Кузнецов С. В.
д.э.н., профессор, директор Института проблем региональной экономики РАН
Межевич Н.М.
д.э.н., профессор СПбГУ, гл.н.с. Института проблем региональной экономики РАН
ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Ключевые слова: пространственное развитие, стратегии регионального развития, прогнозирование, СевероЗападный федеральный округ.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 18 ноября 2011 г. № 2074-р утвердило стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года подготовленную коллективом ученых Санкт-Петербурга по инициативе и при поддержке Полномочного представительства Президента России в СЗФО.
Стратегия была написана в 2010 году и стала важным документом если не с управленческой, то с экспертной и научной точки зрения. Основные проблемы Стратегии связаны не с ее правовым статусом, а с системой управления в стране. Статус федеральных округов исключает прямое действие рассматриваемой и всех других аналогичных стратегий.
При этом, с нашей точки зрения, необходимость подготовки и принятия подобных документов очевидна. Стратегия необходима как набор ориентиров, целеуказаний для поиска лучших практик социально-экономического развития. Стратегия регионального уровня при этом является частью стратегии государственного уровня.
Не претендуя на исчерпывающий анализ Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, авторы сосредоточили внимание на нескольких ключевых позициях указанного документа. Отметим также то, что авторы данной статьи принимали участие как в подготовке Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, так и аналогичного документа федерального уровня.
Укажем важнейшие позиции Стратегии и оценим степень эффективности прогноза:
1. «Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли СевероЗападного федерального округа в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная функция округа -обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей»1.
Данный подход полностью подтвердился. Экономическое пространство современной России в начале XXI в. подвержено значительным трансформациям и инверсиям внешнего генезиса, что, впрочем, характерно для разных макрорегионов мира и крупнейших государств - Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, ЕС, Индии и т.д., не говоря уже о менее крупных из них.
Мы исходим из того, что необходимый для эффективной экономической деятельности размер пространства определяется характером и масштабом территориального разделения труда.
Интернационализация экономики ведет к тому, что разрозненные звенья, относящиеся к различным национальным производствам, соединяются в единый интернационализированный воспроизводственный цикл - вынесенный за национальные рамки процесс расширенного товарного воспроизводства.
Произошедшая переориентация части экономических связей регионов страны на внешнеэкономические является дополнительным фактором уменьшения межрегиональной торговли, а это меняет характер территориального разделения труда, в результате чего пространство претерпевает своего рода «сжатие» внутри страны. Чем меньше необходимый для экономической деятельности размер пространства, тем медленнее реализуется экономическое развитие страны, т.е. замедляются темпы экономического роста. С другой стороны, внешние связи втягивают в экономическое пространство страны-территории «под чужим флагом»2.
Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов превалировали над внутренними межрегиональными связями, свидетельствовала о том, что национальная экономика потенциально может утрачивать основное
1 Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. - С. 2-3. -http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/
2 Подробнее см.: Межевич Н.М., Кузнецов С.В. Международное сотрудничество как предпосылка эффективного хозяйственного освоения российского сектора Арктики // Экономика и управление. 2013. - № 4 (90).
системное свойство, а ее элементы - компании и целые территориально-производственные комплексы - в перспективе могут работать на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний.
Рассматриваемый документ обеспечивал и де-юре обеспечивает разумный баланс геополитических и экономических приоритетов развития. Это особенно важно в свете того, что вплоть до настоящего времени в экспертном сообществе продвигаются мнения о том, что «необходим отказ от сверхзатратных геополитических приоритетов пространственного развития в ущерб рациональным экономическим»1. С этой, сугубо пораженческой точки зрения, заниматься Арктикой и развитием инфраструктуры в принципе бессмысленно, а единственно оправданная деятельность -Макдональдс на франшизе.
Признавая то, что внешние трансформации связаны, в первую очередь, с активной интеграцией её отдельных пространств и регионов в мировое глобализированное пространство и обусловлены геоэкономическими факторами авторы стратегии переоценили положительное влияние внешних факторов и недооценили их негативную роль.
В Стратегии уделено значительное внимание анализу экономико-географического положения региона, для которого характерна изменчивость как во времени, так и в пространстве. Экономико-географическое положение объекта не может быть одинаковым на различных этапах развития как самого объекта, так и его окружения. Не сложно заметить, что ЭГП Санкт-Петербурга и Ленинградской области сильно и волнообразно изменялось за период с 1913 по 1991 гг. и продолжает меняться. К 1913 году порт Санкт-Петербурга и прилегающая инфраструктура пришли в упадок. При этом динамично развивался порт Риги и Ревеля.
Примерно с 1924 года Ленинградский порт реконструируется, задействованы возможности Кронштадта. В 30-е годы возникает проект Усть-Лужского порта, впрочем, реализован он будет только через 80 лет. Изменение границ СССР приведет к свертыванию проектов в РСФСР и мощным вложениям в инфраструктуру Советской Эстонии, Латвии. В 1992 году опять выяснилось, что транзитно-транспортная инфраструктура Санкт-Петербургского порта недофинансирована и ЭГП города опять нуждается в реконструкции2. С 1997 года началось проектирование и строительство адекватной потребностям российской торговли инфраструктуры. Город и область возвратили утраченный еще в петровские времена статус «окна в Европу». При этом произошло развитие инфраструктуры Новгородской, Псковской, Вологодской областей, не имеющих выхода к морю, но обеспечивающих транзит3. Для СЗФО фиксируются особенности, определившие развитие инфраструктуры. Во-первых, это резкий контраст уровней социально-экономического развития субъектов, входящих в СЗФО, это относится у географическим, социальным, экономическим параметрам. СЗФО фактически представляет Россию в миниатюре. Если модель развития республики Коми мало чем отличается от большинства параметров Сибири, то Калининградская и Ленинградская область по уровню хозяйственной освоенности лидируют в России.
Авторы Стратегии избежали вульгаризации оценки роли региона в трансграничных связях характерной для многих академических и экспертных работ: «Превращение Санкт-Петербурга в европейскую метрополию позволит не только подключить российский Северо-Запад к формирующемуся высокотехнологичному «балтийскому кольцу», но и ускорить модернизацию страны в целом. Именно Северо-Запад России - от Калининграда до Новгорода и Пскова и от С.-Петербурга до Карелии и Мурманска - является физическим «интерфейсом» российско-европейского взаимодействия. В этом контексте возникает закономерный вопрос, какая ставится задача, стать европейской метрополией, или обеспечить приоритет общегосударственных целей и задач развития?
Хозяйственные практики 2011-2017 гг. показали, что общее направление развития внешнеэкономических связей СЗФО было спрогнозировано, верно, однако сценарий резкого ограничения хозяйственных связей, практики им-портозамещения не были спрогнозированы даже на уровне одного из сценариев.
2. «Восстанавливается его (СЗФО) роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации»4. Действительно качественный рывок произошел в развитии второго - «северного» окна, Европейской части российской Арктики. Роль и значение СЗФО в освоении и реосвоении Арктики определяется рядом обстоятельств. Во-первых, СЗФО - это значительная часть Северного морского пути.
Во-вторых, это путь не только северного завоза, но и вывоза природных ресурсов (медно-никелевые концентраты и перспективные топливно-энергетические ресурсы Ямала и шельфа, новоземельское месторождение свинцово-цинковых руд. Трубные газ и нефть, СПГ).
В-третьих, «специфической чертой освоения арктической зоны и прилегающего полярного сектора стала «вне-экономичность» этого процесса удивительная даже в масштабе хозяйственной практики командно административной системы. Арктическая зона и полярный сектор были практически изолированы от любых форм международного сотрудничества и международного разделения труда»5. Вместе с тем, включение Арктической зоны в международные
1 Зубаревич Н.В. Стратегия экономического развития и будущее российской экономики // Журнал НЭА. 2015. - № 2(26). -
С. 228.
2
Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Региональная экономическая политика СССР: исторический опыт для новых хозяйственных условий // Экономическое возрождение России. 2017. - № 2 (52). - С. 97-113.
3 Межевич Н.М. Региональное внешнеэкономическое сотрудничество: проблемы и тенденции сотрудничества // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. - № 1 (50).
4 Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. - С. 2-3. -http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/
5 Межевич Н.М., Куденкова А.В. Некоторые внешнеполитические предпосылки развития российского бизнеса в арктическом регионе // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. - № 3 (46). - С. 56.
проекты означает риски утраты территориального, политического, экономического контроля. Безусловно, эта опасность в 2010 году не была адекватно оценена.
Четвертое. В Стратегии абсолютно правильно были диагностированы «стыковочные узды» в арктической проблематике. К примеру, демографические вызовы, специфика систем расселения на Севере1. В целом Стратегия в своей части, связанной с Арктикой, представляет собой взвешенный многофакторный прогноз. При этом в реальности роль Арктики в развитии СЗФО и России в целом оказалась еще выше, чем предполагали разработчики.
3. «Увеличилось значение Северо-Западного федерального округа как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны»2. Считается, что ресурсно-сырьевая база СЗФО далеко не самая богатая в России. Это справедливо, однако следует учитывать то, что это относительный показатель. Принципиальное значение имеет близость к большим потребительским рынкам России и Европы. В округе сосредоточена добыча апатитов (72% общероссийских запасов) и титана (77%). Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских, угля - около 3%. В округе большие запасы торфа и горючих сланцев. В СЗФО добывается около 19% никеля и железных руд в России. Здесь расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, урана3. За прошедшие годы изменились геологические оценки, равным образом пересмотрены политические риски. В качестве ключевого фактора выдвигается сопряженные интересы Китая и России имеющие проекцию интересов до Санкт-Петербурга и Мурманска и за их пределы, в Северную и Центральную Европу.
Подведем итоги. Несмотря на имеющуюся и в ряде случаев справедливую критику, научная школа стратегического прогнозирования в России развивается успешно. Стратегия социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года является важным, хотя и пройденным этапом развития данного научного и проектного направления.
1 Межевич Н.М. Перспективы северных промышленных моногородов в контексте современных задач развития российской Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 2. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. полярн. акад. - Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014.
2 Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. - С. 3. -http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/
3 Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) // Президент России. - special.kremlin.ru/catalog/glossary/58