Научная статья на тему 'Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально- экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)'

Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально- экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие региона / стратегическое управление развитием региона / межрегиональное взаимодействие / индустрия туризма / regional socio-economic development / strategic management in regional development / interregional cooperation / tourism industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакуменко Ольга Аркадьевна

В статье рассматриваются факторы социально-экономического развития региона и определяется роль территориальных факторов такого развития. Приводится типология регионов Европейской части РФ по территориальным факторам развития и анализируется практика стратегического управления социально-экономическим развитием в целевой группе регионов (периферийных с небольшим масштабом территориальной системы). Определяется сущность социально-экономического развития региона и анализируются огранивающие факторы такого развития. На основе контент-анализа стратегий социально-экономического развития целевой группы регионов, а также изучения результатов научных исследований отечественных и зарубежных авторов сравниваются цели, задачи и инструменты стратегического управления развитием региона и сделано заключение о том, что определяющим фактором развития целевой группы регионов является межрегиональное взаимодействие. Проводится анализ практики постановки целей и задач развития межрегионального взаимодействия, а также определения инструментов его реализации, выявляется проблема непроработанности таких инструментов на федеральном и субфедеральном уровнях. Определяются приоритетные отрасли развития межрегионального взаимодействия целевой группы регионов, в том числе индустрии туризма. Делается вывод о том, что потенциал межрегионального взаимодействия, в том числе в приоритетной для подавляющего большинства регионов отрасли – индустрии туризма, используется регионами в недостаточной мере. Предлагаются рекомендации по развитию межрегионального взаимодействия регионов СевероЗападного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакуменко Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COOPERATION AND STRATEGIC MANAGEMENT IN REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT (THE CASE OF TOURISM INDUSTRY)

The article discusses the factors of socio-economic development of the region, and shows the role of regional factors of this development. The author presents a typology of regions of the European part of Russia based on the territorial development factors and analyzes the strategic management practices of social and economic development in the target group of regions (peripheral and of the small scale of the territorial system). The author determines the nature of socio-economic development of the region and analyses the factors of this development. Based on content analysis of strategies for socioeconomic development of the target group regions, as well as studying the results of scientific research of domestic and foreign authors the goals, objectives and instruments of the regional strategic management are compared. The conclusion is that the inter-regional cooperation is the determining factor of the socio-economic development of target group. The author analyzes the practice of setting goals and objectives of the inter-regional cooperation, as well as the definition of instruments of its implementation, and identifies the problems in this field at the federal and sub-national levels. The author also identifies priority sectors of interregional cooperation development in the target group of regions, including the tourism industry. It is concluded that the potential of interregional cooperation, including the priority for the vast majority of regions, the tourism industry, is used in the regions insufficiently. The author offers recommendations for the interregional cooperation development of the Northwestern Federal District.

Текст научной работы на тему «Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально- экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ! В СФЕРЕ УСЛУГ

УДК 332.1

й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-9

БАКУМЕНКО Ольга Аркадьевна

Псковский государственный университет (Псков, РФ); старший преподаватель; [email protected]

Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)

В статье рассматриваются факторы социально-экономического развития региона и определяется роль территориальных факторов такого развития. Приводится типология регионов Европейской части РФ по территориальным факторам развития и анализируется практика стратегического управления социально-экономическим развитием в целевой группе регионов (периферийных с небольшим масштабом территориальной системы). Определяется сущность социально-экономического развития региона и анализируются огранивающие факторы такого развития. На основе контент-анализа стратегий социально-экономического развития целевой группы регионов, а также изучения результатов научных исследований отечественных и зарубежных авторов сравниваются цели, задачи и инструменты стратегического управления развитием региона и сделано заключение о том, что определяющим фактором развития целевой группы регионов является межрегиональное взаимодействие. Проводится анализ практики постановки целей и задач развития межрегионального взаимодействия, а также определения инструментов его реализации, выявляется проблема непроработанности таких инструментов на федеральном и субфедеральном уровнях. Определяются приоритетные отрасли развития межрегионального взаимодействия целевой группы регионов, в том числе индустрии туризма. Делается вывод о том, что потенциал межрегионального взаимодействия, в том числе в приоритетной для подавляющего большинства регионов отрасли - индустрии туризма, используется регионами в недостаточной мере. Предлагаются рекомендации по развитию межрегионального взаимодействия регионов СевероЗападного федерального округа.

Ключевые слова:

социально-экономическое развитие региона, стратегическое управление развитием региона, межрегиональное взаимодействие, индустрия туризма

Бакуменко О.А.

Практика использования межрегионального взаимодействия C|JA\/UUI IM

в стратегическом управлении социально-экономическим \\s\/налп пый

развитием региона (на примере индустрии туризма) /1\.У1П/ЛЛ I

Введение. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона приобретает особую значимость в новых условиях развития российской экономики с ориентацией на импортозамещение, с одной стороны, и наличия внешних ограничений в виде санкций - с другой. Ряд авторов подчеркивают проблему зависимости страны от экспорта сырья и низкую конкурентоспособность обрабатывающего сектора [12]. Кроме того, как пишет С.В. Кузнецов [18], возможности развития российских регионов за счёт ресурсов «внешнеэкономической открытости» (которые активно использовались регионами Северо-западного федерального округа) уже исчерпаны. Требуется поиск новых подходов к региональному развитию, а также инструментов их реализации. Многие отечественные учёные придерживаются идеи поляризованного развития, где полюсами роста выступают регионы [10, 13, 16, 20, 23, 29, 31].

Вопросами стратегического управления развитием региона занимались такие ученые, как А.Г. Гранберг, А.Г. Гапоненко, Д.С. Львов, Л.И. Абалкин, А.Д. Некипелов, А.В. Бабкин и Е.М. Бухвальд, С.В. Кузнецов, М.Ю. Махотае-ва, В.Е. Рохчин, И.И. Егоров и К.Н. Знаменская, Х.А. Константинидзе и др.

Анализ подходов к управлению стратегическим развитием регионов показал, что имеющие место в настоящее время административные механизмы такого управления исчерпали себя, и требуется внедрение качественно нового подхода, основанного на стратегическом партнерстве.

Проблемы стратегического управления социально-экономическим развитием региона на современном этапе рассмотрены в работе А.В. Бабкина и Е.М. Бухвальда [9]. Авторы пишут о том, что требуется «последовательный переход от «планирования индикаторов» к планированию институциональных изменений» [9]. При этом «выравнивание регионов должно начинаться не со сглаживания показателей ВРП, а с изменения и развития институ-

циональной среды» [13].

Актуальность стратегического управления региональным развитием подчеркивает и факт принятия в 2014 году закона «О стратегическом планировании в РФ» ' И.Г. Акперов описывает ситуацию, сложившуюся в настоящее время в российских регионах: «стратегическая компонента ... носит реактивный характер. ... Поведение управляемой системы неизбежно приобретает пассивный, оборонительный характер» [4].

Таким образом, в рамках данного исследования мы ставим перед собой задачу поиска новых подходов и инструментов стратегического управления социально-экономическим развитием регионов с использованием факторов межрегионального взаимодействия.

Основная часть

Логика исследования включает в себя следующие этапы.

1. Определение сущности и ограничивающих факторов социально-экономического развития региона.

2. Определение сущности и ограничивающих факторов стратегического управления социально-экономическим развитием региона.

3' Сравнительный анализ целей, задач и инструментов стратегического управления социально-экономическим развитием целевой группы регионов с представленными в научной литературе.

4. Определение роли межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием целевой группы регионов и разработка рекомендаций по его развитию.

На первом этапе в результате обобщения подходов к классификации региональных систем, а также систематизации видов развития региона мы уточнили сущность понятия

1 Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изм.). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420204138 (Дата обращения: 21.05.2016).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

«социально-экономическое развитие региона». В авторской трактовке сущность рассматриваемого понятия определяется как целенаправленное изменение и усложнение региональной социально-экономической системы, обладающей специфическими ресурсами и инновационным потенциалом, объединяющей в себе различные организации и отрасли, за счет синергетического эффекта от взаимодействия и реализации интересов её целевых групп и использования внутреннего потенциала с целью обеспечения устойчивости системы в долгосрочной перспективе.

Обобщение подходов к определению ограничивающих факторов социально-экономического развития регионов позволило сделать вывод о том, что все факторы целесообразно систематизировать в 6 групп:

- межрегионального взаимодействия, а также взаимодействия центра и периферии [13, 17, 18];

- стратегического управления [15, 17, 18, 21, 25];

- инновационного развития [13, 18];

- индустриализации [8, 13, 32];

- инфраструктурные [8, 21, 25];

- территориальные [8, 10].

Очевидно, что факторы социально-

экономического развития будут иметь различное влияние на отдельные регионы нашей страны. В первую очередь, различаются социально-экономические процессы в центре и на периферии. Вследствие повышения роли регионов в обеспечении экономической безопасности России в условиях санкций и нестабильности политической обстановки в рамках данного исследования внимание будет уделено именно периферийным регионам. По мнению А.В. Белоусовой, «чем меньше масштаб региональной системы, тем, в общем случае, более серьезное влияние на экономические процессы оказывают его внешние связи» [10]. В табл. 1 представлена типология регионов РФ по территориальным факторам развития (масштабу территориальной системы и расположению). В рамках исследования были рассмотрены регионы Европейской части России, географически относящиеся к Восточной Европе (55 субъектов РФ).

^"^Расположение Масштабу Периферийные

Центральные

системы не имеют внешних границ приграничные

Крупный масштаб территориальной системы (> 57 чел./км2) Москва, Санкт-Петербург, Респ. Крым, Краснодарский край, Калининградская обл. Севастополь; Республики: Чувашская, Адыгея, Татарстан; Области: Московская, Тульская Республики: Ингушетия, Чеченская, Сев. Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Дагестан; Области: Самарская, Белгородская

Средний масштаб территориальной системы (28,5-48,1 чел./км2) Области: Нижегородская, Ростовская Республики: Удмуртская, Мордовия, Марий Эл, Башкортостан; Области: Липецкая, Владимирская, Ивановская, Ярославская, Калужская, Ульяновская, Пензенская, Орловская, Тамбовская, Рязанская; Края: Ставропольский Республики: Карачаево-Черкесская; Области: Воронежская, Курская, Брянская

Небольшой масштаб территориальной системы (< 24,6 чел./км2) Республики: Коми; Области: Смоленская, Тверская, Новгородская, Кировская, Костромская, Вологодская, Архангельская Республики: Калмыкия, Карелия; Авт.Окр.: Ненецкий; Области: Саратовская, Волгоградская, Ленинградская, Астраханская, Псковская, Мурманская

Таблица 1 - Типология регионов РФ по территориальным факторам развития

Бакуменко О.А.

Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)

В рамках данного исследования целевой группой будут являться периферийные регионы с небольшим масштабом территориальной системы (плотностью населения менее 24,6 чел./км2). Для проведения анализа мы будем рассматривать периферийные регионы с небольшим масштабом территориальной системы Северо-Западного федерального округа, поскольку они представляют собой более 50% совокупности целевой группы регионов, что позволяет считать выборку репрезентативной.

На втором этапе мы определили сущность стратегического управления социально-экономическим развитием и рассмотрели его ограничивающие факторы. В результате обобщения подходов к определению сущности категории «стратегическое управление социально-экономическим развитием региона» [3, 4, 5, 6, 7, 19, 22, 28], было выявлено три подхода: процессный, деятельностный и системный. В рамках деятельностного подхода под «стратегическим управлением социально-экономическим развитием региона» мы предлагаем понимать деятельность целевых групп региона под руководством органов власти по изменению и усложнению региональной социально-экономической системы, обладающей специфическими ресурсами и инновационным потенциалом, для удовлетворения потребностей объекта управления, обеспечения устойчивости системы, усиления конкурентоспособности региона. Ключевой особенностью предложенного определения является отнесение к числу субъектов стратегического управления не только органов власти, но и других целевых групп, а также определение отношений между ними.

На реализацию стратегического управления оказывают влияние ограничивающие факторы. В результате обобщения результатов научных исследований по данной теме [5, 7, 17, 19] факторы были систематизированы в две группы: факторы внутренней среды (по функциям управления: планирование, организация и координация, мотивация и стимулирование, контроль и контроллинг) и факторы

внешней среды (микро- и макроокружения). Сделан вывод о том, что большая часть проблем стратегического управления в регионах РФ, выделяемых российскими экспертами, лежит в области внутренних функций управления, в частности, организации и планирования. Соответственно, направления дальнейших исследований мы видим в совершенствовании организационного механизма стратегического управления социально-экономическим развитием территорий. К числу наиболее острых проблем, выделяемых большинством авторов, относятся: формирование стратегии развития региона (в т.ч. видения), а также организация взаимодействия субъектов управления и субъектов влияния друг с другом и между собой.

В результате анализа ограничивающих факторов, представленных в стратегических документах целевой группы регионов, было выявлено, что подавляющее большинство ограничивающих факторов относится к факторам микроокружения. При этом некоторые факторы являются специфичными именно для выбранной целевой группы, а именно: слабые интеграционные процессы, низкая плотность населения, относительно малый рынок внутреннего потребления, ограниченность рынков сбыта, отток трудовых ресурсов в Москву и Санкт-Петербург, дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития. С нашей точки зрения, обозначенные факторы определяются именно малым размером и периферийным положением территорий.

По нашему мнению, повышение уровня социально-экономического развития целевой группы периферийных регионов с небольшим масштабом территориальной системы в стратегической перспективе возможно, в первую очередь, за счёт развития их внешних взаимодействий. Учитывая мнение С.В. Кузнецова о том, что потенциал развития регионов Северо-Западного федерального округа посредством экспортной ориентации уже исчерпан, здесь мы имеем в виду преимущественно

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

взаимодействия между регионами РФ.

На третьем этапе мы рассмотрели цели и задачи стратегического управления социально-экономическим развитием регионов, представленные в отечественной научной литературе [3, 4, 5, 17, 22, 26, 27, 28], а также в стратегических документах целевой группы регионов. Обобщенные цели стратегического управления развитием региона выглядят следующим образом:

- цели стратегического управления развитием внутренней среды: определение возможностей развития объекта и генерация качественно новых ресурсов; удовлетворение потребностей целевых групп;

- цели стратегического управления отношениями с внешней средой: формирование новых рыночных отношений и обеспечение глобальной конкурентоспособности и привлекательности региона.

Таблица 2 - Систематизация подходов к определению задач стратегического управления социально-экономическим развитием региона

В табл. 2 представлена систематизация подходов к определению задач стратегического управления социально-экономическим развитием региона.

Систематизация целей и задач такого управления показала, что цели и задачи управления отношениями с внешней средой, выявленные в результате обобщения теоретических подходов, практически не нашли отражения в текстах стратегий (за исключением Мурманской области и республики Карелия).

Более того, сравнительный анализ инструментов стратегического управления социально-экономическим развитием региона, выявленных в результате изучения российских и зарубежных научных исследований [1, 2, 8, 11, 14, 17, 24, 30], а также инструментов, представленных в стратегических документах целевой группы регионов, показал, что в таких документах практически не встречается инструментов реализации функций стратегического управления (планирование, организация и координация, мотивация и стимулирование, контроль и контроллинг). Что говорит о том, что инструментов управления межрегиональным взаимодействием в целом на уровне региона и реализацией отдельных его форм (кластеров, стратегических партнерств, соглашений о сотрудничестве, совместных проектов и т.п.) в рассмотренных документах не заложено.

На четвертом этапе, анализируя стратегические документы социально-экономического развития целевой группы регионов, мы сопоставили отраслевые приоритеты их развития. В результате было выявлено, что три отрасли экономики являются приоритетными в подавляющем большинстве регионов целевой группы: агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс и туризм. С нашей точки зрения, для развития упомянутых отраслей целесообразно использовать потенциал межрегионального взаимодействия. Особенно это актуально для индустрии туризма ввиду следующих факторов:

Подход Группы задач

1. Процессный (по этапам процесса управления) - анализа внешней и внутренней среды, - построения пирамиды стратегического планирования (видение, миссия, долгосрочные цели), - выявления и согласования стратегических альтернатив, - разработки стратегии, - реализации стратегии, - контроля реализации стратегии

2. Функциональный (по базовым функциям управления) - планирования, - организация и координации, - мотивации и стимулирования, - контроля и контроллинга

3. Системный (по направлениям развития) - экономического развития, - социального развития, - экологического развития, - развития человеческого потенциала, - инновационного развития, - инфраструктурного развития, - пространственного развития, - развития государственного управления, - развития интеграции и партнерства

Бакуменко О.А.

Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)

- возможностей расширения рынков сбыта за счёт близлежащих регионов той же группы (низкие транспортные расходы);

- интеграции туристских ресурсов различных регионов и формирования комплексного туристского продукта;

- использования потенциала приграничного положения (регионами, не имеющими внешних границ, посредством партнерства с приграничными регионами).

Рассмотрим, каким образом регулируется развитие туризма на уровне макрорегиона. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года2 заявлено, что одним из главных стратегических приоритетов развития экономики Северо-Западного федерального округа является использование турист-ско-рекреационного потенциала территории и акватории. В Стратегии прописана и возможность реализации совместных проектов с сопредельными регионами европейских стран в рамках продвижения макрорегиональных турпродуктов. Среди инструментов реализации данного направления предусмотрено: разработка межрегиональных маркетинговых программ продвижения Северо-западной части России как уникальной туристической территории; формирование межрегиональных туристических программ по территориям нескольких регионов. Также в документе присутствует раздел «Межрегиональное сотрудничество», однако в данном разделе не представлены инструменты его развития, в т.ч. в отраслевом разрезе. Интересным представляется тот факт, что стратегические направления развития субъектов РФ, входящих в СЗФО, не содержат даже упоминания о возможностях межрегионального и приграничного взаимо-

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 г. №2074-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года». URL: http://www.n-west.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-szfo-2020/ (Дата обращения: 21.05.2016).

действия в сфере туризма. Такие инструменты не содержит и раздел о механизмах реализации приоритетных целей и задач социально-экономического развития СЗФО.

Мы предлагаем следующие рекомендации по развитию межрегионального взаимодействия в индустрии туризма в СЗФО:

- доработка стратегических документов макрорегионального и регионального уровней в части включения в них инструментов реализации межрегионального взаимодействия;

- разработка стратегии развития туризма на макрорегиональном уровне;

- введение функции межрегионального взаимодействия в индустрии туризма в структурные подразделения администраций регионов СЗФО, отвечающих за развитие туризма;

- разработка системы индикаторов интенсивности межрегиональных взаимодействий в индустрии туризма;

- интенсификация туристских потоков между регионами;

- разработка межрегиональных туристских продуктов и их продвижение на внешний рынок.

Заключение

Таким образом, в рамках данного исследования мы уточнили сущность социально-экономического развития региона и систематизировали ограничивающие факторы такого развития, обобщили теорию и практику стратегического управления социально-экономическим развитием целевой группы регионов, разработали рекомендации по развитию межрегионального взаимодействия в индустрии туризма СЗФО.

На наш взгляд, одним из ключевых критериев целеполагания в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона является учёт факторов как внешней, так и внутренней среды; управление как развитием объекта, так и его взаимоотношениями с внешней средой. Тот факт, что регионы уже на уровне цели не заявляют необходимость развития таких взаимоотношений,

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

говорит о том, что потенциал интеграции, межрегионального и международного взаимодействия используется регионами в недостаточной мере. Направления дальнейших ис-

следований мы видим в совершенствовании организационного обеспечения межрегионального взаимодействия субъектов РФ, в т.ч. в индустрии туризма.

Список источников:

1. Impagliazzo C, Ippolito A., Zoccoli P. The balanced scorecard as a strategic management tool: its application in the regional public health system in Campania // Health Care Manag (Frederick). 2009. 28(1). Pp. 44-54. doi: 10.1097/HCM.0b013e318196df0f.

2. ReidJoanne Enabling innovations and its implementation // Ivey business journal. - December 2011. URL: http://www.iveybusinessjournal.com/topics/innovation/enabling-innovation-and-its-implementation#.usdns6vfpyf (Дата обращения: 02.03.2016).

3. Авезов А.Х., Азимова М. Стратегическое управление устойчивым развитием экономики региона // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. № 1 (1). С. 31-38.

4. Акперов И.Г. Проблемы и перспективы управления социально-экономическим развитием региона в условиях перехода к шестому технологическому укладу // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2014. № 1. С. 7-12.

5. Актуальные проблемы современной экономики: монография / под науч. ред. В.Г. Бело-местнова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Андреев В.Н. Состав и базовые научные принципы построения системы стратегического управления экономическим развитием региона // Управление экономическими системами. 2012. № 10 (46). С. 32.

7. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. С. 2389-2393.

8. Бабаев Б.Д., Боровкова Н.В., Николаева Е.Е., Николаев А.Д., Новиков А.И., Андрекус Е.А. Экономика депрессивного региона: противоречия, резервы, проекты возрождения // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2013. № 1 (19). С. 6-21.

9. Бабкин А.В., Бухвальд Е.М. Проблемы стратегического планирования в региональном и муниципальном звене управления Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 4 (223). С. 25-37.

10. Белоусова А.В. Межрегиональные взаимодействия: влияние на экономику региона (Хабаровский край) // Пространственная экономика. 2012. № 4. С. 127-137.

11. Боуш Г.Д., Миронова М.Н. Кластеры предприятий в контексте стратегии инновационного развития российских регионов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 54-62.

12. Бурдакова Г.И., Литовченко В.В. Императивы стратегического управления инновационно-отраслевыми центрами регионов // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-9. С. 1902-1907.

13.Дугаржапов З.Б. Институциональные особенности как фактор социально-экономических различий регионов // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 85-89.

14. Ерхов М.В. Совершенствование инструментов стратегического планирования социально-экономического развития регионов. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2011.

Бакуменко О.А.

Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)

15. Жаров В.С. Проблемы формирования системы стратегического управления инновационным промышленным развитием экономики регионов севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 4. № 41. С. 99-100.

16. Ивановский Л.В. Актуализация стратегии социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа: взгляд с позиций методологии систем // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. № 1 (50). С. 133-146.

17. Константиниди Х.А. Стратегирование развития региональной экономической системы в условиях ускорения постиндустриальных преобразований. М.: Изд-во «Спутник +», 2015.

18. Кузнецов С.В. Национальные приоритеты в стратегии социально-экономического развития Северо-западного федерального округа // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. № 1 (50). С. 123-133.

19. Лапыгин Д.Ю. Проблемы стратегического управления регионом // Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 2 (2). С. 1-20.

20. Лукин Е.В. Межрегиональное взаимодействие в системе экономического развития регионов: теоретические и практические подходы // Вопросы территориального развития. 2013. № 5 (5). С. 1-9.

21. Лукин М.В., Рахимова Ю.М., Ткачёв С.А. Особенности организации межрегионального взаимодействия в контексте реализации концепции гармоничного сбалансированного развития регионов // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: теория и практика управления. 2014. № 12 (17). С. 53-56.

22. Пивень И.Г. Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона // Новые технологии. 2014. № 3. С. 58-64.

23. Полякова А.Г., Симарова И.С. Концептуальная модель управления развитием региона с учетом уровня пространственной связанности // Экономика региона. 2014. № 2 (38). С.

24. Попов С.В., Колесниченко Д.А. Инновационное развитие России: региональный аспект // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Т. 83. № 3. С. 36-42.

25. Рахимова Ю.Ф. Основные направления межрегионального экономического взаимодействия в условиях трансформации экономики России на инновационные стратегии развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 663.

26. Реструктуризация экономики: теория и инструментарий / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 664 с.

27. Третьяк В.В., Воробьева Н.В. Система стратегического управления инновационным развитием региона как фактор повышения его конкурентоспособности // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 14. С. 7-15.

28. Трофимова Е.А. Особенности стратегического управления в мезоуровневых социально-экономических системах // Вестник ТИСБИ. 2013. № 1 (53). С. 173-181.

29. Туркина О.В. Регион как объект управления социально-экономическим развитием // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С. 68-80.

30. Цукерман В.А. Проблемы и перспективы перехода от сырьевой к инновационной экономике севера // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2. С. 21-32.

31. Шеломенцев А.Г., Терентьева Т.В., Козлова О.А., Макарова М.Н. Межрегиональное сотрудничество как институт реализации стратегий развития регионов Дальнего Востока // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-3.

32. Шурдумова Э.Г., Нагоев А.Б. Современные направления антикризисной региональной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 449.

247 с.

32-42.

С. 417-422.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Olga BAKUMENKO

Pskov State University

INTERREGIONAL COOPERATION AND (Pskov, Russ¡a);

STRATEGIC MANAGEMENT IN REGIONAL Senior 'iecturei;

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT e-mail: [email protected]

(THE CASE OF TOURISM INDUSTRY)

Keywords:

regional socio-economic development, strategic management in regional development, interregional cooperation, tourism industry

The article discusses the factors of socio-economic development of the region, and shows the role of regional factors of this development. The author presents a typology of regions of the European part of Russia based on the territorial development factors and analyzes the strategic management practices of social and economic development in the target group of regions (peripheral and of the small scale of the territorial system). The author determines the nature of socio-economic development of the region and analyses the factors of this development. Based on content analysis of strategies for socioeconomic development of the target group regions, as well as studying the results of scientific research of domestic and foreign authors the goals, objectives and instruments of the regional strategic management are compared. The conclusion is that the inter-regional cooperation is the determining factor of the socio-economic development of target group. The author analyzes the practice of setting goals and objectives of the inter-regional cooperation, as well as the definition of instruments of its implementation, and identifies the problems in this field at the federal and sub-national levels. The author also identifies priority sectors of interregional cooperation development in the target group of regions, including the tourism industry. It is concluded that the potential of interregional cooperation, including the priority for the vast majority of regions, the tourism industry, is used in the regions insufficiently. The author offers recommendations for the interregional cooperation development of the Northwestern Federal District.

References

1. Impagliazzo C., Ippolito A., Zoccoli P. The balanced scorecard as a strategic management tool: its application in the regional public health system in Campania // Health Care Manag (Frederick). 2009. 28(1). Pp. 44-54. doi: 10.1097/HCM.0b013e318196df0f.

2. Reid Joanne Enabling innovations and its implementation // Ivey business journal. - December 2011. URL: http://www.iveybusinessjournal.com/topics/innovation/enabling-innovation-and-its-implemen tation#.usdns6vfpyf (Accessed on 02.03.2016).

3. Avezov A.H., Azimova M. Strategic management of sustainable development of regional economy // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki [Bulletin the Tajikistan State University of Law, Business and Politics]. Series of Social Sciences. 2015. № 1 (1). Pp. 31-38.

4. Akperov I.G. Problems and prospects of management of socio-economic development of the region in the transition to the sixth technological order // Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiju [Intellectual Resources for Regional Development].2014. № 1. Pp. 7-12.

5. Actual problems of of modern economics: a monograph / under scientific. ed. of V.G. Belomestnov. Ulan-Ude: Publishing House VSGUTU,2015. 272 pp.

6. Andreev V.N. The composition and the basic scientific principles of economic development strategic management in a region // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems]. 2012. № 10 (46). Pp. 32.

Бакуменко О.А.

Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма)

7. Aslanova S.H., Topsahalova F.M.G. Strategic management of socio-economic development at the regional level // Fundamental'nye issledovanija [Basic Studies].2015. № 2-11. Pp. 2389-2393.

8. Babaev B.D., Borovkova N.V., Nikolaeva E.E., NikolaevA.D., NovikovA.I., Andrekus E.A. Economics of depressive region: contradictions, reserves, revival projects // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta [Ivanovo State University Bulletin]. Series: Economics. 2013. № 1 (19). C. 6-21.

9. Babkin A.V., Buhval'd E.M. Issues of strategic planning in the regional and municipal management positions of the Russian Federation // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta [Scientific and Technical Proccedings of St. Petersburg State Polytechnic University]. Economics. 2015. № 4 (223). Pp. 25-37.

10. Belousova A.V. Interregional cooperation: The impact on the regional economy (Khabarovsk Krai) // Prostranstvennaja ekonomika [Spatial economics]. 2012. № 4. Pp. 127-137.

11. Boush G.D., Mironova M.N. Clusters of enterprises in the context of the strategy of innovative development of Russian regions // Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University]. Series: Economics. 2010. № 4. Pp. 54-62.

12. Burdakova G.I., Litovchenko V.V. Imperatives of strategic management of innovation and industry centers of the regions // Fundamental'nye issledovanija [Basic Studies]. 2013. № 11-9. Pp. 1902-1907.

13. Dugarzhapov Z.B. Institutional characteristics as a factor of social and economic differences of the regions // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat State University]. 2013. № 2. Pp. 85-89.

14. Erhov M.V. Improving the tools for of strategic planning of socio-economic development of the regions. Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow., 2011.

15. Zharov V.S. Problems of forming the strategic management system of innovative industrial development of regional economy of the North // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo porjadka [North and Market: Economic Order Formation]. 2014. Vol. 4. № 41. Pp. 99-100.

16. Ivanovskij L.V. Actualization of the socio-economic development strategy of the Northwestern Federal District: A view from the standpoint of the methodology of systems // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitija [Economics of the North-West: Problems and prospects]. 2016. № 1 (50). Pp. 133-146.

17. Konstantinidi H.A. Strategy development of regional economic systems in the acceleration of postindustrial transformation. Moscow: Publishing house "Sputnik +",2015. 247 pp.

18. Kuznecov S.V. National priorities in the strategy of socio-economic development of the Northwestern Federal District // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitija [Economics of the NorthWest: Problems and prospects]. № 1 (50). Pp. 123-133.

19. Lapygin D.Yu. Problems of strategic management in the region // Region: gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie [Region: State and municipal governance]. 2015. № 2 (2). Pp. 1-20.

20. Lukin E.V. Interregional cooperation in the regional economic development: Theoretical and practical approaches // Voprosy territorial'nogo razvitija [Issues of territorial development]. 2013. №5(5). Pp. 1-9.

21. Lukin M.V., Rahimova Ju.M., Tkachjov S.A. Features of the organization of inter-regional cooperation in the context of implementing the concept of a harmonious balanced regional development // Vestnik Komi respublikanskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby i upravlenija [Bulletin of Komi Republican Academy of Public Administration and Management]. Series: Theory and Practice of Management. 2014. № 12 (17). Pp. 53-56.

22. Piven' I.G. Conceptual basics of strategic management of regional sustainable development // Novye tehnologii [New Technologies]. 2014. № 3. Pp. 58-64.

23. Poljakova A.G., Simarova I.S. Conceptual development model of the regional administration in view of the level of spatial coherence // Ekonomika regiona [Regional Economics]. 2014. № 2 (38). Pp. 32-42.

24. Popov S.V., Kolesnichenko D.A. Innovative development of Russia: Regional Aspect // Vestnik Tambovskogo universiteta [Bulletin of Tambov University]. Series: Humanities. 2010. Vol. 83. № 3. Pp. 36-42.

25. Rahimova Yu.F. The main directions of interregional economic cooperation under transformation of the Russian economy for an innovative development strategy // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern Problems of Science and Education]. 2014. № 6. P. 663.

26. Restructuring of the economy: the theory and tools / under editorship of prof. A.V. Babkin. SPb.: Publishing house of Polytechnic University, 2015. 664 p.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т 10, No. B(69) 2016

27. Tret'jak V.V., Vorob'eva N.V. Strategic management system of innovative development of the region as a factor in increasing the competitiveness // Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta [Scientific Notes of the International Banking Institute]. 2015. № 14. 33. 7-15.

28. Trofimova E.A. Features of strategic management ^a social and economic systems at the medium level // TISBI Bulletin. 2013. № 1 (53). Pp. 173-181.

29. Turkina O.V. Region as object of social and economic development management // Sovremennye tendencii v jekonomike i upravlenii: novyj vzgljad [Modern trends in economy and management: a new look]. 2013. № 22. Pp. 68-80.

30. Cukerman V.A. Problems and prospects of transition from raw materials to the innovation economy of the north // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2008. № 2. Pp. 21-32.

31. ShelomencevA.G., Terent'eva T.V., Kozlova O.A., Makarova M.N. Inter-regional cooperation as an institution of implementing strategies for the development of the Far East regions // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research]. 2014. № 11-3. Pp. 417-422.

32. Shurdumova E.G., Nagoev A.B. Modern trends in the anti-crisis regional policy // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern Problems of Science and Education]. 2015. № 1-1. P. 449.

Бакуменко О.А. Практика использования межрегионального взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона (на примере индустрии туризма) // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 78-88. 001: 10.22412/1995-042Х-10-8-9.

Bakumenko O. Interregional cooperation and strategic management in regional socio-economic development (the case of tourism industry). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 78-88. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.