Научная статья на тему 'Проблемы прогнозирования пространственного развития на примере Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года'

Проблемы прогнозирования пространственного развития на примере Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
197
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное развитие / стратегии регионального развития / прогнозирование / СевероЗападный федеральный округ.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузнецов С. В., Межевич Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы прогнозирования пространственного развития на примере Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года»

Кузнецов С. В.

д.э.н., профессор, директор Института проблем региональной экономики РАН

Межевич Н.М.

д.э.н., профессор СПбГУ, гл.н.с. Института проблем региональной экономики РАН

ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Ключевые слова: пространственное развитие, стратегии регионального развития, прогнозирование, СевероЗападный федеральный округ.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 18 ноября 2011 г. № 2074-р утвердило стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года подготовленную коллективом ученых Санкт-Петербурга по инициативе и при поддержке Полномочного представительства Президента России в СЗФО.

Стратегия была написана в 2010 году и стала важным документом если не с управленческой, то с экспертной и научной точки зрения. Основные проблемы Стратегии связаны не с ее правовым статусом, а с системой управления в стране. Статус федеральных округов исключает прямое действие рассматриваемой и всех других аналогичных стратегий.

При этом, с нашей точки зрения, необходимость подготовки и принятия подобных документов очевидна. Стратегия необходима как набор ориентиров, целеуказаний для поиска лучших практик социально-экономического развития. Стратегия регионального уровня при этом является частью стратегии государственного уровня.

Не претендуя на исчерпывающий анализ Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, авторы сосредоточили внимание на нескольких ключевых позициях указанного документа. Отметим также то, что авторы данной статьи принимали участие как в подготовке Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, так и аналогичного документа федерального уровня.

Укажем важнейшие позиции Стратегии и оценим степень эффективности прогноза:

1. «Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли СевероЗападного федерального округа в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная функция округа -обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей»1.

Данный подход полностью подтвердился. Экономическое пространство современной России в начале XXI в. подвержено значительным трансформациям и инверсиям внешнего генезиса, что, впрочем, характерно для разных макрорегионов мира и крупнейших государств - Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, ЕС, Индии и т.д., не говоря уже о менее крупных из них.

Мы исходим из того, что необходимый для эффективной экономической деятельности размер пространства определяется характером и масштабом территориального разделения труда.

Интернационализация экономики ведет к тому, что разрозненные звенья, относящиеся к различным национальным производствам, соединяются в единый интернационализированный воспроизводственный цикл - вынесенный за национальные рамки процесс расширенного товарного воспроизводства.

Произошедшая переориентация части экономических связей регионов страны на внешнеэкономические является дополнительным фактором уменьшения межрегиональной торговли, а это меняет характер территориального разделения труда, в результате чего пространство претерпевает своего рода «сжатие» внутри страны. Чем меньше необходимый для экономической деятельности размер пространства, тем медленнее реализуется экономическое развитие страны, т.е. замедляются темпы экономического роста. С другой стороны, внешние связи втягивают в экономическое пространство страны-территории «под чужим флагом»2.

Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов превалировали над внутренними межрегиональными связями, свидетельствовала о том, что национальная экономика потенциально может утрачивать основное

1 Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. - С. 2-3. -http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/

2 Подробнее см.: Межевич Н.М., Кузнецов С.В. Международное сотрудничество как предпосылка эффективного хозяйственного освоения российского сектора Арктики // Экономика и управление. 2013. - № 4 (90).

системное свойство, а ее элементы - компании и целые территориально-производственные комплексы - в перспективе могут работать на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний.

Рассматриваемый документ обеспечивал и де-юре обеспечивает разумный баланс геополитических и экономических приоритетов развития. Это особенно важно в свете того, что вплоть до настоящего времени в экспертном сообществе продвигаются мнения о том, что «необходим отказ от сверхзатратных геополитических приоритетов пространственного развития в ущерб рациональным экономическим»1. С этой, сугубо пораженческой точки зрения, заниматься Арктикой и развитием инфраструктуры в принципе бессмысленно, а единственно оправданная деятельность -Макдональдс на франшизе.

Признавая то, что внешние трансформации связаны, в первую очередь, с активной интеграцией её отдельных пространств и регионов в мировое глобализированное пространство и обусловлены геоэкономическими факторами авторы стратегии переоценили положительное влияние внешних факторов и недооценили их негативную роль.

В Стратегии уделено значительное внимание анализу экономико-географического положения региона, для которого характерна изменчивость как во времени, так и в пространстве. Экономико-географическое положение объекта не может быть одинаковым на различных этапах развития как самого объекта, так и его окружения. Не сложно заметить, что ЭГП Санкт-Петербурга и Ленинградской области сильно и волнообразно изменялось за период с 1913 по 1991 гг. и продолжает меняться. К 1913 году порт Санкт-Петербурга и прилегающая инфраструктура пришли в упадок. При этом динамично развивался порт Риги и Ревеля.

Примерно с 1924 года Ленинградский порт реконструируется, задействованы возможности Кронштадта. В 30-е годы возникает проект Усть-Лужского порта, впрочем, реализован он будет только через 80 лет. Изменение границ СССР приведет к свертыванию проектов в РСФСР и мощным вложениям в инфраструктуру Советской Эстонии, Латвии. В 1992 году опять выяснилось, что транзитно-транспортная инфраструктура Санкт-Петербургского порта недофинансирована и ЭГП города опять нуждается в реконструкции2. С 1997 года началось проектирование и строительство адекватной потребностям российской торговли инфраструктуры. Город и область возвратили утраченный еще в петровские времена статус «окна в Европу». При этом произошло развитие инфраструктуры Новгородской, Псковской, Вологодской областей, не имеющих выхода к морю, но обеспечивающих транзит3. Для СЗФО фиксируются особенности, определившие развитие инфраструктуры. Во-первых, это резкий контраст уровней социально-экономического развития субъектов, входящих в СЗФО, это относится у географическим, социальным, экономическим параметрам. СЗФО фактически представляет Россию в миниатюре. Если модель развития республики Коми мало чем отличается от большинства параметров Сибири, то Калининградская и Ленинградская область по уровню хозяйственной освоенности лидируют в России.

Авторы Стратегии избежали вульгаризации оценки роли региона в трансграничных связях характерной для многих академических и экспертных работ: «Превращение Санкт-Петербурга в европейскую метрополию позволит не только подключить российский Северо-Запад к формирующемуся высокотехнологичному «балтийскому кольцу», но и ускорить модернизацию страны в целом. Именно Северо-Запад России - от Калининграда до Новгорода и Пскова и от С.-Петербурга до Карелии и Мурманска - является физическим «интерфейсом» российско-европейского взаимодействия. В этом контексте возникает закономерный вопрос, какая ставится задача, стать европейской метрополией, или обеспечить приоритет общегосударственных целей и задач развития?

Хозяйственные практики 2011-2017 гг. показали, что общее направление развития внешнеэкономических связей СЗФО было спрогнозировано, верно, однако сценарий резкого ограничения хозяйственных связей, практики им-портозамещения не были спрогнозированы даже на уровне одного из сценариев.

2. «Восстанавливается его (СЗФО) роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации»4. Действительно качественный рывок произошел в развитии второго - «северного» окна, Европейской части российской Арктики. Роль и значение СЗФО в освоении и реосвоении Арктики определяется рядом обстоятельств. Во-первых, СЗФО - это значительная часть Северного морского пути.

Во-вторых, это путь не только северного завоза, но и вывоза природных ресурсов (медно-никелевые концентраты и перспективные топливно-энергетические ресурсы Ямала и шельфа, новоземельское месторождение свинцово-цинковых руд. Трубные газ и нефть, СПГ).

В-третьих, «специфической чертой освоения арктической зоны и прилегающего полярного сектора стала «вне-экономичность» этого процесса удивительная даже в масштабе хозяйственной практики командно административной системы. Арктическая зона и полярный сектор были практически изолированы от любых форм международного сотрудничества и международного разделения труда»5. Вместе с тем, включение Арктической зоны в международные

1 Зубаревич Н.В. Стратегия экономического развития и будущее российской экономики // Журнал НЭА. 2015. - № 2(26). -

С. 228.

2

Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Региональная экономическая политика СССР: исторический опыт для новых хозяйственных условий // Экономическое возрождение России. 2017. - № 2 (52). - С. 97-113.

3 Межевич Н.М. Региональное внешнеэкономическое сотрудничество: проблемы и тенденции сотрудничества // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. - № 1 (50).

4 Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. - С. 2-3. -http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/

5 Межевич Н.М., Куденкова А.В. Некоторые внешнеполитические предпосылки развития российского бизнеса в арктическом регионе // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. - № 3 (46). - С. 56.

проекты означает риски утраты территориального, политического, экономического контроля. Безусловно, эта опасность в 2010 году не была адекватно оценена.

Четвертое. В Стратегии абсолютно правильно были диагностированы «стыковочные узды» в арктической проблематике. К примеру, демографические вызовы, специфика систем расселения на Севере1. В целом Стратегия в своей части, связанной с Арктикой, представляет собой взвешенный многофакторный прогноз. При этом в реальности роль Арктики в развитии СЗФО и России в целом оказалась еще выше, чем предполагали разработчики.

3. «Увеличилось значение Северо-Западного федерального округа как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны»2. Считается, что ресурсно-сырьевая база СЗФО далеко не самая богатая в России. Это справедливо, однако следует учитывать то, что это относительный показатель. Принципиальное значение имеет близость к большим потребительским рынкам России и Европы. В округе сосредоточена добыча апатитов (72% общероссийских запасов) и титана (77%). Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских, угля - около 3%. В округе большие запасы торфа и горючих сланцев. В СЗФО добывается около 19% никеля и железных руд в России. Здесь расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, урана3. За прошедшие годы изменились геологические оценки, равным образом пересмотрены политические риски. В качестве ключевого фактора выдвигается сопряженные интересы Китая и России имеющие проекцию интересов до Санкт-Петербурга и Мурманска и за их пределы, в Северную и Центральную Европу.

Подведем итоги. Несмотря на имеющуюся и в ряде случаев справедливую критику, научная школа стратегического прогнозирования в России развивается успешно. Стратегия социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года является важным, хотя и пройденным этапом развития данного научного и проектного направления.

1 Межевич Н.М. Перспективы северных промышленных моногородов в контексте современных задач развития российской Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 2. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. полярн. акад. - Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014.

2 Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. - С. 3. -http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/

3 Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) // Президент России. - special.kremlin.ru/catalog/glossary/58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.