УДК 343.98
В. В. Гирийчук
ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются проблемы раскрытия оперативными подразделениями полиции преступлений в сфере оборота водных биологических ресурсов Дальневосточного региона.
Ключевые слова: экологические преступления, добыча и оборот биоресурсов, проблемы раскрытия, взаимодействие оперативных подразделений.
V. V. Giriychuk
CRIME DETECTION PROBLEMS IN THE SPHERE
OF TURNOVER OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES OF THE FAR EASTERN REGION ON THE CONTEMPORARY STAGE
Abstract. The article discusses and analyzes the crime detection problems in the police operational units activities in the sphere of turnover of aquatic biological resources of the Far Eastern region.
Keywords: environmental crime, production and trafficking of biological resources, crime detection problems, the interaction of the operational departments.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируемые действующим российским законодательством и поддерживаемые стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., призваны обеспечить конституционное право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Преступления в сфере добычи и оборота водных биоресурсов угрожают не только экологии живых систем и рациональному природопользованию, поддержание которых достигается за счёт сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны, но и подрывают национальные интересы Российской Федерации.
По данным Федерального агентства по рыболовству (далее — Росры-боловство) объём поставок рыбы и рыбной продукции за пределы Российской Федерации за период с января по ноябрь 2016 г. составил 1,76 млн т, что на 7 % больше аналогичного периода прошлого года. В структуре экспорта, согласно предварительным данным ФТС России, лидером остаётся мороженый минтай: объёмы его поставок за 11 месяцев 2016 г. увеличились на 3,4 %, до 730,6 тыс. т. Говоря о стратегической задаче, стоящей перед оте-
19
чественным рыбопромышленным комплексом — уходе от сырьевой направленности экспорта, — можно отметить положительную тенденцию роста объёма поставок из России рыбного филе на 15,2 %, до 105,9 тыс. т, а также готовой и консервированной продукции — на 18,2 %, до 14,3 тыс. т [1]. Основной объём экспорта осуществляется из Дальневосточного региона в страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), которые расположены логистически выгодно к районам промысла [2].
На фоне показанного выше роста экспорта биоресурсов следует признать, что, к сожалению, российские промыслы ориентируются только на востребованные за рубежом виды (минтай, треска, крабы, креветки), составляющие свыше 90 % общего улова. По данным Росрыболовства, на Дальнем Востоке сосредоточено 83 % запасов биоресурсов нашей страны, при этом 40 % незаконного вылова по Российской Федерации осуществляется в Дальневосточном регионе, а более 60 % незаконного промысла — вылов ценных видов крабов. Ещё в 2007 г. при норме вылова краба в 56—57 тыс. т превышение вылова минимум в семь раз превосходило квоту. Таким образом, рыбаки незаконно вывозили за рубеж ещё около 350 тыс. т в год [3].
В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) особую тревогу вызывает низкая конкурентоспособность отечественных рыбохозяйственных предприятий (технологическое отставание и нехватка береговых мощностей, а также отсутствие условий, обеспечивающих мотивацию технической модернизации) по сравнению с зарубежными. Из-за несовершенной техники и низкой производительности судов добыча многих видов биоресурсов становится нерентабельной [4].
Следствием этих проблем является незаконный, несообщаемый и нерегулируемый рыбный промысел. Согласно разделу III Концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 г. рост масштабов незаконного промысла биоресурсов и их нелегального вывоза за рубеж является одной из основных проблем отрасли [5]. Аналогичное положение закреплено в Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 г. [6].
По статистическим данным МВД России, экологические преступления ежегодно регистрируются на уровне 25 тыс. и в последние годы имеют небольшую тенденцию к снижению; так, в 2014 г. выявлено 25,53 тыс. преступлений (+3,2 % по сравнению с АППГ), 2015 г. — 24,74 тыс. (-3,1 %), в 2016 г. — 23,7 тыс. (-4,7 %) [7], но причинённый ущерб по-прежнему остаётся колоссальным. Так, в 2009 г. в морях Дальнего Востока, по оценке специалистов WWF и TRAFFIC, потери российской экономики составили 4,5 млрд долл. США, а по официальным данным — до 1,5 млрд долл. По оценке специалистов Росрыболовства, сделанной несколько лет тому назад, каждый пятый краб и каждый шестой морской ёж вылавливаются браконьерами [8]. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2014 г. ущерб от действий браконьеров составил около 711 млн руб., в 2015 г. — 740 млн руб. От общего размера ущерба взыскано в 2014 г. 5,9 %, в 2015 г. — 5,1 %, а ежегодный неучтённый доход преступников составляет порядка 1 млрд долл. США, не-
легальный оборот красной икры оценивается в среднем в 3 млрд руб. в год [9]. Бюджет Российской Федерации ежегодно недополучает 1,5 млрд долл., оседающих на счетах руководителей преступных сообществ [10], которые вступают в преступный сговор с судовладельцами и капитанами судов.
Пресечением таких преступных посягательств занимаются оперативные подразделения МВД России в тесном взаимодействии с ФСБ России и ФТС России. При этом оперативные подразделения МВД России «фактически отстранены» от борьбы с преступлениями в морских районах промысла, где эту функцию выполняет пограничная служба ФСБ России. Подразделениями полиции в основном решается вопрос пресечения деятельности преступных групп, специализирующихся на незаконной добыче, транспортировке, реализации водных биологических ресурсов и продукции их переработки на материковой части нашей страны и в частности Дальнего Востока.
Подобная работа ведётся постоянно. Так, к примеру, на территории Приморского края, в период нереста лососёвых пород рыб в реках края, каждый год проводится комплекс специальных оперативно-профилактических мероприятий (СОПМ) под условным наименованием «Путина». При этом проводятся поисковые мероприятия с использованием специальных технических средств, направленные на установление лиц, причастных к незаконной добыче водных биологических ресурсов. По имеющейся в УМВД по Приморскому краю статистике, в 2016 г. в период проведения СОПМ «Путина-2016» возбуждённо 75 уголовных дел (в 2015 г. — 80), из них по ч. 3 ст. 256 УК РФ — 6, по ч. 1 ст. 256 УК РФ — 69. Составлено 261 (в 2015 г. — 174) протоколов об административном правонарушении [11].
Как видно из представленных выше данных, в структуре регистрируемых преступлений доминирует ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», борьба с которыми отнесена к компетенции подразделений полиции. По устоявшейся в юридической литературе традиции для краткости анализируемый состав именуется браконьерством. Причём в 92 % случаев вскрытые факты получили окончательную квалификацию по ч. 1 ст. 256 УК РФ. Количество же уголовных дел данной категории с квалифицирующими признаками с использованием служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой очень мало и составило 8 %.
В современных условиях браконьерство является одним из самых распространённых преступлений, совершается наиболее изощрёнными способами организованными преступными сообществами, как на внутренних водоёмах, так и в пределах морской исключительной экономической зоны России, и вызывает обоснованную тревогу у государства, в связи с чем санкция указанной статьи с 2016 г. предусматривает лишение свободы на срок до двух лет [12].
Однако приведённые показатели правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере добычи и оборота водных биоресурсов не достаточны для противодействия складывающейся криминальной обстановке.
Сопутствующие преступления, причиняющие существенный ущерб экономике страны, в том числе должностные преступления, а также криминальная деятельность организованных преступных формирований остаются вне поля зрения субъектов оперативно-розыскной деятельности.
И хотя у специализированных подразделений полиции в борьбе с этим видом посягательств на экологическую среду имеется определённый опыт, общественная опасность и распространённость данного вида преступлений требуют повышения профессиональной подготовки оперативных сотрудников к их своевременному выявлению, раскрытию и документированию. Кроме этого, следует признать, что среди проблем раскрытия этих преступлений, наряду с отсутствием флота, авиации, а также отдельных полномочий, которыми владеют органы, специально определённые законодательством как природоохранные, главное место занимает проблема взаимодействия, как внутри полиции, так и всей правоохранительной системы.
Список использованной литературы
1. Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. Главная страница сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fish. gov.ru (дата обращения: 01.12.2017).
2. Совещание о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса // Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/news/11899 (дата обращения: 01.12.2017).
3. Российское электронное средство массовой информации «Правда. Ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravda.ru/economic s/agricultшe/fishery/l9-10-2012/1131794-japan-0/ (дата обращения: 01.12.2017).
4. Официальный сайт Агропромышленного союза России. Главная страница сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://agro2b.ru (дата обращения: 01.12.2017).
5. О внесении изменений в Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 21 июля 2008 г. № 1057-р // СЗ РФ. — 2008. — № 30 (ч. II). — Ст. 3682.
6. О Стратегии развития морской деятельности в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 дек. 2010 г. № 2205-р // СЗ РФ. — 2010. — № 51 (3 ч.). — Ст. 6954.
7. Состояние преступности // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 01.12.2017).
8. Русскоязычный сборщик (агрегатор) новостей. Главная страница сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://newsland.com/user (дата обращения: 01.12.2017).
9. Рыба клюёт на коррупцию. Генеральная прокуратура в очередной раз установила истоки браконьерства в ДФО // Официальный сайт газеты
«Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kom-mersant.ru/doc/3019795 (дата обращения: 01.12.2017).
10. Официальный сайт «Первого канала». Главная страница сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.1tv.ru/news (дата обращения: 01.12.2017).
11. Полицейские в Приморье изъяли из незаконного оборота около четырёх тонн водных биоресурсов // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф/news/item/9064468 (дата обращения: 01.12.2017).
12. О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 330-ФЗ // Рос. газ. — 2016. — 8 июля.