Научная статья на тему 'Проблемы, пути решения инвестиций в сельскую социальную инфраструктуру'

Проблемы, пути решения инвестиций в сельскую социальную инфраструктуру Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А.Е.

Одной из причин, сдерживающих приток капиталов в экономику, является недостаточное законодательное обеспечение инвестиционного процесса. Его правовая база как система законодательных актов различного уровня включает прежде всего федеральные законы. Другим существенным элементом правовой базы инвестиционного процесса выступают законодательные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие в рамках их компетенции осуществление этого процесса. Ими определяется налоговый режим (в частности, региональные налоги), формируются инструменты гарантирования инвестиционных ресурсов (создание залоговых фондов, выпуск облигаций, займов и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, пути решения инвестиций в сельскую социальную инфраструктуру»

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ИНфРАСТРУКТУРУ

Л.Е. СУГЛОБОВ,

кандидат экономических наук, профессор Государственного университета управления, заслуженный экономист РФ

Одной из причин, сдерживающих приток капиталов в экономику, является недостаточное законодательное обеспечение инвестиционного процесса. Его правовая база как система законодательных актов различного уровня включает прежде всего федеральные законы, в составе которых можно выделить следующие группы:

• базовые законы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность, закладывающие ее основные принципы и вводящие основные понятия этой деятельности (например, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г.);

• законы, правообеспечивающие отдельные виды инвестиционной деятельности (закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяющий перечень финансируемых из этого бюджета федеральных целевых программ; федеральный закон о соглашениях о разделе продукции и связанные с ним федеральные законы о лизинге, о свободных экономических зонах, о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами);

• законодательные акты, которые регламентируют деятельность финансовых институтов, аккумулирующих инвестиционные ресурсы (федеральные законы о негосударственных пенсионных фондах, о паевых инвестиционных фондах);

• законы, касающиеся условий осуществления инвестиций, устанавливающие налоговый режим, определяющие организационно-правовую форму предприятий — получателей инвестиций, легитимирующие инструменты привлечения и гарантирования последних. Например, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Земельный кодекс РФ.

Другим существенным элементом правовой базы инвестиционного процесса выступают законодательные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие в рамках их компетенции осуществление этого процесса. Ими определяется налоговый режим (в частности, региональные налоги), формируются инструменты гарантирования инвестиционных ресурсов (создание залоговых фондов, выпуск облигаций, займов и т. д.).

Согласно положению закона об инвестициях под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Движение инвестиций проходит две основные стадии. На первой стадии инвестиционные ресурсы — вложение средств основное внимание уделяется экономической деятельности, связанной с вложением средств. Целесообразность этой стадии определяется отдачей от вложений инвестиционных ресурсов. Вторая стадия вложение средств — результат инвестирования предполагает окупаемость осуществленных затрат и получение дохода в результате использования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи. Отсюда экономическую сущность инвестиционной деятельности можно определить как единство процессов вложения ресурсов получения доходов в будущем [1].

Развитие объектов социальной сферы зависит от бюджетного финансирования инвестиций, т. е. от выделения из государственного бюджета средств юридическим лицам на инвестиционные цели. Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений: на федеральном уровне финансируются

федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Прямая бюджетная поддержка может осуществляться в таких формах, как бюджетные ассигнования, гранты, бюджетные инвестиции и бюджетные кредиты. Помимо этого, в соответствии с Налоговым кодексом РФ предприятия для финансирования инвестиционной деятельности могут использовать инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой отсрочку уплаты налога. Этот кредит дается на условиях возвратности и платности на срок от одного года до пяти лет. Проценты за пользование инвестиционным кредитом устанавливаются по ставке не менее 50 и не более 75 % ставки рефинансирования Банка России.

Инвестиционный налоговый кредит выдается на основе заявления предприятия и документов, подтверждающих необходимость предоставления кредита. При принятии положительного решения между предприятием-налогоплательщиком и органом исполнительной власти заключается договор об инвестиционном налоговом кредите. В течение срока действия этого договора предприятие уменьшает налоговые платежи (но не более чем на 50 %) за каждый отчетный период до достижения размера кредита, определенного в договоре.

Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию

конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации принципа: достижение максимального эффекта при минимальных затратах [2].

За анализируемый период показатели инвестиционной активности снижаются, наиболее быстрое снижение наблюдается в непроизводственной сфере. Такой уровень инвестиций явно недостаточен для начала устойчивого экономического роста.

Д. Кейнс считал, что для стимулирования инвестиционной активности при спаде экономики оправдано снижение ставки кредита. По его мнению, это увеличит предложение денег. Однако ставки рефинансирования Банка России являются всегда сравнительно высокими.

Динамика инвестиций по отраслям народного хозяйства различна (табл. 1).

Инвестиции в сельское хозяйство составляют всего 2,9 % и уменьшились за 2001 — 2003 гг. на 1%.

Улучшение ситуации и увеличение государственной поддержки для модернизации агропромышленного производства в последующие годы из-за нарастающего дефицита бюджета маловероятны.

Уменьшение объемов капиталовложений сопровождается опережающим перераспределением их в непроизводственную сферу. Смещение приоритетов финансирования в сторону непроизводственной сферы объясняется устойчивым спросом населения на жилье.

Относительно приоритетности направлений иностранных инвестиций следует отметить, что в фактическом рейтинге привлекательности пред-

Таблица 1

Отраслевая структура производственных инвестиций по Российской федерации, в процентах к итогу

Показатель 2001 2002 2003

Производственные инвестиции, 100 100 100

в том числе по отраслям:

промышленность 19,2 16,8 20,5

топливная

электроэнергетика 3,6 4,2 5,2

машиностроение и металлообработка 2,9 3,1 3,3

металлургия 5,1 4,3 4,9

химическая и нефтехимическая 1,8 1,6 1,8

лесная, деревообрабатывающая и 1,1 1,4 1,4

целлюлозно-бумажная

строительство и промышленность строительных материалов 3,8 4,6 3,2

пищевая 3,3 3,8 3,6

легкая 0,2 0,2 0,2

сельское хозяйство 3,9 4,4 2,9

транспорт 20,7 17,2 18,0

связь 2,9 3,4 5,4

приятий различных отраслей для иностранных инвесторов, составленном по реальным сделкам купли-продажи, лидирует нефтегазодобывающий комплекс, а пищевой подкомплекс АПК находится на восьмом месте.

При оценке потенциальной эффективности инвестиций следует принимать во внимание факторы, кардинально повышающие реальную отдачу от вложенных средств: более высокая рентабельность новых или обновленных мощностей по сравнению с изношенными, выпускающими аналогичную продукцию; совершенствование техники и технологии позволит значительно снизить расход энергоносителей и сырья, повысить качество продукции.

Предложения по оживлению инвестиционной деятельности в АПК: увеличивать долю государственных инвестиций для закупки оборудования успешно работающим предприятиям; оплачивать 15 % первоначального взноса по контрактам на поставку оборудования из-за рубежа за счет средств бюджета, выделяемых АПК; отменить пошлины и НДС на поставляемое из-за рубежа оборудование; установить в общем объеме кредитов, предусмотренных в бюджете развития страны, не менее 20 % для целей АПК; способствовать приоритетному участию сельскохозяйственных предприятий в конкурсном отборе, жесткая экономия средств, внедрение в эксплуатацию новой техники и технологий, изменение структуры управления производством.

Большие надежды возлагаются на постановление Правительства РФ «Свой дом», в котором предусмотрено выделение 50 млрд деноминированных рублей на реконструкцию базы сельской строительной индустрии и создание предприятий по производству новых материалов и конструкций исходя из требований по теплозащите зданий и повышения требований к экологической безопасности при строительстве сельскохозяйственных предприятий. Ипотечное кредитование способно внести оживление в строительный процесс, особенно жилищное и культурно-бытовое строительство на селе. Существенное влияние на результаты сельскохозяйственного производства оказывает социальная инфраструктура как составная часть аграрного потенциала.

Низкая инвестиционная активность в сельском хозяйстве объясняется рядом причин: отсутствием твердых гарантий защиты имущества и собственных доходов от бюрократического произвола и преступности; неразвитостью фондового рынка

в целом; трудностями получения достоверной информации, необходимой инвесторам для организации агробизнеса, и высокими издержками при выходе на рынок.

Резкое сокращение инвестиций привело к падению объемов жилищного строительства, увеличению числа очередников на получение муниципального жилья. Для социального развития села имеют значение капитальные вложения непроизводственного характера. Анализ показывает наличие четкой тенденции к уменьшению валовой продукции сельского хозяйства в районах, которые больше всего нуждаются в капитальных вложениях. Такая же тенденция заметна и в обеспеченности основными производственными фондами сельскохозяйственного назначения. Районы, которые больше всего нуждаются в развитии материальной базы производства и во вложениях в отрасли социальной инфраструктуры, меньше других имеют возможность это сделать за счет результатов основной деятельности. Недостатки реформирования АПК в целом отразились на социальной инфраструктуре села.

Своеобразный подход Министерства сельского хозяйства РФ в области инвестирования АПК — оказание финансовой поддержки только экономически благополучным хозяйствам — обрекает аграрный сектор на дальнейшую деградацию, а страну — на усиление продовольственной зависимости от импорта.

Главной особенностью инвестиционной политики должно стать создание благоприятных условий для изыскания и привлечения внебюджетных источников финансирования, привлечения частных и иностранных источников на основе совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных проектов.

Одна из самых крупных статей в объеме инвестиций — амортизация. Поскольку амортизацию можно исключить из налогообложения, учет ее уменьшает налоговые обязательства. В силу того, что амортизация представляет собой надежный расход и никакие деньги не покидают предприятие в качестве платы за нее, предприятие (компания) получает возможность использовать эти деньги на цели воспроизводства.

Еще один инвестиционный ресурс — использование денежных средств населения на основе внедрения областного облигационного жилищного займа, объявленного администрацией Московской области. Согласно прогнозной оценке, граждани-

ну в собственность перейдет квартира, которая обойдется ему в два раза дешевле ее фактической стоимости.

Службами администрации Московской области для каждого района разработана программа с конкретными рекомендациями о возможностях снижения стоимости строительства по каждому району исходя из его транспортной схемы, имеющихся ресурсов и предприятий стройиндустрии. Данная программа, осуществляемая впервые за много лет специалистами данной сферы, служит ценным справочным документом и практическим пособием для строительства в области. Она позволяет выбрать способ строительства более дешевый, более доступный для каждого района на различных этапах строительства объектов, содержит конкретные сведения о возможностях предпринимательской деятельности в производстве дешевых и эффективных стройматериалов и конструкций из местного сырья.

В целях решения жилищного вопроса и одновременно закрепления кадров на селе администрациям районов следует практиковать предоставление льгот по выделению на строительство жилья и хозяйственных построек леса на корню без попенной платы, исключая вывоз древесины за пределы области.

Требует решения вопрос создания новых форм финансирования строительства жилья в сельской местности. На федеральном уровне разработана экономическая концепция формированного строительства жилья. Предложены варианты финансово-кредитного механизма для области.

В целях эффективного использования централизованных финансовых ресурсов, привлечения внебюджетных средств для оказания населению материальной помощи при строительстве жилья путем предоставления долгосрочных (15 — 20 лет) льготных ссуд и кредитов (из них большей частью в сельской местности) созданы условия для погашения ссуд товарами, услугами, произведенной сельхозпродукцией, образован областной фонд поддержки жилищного строительства.

Другими словами, источниками жилищного строительства становятся сочетание получения безвозмездной субсидии с собственными денежными средствами гражданина и средствами от продажи находящегося в его собственности жилья. В случае недостатка этих средств может быть привлечен жилищный кредит жилищного фонда на условиях соответствующей платежеспособности заемщика и обеспеченности кредита залогом.

Необходимо разработать и принять программу социально-экономического развития сельских регионов. Главной целью программы должно стать комплексное и системное решение задач по сохранению и развитию городской инфраструктуры, созданию благоприятных условий, обеспечивающих стабилизацию и переход к устойчивому росту во всех отраслях экономики города и социальной сферы.

Цели программы можно достичь путем решения следующих основных ее задач:

• обеспечение благоприятных условий для развития хозяйствующих субъектов всех форм собственности на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на муниципальном уровне;

• целенаправленная работа по привлечению инвестиций на реализацию долгосрочных программ развития сельского (городского) хозяйства и содействию прямых инвестиций на предприятия;

• обеспечение повышения качества жилищно-коммунальных услуг в рамках проведения реформы ЖКХ;

• осуществление комплексного подхода к формированию программ развития отраслей городского (сельского) хозяйства и социальной сферы;

• осуществление качественных преобразований социальной сферы, обеспечение всеобщей доступности общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

• формирование методических подходов к оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов [3].

В соответствии с проводимой в стране жилищной реформой ЖКХ происходит постепенный переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг теплоснабжения. В городах и районах, где уровень платежей не соответствует федеральному уровню, предприятия коммунальных услуг ежемесячно недополучают как минимум 20 % стоимости предоставленных ими услуг.

В соответствии с положением «О предоставлении гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг» субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума и совокупного дохода

семьи, а также действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за коммунальные услуги. Еще одним фактором, влияющим на недополучение своевременного дохода предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, является и то, что оформление субсидий и расчеты по ним требуют немалого времени.

Предоставленные коммунальные услуги бюджетным организациям оплачиваются бюджетами различных уровней в зависимости от принадлежности той или иной организации к собственности разного уровня. Но возмещение затрат из бюджетов различных уровней производится неравномерно [4].

В основе структурно-инвестиционной политики лежит концепция, определяющая главные принципы, которым должны следовать власти при выработке решений, касающихся структурных преобразований экономики и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатываются соответствующие срочные программы правительства, в которых излагаются основные положения, цели, стратегия и подходы к решению структурных проблем. Важной задачей, которая при этом решается, является предотвращение появления регионов с высоким уровнем структурной безработицы, возникновения массовой вынужденной миграции. Поэтому наряду с федеральной целевой программой разрабатываются региональные и местные инвестиционные программы. В целях согласования национально-государственных и региональных интересов программы разных уровней административно — территориальных делений взаимоувязываются.

При разработке структурно-инвестиционной политики особое внимание уделяется регионам

с менее благоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, осуществление структурных сдвигов в экономике которых требует большего времени и сопряжено со значительными социальными издержками. Это прежде всего территории слабого освоения, районы с концентрацией депрессивных производств и аграрным перенаселением.

Результативность структурно-инвестиционной политики может быть оценена по достигнутому уровню соответствия между отдельными сферами и подразделениями, отраслями народного хозяйства, а также по степени удовлетворения экономикой общественных потребностей. Одной из главных задач структурно-инвестиционной политики на современном этапе является содействие развитию эффективных конкурентоспособных производств, развитию рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности; поддержание экологической и экономической безопасности страны.

Таким образом, практика показывает, что в рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т. д. Внешними источниками финансирования инвестиций могут быть иностранные инвестиции, кредиты, займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестиций являются прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия; а внешними — государственное финансирование и инвестиционные кредиты.

Литература

1. Лахметкина И. Н. Инвестиционная стратегия предприятия: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2006.

2. Инвестиционная деятельность: Учеб. пособие/Под ред. Г. П. Подшиваленко, Н. В. Киселевой. — М.: КНОРУС, 2005.

3. Экономика муниципальных образований: Учеб. пособие. /Под общей ред. В. Г. Игнатова. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005.

4. Инвестиционная политика: Учеб. пособие/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М.: КНОРУС, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.