DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.120.6.111
ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОДНЫХ И НАЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ ДЛЯ ДОБЫЧИ РУД ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
Научная статья
Белов С.В.1' *, Скрипниченко В.А.2
1 Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия;
2 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия
* Корреспондирующий автор (belov.sergeiy[at]gmail.com)
Аннотация
Пространственная организация экономики России изменилась за последние годы. За тридцать лет произошла интеграция в мировую экономику. В России определена стратегия пространственного и экономического развития государства в целом, в том числе арктических территорий, богатых месторождениями полезных ископаемых. Развитие Арктической зоны страны предусмотрено нормативными документами [1], которые определяют продолжение развития Северного морского пути как морской коммуникации и транзитного коридора международного значения [2]. Значимость Северного морского пути особенно возрастает для прибрежных регионов, имеющих выход к Северному ледовитому океану с большой протяженностью береговой линии, со слабым развитием системы коммуникаций на суше. Большую роль имеют морские трассы, имеющие тесные связи с речными водными путями и железнодорожными магистралями для транспортировки руд и рудных концентратов твердых полезных ископаемых. Геополитическое значение арктических морских коммуникаций определено необходимостью освоения минеральных ресурсов высокотехнологичных металлов. Проблемы пространственного развития морских коммуникаций в российской Арктике для добычи руд высокотехнологичных металлов состоят в необходимости реконструкции или строительства новых морских портов, приобретения или строительства ледостойких контейнеровозов, модернизации или установки нового навигационного оборудования на пути транспортировки рудовозов по Северному морскому пути.
Ключевые слова: пространственная экономика, водные коммуникации, наземные коммуникации, российская Арктика, добыча, руды высокотехнологичных металлов, транспортировка, контейнеровозы.
PROBLEMS OF SPATIAL DEVELOPMENT OF AQUATIC AND TERRESTRIAL COMMUNICATIONS IN THE RUSSIAN ARCTIC FOR HIGH-TECH METALS EXTRACTION
Research article
Belov S.V.1' *, Skripnichenko V.A.2
1 Luzin Institute for Economic Studies — Subdivision of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences,
Apatity, Russia;
2 Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia * Corresponding author (belov.sergeyiy[at]gmail.com)
Abstract
The spatial organization of Russia's economy has changed in recent years. The integration into the world economy has taken place over the course of thirty years. The Russian Federation has defined a strategy for the spatial and economic development of the state as a whole, including the Arctic territories, rich with mineral deposits. The development of the Arctic zone of the country is stipulated by the normative documents [1], which determine the further development of the Northern Sea Route as a way of sea communication and as a transit corridor of international importance [2]. The importance of the Northern Sea Route is particularly significant for coastal regions with access to the Arctic Ocean, having a long coastline, with little land communication. Sea routes closely connected with river waterways and railway lines for transportation of ore and ore concentrates of solid minerals play a significant role. Geopolitical importance of Arctic sea communications is determined by necessity of mineral resources of high-tech metals' development. The problems of spatial development of sea communications in the Russian Arctic for the extraction of high-tech metal ores include the need to reconstruct or build new seaports, to acquire or build ice-resistant container ships, to modernize or install new navigation equipment on the way of ore ships lanes along the Northern Sea Route.
Keywords: spatial economy, sea communications, land communications, the Russian Arctic, extraction, high-tech metals ores, transportation, container ships.
Введение
Пространственная организация экономики Российской Федерации претерпела за последние тридцать лет значительные изменения. После развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого века произошла интеграция в мировую экономику. Она обусловлена принятием новых правил торговли с зарубежными странами, изменением в распределении факторов производства, повышением концентрации капитала, формирования инновационного потенциала. В последние годы в России наметилось усиление системы государственного планирования на десятилетия вперед, определена стратегия пространственного и экономического развития государства в целом, в том числе арктических территорий, богатых месторождениями полезных ископаемых [1]. Эта тенденция особенно усилилась с 2022 года по причине изменения международной обстановки, введения ряда санкций со стороны западных государств в отношении России. Развитие Арктической зоны Российской Федерации предусмотрено документами [2], которые определяют продолжение развития Северного морского пути (СМП) как морской коммуникации и транзитного коридора международного значения. Значимость Северного морского пути особенно возрастает для прибрежных
регионов, имеющих выход к Северному ледовитому океану с большой протяженностью береговой линии, со слабым развитием системы коммуникаций на суше. Большую роль имеют морские трассы, имеющие тесные связи с речными водными путями и железнодорожными магистралями для транспортировки руд и рудных концентратов твердых полезных ископаемых. Геополитическое значение арктических морских коммуникаций определено необходимостью освоения минеральных ресурсов, как нефтегазовых, так и твердых полезных ископаемых, а также Северный морской путь имеет важнейшее транзитное значение как внутренний маршрут между арктическими северо-западными и дальневосточными регионами страны. Настоящие тенденции подчеркивают актуальность научных исследований пространственной организации экономики заполярных территорий России, направленной на освоение месторождений цветных металлов. Проблемы пространственного развития морских коммуникаций в российской Арктике для добычи руд высокотехнологичных металлов состоят в необходимости реконструкции или строительства новых морских портов, приобретения или строительства ледостойких контейнеровозов, модернизации или установки нового навигационного оборудования на пути транспортировки рудовозов по Северному морскому пути.
Основные проблемы и риски развития коммуникаций при освоении Арктики:
1) на водных коммуникациях преобладает наличие низких температур в течение большей части года, изменение уровня моря, морские льды и айсберги на морских и речных путях; при осуществлении геологоразведочных работ, добычи и перевозки руд требуется гидрометеорологический мониторинг акваторий;
2) на водных коммуникациях при транспортировке руд возможны утечки нефтепродуктов с морских судов, что может нанести вред окружающей среде;
3) на наземных коммуникациях имеет место отсутствие постоянно действующих дорог, требуется обустройство и содержание автозимников в сезоны отрицательных температур;
4) при использовании наземных коммуникаций наиболее целесообразно перевозить руды железнодорожным транспортом, но строительство железных дорог занимает значительное количество времени.
Ранжирование рисков по значимости определяет на первое место экологические риски, на второе место - риски рентабельности добычи и транспортировки руд
Методология исследования основана на общенаучном подходе. Теоретические вопросы решены на основе экспертной оценки ученых и профессионалов в сфере региональной и пространственной экономики. Информационная база сформирована на базе собранных и систематизированных данных по вопросам развития Арктики в части разработки месторождений цветных металлов, проанализированы законодательные и нормативные акты РФ, регламентирующие вопросы государственного регулирования недропользования в рамках развития арктических территорий страны.
Научная новизна результатов исследования состоит в определении преобладающих направлений развития пространственной экономики российской Арктики, таких как освоение месторождений руд высокотехнологичных металлов на основе комплексной системы коммуникаций, позволяющей варьировать и комбинировать возможные варианты водных и наземных коммуникаций в зависимости от сложившихся условий.
Теоретическая основа исследования базируется на работах ученых в сфере пространственной организации производства, истории освоения арктических территорий, на работах о роли системы коммуникаций при освоении месторождений полезных ископаемых [3]. В трудах отечественных экономистов [4], [5], [6], [7] приведены основы пространственной организации региональной экономики заполярных территорий, управления и рациональной организации системы коммуникаций в Арктике.
Практическая значимость и собственные рекомендации авторов выражены в определении значения инфраструктуры сектора твердых полезных ископаемых в решении проблемы создания рабочих мест и привлечения населения в регионы освоения месторождений высокотехнологичных металлов. В работе определены временные горизонты освоения месторождений высокотехнологичных металлов в Мурманской области, в арктических районах Архангельской области, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в арктических районах Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Обоснован принцип сопряжения всех составляющих региональной системы коммуникаций, реализация которых позволяет варьировать и комбинировать возможные виды перевозки руд высокотехнологичных металлов.
История освоения арктических территорий России показывает, что без развития мореплавания и организации транспортных путей добыча ресурсов была бы невозможна.
Открытия месторождений полезных ископаемых в 30-е годы прошлого века и добыча цветных и драгоценных металлов, угля и нефти, минеральных удобрений на Кольском полуострове, в республике Коми, в Ненецком автономном округе, на арктических территориях Красноярского края, Якутии и Чукотки требовали создания транспортных связей. Создание центра цветной металлургии в Норильске и его контакты с другими регионами России осуществлялись преимущественно водным транспортом, что привело к развитию судоходства в арктических морях.
Академик А.Г. Аганбегян возглавил в 1980 году экспедиции вдоль побережья Сибири по трассе Северного морского пути в целях создания территориально-производственных комплексов (ТПК) в зонах Заполярья. Результаты исследований подчеркнули, что перспективы развития производственных комплексов зависят от надежного транспортного обеспечения [7].
В отношении перевозки медно-никелевых руд и рудных концентратов лидирующую позицию занимают порты западной Арктики, которые реализуют круглогодичную логистическую поддержку навигации по маршруту Мурманск - Дудинка для обеспечения деятельности группы компаний ПАО «ГМК Норильский Никель». Данные направления стимулируют крупнейшие компании по разработке месторождений цветных металлов вкладывать средства в строительство специализированного флота (класса не ниже Arc 7) и ледокольные суда.
Важнейшим приоритетом политики России в настоящее время является импортозамещение. Для развития арктических производственных комплексов должно быть предусмотрено создание производств полного цикла
высокотехнологичных металлов на основе отечественной минерально -сырьевой базы. Зависимость промышленности России от импорта высокотехнологичных металлов является серьёзной угрозой национальной безопасности. До 2035 года в мире прогнозируется увеличение в 2-6 раз потребления для значительного числа высокотехнологичных металлов. На арктических территориях России учтены значительные геологические запасы таких металлов (цветных, редких, редкоземельных и благородных), которые могут быть использованы внутри страны или направлены на экспорт.
Вопросы создания мощной высокотехнологичной промышленности России, обеспеченной стратегическими металлами, становятся актуальными в связи с конкуренцией на рынке с производителями из развитых стран. К высокотехнологичным металлам для промышленности страны следует отнести: рений, редкоземельные металлы, ниобий, бериллий, литий, тантал, скандий, германий, индий, галлий, висмут, кадмий, гафний [8].
Рост спроса на легковые электромобили, грузовые электромобили и горные электромашины заставит промышленников обратить внимание на запасы «батарейных» или «аккумуляторных» металлов. К ним следует отнести литий, никель, кобальт, свинец, графит и редкоземельные металлы (РЗМ). Добыча ряда «батарейных» металлов сосредоточена на арктических территориях в Мурманской области, на севере Красноярского края и Якутии.
Горнодобывающая промышленность проявляет интерес к ресурсам высокотехнологичных металлов, проводятся геологоразведочные работы в новых районах Кольского полуострова, Полярного Урала, на Новой Земле, на Таймыре, на севере Якутии и на Чукотке. Перспективы разработки заполярных месторождений высокотехнологичных металлов связаны с расстоянием от побережья морей Северного ледовитого океана и судоходных рек, что повышает эффективность работы горнодобывающих предприятий по причине использования водного транспорта. Строительство автодорог или железнодорожных путей также следует планировать для доставки грузов, руд и рудных концентратов.
Современные изделия высоких технологий значительно отличаются от продукции прошлых лет. Новый набор специальных металлов позволяет создавать яркие цвета на экранах телефонов и смартфонов, планшетов и телевизоров. Мощные батареи используются в гибридных моделях горной техники, в автомобилях, электрокарах, самокатах и энергоэффективных кондиционерах. Новейший смартфон содержит множество элементов, от индия, который является прозрачным проводником, чтобы дисплей реагировал на палец пользователя, до неодима, позволяющего получать чистые звуки. Редкие и редкоземельные металлы представляют набор около полусотни металлов, потребляемых в количестве менее тысячи тонн в год. Для сравнения потребление основных черных и цветных металлов составляет миллионы тонн в год. Использование высокотехнологичных металлов растёт с каждым годом в соответствии с развитием электронных и экологически чистых технологий. Недра арктических территорий России вмещают крупнейшие месторождениями высокотехнологичных металлов. По экономической целесообразности освоения минерально-сырьевой базы в Арктике среди месторождений преимущественно можно выделить находящиеся в прибрежной зону не далее, чем 200 километров от морского берега. В производственном комплексе минерально-сырьевой базы должно быть предусмотрено развитие инфраструктуры, включающей морской портовый комплекс, энергетическую установку, горные машины, обогатительную фабрику, вахтовый посёлок, автодорогу для перевозки руды.
Пространственная организация коммуникаций при разработке месторождений высокотехнологичных металлов представляет собой совокупность морских, речных, железнодорожных, автомобильных и авиационных путей. Для функционирования перечисленных магистралей необходимо создание современных портовых комплексов, железнодорожных станций и аэропортов на арктических территориях.
Наиболее освоенным регионом является Мурманская область с развитой сетью портов, железных и автомобильных дорог. Добыча высокотехнологичных металлов осуществляется на Печенгском, Ковдорском, Ловозерском, Оленегорском, Федоро-Панском, Хибинском месторождениях. Коммуникационные магистрали построены в начале прошлого века, однако они требуют непрерывной модернизации.
На Полярном Урале открыты Саурейское свинцово-цинковое месторождение, месторождение хромитов Рай-Из, золоторудное месторождение Новогоднее-Монто. Месторождения располагаются в стороне от побережья и судоходных рек. Например, для разработки Саурейского месторождения необходимо строительство автомобильной дороги к железнодорожной ветке.
На острове Вайгач в 30-е годы прошлого века заключенные ГУЛАГа добывали в шахтах и штольнях свинцово-цинковые руды. Рудники заливала вода, а система откачки отлажена не была, поэтому разработка месторождений была прекращена. В южной части острова располагается порт Варнек, который находится вблизи пролива Югорский шар.
На Новой Земле наиболее перспективным является свинцово-цинковое месторождение Павловское. Геологоразведочные работы завершены, бизнес-план горно-обогатительного комбината утвержден. Запланировано строительство портового комплекса в бухте реки Безымянной. Морские коммуникации предусмотрены для транспортировки цинкового и серебросодержащего свинцового концентратов в страны Азии и Европы.
На севере Красноярского края в Норильском районе с советского времени осуществляется активная разработка медно-никелевых руд с попутным получением кобальта, золота, серебра, теллура, селена, металлов платиновой группы. Коммуникации представлены портовым комплексом Дудинка, морскими и речными судами, железнодорожными ветками, аэропортом, самолетами и вертолетами. Рудные концентраты контейнеровозами доставляют в морской порт Мурманск и покупателям в зарубежные страны.
На севере Саха-Якутии открыто крупнейшее в мире Томторское месторождение редких и редкоземельных металлов. которое расположено в Республике Саха (Якутия) в 325 км к северо-востоку от села Оленёк. Томторское месторождение имеет учтенные прогнозные ресурсы (Р1) 1 640,389 тыс. тонн редких металлов, оно относится к числу крупнейших в мире с запасами фосфора, железа, скандия и ниобия. Запасы редких и редкоземельных металлов учтены по категории B+С1 119,3 тыс. тонн в пределах участка «Буранный» на 1 января 2011 года. Лицензией (ЯКУ 15763 ТЭ) на разведку и добычу владеет компания ООО «Восток Инжиринг». Руду планируют вывозить через Хатангский морской торговый порт в Хатанге, до которой руду перевезут автотранспортом по зимнику длиной 600 км. Разработка месторождения будет производиться в зимний период при отрицательных температурах открытыми горными работами с объёмом добычи до 200 тысяч тонн руды в год. Переработка упорных руд и хранение отходов запроектированы на
гидрометаллургическом комбинате, который проектируется на территории специализированного предприятия атомной промышленности в г. Краснокаменске Забайкальского края.
Предложены два варианта коммуникаций для доставки руды с месторождения Томтор в Краснокаменск.
Первый вариант предполагает вывоз продукции автотранспортом по зимнику протяженностью 440 км до морского порта Юрюнг-Хая, затем судами типа река-море по Северному морскому пути вокруг Таймыра на запад в устье Енисея через Дудинку до порта Красноярска (4100 км), далее железнодорожным транспортом 2600 км в Забайкалье в г. Краснокаменск.
Второй вариант предусматривает вывоз продукции автотранспортом по зимнику протяженностью 440 км до морского порта Юрюнг-Хая, затем судами типа река-море на востор в устье реки Лена до Якутска (1900 км), далее 38 км по автомобильной трассе до железнодорожной станции Нижний Бестях и по железной дороге 2500 км в Забайкалье до г. Краснокаменск.
Запланировано выделение из руды урана и тория (0,005 % и 0,13 % соответственно). Перевозить руду необходимо в герметичных биг-бэг контейнерах.
В арктической зоне России перспективными являются серебросодержащее свинцово-цинковое месторождение Павловское на архипелаге Новая Земля в Архангельской области; медно-золоторудное месторождение Песчанка, а также месторождение золота Кекурное и золото-серебряное месторождение Клен в Чукотском автономном округе. В ближайшем времени должна быть осуществлена добыча олова Пыркакайском месторождении на Чукотке и на оловянной Россыпи Тирехтях и месторождении Депутатском в Якутии. Планами предусмотрено освоение месторождения золота Кючус в Якутии. Представляет интерес к Попигайское месторождение импактных алмазов на арктических территориях на границе Якутии и Красноярского края. В пределах Западного сектора российской Арктики привлекает внимание инвесторов Пижемское россыпное месторождение титана на севере Коми, хромиты Полярного Урала, Карелии и Кольского полуострова.
Развитие арктических территорий России предусмотрено документами, которые определяют стратегию освоения Заполярья, развития Северного морского пути (СМП) как морской коммуникации и транзитного коридора международного значения [9]. Значимость Северного морского пути особенно возрастает для прибрежных регионов, имеющих выход к арктическим морям со слабым развитием системы коммуникаций на суше [10].
За прошедшие 12 лет c 2008 по 2020 годы в развитии российской Арктики произошли существенные достижения [11]:
1) по Северному морскому пути (СМП) как национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике перевозки выросли с 1,9 млн тонн в 2006 году до 26 млн тонн в 2019-м и продолжают увеличиваться;
2) главным локомотивом роста количества перевозок является освоение минерально-сырьевой базы региона: сжиженного природного газа, нефти, медно-никелевых руд, угля. Пока незначительный объем грузопотока дают Северный завоз и международные транзитные перевозки;
3) ледокольный флот пополняется новыми отечественными судами;
4) осуществляются обеспечение защиты природной среды Арктики и ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности советского прошлого периода. В 2009 году на Новой Земле открыт национальный парк «Русская Арктика», который в 2019 году посетило 1306 туристов из 44 стран мира. После 2012 года из Арктической зоны вывезено и утилизировано более 80 тыс. тонн опасных отходов;.
5) стратегия развития российской Арктики предусматривает национальную безопасность. С 2012 года построено 475 объектов военной инфраструктуры, 9 новых военных баз, восстановлено и реконструировано 16 глубоководных портов и 13 аэродромов;
6) в 2019 году в состав вооружения на Новой Земле вошли ЗРК С-400, в перспективе вдоль арктических границ страны будет создано сплошное поле с загоризонтными радиолокационными станциями типа «Контейнер»;
7) запланированы в 2035 году объёмы перевозок по СМП в 160 млн тонн. Развитие железнодорожной, авиационной, морской и речной транспортных коммуникаций, развитие телекоммуникационной инфраструктуры может обеспечить высокий уровень жизни в Арктике, благодаря совместным усилиям добывающих отраслей и Министерства обороны РФ.
Таким образом, следует положительно оценить эффективность реализации государственных программ развития Арктического региона, указанных в перечне источников [1], [2].
Значительную роль в развитии арктических территорий играют морские трассы, связанные с речными водными путями и железнодорожными магистралями для транспортировки руд и рудных концентратов высокотехнологичных металлов. К высокотехнологичным металлам следует отнести элементы: рений, редкоземельные металлы, ниобий, бериллий, литий, тантал, скандий, германий, индий, галлий, висмут, кадмий, гафний. Проблемы пространственного развития морских коммуникаций для добычи руд высокотехнологичных металлов состоят в необходимости реконструкции морских портов, строительства ледостойких контейнеровозов, установки нового навигационного оборудования на пути транспортировки рудовозов по Северному морскому пути.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. № 484
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2514-р).
3. Козьменко С.Ю. Пространственная организация регионального хозяйства при освоении арктических ресурсов углеводородов / С.Ю. Козьменко, Р.А. Афанасьев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 4. С. 97-104
4. Козьменко С.Ю. Экономические тенденции пространственной организации регионального хозяйства западной Арктики / С.Ю. Козьменко, Д.А. Матвиишин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2016, с. 100-104.
5. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / Е.П. Башмакова и др.; науч. ред. В.С. Селин, С.Ю. Козьменко (гл. 4). Апатиты: КНЦ РАН, 2015. 335 с.
6. Особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Арктике. Научно-аналитический доклад / под науч. ред. В.С. Селина, Т.П. Скуфьиной, Е.П. Башмаковой, М.В. Ульченко - Апатиты: изд. КНЦ РАН, 2018. - 51 с.
7. Иванова М. В. Пространственная организация морских коммуникаций российской Арктики / М. В. Иванова, А. С. Козьменко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». 2021, Т.14, №2, с. 92-104
8. Волков А. В. Недра российской Арктики - кладовая металлов для «зеленых» технологий / А. В. Волков,
A. А. Сидоров // Вестник РАН, 2020, T. 90, № 1, стр. 56-62.
9. Фишкин Д. О. Реализация минерально -сырьевого и логистического потенциала Арктической зоны России - как выполнить «Майский» указ президента России / Д. О. Фишкин, М. Н. Григорьев // Российская Арктика. 27 Декабря 2019 23:42. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/qWYVe (дата обращения: 12.05.2022)
10. Грузинов В. М. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве /
B. М. Грузинов, Ю. В. Зворыкина, Г. В. Иванов и др. // Арктика: экология и экономика № 1 (33), 2019. С. 6 - 20.
11. Кучеров Н. Арктика 2008-2020: итоги 12-летней стратегии развития / Н. Кучеров // Ритм Евразии. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/qWYVB (дата обращения: 12.05.2022)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 marta 2021 g. [The State Program of the Russian Federation "Socio -economic development of the Arctic zone of the Russian Federation". Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated March 30 , 2021]. № 484 [in Russian]
2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie sudostroenija na 2013-2030 gody». (Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.12.2012 g. № 2514-r) [The State program of the Russian Federation "Development of shipbuilding for 2013-2030". (Decree of the Government of the Russian Federation No. 2514-r dated December 24, 2012)]. [in Russian]
3. Kozmenko S.Yu. Prostranstvennaja organizacija regional'nogo hozjajstva pri osvoenii arkticheskih resursov uglevodorodov [Spatial organization of regional economy in the development of Arctic hydrocarbon resources] / S.Yu. Kozmenko, R.A. Afanasyev // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University]. 2013. No. 4. pp. 97-104 [in Russian]
4. Kozmenko S.Yu. Jekonomicheskie tendencii prostranstvennoj organizacii regional'nogo hozjajstva zapadnoj Arktiki [Economic trends in the spatial organization of the regional economy of the Western Arctic] / S.Yu. Kozmenko, D.A. Matviishin // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta [Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics], 2016, pp. 100-104. [in Russian]
5. Faktornyj analiz i prognoz gruzopotokov Severnogo morskogo puti [Factor analysis and forecast of cargo flows of the Northern Sea Route] / E.P. Bashmakova et al.; scientific ed. V.S. Selin, S.Yu. Kozmenko (Chapter 4). Apatity: KSC RAS, 2015. 335 p. [in Russian]
6. Osobennosti i problemy obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Arktike. Nauchno-analiticheskij doklad [Features and problems of ensuring economic security in the Russian Arctic. Scientific and analytical report] / edited by V.S. Selina, T.P. Skufina, E.P. Bashmakova, M.V. Ulchenko - Apatity: ed. KNC RAS, 2018. - 51 p. [in Russian]
7. Ivanova M. V. Prostranstvennaja organizacija morskih kommunikacij rossijskoj Arktiki [Spatial organization of marine communications of the Russian Arctic] / M. V. Ivanova, A. S. Kozmenko // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast]. 2021, vol.14, No. 2, pp. 92-104 [in Russian]
8. Volkov A.V. Nedra rossijskoj Arktiki - kladovaja metallov dlja «zelenyh» tehnologij [The bowels of the Russian Arctic - a storehouse of metals for "green" technologies] / A.V. Volkov, A. A. Sidorov // Vestnik RAN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2020, Vol. 90, No. 1, pp. 56-62. [in Russian]
9. Fishkin D. O. Realizacija mineral'no-syr'evogo i logisticheskogo potenciala Arkticheskoj zony Rossii - kak vypolnit' «Majskij» ukaz prezidenta Rossii [Realization of the mineral resource and logistics potential of the Arctic zone of Russia - how to fulfill the "May" decree of the President of Russia] / D. O. Fishkin, M. N. Grigoriev // Rossijskaja Arktika [Russian Arctic]. December 27, 2019 23:42. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/qWYVe (accessed: 12.05.2022) [in Russian]
10. Gruzinov V. M. Arkticheskie transportnye magistrali na sushe, akvatorijah i v vozdushnom prostranstve [Arctic transport highways on land, water areas and in airspace] / V. M. Gruzinov, Yu. V. Zvorykina, G. V. Ivanov et al. // Arktika: jekologija i jekonomika [Arctic: Ecology and economics]. No. 1 (33), 2019. pp. 6-20. [in Russian]
11. Kucherov N. Arktika 2008-2020: itogi 12-letnej strategii razvitija [Arctic 2008-2020: results of the 12-year development strategy] / N. Kucherov // Ritm Evrazii [Rhythm of Eurasia]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/qWYVB (accessed: 12.05.2022) [in Russian]