УДК 343.1
Курочкина Юлия Сергеевна
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск Пермский кооперативный техникум, Пермский край, г. Верещагино
ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ
Несмотря на расширение сферы применения в судопроизводстве системы видеоконференцсвязи (далее ВКС), в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют: чёткая регламентация процедуры и порядка оформления её использования; порядок взаимодействия судей при проведении видеоконференцсвязи; обязательность и процедура оглашения состава суда по месту нахождения свидетеля, потерпевшего и право сторон на заявление отводов данному составу суда; порядок участия адвоката и переводчика при допросе потерпевшего (подсудимого, свидетеля), их право на беседу и обеспечение её конфиденциальности; процедура проведения судебных действий следственного характера, таких как осмотр местности и помещения, осмотр вещественных доказательств, освидетельствование. В УПК РФ не закреплено право производить с использованием ВКС допросы специалиста, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, представителя (законного представителя) потерпевшего (подсудимого), педагога, психолога, не урегулирована процедура проведения допросов указанных лиц. Указанные пробелы в законодательстве создают проблемы в применении видеоконференцсвязи в судебной практике.
Ключевые слова: судебные действия следственного характера, видеоконференцсвязь, пробелы в уголовно-процессуальном законодательстве.
Внедрение инновационных технологий в сферу уголовного судопроизводства, в том числе и использование видеоконференцсвязи, несомненно, преследует цель повышения результативности и качества производства по уголовным делам, соблюдения процессуальных сроков, применения новых методов сбора и закрепления доказательств по делу, обеспечения безопасности участников уголовного процесса при неукоснительном соблюдении их конституционных прав и свобод.
Правовой регламент различных сторон применения средств видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве суда первой и апелляционной инстанций содержится в ч. 6 ст. 35, ч. 4 ст. 240, ст. 278.1, ч. 2 ст. 389.12, ч. 8 ст. 389.13 УПК РФ.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством в судах, рассматривающих дело по первой инстанции, применение устройств видеоконференцсвязи для участия обвиняемого удалённо возможно при рассмотрении вопроса об изменении территориальной подсудности (ч. 6 ст. 35 УПК РФ).
В остальных случаях применение средств виде-оконференцсвязи в судах первой инстанции ограничено производством отдельных процессуальных действий. На сегодняшний день это допрос свидетеля и потерпевшего при необходимости (ч. 4 ст. 240 УПК РФ).
Для суда апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции законодателем значительно расширены возможности использования видеокон-ференцсвязи при рассмотрении дела. В частности, осуждённому, содержащемуся под стражей и желающему участвовать при рассмотрении апелляционной жалобы, обеспечивается его право участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи (ч. 2 ст. 389.12 УПК РФ); суд
апелляционной инстанции вправе исследовать доказательства с использованием систем видеокон-ференцсвязи (ч. 8 ст. 389.12 УПК РФ). При этом перечень доказательств, которые могут быть исследованы с использованием данных систем, законодателем не указан, что свидетельствует о том, что таким способом могут исследоваться любые доказательства. В суде же первой инстанции с использованием видеоконференцсвязи можно провести лишь допрос свидетеля и потерпевшего.
Рассмотрим, какие проблемы возникают у суда при исследовании доказательств путем использования систем видеоконференцсвязи.
Во-первых, Уголовно-процессуальный ко -декс РФ не содержит регламентации порядка принятия и исполнения решения об исследовании доказательств путем применения систем видеоконференцсвязи.
Так, например, непонятно, по чьей инициативе может ставиться вопрос о необходимости допроса потерпевшего (свидетеля) с использованием виде-оконференцсвязи: по ходатайству сторон или по собственной инициативе суда. Должен ли суд выносить указанный вопрос на обсуждение сторон или принимает решение по данному вопросу без обсуждения.
Исходя из положений п. 23 и п. 25 ст. 5 УПК РФ, решение о проведении допроса свидетеля (потерпевшего) путем использования систем видео-конференцсвязи должно быть оформлено в виде постановления или определения. По смыслу ч. 2 ст. 256 УПК РФ указанное постановление (определение) может быть вынесено по усмотрению суда как в зале судебного заседания с занесением в протокол, так и в совещательной комнате путем изложения в виде отдельного процессуального документа. В том случае, если постановление (определение) суда будет вынесено без удаления
© Курочкина Ю.С., 2018
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
305
в совещательную комнату и, соответственно, составления отдельного процессуального документа, неясно, в каком виде должно быть оформлено поручение суду по месту нахождения свидетеля (потерпевшего, доказательств) об организации проведения видеоконференцсвязи: в виде простого письма-поручения или выписки из протокола судебного заседания. Не установлена легитимность указанных документов и, как следствие, обязательность их исполнения.
Во-вторых, УПК РФ детально не регламентирует порядок взаимодействия судей при проведении видеоконференцсвязи, порядок участия второго судьи (состава суда).
Содержание ч. 2 и ч. 4 ст. 278.1 УПК РФ предполагает наличие двух составов суда (судей) при проведении видеоконференцсвязи - по месту рассмотрения дела и по месту нахождения свидетеля. При этом уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы: об оглашении состава суда (судьи) по месту нахождения свидетеля, процедуры его оглашения, о праве участников процесса заявить ходатайство об отводе указанному составу суда (судье). Также в УПК РФ не регламентирован промежуток времени, в течение которого суд по месту нахождения свидетеля должен находиться во время допроса - до окончания его допроса или только до конца разъяснения прав, обязанностей и ответственности. В данной части следует согласиться с мнением С.А. Краснопевцева о том, что «присутствие судьи в ходе всего допроса свидетеля в зале видеоконференцсвязи должно гарантировать соблюдение процессуальных прав как допрашиваемого лица, так и других участников судебного разбирательства, а поэтому его участие в процессе не должно быть ограничено лишь временем, необходимым для выполнения указанных в ч. 4 ст. 278.1 УПК РФ действий» [1].
Что касается исследования путем использования систем видеоконференцсвязи других доказательств по делу (помимо допроса потерпевшего и свидетеля) в суде апелляционной инстанции (ст. 389.13 ч. 8 УПК РФ), то присутствие и полномочия суда по месту нахождения данных доказательств в уголовно-процессуальном законодательстве вообще не освещены. Неясно, каким образом должен быть организован, например, осмотр вещественных доказательств, осмотр местности и помещения, освидетельствование; кто должен производить эти осмотры: председательствующий по делу суд или судья по месту нахождения доказательств. Отсутствие детальной регламентации порядка проведения указанных судебных действий следственного характера может повлечь за собой произвольное их исполнение.
В-третьих, нормами УПК РФ не урегулирован порядок участия адвоката и переводчика при допросе потерпевшего (подсудимого, свидетеля)
путем использования видеоконференцсвязи. В связи с изложенным у правоприменителей возникают сложности с определением места нахождения адвоката и переводчика - по месту рассмотрения дела или по месту нахождения потерпевшего (подсудимого, свидетеля). Не закреплены в нормах УПК РФ: обеспечение права потерпевшего (подсудимого, свидетеля) на согласование позиции с адвокатом, находящимся по месту рассмотрения дела; предоставление перерыва для их конфиденциальной беседы; время заявления ходатайства об этом; процедура обеспечения соответствующих технических условий для такой беседы. Указанная проблема освещена автором М.А. Сильновым в статье «Практика применения видеоконференцсвязи в уголовном процессе» [4], а также автором Е.В. Селиной в статье «Проблемы использования средств видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве» [3].
В-четвертых, на законодательном уровне не закреплено право суда производить с использованием системы видеоконференцсвязи допросы специалиста, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, представителя (законного представителя) потерпевшего (подсудимого), педагога, психолога и т. д. О наличии указанного пробела в действующем уголовно-процессуальном законодательстве указывал в своей статье С. А. Сумин [5]. Тем не менее потребность в допросе указанных лиц при удаленности их местонахождения у суда имеется. В настоящее время суды по своему усмотрению организуют допросы указанных лиц с помощью дистанционных технических средств связи. Об этом свидетельствует судебная практика Локтевского районного суда Алтайского края [2].
В-пятых, при проведении видеоконференцсвя-зи существуют проблемы технического характера, такие как некачественное звуко- и видеоизображение, их отсутствие, прерывание связи и т. п. В собственной судебной практике при участии в качестве защитника на рассмотрении уголовного дела № 10-9/2018 в отношении С. по ст. 291.2 ч. 1 УК РФ Верещагинским районным судом Пермского края в апелляционном порядке в феврале 2018 года возникла проблема проведения судебного заседания и конфиденциальной беседы защитников с осужденным при использовании ВКС по техническим причинам, а именно: на мониторе не было видно обвиняемого, поскольку камера видеоконферен-цсвязи не направлялась на ту часть зала судебного заседания, где он находился за защитным ограждением. В результате судебное заседание и конфиденциальная беседа с обвиняемым проходили без визуального контакта с ним председательствующего, защитников и государственного обвинителя. После того, как судья по месту нахождения обвиняемого удалился, на мониторе до окончания разбирательства было лишь изображение пустого зала
306
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
заседания. С учетом того, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не даёт определения понятия «видеоконференцсвязь», участники производства трактуют его произвольно, и мнения их по этому поводу могут быть диаметрально противоположными. В описываемом случае защитники возражали против продолжения судебного заседания в условиях отсутствия видимости их подзащитного, поскольку это не «ауди-оконференцсвязь», а «видеоконференцсвязь», где визуальное восприятие участников уголовного судопроизводства, находящихся вне места рассмотрения дела, обязательно. Председательствующий судья по делу не нашёл в данном случае никаких нарушений действующего законодательства и продолжил рассмотрение дела в имеющихся условиях.
Таким образом, в настоящее время в связи с наличием пробелов в уголовно-процессуальном законодательстве в части, регулирующей порядок организации и проведения исследования доказательств путем применения систем видеоконференцсвязи, суды вынуждены самостоятельно решать возникающие у них проблемы.
М.А. Сильнов в приведённой выше статье утверждает, что в этом случае «следует руководствоваться общими нормами, закрепляющими процедуру рассмотрения дел, а также судебной практикой, в структуре которой курс на расширение границ судейского усмотрения становится всё более очевидным» [4]. Также им высказана точка зрения, согласно которой решение вопроса о допросе неназванных в законе участников процесса с использованием видеоконференцсвязи целиком зависит от судебного решения на этот счет, и при условии согласия сторон, разъяснения прав допрашиваемому, соблюдения правил допроса нет правовых оснований для признания полученных таким образом доказательств недопустимыми.
Полагаем, что данная позиция автора не в полной мере соответствуют основным положениям уголовно-процессуального закона, исключающим любой произвол в действиях участников судопроизводства, в том числе и суда:
- в соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства, установленный Уголовно-процессуальным кодексом РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства;
- согласно ч. 3 ст. 7 УПК РФ нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса РФ судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
Таким образом, применение в судебной практике процедур проведения судебных действий след-
ственного характера, прямо не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, является проявлением правового нигилизма, ведущего к формированию недопустимых доказательств.
Единственно правильным способом решения перечисленных в настоящей статье проблем проведения судебных действий следственного характера с использованием систем видеоконференцсвязи является устранение законодателем пробелов в Уго -ловно-процессуальном кодексе РФ при регламентации порядка их проведения и организации, в том числе путем:
- законодательного закрепления понятий «видеоконференцсвязь» и «система видеоконферен-цсвязи»;
- законодательного закрепления прав сторон заявлять ходатайства о проведении судебных действий следственного характера посредством виде-оконференцсвязи;
- оформления решения о проведении судебного действия следственного характера с использованием видеоконференцсвязи в виде отдельного письменного постановления (определения), выносимого в совещательной комнате;
- законодательного закрепления порядка взаимодействия судей при проведении видеоконфе-ренцсвязи, порядка участия второго судьи (состава суда), право заявления отвода второму судье (составу суда);
- установления права суда первой и апелляционной инстанций на проведение осмотра вещественных доказательств, осмотра местности и помещения, освидетельствования, допросов специалиста, эксперта, законного представителя (представителей) потерпевшего (подсудимого), педагога, психолога, гражданского истца, гражданского ответчика путем использования систем виде-оконференцсвязи и закрепления порядка проведения указанных судебных действий следственного характера;
- урегулирования порядка участия адвоката и переводчика при допросе потерпевшего (подсудимого, свидетеля) путем использования видео-конференцсвязи.
Библиографический список
1. Краснопевцев С.А. Использование систем ви-деоконференцсвязи в уголовном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. justicemaker.ru/view-article.php?art=3192&id=22 (дата обращения: 17.03.18)
2. Обобщение практики использования ви-деоконферецсвязи в суде в 2014 году - 1 квартале 2015 года (Локтевский районный суд Алтайского края) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://loktevsky.alt.sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=413 (дата обращения: 17.03.18)
3. Селина Е.В. Проблемы использования средств видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://отрасли-права.рф/агйс1е/18783 (дата обращения: 17.03.18)
4. Сильное М.А. Практика применения видеоконференцсвязи в уголовном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. 1ive1awyer.ru/ugo1ovnyj-protsess/poryadok-protsedur/ item/723 (дата обращения: 17.03.18)
5. Сумин С.А. Применение систем видеоконференцсвязи при допросе защищаемых территориально удалённых лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве на стадиях предварительного и судебного следствия: проблемы реализации и повышение эффективности // Вестник Воронежского института МВД России. - 2011. - № 2. - С. 67-72.
References
1. Krasnopevcev S.A. Ispol'zovanie sistem videokonferencsvyazi v ugolovnom processe [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. justicemaker.ru/view-artic1e.php?art=3192&id=22 (data obrashcheniya: 17.03.18)
2. Obobshchenie praktiki ispol'zovaniya videokonferecsvyazi v sude v 2014 godu - 1 kvartale 2015 goda (Loktevskij rajonnyj sud Altajskogo kraya) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// loktevsky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=docum_ sud&id=413 (data obrashcheniya: 17.03.18)
3. Selina E.V Problemy ispol'zovaniya sredstv videokonferencsvyazi v ugolovnom sudoproizvodstve [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// otrasli-prava.rf/article/18783 (data obrashcheniya: 17.03.18)
4. Sil'nov M.A. Praktika primeneniya videokonferencsvyazi v ugolovnom processe [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. livelawyer.ru/ugolovnyj-protsess/poryadok-protsedur/ item/723 (data obrashcheniya: 17.03.18)
5. Sumin S.A. Primenenie sistem videokonferencsvyazi pri doprose zashchishchaemyh territorial'no udalyonnyh lic, uchastvuyushchih v ugolovnom sudoproizvodstve na stadiyah predvaritel'nogo i sudebnogo sledstviya: problemy realizacii i povyshenie ehffektivnosti // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2011. -№ 2. - S. 67-72.