least three times a week and often every day). Excessive consumption of cakes, chocolate and bakery products have not been revealed, and the girls limit themselves to use of high-calorie foods to a greater extent than boys. Key words: college students, rational nutrition, diet, index of body masses, survey.
REFERENCES
[1] Szczuko M., Gutowska I., Seilder T. Nutrition and nourishment status of Polish students in comparison with students from other countries // Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny. 2015. Vol.66 (3). P. 261-268.
[2] Siliman K., Rodas-Fortier K., Neyman M. A survey of dietary and exercise habits and perceived barriers to following a healthy lifestyle in a college population // Californian Journal of Health Protection. 2004. Vol.2. I. 2. P. 10-19.
[3] A survey of undergraduate student perceptions and use of nutrition information labels in a university dining hall / O. Martinez, Ch. Roberto, J. Kim, M. Schwartz // Health Education Journal. 2012. Vol.72 (3). P. 319-325.
[4] Assessment of lifestyle and eating habits among undergraduate students in northern Italy / S. Lupi, F. Bagordo, A. Stefanati, T. Grassi // Annali dell'Istituto Superiore Di Sanita. 2015. Vol.51. No.2. P.154-161.
[5] D'jachkova M.G., Zaroslikova L.A., Mordovskij Je.A. Pitanie po-drostkov kak faktor zdorov'esberegajushhego povedenija // Jekologija cheloveka. 2013. №8. p. 32-37.
[6] Lysova N.F. Osobennosti pitanija studentov NGPU // Sibirskij ped-agogicheskij zhurnal. 2012. №9. p.124-126.
[7] Problema pitanija sovremennogo studenta / E.M. Dorofeeva, G.P. Rozhnina, E.A. Dorofeeva, A.S. Pyshkina // Vestnik TGU. 2010. T.15. Vyp.2. p. 685-687.
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК